Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе "Зимний праздник"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Маслянюк Юлия Анатольевна

Добрый день, уважаемые коллеги! Данный урок возможно провести с 1 по 4 классы, облегчая или усложняя задания с учётом развития художественных навыков детей и  их возвастных особенностей развития. Всего доброго! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_izo_maslyanyuk_yu._a.-1.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

изобразительного искусства

«Зимний праздник»

2класс

Образовательная программа «Школа России ФГОС. Уроки изобразительного искусства 1-4 , Школа Неменского. 2 класс»

Цель: Закрепление в игровой форме знаний и представлений учащихся с ОВЗ о приемах рисования елки (на примере изготовления новогодней инсталяции).

Задачи:

  1. Закрепление представлений  у учащихся с ОВЗ об основах цветоведения (основные  и составные цвета, смешение цветовых красок, эмоциональное звучание цвета)
  2. Закрепление знаний у учащихся с ОВЗ о сходстве и различии материалов, о смешаных техниках
  3. Формировать умение взаимодействия трёх видов деятельности- изображения, украшения и постройки.
  4. Умение учащихся с ОВЗ работать с кисточками разного размера
  5. Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ
  6. Развитие высших психических функции у учащихся с ОВЗ при выполнении творческого задания
  7. Развитие координационных и кондиционных способностей у учащихся с ОВЗ
  8. Развитие у учащихся с ОВЗ эмоций и их регулирование в процессе занятия
  9. Формирование у учащихся с ОВЗ позитивного отношения к занятиям изобразительным искусством
  10. Инклюзивное включение ребенка с сочетанной паталогией, находящемся на индивидуальном обучении,  в общий процесс урока

Участники:

  1. Ученики 2 класса ( 9 детей –инвалидов из 12 учащихся, 12 учащихся имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности, 3 детей с аутичными свойствами характера,4 учащихся с остаточными явлениями ДЦП, 1 учащийся со слуховым имплантом, 12 учащихся имеют общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
  2. Учитель изобразительного искусства
  3. Учитель для индивидуального сопровождения ученицы со слуховым имплантом, который эпизодически играет роль Снеговика.

Технологии: здоровьесберегающие (создание положительного эмоционального климата на занятии, использование разных видов деятельности, танцевальные динамические паузы, личностно-ориентированное обучение), игровые (использование элементов сюжетно-ролевой игры), икт-технология (презентация  о новогоднем празднике), развитие творческих способностей, развитие образного мышления, педагогика сотрудничества, инклюзивного обучения (зрительные карточки, сурдологические и кинестетические приемы)

Методы обучения:

1. Актуализация у учащихся знаний о новогоднем празднике : проводится диалог с классом  на тему празднования Нового Года и праздничных пожеланий , видов подарков, конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, красками, скотчем, украшение готовых форм.

2. Активизация высших психических функций у учащихся: составление инсталяции, невербальное изображение вербальных объектов, система вопросов.

Оборудование: классная комната, мультимедийная установка,  авторская презентация , музыкальное сопровождение, деревянная елка, мобильный телефон, наборы художественной гуаши, наборы кисточек разного размера, скотч двусторонний, разноцветные гелевые ручки, цветная бумага, стаканчики для воды, пустые спичечные коробки, цветные листочки для написания пожеланий,  карточки со словами «снег», «елка», «украшения», «подарок», «праздник», колокольчики, письмо от Деда Мороза,  костюм Снеговика.

  Форма организации:  урок-игра

Структура мероприятия:

Структура урока.

  1. Организационный момент .

Активизация познавательной деятельности, определение цели, задач урока   (мотивация учащихся с ОВЗ к обобщению пройденного материала, к формулированию праздничных пожеланий с показом авторской презентации,   актуализация имеющейся у учащихся с ОВЗ информации о праздновании Нового Года, традициях и его ценностях, о приемах рисования новогодней елки, снега, фейерверка, приемах работы с различными материалами)

2.Основной этап урока (поисково-исследовательский этап - выполнение новогодней инсталяции  с использованием  авторской презентации)

а) «Пожелание». Рефлексия на предлагаемый ход решения урока

б) Изготовление подарка – сюрприза. Элементы конструирования

в) Появление Снеговика и постановка творческой задачи + (музыкальное сопровождение). Письмо от Деда Мороза.

г) Технология выполнения сугроба

д) Технология построения ели + (музыкальное сопровождение)

е)Украшение ели. Применение различных приёмов украшения + (презентация музыкальное сопровождение).

ж) Технология выполнения подарков под елью.

з) Создание общего настроения работы. Рефлексия.

    Использование цвета, как необходимого элемента для создания законченного образа работы +(презентация).

и) Появление Снеговика. Физкультминутка.

к) Организационный момент

   3. Заключение. Подведение итогов. Звонок Деда Мороза. Рефлексия.

Ход мероприятия

 Организационный момент.

  1. Активизация познавательной деятельности, определение задач урока с показом авторской презентации .
  • Сегодня на уроке мы будем рисовать « Зимний праздник».

(+слайд1)

          - Добрый, весёлый, долгожданный… Как вы думаете, о каком празднике я говорю

Дети

  • Новый год

Учитель

  • Конечно же это Новый год!

Все мы ждём этого праздника. Особенно вы, дети.

Очень часто праздник готовят для вас взрослые. А сегодня мы постараемся сделать «праздник» для других. Подарить «чудо праздника» другому человеку, а не только себе. Создадим «настроение праздника». Подарим его.

  1. Основной этап урока с показом презентации.

а) «Пожелание»

     Учитель

  • Что бы вы могли подарить кому-нибудь другому?

Дети

          -…, …,….

                Учитель

  • Это может купить мама, у неё есть деньги. Значит этот подарок от неё,

Что можете подарить , пожелать именно вы от всего сердца другому?

Дети

  • Радость, счастье, любовь, …,…,…,….

Учитель

  • Давайте так и сделаем: пожелаем кому-нибудь дорогому и любимому всего одно слово и напишем его на листке бумаги.

Пишем, сворачиваем.

б) Подарок – сюрприз

 Учитель

  • Но как же мы подарим наше пожелание?

Его надо как-то оформить, завернуть…

Дети

  • Завернуть в бумагу, положить в открытку,….

Учитель

  • Правильно, все эти решения подходят, но я предлагаю вам положить ваше «пожелание» в подарок.

Помните, я просила принести вас на урок спичечный коробок..? Как из него может получиться подарочек?

                Дети

  • Его надо украсить. Сделать красивым. Сделать цветным. Покрасить…

Приклеиваем двойной скотч на одну сторону спичечного коробка. Раскрашиваем его гуашью. Каждый ребёнок выбирает сам цвет и узор. Работа подсыхает.

в) Звучат звуки«Ветра и вьюги». Появляется Снеговик.

Снеговик

  • Здравствуйте, ребята! Извините, что отрываю вас от урока… Ветер с Севера рассказал Деду Морозу, что вы готовитесь к Новому году, а в классе нет ёлки… Дедушка Мороз дал поручение принести вам письмо!

Достаёт письмо из сумки и читает.

          -    Вы хотите ёлку в класс?

Дети

  • Да!!!

Снеговик

  • Тогда нарисуйте ёлочку, а Дед Мороз найдёт такую же в лесу и принесёт вам её на праздник.

Дети

  • Да!

Снеговик

  • Здорово! Вы пока рисуйте, а я постою на улице. А то у вас в классе что-то очень жарко: боюсь растаять! До встречи! Я через 15 минут вернусь!

Снеговик смотрит на часы, уходит. 

Учитель

  • Ребята, рисуем ёлочку! Что нам для этого надо?

Дети

  • Бумага. Лист бумаги…

Учитель раздаёт каждому понравившийся цвет. Дети подписывают листы.

Учитель

  • С чего начнём?

Дети

  • Со ствола. С макушки.

г) Учитель

  • Нет, мои дорогие ребята. Сначала ёлочку надо поставить на белый пушистый сугроб.

Учитель показывает на доске технологию выполнения сугроба. Дети рисуют на своих листках.

  • д) А вот теперь можно рисовать ёлку. Какой цвет гуаши выберем?

Дети 

  • Зелёный. Зелёный и коричневый.

Учитель

  • Начинаем работать зелёной краской. Смотрим внимательно на доску. Я рисую на доске, вы у себя на листках.

Учитель показывает движения кисти в воздухе несколько раз, потом начинает поэтапное объяснение-рисование елочки на доске.

               Проходит по классу смотрит получающийся результат. Помогает, если есть необходимость. Звучит тихо музыка « Ёлочка, ёлка..»

  • А вот теперь можно нарисовать ствол. Какой цвет возьмём?

Дети

  • Коричневый.

Учитель

  • Правильно. Посмотрите как рисуется ствол.

Учитель показывает на доске технологию рисования ствола.

е) Учитель

  • Есть сугроб, есть ёлка, но мне кажется, что чего-то не хватает для праздника…

Дети

  • Украшений. Игрушек. Гирлянды.

Учитель

  • На партах  приготовлены цветные шарики из бумаги. Давайте украсим ими наши елки. Клей есть на партах, а вот украсить можно по-разному.

Учитель объясняет, обращая внимание ребят на слайд 3.

Учитель показывает технологию рисования гирлянды, шпиля или звезды  на доске.

 Дети выполняют работу, украшают свою ёлку.

Звучит тихо музыкальное сопровождение «Ёлочка,ёлка …»

ж) Учитель

           -    Вижу большие сугробы, красивые и нарядные ёлочки…Чего же нет под ёлкой?

                  Дети

  • Подарков!

Учитель

  • Правильно! Давайте их нарисуем! Пусть будет много подарков: и для папы, и для мамы, и для бабушки, и для дедушки, и не забудьте приклеить «подарок-сюрприз»!
  • Скажите только, какой формы будут подарки?

Дети

  • Квадратной, прямоугольной.

Учитель

  • Правильно!

Учитель показывает технологию рисования подарков  на доске. Дети рисуют свои подарки.

  • А бантики нарисуем на подарках?

Дети

  • Да!

Учитель

  • Посмотрите, пожалуйста, как можно нарисовать бантик на подарке.

Учитель показывает : дети рисуют бантики и ленточки.

з) Учитель

           -    Вижу подарки красивые  под ёлками. Но где же  настоящий праздник

Ребята, очень важно при выполнении каждой работы оставлять для зрителя свои эмоции, свои чувства, своё настроение.

        -      Как можно нарисовать настроение? 

        -      Очень просто! Нам поможет  «разбрызгивание».

               Учитель объясняет , работая сначала со слайдами презентации №4,5. Потом показывает технологию выполнения на доске. Затем работает индивидуально.

            и) Звучат « Ветер и вьюга». Появляется Снеговик.

               Снеговик

  • Ребята! Вы замечательные художники! Вот Дедушка мороз обрадуется, когда увидит ваши работы!  Елочки, как настоящие. А шары, гирлянды и подарки – прекрасные!

Снеговик ходит, удивляется, оценивает, хвалит работы ребят.

  • Я думал вы только ёлку нарисуете. А вы смогли  Деду Морозу подарок сделать, праздник нарисовать!

У меня, глядя на ваши работы, ноги впляс пошли.

  • Юлия Анатольевна, можно я с ребятами потанцую немножко, а Вы пока работы детей в мой мешок положите?

Учитель

  • Конечно, Снеговик!

Звучит песенка из мультфильма «Умка». Снеговик танцует с детьми. Учитель убирает с парт  работы детей в свой стол подсыхать. «Готовит» Снеговику мешок и рисунками. Музыка заканчивается. Снеговик идёт устало.

к)Снеговик

  • Ой, ребятки, что-то мне не хорошо: жарко стало! Дайте ка мне присесть. И вы садитесь, мои хорошие! Хочу посмотреть на вас, красивых. Спасибо вам сказать.
  • Спасибо большое за старание ваше! Побегу теперь к Деду Морозу, рисунки ваши передавать!
  • Где же мой мешок? Готов ли?

Учитель

  • Вот он.

Снеговик уходит.

Учитель, Дети

  • До свидания, Снеговик!
  1. Заключение.

     Учитель

  • Дорогие ребята, мне очень понравилось, как вы работали! Смогли подарить праздник Снеговику. Написали «пожелание», сделали подарок, нарисовали ёлку и даже украсили её. Работали дружно и весело. Мне ваша работа очень понравилась!

Вдруг звонок на мобильный телефон учителя. ( Звонок-музыка « Счастливого рождества») Учитель смотрит на телефон, берёт, удивляется…, разговаривает по телефону…

Учитель

  • Да
  • Да
  • Это наши работы…
  • Снеговик уже их принёс? Надо же! Как быстро!
  • Вам, Дедушка Мороз понравились, рисунки ребят?
  • Ёлки Вам очень нравятся?
  • Обязательно принесёте ребятам ёлочку в класс?
  • Что? Что? И рисунки ребят принесёте? … Почему?
  • А…! Хотите, чтобы ребята выставку сделали! Хорошо! И родителям показать?
  • Обязательно! Обязательно! Покажут!
  • Спасибо вам , Дедушка Мороз!

Учитель кладёт телефон.

  • Ребята, Дед Мороз передаёт вам привет. Говорит, что найдёт вам ёлочку в класс точно такую, как на рисунках. Хочет вернуть вам ваши работы, чтобы вы сделали выставку к Новому году, и показали её родителям.
  • Так что у нас впереди много дел. Будем ждать ёлочку и ваши рисунки, а потом оформим выставку ,и будет праздник с родителями
  • А на сегодня всё! Все были - молодцы! Спасибо за урок!

Анализ мероприятия

  1. Цели занятия план были открыты обучающимся, конкретны и понятны.
  2. Замысел занятия реализован, а именно - произошло  гармоничное включение ребенка со слуховым имплантом, находящемся на индивидуальном обучении, в общий  образовательный процесс вместе с классом.
  3. Содержание занятия было оптимально с учетом специфики контингента- учащихся с ОВЗ.
  4. Программный материал с учетом возможностей учащихся с ОВЗ
  5. Использованы элементы проблемного изложения материала, созданы ситуации выбора.
  6. Были созданы условия для актуализации опыта  и повышения коммуникативной культуры учащихся с ОВЗ
  7. Занятие способствовало формированию ключевых компетенций и совершенствованию психических функций.
  8. Занятие способствовало развитию таких качеств личности как коммуникативность, креативность, самостоятельность и ответственность, рефлексивность и толерантность
  9. Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора, формированию художественно-эстетических чувств.
  10. Использован обширный дидактический материал, облегчающий усвоение учебного материала по изобразительному искусству.
  11. Педагоги смогли создать положительную эмоциональную и эстетическую атмосферу занятия.
  12. Наблюдался благоприятный климат на занятии и комфортность образовательной среды, преобладал партнерский стиль отношений педагогов и учащихся.
  13. Используемые методы обучения и контроля адекватны возможностям учащихся с ОВЗ.
  14. Созданы условия для инклюзивного включения ребенка со слуховым имплантантом в процесс создания новогодней инсталяции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Рисую свой портрет"

содержание методической разработки содержит основные задачи, поставленные к данному уроку. этапы урока, и ожидаемый результат....

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Сказочная птица"

Урок ИЗО по программе "Перспективная начальная школа"...

Методические разработки уроков «Изобразительное искусство» 1 класс

Методические разработки уроков «Изобразительное искусство» 1 класс...

Методическая разработка урока изобразительного искусства тема "Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя»"

методическая разработка урока  "Изображать можно линией.Рисование на тему "Рассказ про себя"....

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс

Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...

Методическая разработка урока изобразительного искусствав 1 классе «Рисование осеннего пейзажа (карандаш)»

Тема: Рисование  осеннего пейзажа(карандаш)       Цели: Научить детей выполнять пейзаж карандашом.Помочь детям понять и почувствовать красоту осени через музыку, жив...

Методическая разработка «Уроки изобразительного искусства с применением компьютерных программ в начальной школе»

В данной методической разработке предложена серия уроков с применением компьютерных технологий и программ: на уроках изобразительного искусства. Методическая разработка нацелена на систематическо...