Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 4 класс) по теме

Храмцова Лариса Сергеевна

Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК "Школа России" по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_kl.docx63.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа Уренского  муниципального района Нижегородской области

Рассмотрена

на педагогическом совете

протокол от 29.08.2014 № 01

Согласована

с зам. директора по УВР  Гаврилова Т.Б.

Утверждена

приказом директора

от 29.08. 2014г. № 49

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Изобразительному искусству

4  класс

Составитель:

Храмцова Л.С., учитель

начальных  классов, первая

квалификационная категория

Б.Терсень ,

2014

Пояснительная записка

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

 Задачи:

  1. формирование художественного мышлении;
  2.  развитие наблюдательности и фантазии;
  3.  воспитание самостоятельности в художественно-творческой деятельности.

Общая характеристика  учебного предмета

Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Для реализации программы  используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Рабочие программы 1-4 классы под редакцией  Б.М.Неменского
  2. Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс , Л.А.Неменская, Москва, Просвещение, 2014

Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится  34 часа в год ( 34 учебные недели, по1 часу в неделю)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально -ценностных критериев жизни.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета в 4 классе

«Каждый народ — художник» (изображение, украшение , постройка в творчестве народов всей страны)

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во

часов

1.

Истоки родного искусства

8 ч.

2.

Древние города нашей земли

7 ч.

3.

Каждый народ — художник

11 ч.

4.

Искусство объединяет народы

8 ч.

5.

Итого.

34 ч.

Истоки родного искусства (8 ч.)

Пейзаж родной земли. Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.

Деревня — деревянный мир. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.

Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.

Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.

Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.

Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д. Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.

Красота человека. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.

Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.

Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).

Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников.

Народные праздники (обобщение темы). Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.

Роль традиционных народных праздников в жизни людей.

Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Древние города нашей земли (7 ч.)

Родной угол. Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.

Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь». Их образное восприятие.

Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.)

Древние соборы. Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.

Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства

Города Русской земли. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их.роль в жизни древних городов.

Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Единство конструкции и декора.

Древнерусские воины-защитники. Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.

Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.

Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.

Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.

Узорочье теремов. Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.

Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.

Пир в теремных палатах (обобщение темы). Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.

Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.

Значение старинной архитектуры для современного человека.

Каждый народ — художник (11 ч.)

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.

Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.

Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.

Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.

Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.

Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.

Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.

Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.

Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Народы гор и степей. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.

Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Города в пустыне. Города в пустыне. Мощные порталь-но-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи.

Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Торговая площадь — самое многолюдное место города.

Древняя Эллада. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.

Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек.

Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания.

Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.

Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.

Европейские города Средневековья. Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.

Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.

Ратуша и центральная площадь города.

Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.

Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).

Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

 

Искусство объединяет народы ( 8 ч.)

Материнство. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.

Великие произведения искусства на на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.

  Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.

Мудрость старости. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.

Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).

Сопереживание. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.

Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.

 Герои-защитники. Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.

Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.

Юность и надежды. Тема детства, юности в изобразительном искусстве.

В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве

Искусство народов мира (обобщение темы).

Вечные темы в искусстве.

Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.

Искусство помогает людям понимать себя и других людей.

Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема урока

К-во ч.

Основные виды деятельности учащихся

УУД (на раздел)

Дата

Истоки родного искусства

8

 Л: Воспитание чувства гордости за культуру и искусство своей Родины и своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны.

П: формирование основ художественной культуры на материале художественной культуры родного края;

овладение навыками моделирования из бумаги, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение компоновать на плоскости листа задуманный образ.

М:овладение умением творческого видения с позиций художника(сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное);

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

1

Пейзаж родной земли

1

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

06.09.14

2

Пейзаж родной земли

1

13.09.14

3

Деревня — деревянный мир

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской деревни

Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.

20.09.14

4

Деревня — деревянный мир

1

27.09.14

5

Красота человека

1

Приобретать  представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

04.10.14

6

Красота человека

1

11.10.14

7

Народные праздники (обобщение темы)

1

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

18.10.14

8

Народные праздники (обобщение темы)

1

25.10.14

Древние города нашей земли

7

Л: Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

развитие интереса к истории своей страны

П:способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик –свидетелей нашей истории;

способность узнавать, воспринимать и описывать несколько  великих произведений  русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о  содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и своего региона.

М: умение сотрудничать с одноклассниками;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.

9

Родной угол

1

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

01.11.14

10

Древние соборы

1

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).

15.11.14

11

Города Русской земли

1

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

22.11.14

12

 

Древнерусские воины-защитники

1

Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).

Изображать древнерусских воинов  (князя и его дружину).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

29.11.14

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города.

06.12.14

14

Узорочье теремов

1

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.

Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).

 

13.12.14

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

1

Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

20.12.14

Каждый народ - художник

11

Л: уважительное отношение к культуре и искусству других народов

П: изображение в творческих работах особенностей художественной  культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

применение художественных знаний, умений, представлений в процессе выполнения творческих работ.

М:умение планировать и грамотно осуществлять  учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения поставленных художественно-творческих задач;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала , при выполнении творческих проектов и отдельных работ по живописи, графике, моделированию;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли при выполнении коллективной творческой работы.

16

Страна восходящего солнца. Образ художествен

ной культуры Японии

1

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных  художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.

Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

27.12.14

17

Страна восходящего солнца. Образ художествен

ной культуры Японии

1

17.01.15

18

Страна восходящего солнца. Образ художествен

ной культуры Японии

1

24.01.15

19

Народы гор и степей

1

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

31.01.15

20

Народы гор и степей

1

07.02.15

21

Города в пустыне

1

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

14.02.15

22

Древняя Эллада

1

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.

21.02.15

23

Древняя Эллада

1

28.02.15

24

Европейские города Средневековья

1

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

07.03.15

25

Многообразие художествен

ных культур в мире (обобщение темы)

1

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

14.03.15

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

1

21.03.15

Искусство объединяет народы

8

Л:  развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей .

П: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности( рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ( цифровая фотография, видеозапись, мультипликация и т.д.)

М: и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

27

Материнство

1

Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Развивать навыки композиционного изображения.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

04.04.15

28

Материнство

1

11.04.15

29

Мудрость старости

1

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).

18.04.15

30

Сопережива

ние

1

Уметь объяснять, рассуждать, как

в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

25.04.15

31

Герои-защитники

1

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).

Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.

02.05.15

32

Юность и надежды

1

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

16.05.15

33

 

Искусство народов мира (обобщение темы)

1

 

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

23.05.15

34

Искусство народов мира (обобщение темы)

1

30.05.15

Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект:

  1.  Рабочие программы 1-4 классы под редакцией  Б.М.Неменского
  2. Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс , Л.А.Неменская, Москва, Просвещение, 2014
  3. Самоучитель по рисованию шаг за шагом +CD с видеокурсом. А.Тимохович, Питер, 2013

Печатные пособия:

Таблицы по ИЗО для начальной школы

Технические средства обучения

Ноутбук

Мультимедийный пректор

Интерактивная доска

Принтер

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения пособий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...