Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ
статья (1 класс) на тему

Ерастова Надежда Владимировна

В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

"Школа № 3"

Статья

Средства, методы и принципы формирования

графических навыков у учащихся

младшего школьного возраста

 с ОВЗ

Составила:

учитель начальных классов

 Н.В.Ерастова

г. Комсомольск на Амуре

2017 г.

        Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

В системе обучения письму Л.Я. Желтовская [4, с.17] выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.

Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки написанных от руки учителем карандашом. Метод был введен в школу в XIX в. И был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв.

Использование копировального метода для специальных целей в условиях индивидуальной работы с детьми на ранней стадии обучения вполне целесообразно. Д.А. Писаревский [7, с.32] считал также, что умелое применение этого способа может дать определенный эффект и при исправлении почерков учащихся третьих классов.

Линейный метод также берет начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовой подход к обучению – точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, т.е. букву, а, следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и т.д.

Этот метод как единственный тоже не оправдал себя. Частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера и т.д.

Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. Этот способ применяется для отработки формы букв в послебукварный период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к другой (от частой косой сетки к письму по тетрадям с редкой косой и, наконец, к письму по одной линии), в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму.

Тактический метод (или ритмический) способ – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Он удобен для работ со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Но при длительном и постоянном применении такого способа дети с ОВЗ быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе.

Еще один из распространенных методов – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки : пальцев, кисти, предплечья. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.

Мы рассмотрели традиционные методы обучения чистописанию. Как видим, в практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.

Графические навыки письма осуществляются при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка шариковая, карандаш, мел), он осуществляет различные движения и приемы. Представим приемы в виде такой схемы.

Приемы, необходимые для письма:

  1.  Владение инструментом письма.
  2.  Соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее во время письма.
  3.  Соблюдение правильной позы, посадки при письме.
  4.  Движение руки вдоль строки во время письма.

Приемы письма:

  1.  Умение сравнивать образец с результатом письма.
  2.  Приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную.
  3.  Приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения).
  4.  Приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т. д.).
  5.  Прием сопоставления букв по высоте - соблюдение одинаковой высоты букв на строке.
  6.  Письмо букв между линиями строки и на линии.
  7.  Начало письма. Заполнение строки.
  8.  Приемы правильного наклонного письма.

Таким образом, с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися с ОВЗ встает ряд задач по овладению разными приемами. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с этими приемами и первоначальное овладение приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. Эти приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, еще будут отрабатываться в течение 2-3 лет.

В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение многих условий и овладение рядом приемов, при первоначальном овладении графическими навыками наблюдается сложность распределения внимания ученика, удержания в сознании нескольких задач одновременно. Начиная писать, ученик забывает о том, что в поле его внимания должно быть правильное положение тетради, что ручку не следует сжимать и давить на нее изо всех сил. Он весь сосредоточен на одной задаче - написать букву или слово, но и сейчас ему трудно удержать во внимании все приемы. Он ведет перо на себя, стараясь писать прямые черты ровно, забывает о наклоне этой черты, пропускает момент, когда надо сделать поворот, забывает об образце и т. п.

Л.Я. Желтовская [ 5, с.45 ] выделяет следующие приёмы, которыми должен пользоваться учитель при обучении детей чистописанию и отмечает, какие из приемов являются главными.

1. Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов правописания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Задача ученика - увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова).

Такой показ является совершенно обязательным тогда, когда учащиеся с ОВЗ впервые знакомятся с буквой, и до тех пор, пока они твердо не усвоили способы написания букв.

Необходимо показывать учащимся способы соединения букв, так как, если учащийся усвоил, как писать букву, он не всегда догадывается, как она соединяется с соседними буквами. Таким образом, если впервые учащиеся пишут буквосочетание, его надо обязательно показать на доске.

2. Другим приемом при обучении чистописанию следует списывание учащимися с  готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Это прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведенным.

Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование - это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражено.

3. Копировальный способ.  Его следует применять ограниченно - в связи с тем, что обведение образца, осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, -  словом, того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести в свое движение во время письма.

4.  Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.

Как копировальный способ, так и воображаемое письмо - это вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния - усвоение движения, восприятие формы, привлекают внимание ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят форму обучения.

5. Анализ формы букв. Анализ формы буквы может осуществляться   по-разному.   Можно  анализировать  форму  буквы,   раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы.

Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением; например, так пишутся буквы в и б. Нужен ли тогда поэлементный анализ вообще? И как его надо проводить?  Прежде всего, нужен анализ элементов движения при письме.

        6. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.

Сознательное усвоение особенно необходимо на том этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила при письме должны формулироваться очень кратко я их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике.

        7. Важным приемом обучения чистописанию является письмо под счет в такт счету. Письмо под счет способствует выработке плавного ритмичного письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.

        8. Одним из приемов обучения можно считать прием показа ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, 'в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно, и нашли ответ, как не допускать таких ошибок.

Применяются также приемы взаимной проверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто хорошо видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. При задании взаимной проверки детям дают конкретные задания: проверить, как написан тот или иной элемент данной буквы, проверить какое-то соединение или расстояние между словами и  т. п. Мы описали основные приемы, применяемые в обучении каллиграфическим навыкам письма. Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие, как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и др.

На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.

Методист Л.Я. Желтовская [5, с.67] считает, что для того, чтобы письмо было чётким, аккуратным, легко читаемым, учителю на уроках чистописания и русского языка нужно постоянно работать над отдельными его качествами.

К качествам письма нужно отнести его чёткость и разборчивость, равномерность, одинаковую высоту букв, соблюдение строки (снизу и сверху), т.е. соблюдение линейности, ритмичность, правильность соединения букв и плавность письма при достаточной скорости письма. Стремясь выработать у учащихся эти качества, учитель работает в следующих направлениях:

            1. Совершенствовать форму букв в письме учащихся.

           2. Работать над правильностью соединений букв.

           3. Отрабатывать правильный наклон и параллельность штрихов.

           4. Работать над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице.

          5. Вырабатывать одинаково равномерные и пропорциональные расстояния                                               между элементами букв, между буквами и словами.

         6. Добиваться того, чтобы письмо было приблизительно одинаковой скорости.

         7. Необходимо отрабатывать плавность и ритмичность письма.

       Процесс письма не может осуществляться без педагогических принципов обучения. Большой вклад в разработку принципов обучения детей с нарушением интеллекта внесли: Л.С. Выготский (1, с.38), А.Н. Граборов, Е.К. Грачёва, Г.М. Дульнев, И.Г. Ерёменко, В.П. Кащенко, Е. Сеген.

      В основе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, В.М. Мозговой [6, с.41], выделяет следующие принципы:

-принцип воспитывающего и развивающего обучения.

-принцип связи обучения с жизнью.

-принцип научности и доступности.

-принцип систематичности и последовательности.

-принцип сознательности и активности.

-принцип наглядности.

-принцип прочности результатов обучения.

-принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

    Рассмотрим принцип систематичности и последовательности в обучении. Этот принцип является необходимым для формирования у учащихся целостной картины мира.

   При обучении школьников с нарушением интеллекта этот принцип приобретает особую значимость, так как известно, что представления и знания детей этой категории отрывочны, бессистемны, учащиеся затрудняются  переносить их из одной ситуации в другую, новую, что подчас делает невозможным их применение. Поэтому одной из основных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является формирование у детей системы доступных знаний, умений и навыков. Сообщаемый школьникам материал увязывается внутри каждого учебного предмета  в определённую систему элементарных понятий.

   Разобщённое изучение школьных дисциплин не может обеспечить формирование в сознании школьников целостной картины мира. Для того чтобы преодолеть такую разобщённость в содержании программ и учебников, предусматриваются внутрипредметные и межпредметные связи, а в учебный план включаются предметы интегративного характера.

  Принцип систематичности и последовательности в обучении реализуется во взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся на уроках. Начиная с младших классов, учитель приучает школьников к последовательным устным и письменным ответам на вопросы, к выполнению заданий по плану. Поскольку школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают действия, в специальной (коррекционной) школе VIII вида широко используются памятки, алгоритмы, схемы, технологические карты, определяющие последовательность операций. Сначала учитель показывает, как ими пользоваться, впоследствии он привлекает учащихся к их применению.

Важное значение  для систематизации значений учащихся приобретают уроки обобщающего повторения.

Принцип систематичности и последовательности в обучении школьников с нарушением интеллекта реализуется также в том, что при поступлении в школу обязательно проводится обследование детей, в процессе которого выявляются имеющиеся знания, умения и навыки. Это является необходимым, так как поступающие в школу дети имеют разный опыт организованного обучения.

Рассмотрим принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихся предполагает, необходимость воспитывать класс на единый учебный коллектив, создать условия для активной, организованной работы всех учащихся в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень не однородны по своим возможностям в усвоении программного материала. Основными причинами такой неоднородности являются полиморфность основного дефекта и различие сопутствующих нарушений, неодинаковость сохранных качеств, а так же условий дошкольного и семейного воспитания.

   Вместе с тем коллектив очень значим для школьников с нарушением интеллекта, так как, находясь в коллективе, они приобретают опыт коллективной деятельности, учатся подчинять свои намерения и действия интересам коллектива, оказывать помощь друг другу. Коллектив стимулирует детей к достижению более высоких результатов в учебной деятельности, дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности.

   Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении.

   В основе дифференцированного подхода в специальной (коррекционной) школе VIII вида лежат разные возможности школьников в овладении программным материалом.

   В.В. Воронкова [3, с.39] выделяет четыре группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала.

    Первую группу составляют ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

   Во вторую группу вошли ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

   К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к общению.

   Четвёртую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные школьники.

   Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приёмов обучения.

   Индивидуальный подход состоит в учёте индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития. В процессе индивидуального подхода к учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются задачи индивидуальной коррекции. В связи с этим на первый план выходит требование тщательного изучения школьников.

   Значительная неоднородность состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является её специфической особенностью.                

     Итак, проблема индивидуального  и дифференцированного подхода будет   оставаться актуальной всегда.

     Таким образом, мы видим, для того, чтобы письмо было чётким, аккуратным, легко читаемым и грамотным, учителю на уроках чистописания нужно постоянно работать над отдельными его качествами, осуществляя педагогические принципы обучения: последовательности, систематичности и индивидуально – дифференцированный подход.

     

       Библиографический список:

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: А.П.Н. РСФСР, 1956. - 620 с.
  2.  Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: А.П.Н. РСФСР, 1959. -358 с.

3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах

вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1988.

4.  Желтовская Л.Я. Обучение чистописанию. / Начальная школа. -1991.

-№2. с. 9.

5. Желтовская   Л.Я.   Формирование   каллиграфических   навыков   у

младших школьников. М.: Просвещение, 1987. П.

6.Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2006. с.36.

7. Писаревский Д.А. Обучение письму младших школьников / Начальная школа. -2000. - № 6.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей у учащихся младшего школьного возраста средствами русского фольклора.

В последние годы, наряду с интенсификацией учебного процесса, с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор –...

Развитие языкового анализа и синтеза и формирование фонематических процессов у учащихся младшего школьного возраста.

Программа для педагогов начальной школы и логопедов, работающих с детьми младшего школьного возраста.Формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, а так...

«Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»

В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...

Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнени...

Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассмотрены основные методы формирования каллирафических навыков у младших школьников.Для эффективного овладения детьми навыками чистописания необходимо вести работу в комплексе, испол...