Программа кружка "Волшебная палитра" для 1 классов (1)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Макарова Татьяна Владимировна

Кружок по изобразительному искусству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.

 

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа № 4

ПРОГРАММА

кружка

по изобразительному искусству

«Волшебная палитра» 

для учащихся 1 классов

на 2014-2015 учебный год

       

Руководитель:

Макарова Татьяна Владимировна

                                             

Пояснительная записка

Кружок по изобразительному искусству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.

Цель заключается в том, чтобы дать дополнительные знания учащимся о видах изобразительного искусства, показать разнообразное использование средств в образных языках искусств.

Арсенал упражнений и техник, используемый на занятиях, многогранен. Он включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.  

Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков),

художественных материалов (различных видов кистей, карандашей, мелков, красок),  

станка художника - мольберта, помогут юным художникам реализовать замыслы.

Особенностями среды кружка являются основные принципы развивающего обучения:

проблемность, диалогичность, индивидуализация, здоровьесбережение.

С целью накопления опыта творческого общения в программу кружка вводятся коллективные задания. А это очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.

На занятиях кружка необходимы следующие художественные материалы:

  • графитовый карандаш;
  • ластик;
  • гелиевая ручка;
  • маркер, фломастер;  
  • гуашевые и акварельные краски;
  •  кисти разных видов и размеров;
  • пастель, ватные палочки;
  • набор цветного картона, цветной бумаги;
  • белой бумаги различного формата;
  • самоклеющейся плёнки;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • скотч прозрачный и цветной.

Кружок рассчитан на 66 часов в год, занятия  часа в неделю – 1 класс.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск пробкой, печаткой из картофеля, смятой бумагой.

 Знакомство с новыми приемами рисование на темы: «Ягоды и яблочки», «Золотая осень»(отпечатки листьями), «Первый снег», «Моё любимое животное из сказок», «Елочка пушистая», «Веселый снеговик» «Лебеди на озере», «Клумба с цветами».

Рисование пальчиками.

Знакомство с нетрадиционным приёмом рисования.  Рисование на темы: «Веселые мухоморы», «Елочка пушистая», «Мимоза».

Аппликация.

Закрепление умения работать с бумагой, ножницами, клеем. Темы: «Овощи и фрукты на тарелочке», «Листопад», «Снегири», «Новогодняя открытка», «Снеговик», «Красивый цветок в подарок маме», «Цветы», «Скворцы прилетели».

Печатание ладошками. 

Знакомство с новым приёмом рисования. Создание композиции на тему «Солнышко».

                                                                            Рисование восковыми мелками.

  Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «симметрия». Создание композиции «Рыбки в аквариуме», «Елочные игрушки для украшения елки».

Монография.

Знакомство с нетрадиционным приёмом рисования.  Рисование на темы: «Зимний пейзаж», «Мое любимое дерево», «Какого цвета весна», «Разноцветные бабочки», «Весенний пейзаж».

Рисование свечой.

Закрепление навыка работы со свечой. Рисование на темы: «Весенний дождь».

Рисование «набрызгом».

Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов на темы: «Золотая осень», «Мое любимое дерево».

Граттаж.

Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на тему: «Жар - птица».

Рисование по сырому фону.

Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисование на темы: «Подводное царство».

Рисование свечой.

Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисование на темы: «Весенний дождь».

Кляксография.

Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на тему: «Зимушка - зима».

Тематическое планирование кружка «Волшебная палитра»

1 класс.

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

Дата

план

факт

 1.

Дождик

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Уметь рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

2.

Весёлые мухоморы

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать умение наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов.

3.

Овощи и фрукты на тарелочке

Аппликация

Продолжаем знакомить детей с предметами круглой формы. Развивать умение намазывать клеем обратную сторону формы, брать его на кисть немного, работать на клеёнке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью.

Шаблоны круга диаметром 15-18 см (тарелочка), цветная бумага, цветной картон, салфетки, ножницы, клей, изображения яблок, помидор, апельсин  и т.д.)

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

4.

Ягоды и яблочки

Оттиск пробкой

Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Уметь рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.

Круг из тонированной бумаги (затонированный заранее), гуашь в мисочках жёлтого, красного, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи.

5.

Моя любимая чашка

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками.

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья.

Шаблон чашек разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.

6.

Золотая осень

Отпечаток листьев. Набрызг

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования.

7.

Листопад

Аппликация с элементами рисования.

Развивать навыки рисования ствола дерева, вырезывания листьев, составления композиции. Упражнять в применении правильных приёмов наклеивания.

Альбомный лист, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, клеенки на работы, фламастеры.

Ноябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

8.

Жар-птица

Граттаж

Познакомить детей с техникой граттаж; развивать навыки передачи в рисунке характерные  черты сказочной птицы, используя технику «граттаж». Закреплять у детей умение работать коллективно.

Половина альбомного листа картона подготовленного в технике «граттаж», палочки для процарапывания, акварель, кисти, схема рисования жар-птицы.

9.

 Рыбки в аквариуме

Рисование гуашью по восковым мелкам

Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков. Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтобы дети тёрли кистью по бумаге. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Листы бумаги с изображением рыбок, нарисованных педагогом цветными восковыми мелками

10.

Первый снег

Оттиск печатками смятой бумагой

Упражнять в технике печатания. Развивать цветовосприятие, умение прорисовывания ствола и ветвей дерева. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Тонированная ½ листа, гуашь белого и коричневого цвета,

11.

Снегири.

Аппликация

Научить делать аппликацию снегиря способом обрывания деталей из бумаги. Развивать воображение, художественный вкус, конструкторские способности, ручную умелость, мелкую моторику рук, сенсорные способности. Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.

Альбомный лист, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей, салфетка. Картинки с птицами.

Декабрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

12.

Зимний пейзаж

Монотипия

Учить рисовать зимний лес гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

Оргстекло, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа.

13.

Мое любимое дерево

Рисование мазком, монотипия, набрызг

Развивать навык отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Уметь соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.

14.

Елочные игрушки для украшения ёлки.

Рисование гуашью кисточкой.

Закреплять навыки детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником.

Листы бумаги, линиями сгиба поделённые на квадраты, краска гуашь

разных цветов

15.

Новогодняя открытка

Аппликация

Развивать навыки детей составлять композицию, умения пользоваться ножницами соблюдать технику безопасности. Развивать эстетические чувства.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Новогодние открытки.

Январь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

16.

Моё любимое животное из сказок

Тычок жёсткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Лист А4, гуашь, кисть.

17.

Снеговик.

Аппликация

Закреплять знание о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая. Упражнять в аккуратном наклеивании.

Бумага голубого цвета размером ½ альбомного листа, 3 кружка разного диаметра, дополнительные детали.

Февраль

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

18.

Ёлочка пушистая

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Шаблон маленькой ёлочки, зелёная гуашь, жёсткая кисть, салфетка.

19.

Весёлый снеговик

Тычок жёсткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

Вырезанный из бумаги снеговик серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, ватман, тонированный тёмным цветом.

20.

Зимушка - зима

 Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

21.

Красивый цветок в подарок маме.

Аппликация

Учить детей составлять изображение по частям. Воспитывать стремление сделать красивую вещь для подарка. Развивать эстетическое восприятие.

Лепестки разного цвета и размера, палочка и

листок зелёного цвета, бумага размером ½ альбомного листа любого мягкого тона.

Март

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

22.

Мимоза

Рисование ватными пальчиками и элементами аппликации

Упражнять в рисовании ватными пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

Предварительно изготовленная детьми открытка из цветной бумаги вырезанные листья мимозы, салфетки 4×4. гуашь жёлтая в мисочках, клей, ватные палочки.

23.

Солнышко

Рисование ладошками и отпечатка смятой бумаги

Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие.

Лист ватмана с нарисованным посередине не закрашенным кругом, гуашь алого, оранжевого, жёлтого цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски.

24.

Какого цвета весна

Монотипия

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

25.

Цветы

Аппликация

Учить составлять узор на листе бумаги квадратной формы, располагая в определённом порядке элементы узора. Развивать пространственные представления. Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие. Воспитывать инициативу.

Квадрат размером 16*16 см, цветная бумага, клей, салфетка.

Образцы цветов и цветочных композиций.

Апрель

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

26.

Подводное царство

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Приспособление для рисования, крупный тампон для смачивания поверхности листа.

27.

Весенний дождь.

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её.

Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. ½ листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками.

28.

Лебеди на озере

Рисование способом тычка

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру птиц;

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

29.

Скворцы прилетели.

Аппликация.

Развивать навык детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. Выполнять работу аккуратно, убирать свое рабочее место.  

Белый картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетка. Предметные картинки с изображением скворца и скворечника.

Май

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

30.

Клумба с тюльпанами

Печатание смятой бумагой

Упражнять в технике печатанья смятой бумагой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа, нанесение одного цвета на другой. Развивать цветовосприятие.

Лист ватмана, тёмно- и светло-зелёная, красная, желтая гуашь, салфетки.

31.

Разноцветные бабочки

Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

32.

Весенний пейзаж

Монотипия

Учить рисовать весенний пейзаж гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты весеннего пейзажа.

Оргстекло, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа. Репродукции с изображением весеннего пейзажа.

                                               

                                                           Контроль и оценка планируемых результатов.

В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует  возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него  получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки  и самооценки ребёнка.

Методическое обеспечение дополнительного образования учащихся

Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно-образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека.

Теоретическая деятельность учащихся на кружке связана с уроками истории, литературы и музыки. Практическая деятельность (в дизайне, декоративно-прикладном искусстве) – с уроками трудового обучения.

Разнообразные формы приобретает самостоятельная работа учащихся по углублению и расширению знаний, полученных на занятиях, наблюдению и осмыслению окружающей действительности.

Поисковая работа находит выражение

  • в коллекционировании репродукций по выбранным темам,
  • в создании презентаций в программе «Power Point»,
  • в подготовке рефератов и докладов,
  • в устройстве выставок,
  • в чтении литературы по искусству,
  • рассматривание альбомов по видам искусства,
  • посещение выставок и музеев.

Самостоятельная работа школьников развивается и направляется педагогом в соответствии с основными учебно-воспитательными задачами каждого года обучения.

Большое эстетико-воспитательное значение приобретают занятия, посвящённые изучению жизни и творчества выдающихся художников.

Нужно научить ребёнка понимать искусство, тогда и отношение к собственной деятельности будет приобретать серьёзный, творческий характер.

Художественные умения и навыки,

приобретаемые учащимися в процессе посещения кружка

В результате учащиеся должны знать:

особенности языка живописи, графики, скульптуры;

основные жанры изобразительного искусства;

известнейшие музеи своей страны и мира, а также местный историко-краеведческий музей;

выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства.

Дети должны уметь:

работать с натуры в графике и живописи над натюрмортом;

выбирать наиболее подходящий формат листа для создания работ;

добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

пользоваться различными графическими техниками;

оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

Список литературы

  1. Алексеева В.В. «Что такое искусство?» М., 1991

  1. Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением» М., 1997

  1. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. «Творчество и преодоление стереотипов» СПб., 1994
  2. Казакова Е.И. «Диалог на лестнице успеха» СПб., 1997

     5.  Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», М.,1998

  1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству»

  1.  Оклендер В. «Окна в мир ребёнка» М., 1997

  1.  Яковлева Е.Л. «Методические рекомендации учителя по развитию творческого потенциала учащихся» М., 1998

  1.  «Изобразительное искусство и художественный труд» под рук. Неменского Б.М., М., 2006

  1.  Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...