Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_shkola_rossii1_klass.docx73.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

 

        

Рабочая  программа

по изобразительному искусству

УМК «Школа России»

1        класс

                                                                                                                                          Составила:  

                                                                                                                                                           Аллабердина Л. И.,

                                                                                                                                                                      учитель начальных класов

Нижневартовск

2014

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО

Пояснительная записка

            В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

   Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе  Программы начального общего образования образовательного учреждения МБОУ «СОШ №3»г. Нижневартовска,  авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др., утвержденной МО РФ. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом: учебник  Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1- 4 класс.– М.: Просвещение, 2011г;

            Предмет  «Изобразительное искусство» входит в предметную область « Искусство».                                                    

                                                                   Общая характеристика учебного предмета

          Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы, рассчитана на 135 ч. Рабочая программа для 1 класса составлена на 33 ч в год. Занятие проводится 1 раз в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

                                                                Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

                                                         

                                                           Учебно-тематический план по изобразительному искусству

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

Введение

1

1

Ты изображаешь. Знакомство с «Мастером Изображения».

10

1

9

Ты украшаешь. Знакомство с «Мастером Украшения».

8

8

Ты строишь. Знакомство с «Мастером Постройки».

9

9

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

6

Итого

33

2

31

Содержание учебного предмета

Введение(1ч) 

Введение в предмет.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10ч)

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя». Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). Посещение музея.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч)

Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (9ч)

 Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу(5ч)

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Сказочная страна. Здравствуй, лето!  (обобщение темы)

                                            Требования к планируемым результатам обучающихся  к концу 1 класса

                   Личностными результатами» является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

                Метапредметные результаты:

                   Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

                   Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится: 

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

-   узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-   конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное   конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Критерии оценки.

Отметки в 1классе не выставляются.  В случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д.  и во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка.

Ресурсное обеспечение

1.Учебная и методическая литература:

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.  Учебник. Л.А. Неменская / издательство «Просвещение» /2011

2.Нормативные и инструктивно-методические материалы:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ

  1. Примерные программы для начальной школы Министерство Образование РФ
  2. Программа начальная школа «Школа России»  Л.А. Неменская

3.Учебно-методические пособие:

Методическое пособие 1-4 классы под редакцией Б.М. Неменского, М: Просвещение, 2010г.

4.Оборудование и приборы:

Доска школьная, стол учительский, стул черный мягкий, стол компьютерный, парта двухместная регулируемая + 2 стула - 15 комплектов, конторка одноместная - 2 шт, принтер HP P2015, системный блок NORDER, монитор Samsung 18,5, акустические колонки, документ камера Epson, интерактивная доска Board 279, наушники закрытого типа с микрофонной гарнитурой, портативный компьютер ученика aser – 13 шт, портативный компьютер учителя, проектор короткофокусный Epson, сетевой фильтр - удлинитель, точка доступа для беспроводной локальной сети, универсальная тележка платформа, адаптер, комплект учебно-методических материалов.

5.Методические и дидактические материалы:

Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова / Москва Издательский центр «Вентана - Граф» / 2014

6.Информационные и электронно-образовательные ресурсы:

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Основы декоративно – прикладного искусства» на CD (12таблиц + не менее 5заданий к каждой)

 7. Список образовательных интернет – ресурсов:

  1. http://arttrans.com.ua/sub/galleries/reproductions/subject/169/portrait_painters/list1.html портреты художников.
  2. Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/
  3. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

  4. Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/
  5. Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

  6. Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   

  7. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
  8. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Календарно - тематическое планирование по   изобразительному искусству

1 класс (33  часа в год)

п/п

Дата проведения

Тема урока

Элементы содержания.

Основные понятия.

Характеристика деятельности  учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

1

04.09

Введение в предмет.

Знакомство с учебником. Правила работы с красками.

Проговаривает  правила пользования акварельными красками, кистью.

Выполняет рисунок  солнца.

Работать  кистью и акварельными красками.

Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: рассуждать
о содержании рисунков, сделанных детьми.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч)

2

11.09

Изображения всюду вокруг.

Правила работы на уроке.

О видах художественной деятельности.

Проговаривает  правила  работы на уроке и материалами.

Изображать увиденное.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: рассуждать
о содержании рисунков, сделанных детьми.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог

3

18.09

Мастер Изображения учит видеть.

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма».

Проговаривает  значение понятия «форма».

Выполняет рисунок  листа.

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Ценностное отношение к природному миру.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

4

25.09

Изображать можно пятном.

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).

Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных

Проговаривает  технику  выполнения работы пятном.

Изображает рисунок  животного пятном.

Использовать пятно, как из главных средств изображения.

Иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

5

 02.10

Изображать можно в объёме.

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, объемные объекты в природе.

Целостность формы

Проговаривает  значение понятия « объём». Правила работы с пластилином.

Выполняет фигуру животного.

 Научиться: превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином)

Самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

6

09.10

Изображать можно линией.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости.

Проговаривает  значение понятия « графика».

Выполняет путаницу из линий, дорисовывает до получения изображения  какого – то предмета.

Научиться: Видеть линии в природе.

Понимание чувства других людей и сопереживание им.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

7

16.10

Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя».

Об изображении линией на плоскости. Повествовательные возможности линии.

Проговаривает  правила работы с материалами  на уроке.

Выполняет карандашами «Рассказ про себя».

Научиться: делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе».

Понимание чувства других людей и сопереживание им.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

8

23.10

Разноцветные краски.

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Проговаривает  правила  работы на уроке  с материалами.

Рисует   коврик. Изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. 

Получать новые цвета при их смешивании.

Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные: предвосхищать результат.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

9

30.10

Изображать можно и то, что невидимо.

Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.. О невидимом мире, мире чувств, настроении.

Проговаривает  правила работы на уроке с  материалами.

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Понимание чувства других людей и сопереживание им.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: обсуждать
и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

10

13.11

Художник и зрители.

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Цвет и краски в картинах художников.

Проговаривает  виды и жанры искусства.

Рисунок  летнего леса.

Научиться: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: обсуждать
и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

11

20.11

Посещение музея.

О художественных произведениях.

Проговаривает  правила поведения в музее. Проговаривает  значение новых слов: экскурсовод, экспонат.

Научиться: видеть украшение в окружающих предметах;

Эстетические потребности.

Регулятивные:  адекватно воспринимать предложения учителя.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

12

27.11

Мир полон украшений.

О видах художественной деятельности.

Проговаривает  значение  слова  украсить.

Выполняет рисунок сказочного цветка.

Научиться: видеть украшение в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы – заготовки.

Эстетические потребности.

Регулятивные:  адекватно воспринимать предложения учителя.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи

13

04.12

Красоту надо уметь замечать.

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.

Проговаривает  значение  слова  кайма.

Выполняет рисунок свободного выбора.

Научиться: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы.

Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы.

Регулятивные:  преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности

14

11.12

Узоры на крыльях.

О различных узорах на крыльях бабочек.

Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

 «Узоры на крыльях бабочек».

Научиться: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крылья, передавая узорчатую красоту.

Ценностное отношение к природному миру.

Регулятивные:  применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: обращаться
за помощью к одноклассникам, учителю

15

18.12

Красивые  рыбы. Украшение рыб.

О рыбах, их окраске.

Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих

Научиться: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипия.

Эстетические чувства.

Регулятивные:  соотносить правильность выполнения действия
с требованиями конкретной задачи.

Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество

16

25.12

Украшение птиц.

О разнообразии украшений в природе и форме украшений. О начальных  навыках объёмной работы с бумагой.

Проговаривает  правила работы на уроке с материалами.

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц»

Научиться: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа.

Эмоционально – нравственная отзывчивость.

Регулятивные:  вносить необходимые дополнения и изменения
в действия.

Познавательные: создавать модели для решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения

17

15.01

Узоры, которые создали люди.

О разнообразии орнаментов.

Проговаривает  правила работы на уроке с материалами.

Рисует орнамент.

Научиться: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.

Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию

18

22.01

Как украшает себя человек.

Об украшениях.

Проговаривает  правила работы на уроке с материалами.

Изображает своего любимого сказочного героя.

Рассказать о человеке по его украшениям.

Эмоциональная отзывчивость.

Регулятивные:  вносить необходимые коррективы после завершения работы.

Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания

19

29.01

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

О различных праздничных  украшениях.

Проговаривает  инструктаж по выполнению поделок.

Изготавливает игрушку.

Подбирать материал для изготовления поделок.

Эстетические чувства – доброжелательность.

Регулятивные:  предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь

Ты строишь. Знакомство с «Мастером Постройки» (9ч)

20

05.02

Постройки в нашей жизни.

О  различных видах построек.

Проговаривает  новые  слова архитектура, дизайн.

Изготовление  своего дома.

Владеет новой техникой изображения.

Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные:  использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: слушать собеседника

21

12.02

Рисуем домики для сказочных животных.

О  различных видах построек.

 Припоминает   новые  слова архитектура, дизайн.

Изображает сказочные домики для героев из книг.

Владеет новой техникой изображения. Подбирать нужный домик для своего героя.

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Регулятивные:  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: осуществлять сбор информации.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам

22

26.02

Домики, которые построила природа.

О  различных видах построек ( домики)

Припоминает   новые  слова архитектура, дизайн.

Изготовление сказочного домика из пластилина.

Видеть домик в любом предмете.

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: осуществлять сбор информации.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам

23

05.03

Дом снаружи и внутри.

О внешнем виде  и внутренней конструкции дома.

Проговаривает  понятия «внутри» и «снаружи».

Изображает дом из буквы алфавита.

Представить внутренний и внешний вид домика.

Самооценка работы.

Регулятивные:  адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.

Познавательные: оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач

24

12.03

Строим дом. Город.

О конструкторской работе.

Припоминает   новые  слова архитектура, дизайн.

Строит город из пластилина.

Наблюдать, фантазировать.

Навыки сотрудничества.

Регулятивные:  стабилизировать эмоциональное состояние.

Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль

25

19.03

Всё имеет своё строение.

О конструкторской работе

Проговаривает последовательность техники аппликации из геометрических фигур.

Изготавливает из бумаги жирафа.

Видеть конструкцию предмета.

Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные:  определять последовательность действий.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

26

2.04

Постройка предметов (упаковок).

О конструкторской работе

О работе дизайнера.

Припоминает   новые  слова архитектура, дизайн.

Изготавливает  сумочку для карандашей.

 Видеть результат своей работы.

Эстетические потребности.

Регулятивные:  концентрировать волю.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

27

09.04

Город, в котором мы живём.

О  различных видах построек (домики)

Проговаривает  правила работы на уроке с материалами.

Выполняет аппликацию.

Наблюдать, фантазировать

Уважительное отношение к культуре, доброжелательность.

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение

28

16.04

Совместная работа трёх братьев – мастеров.

О изображении на плоскости. О  различных видах построек. Об украшениях.

Проговаривает  правила работы на уроке с  материалами.

Наблюдать, фантазировать

Видеть результат своей работы.

Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные:  адекватно использовать речь.

Познавательные: различать три вида художественной деятельности.

Коммуникативные: строить монологичное  высказывание

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч)

29

23.04

Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги.

О конструировании из бумаги объектов. Природы и украшать.

Проговаривает  правила  работы на уроке с материалами.

Конструирует птицу из бумаги.

Видеть результат своей работы.

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Регулятивные:  вносить необходимые дополнения и изменения.

Познавательные: называть явления окружающей действительности.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме

30

30.04

Разноцветные жуки.

О видах насекомых, называет их.

Проговаривает  виды насекомых.

Изображает божью коровку.

Научиться рисовать объекты природы и их украшения.

Самооценка работы.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций
в совместной деятельности

31

07.05

Сказочная страна.

О сказочном мире.

Проговаривает  правила  работы на уроке с материалами.

Изображает сказочный город со своими жителями.

Наблюдать, фантазировать.

Изображать сказочный мир.

Навыки сотрудничества.

Регулятивные:  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: обращаться
за помощью к одноклассникам
в процессе работы

32

14.05

 «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников.

О творчестве отечественных художников, изобразивших лето.

Припоминает  изученные  слова в течение года.

Создаёт композицию «Здравствуй, лето!»

 Изображать при помощи красок,  карандашей.

Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные:  соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии

33

21.05

 «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников.

О творчестве отечественных художников, изобразивших лето.

Припоминает  изученные  слова в течение года.

Создаёт композицию «Здравствуй, лето!»

 Изображать при помощи красок,  карандашей.

Эстетические потребности.

Регулятивные:  соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса. УМК "Школа России"

 Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству начального общего образования, авторской программы «Из...

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1-2 классы, УМК "Школа России".

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-2 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России", автор - Б.М. Неменский....

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе УМК "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник "Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс" автор Коротеева Е.И., под ред. НеменскогоБ.М.) для 2 класса УМК "Школа России" включает в ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса по программе "Школа России"

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса  составлена на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...