урок по изо "Иллюстрирование сказки колобок"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

 Ризванова Ландыш Нафисовна

урок проводится во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_urok_.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива»

Учебный предмет: изобразительное искусство

Класс: 1.

Раздел: тематическое рисование

Вид урока: рисование по теме

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: интегрированный урок:  изо и технология

Формы организации учебной деятельности: групповая работа.

Тема: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

Цель: выполнить на листах иллюстрации к  сказке «Колобок».

Планируемые результаты:

Предметные:

Способствовать расширению кругозора учащихся о художниках посредством обобщения знаний, полученных в процессе изучения нового материала.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: в совместной деятельности с учителем и учащимися принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока, выполнять под руководством учителя в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные УУД: Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала,

формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты, развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка.

Коммуникативные УУД: способствовать развитию монологической речи, делать выводы.

познакомить с творчеством художников М. Врубеля,  Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве.

Личностные: воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Основные понятия: иллюстратор, иллюстрация, народные сказки, авторские.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология.

Ресурсы: сказка «Колобок» в обработке К.Ушинского, портреты художников В. Васнецова , М.Врубеля, Ю.Васнецова.

Изобразительный ряд: презентация - репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.

Оборудование для учащихся: выставка детских книг «Сказки», толковый словарь русского языка Ожегова, карандаши , ластик, клей, ножницы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организация учащихся.

Мотивация к учебной деятельности.  

 (1 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.

- Ребята, пожелаем друг другу удачи.

( хлопки в ладоши)

- Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны быть простой карандаш,  цветные карандаши, ластик, ножницы, клей, большой лист бумаги. ( А-3)

Учащиеся стоять около парт и слушают учителя

Проверка рабочего места

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстни-ками.

Регулятивные (правиль-ность вы-бора учеб-ных принад-лежностей)

II.Актуализация знаний. (3 мин.)

Обратимся  к книжной  выставке.  Здесь  вы  видите  сказки  разных  народов и  русские  народные  сказки.  Листая  страницы  этих детских  книжек,  мы видим,  что  кроме  текста в них  есть  еще  и яркие  рисунки. Сравним  две книжки с русскими народными сказками «Колобок».

 -  Что в  них  одинакового?

Ответы детей: Сказки одинаковые.

 - Что  разного?

Ответы детей: В первой  книге - яркие  иллюстрации, а в другой – нет иллюстраций.

- Какую бы  вы  выбрали  для  себя  книгу? Почему?

Ответы детей: первую книгу, так как она яркая, интересная.

 - Кто  составляет  эти  рисунки?

Ответы детей: художники.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания

III. Постановка темы и цели урока. (4 мин.)

Прогнозирование.

Работа с толковым словарем в группах.

- Кто догадался, кем  будем  сегодня на уроке?

Ответы детей: наверное, будем художниками.

- Верно. И непросто художниками, а художниками- иллюстраторами.

Читающие дети находят в толковом словаре значения слов «иллюстратор», «иллюстрация» и зачитывают всем.

Художник - иллюстратор придумывает  к книгам разные рисунки.  Эти  рисунки называются – иллюстрации. (слайд 1)

ИЛЛЮСТРАЦИЯ  -  ЭТО РИСУНОК,  ПОЯСНЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА.

 (слайд 2)

- Ребята, а иллюстрацию к  какой сказке будем рисовать, ведь сказок очень много. Давайте я вам прочту  отрывок  из одной сказки.

Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл.

А от тебя, заяц,

И подавно уйду.

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».

-Сказка вам всем знакома?

- Ребята, а чему учит эта сказка? (В общении с человеком остерегаться  хитрости и лести)

- А Колобок какой по характеру? ( хвастливый, доверчивый)

Значит вы  проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял?

- Какие ещё сказки бывают?

«Колобок»

Народ

Авторские

Регулятивные:

целеполагание, как постановка учебной задачи.

Познавательные: (развитие способности смыслового восприятия текста)

Регулятивные: (в сотруд-ничестве с учителем умение по-льзоваться со словарем)

 

IV. Изучение нового материала. (7 мин.)

Ознакомление с творчеством художников  М.В. Васнецова и М.А.Врубеля.

V.Актуализация знаний учащихся.

(4  мин.)

- На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.

- А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) (слайд 3,4)

Среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна лягушка».

В картине «Алёнушка» мы видим застывшую позу девочки, склонённую голову, печальный взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки...  (слайд 5)

А на следующей картине мы видим «Царевну – лягушку», поразившая своей красотой в русском  танце всех вокруг.  (слайд 6)

Михаил Александрович Врубель – знаменитый русский художник конца 19 – начала 20 века. Его произведения – это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд. Не стала исключением и картина «Царевна-Лебедь». Героиня сказки А.С.Пушкина .  

Картина удивительна. В ней нет движения. Взгляд Царевны-Лебеди – это прощальный взгляд. Ее огромные глаза полны грусти и доброты. Темнота вокруг Царевны-Лебеди сгущается. И лишь она сама, ее белоснежное одеяние, фата и корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Все сверкает перламутром. Таинственным мерцанием светятся драгоценные камни на ее украшениях.

Михаил Врубель создал образ, который стал символом девичьей красоты и величия.

 - Мы с вами посмотрели работы двух художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.

Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

(Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.)

- Вспомним главных героев сказки.

- Кто первым встретился колобку?

- Кого встретил вторым? Третьим? Последним?

- Я загадаю загадки , какая группа отгадает тот сюжет и рисует .

Загадки. (слайд 7,8,9,10)

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? …

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? …

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный.

- А вот пятая группа будет рисовать иллюстрацию к началу сказки.

- Ребята, сегодня  работы будете красить цветными карандашами и  используете  аппликацию. Материал для аппликации я вам раздам.

- Ребята, при работе с ножницами не забываем о правилах безопасности.

Правила безопасной работы с ножницами (слайд 11)

1.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

2. Следи за движением лезвий во время работы.

3. Ножницы клади кольцами к себе.

4.  Подавай ножницы кольцами вперед.

5. Не оставляй ножницы открытыми.

6. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

Учащиеся смотрят презентацию и слушают учителя

Зайка.

Лиса.

Медведь.

Волк.

Познавательные

(Ознакомление с творчес-твом худож-ников  В.М.Васнецова, М.А.Врубеля)

 

Личностные (развитие эстетических чувств)

 

 

 

 

 Регулятивные:

контроль, коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания.

Физкультминутка.

 (1 мин.)

Танцуем вместе с колобком.

 VI. Практическая работа.  Этапы выполнения рисунка.

(20 мин.)

 Композиция рисунка.

 Выполнение карандашного наброска.

 Работа с цветом.

VII. Итог уроков. Рефлексия. (5 мин.)

 В ы с т а в к а работ учащихся.

Заключительное слово учителя.

Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

В это время учитель  делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

1) Определим расположение главных героев рисунка.

Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.

Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).

- При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на тёмном, тёмное ни светлом,

контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне. Используй и ты эти средства.

И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.

 Ребята, что сегодня было важным на уроке?

( нарисовать иллюстрации к сказкам).

 А что для вас в этой работе самым трудным,  самым интересным?

(передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение, разукрашивать их  наряды).

 Что больше всего понравилось?

Оцените работу своей группы: 

- Если вам урок понравился, у вас все получилось, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.

Молодцы , ребята! Вы все сегодня постарались, у вас все хорошо получилось!

Ответы учащихся.

Коммуникативные (общение с соседом по парте, составление сюжета)

 

Личностные (раскрашивание костюма героя ) 

Познавательные:

общенаучные:умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

               

                   

Урок  изобразительного искусства

1 класс

Тема: Иллюстрирование русской народной

сказки «Колобок».

                                                                                       Подготовила учитель

                                                                                       начальных классов

                                                                                       I квалификационной категории

                                                                                       Ризванова Л.Н.

                                                   

                                                         2014 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-сказка "Колобок" (литературное чтение и технология)

Интегрированный урок по литературному чтению и технологии. Учить детей связно выражать свои мысли, воспитывать культуру речевого общения, формирование выразительности речи. Способствовать развитию...

Сценка сказки "Колобок. Старая сказка новым детям"

Колобок. Старая сказка новым детям.Инсценировка для детского сада, маленьких школьников или просто хорошей компании....

Урок чтения в 1 классе. Тема "Закрепление изученных букв. Русская народная сказка "Колобок" (урок-викторина)

Урок разработан учителем начальных классов Лайкиной Анной Николаевной. Урок включен в сборник методических материалов "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс обучающи...

Открытый урок - путешествие по сказке «Колобок» в 1 классе тема «Решение задач» Школа 2100.

Разработка открытого урока- путешествия по сказке «Колобок» в 1 классе тема «Решение задач» Школа 2100....

Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия «В гостях у сказки!» (Народная сказка Колобок)

Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия«В гостях у сказки!» (Народная сказка Колобок)Дата: 15.03.17Цель: Знакомство детей с народной сказкой Колобок.Задачи: Воспитать чувство колле...