Мастерами славится земля
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Караваева Оксана Николаевна

Познакомить детей с видами народно-прикладного искусства- дымковской глиняной игрушкой,  деревянной посудой -хохломой,  гжелью, . Учить выделять элементы росписи , мотивы и композиции узоров на изделиях, создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях росписей в декоративном рисовании, развивать эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего  вида « Солнышко» с. Тербуны Тербунского района Липецкой области

2011 год.

Цель занятия : 

Познакомить детей с видами народно-прикладного искусства- дымковской глиняной игрушкой,  деревянной посудой -хохломой,  гжелью, . Учить выделять элементы росписи , мотивы и композиции узоров на изделиях, создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях росписей в декоративном рисовании, развивать эстетический вкус.

Задачи занятия :

  • воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народ-
    ных мастеров, создающих красивые вещи;
  • вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от
    встречи с прекрасным;
  • обобщить имеющиеся знания о народных промыслах России;
  • приобщать к народным промыслам через собственные работы.

Деятельность на занятии:

Игровая, познавательно-речевая, продуктивная, музыкально-художественная.

Оборудование:

изделия народных промыслов(хохломские, гжельские,дымковские,),аудиозапись русских народных мелодий, презентации росписей..

Предварительная работа:

беседа о народных промыслах, лепка игрушек, расписывание
силуэтов, разучивание стихов, частушек, русского народного танца.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент:

Закрыт занавес , звучит стихотворение.

Среди промыслов российских,

Из узоров мастеров,

Дочь- Росиночка родилась

В мире красок и цветов.

Все-то в ней души не чают,

за талант её и труд.

Мастерицей величают,

И художницей зовут, –

Знает все про рукоделье,

От начала до конца.

Изучила роспись Гжели,

Хохломы и Городца.

И с Росиночкой Прекрасной

Ты войдёшь в волшебный лес.

Попадёшь в Страну Фантазий

И невиданных чудес!

Открывается занавес , появляется Дочь-Россиночка.

Входят дети в избушку Дочери – Росиночки.

I Часть:

 Росиночка :

 -Здравствуйте мои гости, проходите . посмотрите, какая необычная обстановка в моей избушке. Сегодня  я решила открыть  выставку народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы народного промысла.. Поведую я вам легенду о народных промыслах:  хохломе, дымке и гжели .

ПОКАЗ СЛАЙДА.1

Жили- были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше?  Поскакала  Дымка и нашла себе узоры.  (точки, мазки, круги и полоски). Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала  травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной- красной от зари. А Гжелька долго  искала: побегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела  над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине- белые чудеса. Так у подружек появились свои чудесные узоры, а мастера с радостью их рисовали.

-Вот такая легенда о народных промыслах: Гжели, Дымке, Хохломе.

 А сможете ли вы мне помочь представить экспонаты нашей выставки?

II Часть:

Дети: Да.

Росиночка:


Что ж, давайте по порядку -
Загадаю я загадки.


Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы...
А ну, назови-ка меня!


(Дымковская игрушка.)

ПОКАЗ СЛАЙДА  2

Росиночка :

- Молодцы правильно отгадали.

Не отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

 Росиночка :

 Ребята, а почему эти игрушки называют дымковскими?

( изготовляют их в селе Дымково)

ПОКАЗ СЛАЙДА 3

Росиночка :

   С высокого берега реки Вятки, на котором издавна стоял город Вятка ( сейчас он называется Киров ), видно село Дымково.

А почему  село получило такое название нам расскажет Маша .

РЕБЁНОК- ( МАША)  

Точно в дымке всё кругом:

                                             Голубые дали…

                                             И село большое

“Дымково” назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимой длинны…

И лепили там из глины

Всё игрушки непростые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор.,

Но отвести не в силах взор.

   

Росиночка :

- В  зимой старину , когда топили печку , и летом , когда был  туман, село это – было будто дымкой окутано. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка., которую так и назвали –« дымковская».

ПОКАЗ СЛАЙДА. 4

Росиночка :

    Вначале  делали  только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольших глиняных кусочков с отверстиями получались то уточка, то петушок, то конёк- быстроног.

ПОКАЗ СЛАЙДА. 5

Росиночка :

 С наступлением весны проводили  многолюдные весенние ярмарки, где  торговали  весёлым товаром. Охотно разбирали его и взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье , но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название –« Свистунья». Приходит новая зима  и снова в Дымке принимаются за дело. И так много –много лет подряд. Бабушки учат внучек , а внучки своих внучат.

ПОКАЗ СЛАЙДА. 6

Росиночка :

-И в наше время в Вятке , которая теперь называется город Киров, находится мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки.
-Кого обычно лепят дымковские мастера?  (Козлики и барашки , кони, кормилицы , водоноски,  всадники,  ребятня, собачки, гусары ,  рыбы , поросята.)

ПОКАЗ СЛАЙДА. 7.

- Эй ребята подходите.

На игрушки поглядите.

( Дети подходят к столу , на котором выставлены дымковские игрушки .)

Росиночка :

 - Такие игрушки  издавна украшают праздники, ярмарки. Их лепят в виде сказочных животных - птичек, петушков, коняшек, гусей, барашков. И все они свистят на разные голоса .

- Здорово правда! Мы как будто оказались в селе Дымково! Каждый мастер на свой вкус делает игрушку и разукрашивает ее. Один делает барышню в длинном сарафане, другой - гуся, петушка, третий - барашка. И мастера сами придумывают узоры.

ПОКАЗ СЛАЙДА. 8

Росиночка :

-  Если мы зайдём в мастерскую , сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами . всё это нужно для создания чуда. Сказочные кони, индюки, похожие на жар-птицу, барыни, кавалеры, карусели, козлики- всё это настоящее чудо.

   Когда наблюдаешь за работой мастериц , кажется , что все очень просто. Но это огромный труд.

 ПОКАЗ СЛАЙДА. 9

Росиночка :

-Первый этап работы – берут красную  глину. Эту  глину собирали весной после половодья на реке Вятке и смешивали с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.

ПОКАЗ СЛАЙДА. 10

Росиночка :

-Второй этап работы- это изготовление игрушки . Из такой глины получается очень игрушка гладкая, будто не руками  сделанная, а отлитая  в форме.

 Затем сушат, сначала на столе, затем в печи. Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие

ПОКАЗ СЛАЙДА. 11

Росиночка :

 -Затем их белят мелом. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведённого на молоке, и ставили на сквозняк.

ПОКАЗ СЛАЙДА.1 2

Росиночка :

 - И начинают расписывать. Раскрашивали игрушки в ручную , составляя краски на яйце с квасом.

ПОКАЗ СЛАЙДА. 13

Росиночка :

-Посмотрите на игрушки и скажите  какие элементы входят в дымковский узор?

Дети: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки.

ПОКАЗ СЛАЙДА. 14

Росиночка :

- Правильно ребятки. При росписи дымковской игрушки из-под кисточки  выходят узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки.

-Какие цвета используют при росписи ?( - Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый. )

 

ПОКАЗ СЛАЙДА 15

Росиночка :

-И завершающий штрих росписи  – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки…Вот теперь наши игрушки засветились и стали ярче.

ПОКАЗ СЛАЙДА 16

Росиночка :

-Ребята, посмотрите на эти игрушки и скажите, какое настроение создают эти игрушки?

Дети: ( веселое, радостное)

Стих – (Кости)

               Словно сказка-невидимка
В небе радугу зажгла.
Расцвела узором Дымка -
Людям радость принесла!

                   От дымковской игрушки

                    Идёт тепло и свет,

                   Он не иссякнет десятки,

                   Сотни лет.

Росиночка :

-А теперь,  мои ребятки, вам еще одна загадка!

Посуда не простая

А точно - золотая

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками

Называется она...

 Золотая………….. хохлома!

ПОКАЗ СЛАЙДА17

( Детки подходят к столу, на котором выставлены хохломские изделия)

Росиночка :

-Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

    -Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.   Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

ПОКАЗ СЛАЙДА 18

Росиночка :          

  - В Нижегородской области есть село Хохлома, где с давних – давних времён проходили известные всему миру ярмарки. На этих ярмарках продавали деревянную посуду и расписные ложки. И это дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом. Село назвали Хохлома, и посуду тоже называется « хохломской».

ПОКАЗ СЛАЙДА 19

Росиночка :

 Вот уже много лет умельцы делают здесь деревянные ковши , ложки , различную посуду .

Все предметы сделанные народными мастерами , очень яркие , нарядные , красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться .

ПОКАЗ СЛАЙДА 20

Росиночка :

   Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую посуду. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь посуда на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом.

ПОКАЗ СЛАЙДА 21

Росиночка :

- После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом и высушивают в печах. Металлический порошок и масло после нагревания  придают изделиям неповторимый золотой блеск , из-за которого сам промысел и все изделия называют « золотая хохлома». Потому что все изделия блестят как золото.

ПОКАЗ СЛАЙДА 22

Росиночка :

Мастера выбирают для узора цвета красок , которые хорошо сочетались с золотым фоном.

- Какие цвета нам понадобятся для составления узора?

Дети: (черный, красный, зеленый)

Росиночка :

-Да ! Красный, чёрный, зелёный, желтый, . В этом состоит особенность данного жанра , у него есть свои строгие правила.

ПОКАЗ СЛАЙДА 23

 Росиночка :

Посмотрите  на эту посуду и скажите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор?

Дети: Любимые узоры мастеров хохломской росписи – это веточки, кустики, ягодки, цветы.

 Росиночка :

   Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.

 И главное - мерцающий золотой фон

Росиночка :

- Какое главное правило при составлении узора?

Дети: (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Росиночка :

- А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Стих ( Настя Губко)

Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно – медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий!

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома!

ПОКАЗ СЛАЙДА 24

Росиночка :

Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров пословицы сочиняли .

 Какие пословицы вы знаете :"Мастер на все руки" « Дело мастера боится» « У плохого мастера и пила плохая,» « Мастер дела за всё берётся смело» .

 А еще одну пословицу знаю : « нет труда без отдыха, умей делать – умей и позабавиться».

 Славно трудились люди на Руси. А как умели веселиться, плясать после работы! Мы тоже с вами станцуем танец  « На горе-то калина»

  Танец  «На горе-то калина  ».

Росиночка :А теперь, ребята, слушайте внимательно следующую загадку!


Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми.


Дети:
        Это гжель.

ПОКАЗ СЛАЙДА 25

Росиночка: 

( Дети подходят к столу , на котором выставлена посуда)

-Ребята давайте рассмотрим эту великолепную посуду.

Когда смотришь на эту посуду думаешь , что она пришла к нам  из сказки.  Но сказочную посуду изготавливают в городе -  Гжель  который расположен недалеко от Москвы. Означает название города «жечь, обжигать».

ПОКАЗ СЛАЙДА 26

В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит.

Вдоль этой речушки деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут. Расписную посуду они мастерят, Синим по белому чудо творят.

ПОКАЗ СЛАЙДА 27

 Росиночка

  Детки посмотрите .  Это формочный цех .  Здесь  фарфоровую массу  заливают в гипсовые формы. И ставят высыхать в печи После высыхания посуда отправляется в цех оправки.

ПОКАЗ СЛАЙДА 28

Росиночка

Это цех оправки .Здесь каждое изделие оправляют, подрезая неровные  швы и замывая губкой. После этого цеха , посуда отправляется к мастерам по росписи. 

ПОКАЗ СЛАЙДА 29

Росиночка    Каждое изделие мастер расписывает вручную. Только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Два – три прикосновения кисти и рождаются розы, васильки, ромашки. Только всё синее и голубое. Всего одна краска, а какая нарядная роспись! Одним словом, голубая сказка.

Стих ( Алина)

Гжель - посуда просто чудо,
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор -
Оторвать не в силах взор.

ПОКАЗ СЛАЙДА 30

Росиночка

   Завершается процесс изготовления гжельской посуды : ее  покрывают бесцветной краской и  обжигают в печи   при высокой температуре. И после обжига получается великолепная сказочная посуда.

Стих –Паша Мотин.

Белый чайничек из Гжели вам запомнится навек.

Неужели – неужели это сделал человек?!

Вазы, Кувшины

На белом фарфоре ,

Как на заснеженном поле,

Из под белого снежочка растут синие цветочки.

Росиночка


Красива и нежна Гжель.

Работают мастера на славу, но и веселиться умеют.


Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Дети Рита Бирюкова Настя Шалдышова.

Ты играй моя гармошка,

Ты , подруга , подпевай!

Мастеров Руси великой

Во весь голос восхваляй!

В Гжели делают посуду-

Сколько радости для глаз!

Подрастают  мастерицы

Может быть и среди нас!

Мыла гжельскую посуду,

Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру - не беда!
Ох, посуда хороша!

  Я в окошечко смотрю,

На берёзку  и ель.
Приглашу с собой Кирилла
На экскурсию в Гжель

Росиночка: 

-Давайте мы закроем глаза и представим что мы на фабрике гжельской посуды  в цехе росписи.  Открываем глаза. Вот мы и на фабрике.

-Мы с вами станем настоящими художниками, которые должны проявить фантазию, воображение .

-Есть у меня стаканчики, только он белый, не раскрашенный. Поможете мне его расписать?

Дети : Да.

Росиночка:

  У каждого находится один стаканчик  которые вы  будете расписывать .Но чтобы они получились красивыми, рисунок должен быть у всех одинаковый.

-Ребята , а знаете ли вы какие элементы используют при росписи гжели?

ПОКАЗ СЛАЙДА 31

Дети: завитки, дуги, сеточки, , точки, круги, бордюры.

Росиночка:

    Правильно, в гжельской росписи  используются завитки, дуги, сеточки, , точки, круги, бордюры.

ПОКАЗ СЛАЙДА 32

    Мастера В гжельской росписи  используются Капельки .

   Этот мазок  лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки.  Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю.

ПОКАЗ СЛАЙДА 33

 Самый излюбленный узор мастеров – гжельская роза  Агашка .Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. А бывает и так: что самой розы нет, есть только её лепестки. Все росписи между собой похожи. Синяя роза – один из главных мотивов росписи  .

 ( Я на мольберте   элементы росписи которыми будете пользоваться при росписи.)

Росиночка: 

-Какие цвета мы используем при росписи.?

Дети:(синяя )

Росиночка:

- Правильно для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.

-Для того, чтобы подготовить краску для работы, в каждую краску, которую вы будете использовать капните по одной капельке воды.

- Приступайте к работе. Работаем быстро, качественно, аккуратно.

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

 (Звучит музыка. Дети рисуют .Росиночка помогает детям).

III Закрепление:

По ходу выполнения работ – выставка работ.

- Молодцы! Закончили работу. Давайте вспомним ещё раз:

О каких росписях мы  говорили сегодня?

Росиночка : Ну вот мы с вами и вспомнили все представленные здесь промыслы, полюбовались изделиями русских мастеров.

Росиночка :

Ребята, у вас тоже получились красивые узоры, и может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет настоящим художником. Сегодня убедилась и я, что вы знаете народные промыслы. Теперь наша выставка готова принять гостей. Пригласим воспитателей и детей других групп.

 Стих ( Паша Волкодав)

Ой вы, гости дорогие,

У нас игрушки расписные,

Собирали их, старались,

Показать вам собирались.

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мастерами славится земля русская..."

Классный час-праздник посвящен народным ремеслам:  хохломская роспись. жостовские подносы, оренбургский платок, семеновская матрёшка.Проводился в 4 классе.  Дети были разделены на группы. Ка...

Урок-путешествие "Мастерами славится Земля Русская…"

Урок-путешествие "Мастерами славится Земля Русская…" можно использовать на уроках окружающий мир, ИЗО, технологии в начальной школе.Цели:обобщить знания учащихся о русских народных промыслах; воспитыв...

Презентация "О славе и гордости земли русской".

Презентация по окружающему миру....

Мастер-класс "Земля - наш общий дом" с презентацией

Мастер-класс "Земля - наш общий дом" о воспитании бережного отношения к природе у младших школьников с презентацией...

Программа "Боевая слава земли Петровской" пришкольного лагеря в онлайн-формате "Ромашка"

Данная программа направлена на изучение героического подвига людей, проживавших в данной местности....

Сценарий праздничного концерта "Мастерами славится Россия"

Сценарий праздничного концерта "Мастерами славится Россия" для учащихся начальной школы....

Мастер-класс "Земля - наш общий дом"

МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского района РТ       Мастер-класс по  теме: «Земля - наш общий дом» Зиннатуллина Р.Х . учитель ОБЖ и...