Проект: "Русский народный мужской костюм"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Колбина Алёна Николаевна

Аннотация проекта: "Русский народный мужской костюм"

Приобщение детей  к  русской культуре и воспитание  подрастающего поколения  на основе национальных культурных традиций   одно из основных  направлений  педагогической деятельности на современном этапе модернизации образования. В ходе работы над проектом  реализовывалась  цель  -  изучив историю народного русского костюма.  Решались  задачи  -  привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых к изучению истории возникновения русского народного костюма, вызвать интерес к народному искусству, собрать материал об особенностях русского народного костюма, учить использовать современные технологии в изготовлении  костюмов.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollekt.proekt.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тонкинская средняя общеобразовательная школа

Районный конкурс исследовательских проектов

 для младших школьников «Маленькие исследователи»  

Конкурсная работа

на тему:

"Русский народный мужской костюм"

Выполнили:

ученики 4-б класса:

Торопов А., Баев Е., Иванов Н.,

                                                                    Тихомиров В.,     Плотников Е.

Руководитель:

Колбина Алёна Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ Тонкинской СОШ  

 

 

Тонкино

2014

Тема проекта: «Русский народный мужской костюм»

Проблемный вопрос:

Какие тайны скрывает мужской костюм  наших предков?

Гипотеза исследования:

Пошив мужского  костюма имеет  глубокий символический смысл

Цель исследования:

Изучить историю русского народного мужского костюма.

Задачи работы:

1.Изучить литературу, связанную с историей создания  русского народного мужского  костюма

2. Выявить секреты пошива мужской рубахи

3. Определить, какую роль играют узоры на одежде

Объект исследования: русский народный костюм

Предмет исследования: мужской костюм

Сегодня, наконец-то, приходит понимание того,  сколь много потеряно там, где нет воспитания  на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Мы считаем, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной  земле, её природе,      уважительное отношение к предкам. Мы решили изучить литературу, связанную с историей создания  русского народного мужского  костюма. В ходе работы над проектом мы нашли и прочитали необходимую информацию по созданию мужского костюма, увидели как выглядел мужской костюм несколько веков назад, выполнили рисунки,  а также посетили Тонкинский народный краеведческий музей, где еще раз воочию убедились, как выглядел крестьянин в народном костюме.

Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX в., является памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи.

Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и большинства других народов, были крестьяне. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.

Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда состояла из домотканой  рубахи - косоворотки и также портков, в основном полосатых.

Русская рубашка – косоворотка - традиционная мужская рубаха на Руси. Название раскрывает секрет пошива – воротник-стойка и разрез с застежкой на левом плече, а не напротив кадыка, заставляет голову держать прямо. Изображения рубахи с такой застежкой относят к 12 веку. Косоворотка у древних славян была основой любого костюма. Ее готовили из домотканины. Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.

Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань.

Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» — затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних славян, следовало так или иначе «обезопасить»  необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
Ворот рубахи  был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей — конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно, вот  почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.

Косоворотки  шили длинными, почти до середины бедер, а иногда и до колен. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком. В месте соединения рукава с боковыми клиньями вшивалась прямоугольная вставка (ластовица), дающая возможность свободно поднимать руки. Наиболее распространённым будничным цветом рубах был синий. У праздничных рубах подол и грудь покрывались вышивкой черными и красными нитками по вороту, подолу, рукавам. Узоры вышивки состояли из растительных или геометрических мотивов. Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

Порядок украшения одежды, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи.

Особое значение придавалось расположению рисунка: нагрудные узоры - защищали сердце и легкие; наплечные - охраняли руки; наподольные -не давали пробраться злым силам снизу.

Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху.

Особое значение приобрела мужская рубаха в различных древних обрядах. Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами. В обрядах, связанных с рождением ребенка, наряду с участием мужа приобретала целительное значение и его одежда – от нее ждали облегчения. Поэтому роженицу заставляли перешагнуть через одеяние супруга. Родившегося ребенка заворачивали в рубашку отца. Поношенные мужские рубашки  служили первыми пеленками.

Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать.

Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку.

Другое название одежды для ног — «портки», а также «ноговицы».

Порты шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Бытовали и широкие штаны (шаровары). Шили их из домотканины, окрашенной в синий цвет. Материалом могла служить и пестрядь в полоску синюю с белым.

Украшались ли штаны? Если верить изображению IV века (часть историков полагает, что там изображены славяне или предки славян) — они могли быть покрыты вышивкой спереди и внизу.

Пояс мужчины носили  высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз. 

Завязывался пояс узлом спереди или с боку, чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4м, отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.

В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающими и оплодотворяющими свойствами. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д. 

Заключение

Работать над проектом нам очень понравилось, мы узнали много нового. Теперь мы знаем, что можно проводить свободное время с пользой и интересно. Очень приятно, когда трудишься вместе с друзьями. Может быть, когда мы вырастем, станем модельерами и уже не забудем о наших народных корнях и традициях. В процессе работы над проектом мы узнали:

1. Русская мужская  одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.

2. Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле.

3.Оберегом  служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.

4. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.

5.Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур — земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.

Список использованной литературы

1. Русский народный костюм: Иллюстрированная энциклопедия/ Авт.- сост.

Н.Соснина , И. Шашнина.-СПб.,1998- 400с.

2.Маслова Г.С.Орнамент русской народной вышивки как историко-

этнографический источник». –М.,1978-200с

3. «Мы – славяне» М. Семенова

4.«История костюма» Е.В. Киреева

5.Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. — К.: Наукова думка, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русский народный костюм"

На уроках технологии и изобразительного искусства мы с детьми делали проект на тему "Русский народный костюм". Описание нашей работы представлено в презентации на указанную тему....

"Русский народный мужской костюм" -презентация

Автор: Колбина Алёна Николаевна, учитель начальных классов Тонкинской СОШ Нижегородской области. Аннотация проекта: "Русский народный мужской костюм"Приобщение детей  к  русской культуре и в...

Проект "Русский народный костюм"

Приобщать воспитанников к истории национальной культуры посредством проектной, поисково-исследовательской деятельности....

Конспект урока изобразительного искусства по теме: «Женские и мужские костюмы в русском народном творчестве», 3 класс, УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: выполнение  эскиза женской и мужской фигуры в народном костюме Планируемые результаты: Предметные:    -приобретение новых знаний о женском, муж...

Проект "Русский народный костюм"

История всегда вызывает интерес. Люди хотят знать свое прошлое. У русской национальной одежды богатые традиции. Зная их можно, многое узнать о прошлом нашего народа. Желание знать историю нащих предко...

Технологическая карта. Народные праздники. Осенняя ярмарка. Народный праздничный костюм.

Технологическая карта  к уроку ИЗО в 4 классе. "Народные праздники."...

Проект "Русский народный костюм"

Цель: расширить кругозор за счет изучения истории русского народного костюма, исследовать элементы русского костюма как исторический источник. Задачи: изучить материал по теме; заинте...