ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) на тему

Бойко Юлия Владимировна

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ

 В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ

 В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО.  

                                                                                   

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

Когда он живёт в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок».

Василий Александрович Сухомлинский

      Воспитание- это важнейшая составляющая часть образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Основное предназначение внеурочной деятельности– удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  и образовательных потребностей детей.

    Урок изобразительного искусства (ИЗО) в современной школе – это урок, использующий все виды деятельности: игровую, трудовую, художественную, учебную,  формы – индивидуальную, коллективную; требующий много наглядного материала, а также применения литературного и музыкального ряда. Всѐ это активно и положительно воздействует на растущего человека, формирующего его в целостную личность, даѐт ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Актуальной проблемой для современной школы является творческое самовыражение и саморазвитие ребенка, что  лежит в основе направления  развития его личности. Творческая деятельность для ребенка — эффективный способ развития у него позитивного мировосприятия, эмоционально-ценностного отношения к самому себе и окружающему миру, его самооценки.

Основными задачами дополнительного художественного образования являются как приобщение учеников к художественной культуре, воспитание эстетического вкуса, так и выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования. Для младших школьников открываются возможности для выявления и развития индивидуальных склонностей, творческого самовыражения.

Школа – часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Интеграция информационных технологий в процесс обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования позволяет организовать тренировку мыслительных действий, способствующих освоению образного языка изобразительного искусства .

Остановимся на некоторых положениях стандарта образования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;

умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;

умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них.

Критерии результативности урока.

   Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

   Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

   Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

   Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

   Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

   На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

   Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные проемы.

   Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

   Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Каждый урок изобразительного искусства в начальной школе по программе Б.М. Неменского, по которой я работаю , построен на обширном зрительном ряде, поэтому использование возможностей ИКТ позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир медиа-искусства в мир наиболее полного познания картины мира.

     В результате я  определила  для себя формы применения ИКТ на уроках ИЗО в начальной школе:

1)    использование медиа-ресурсов как источника информации;

2)    компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока и при подготовке к уроку;

3)    использование медиа-ресурсов как союзника воспитательной работы;

4)    организация проектной и творческо-поисковой деятельности учащихся;

5)    организация личностно-ориентированного обучения средствами ИКТ.     В процессе апробации ИКТ в практике своей преподавательской деятельности выяснила, что использование готовых медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес младших школьников ко всем направлениям изучаемых разделов  программы, позволяет использовать на уроке изобразительного искусства произведения литературы, музыки и фольклора. Однако, применение таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные сборники не учитывают возрастные особенности детей, временных рамок и этапов построения учебного процесса. Поэтому, разрабатывая тему урока, необходимо осуществлять фрагментарное использование видеосюжетов с этих дисков, например, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Как и многие мои коллеги, я пришла к выводу о необходимости  создания своих разработок, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Таковыми являются фильмы – презентации, компьютерные карты поэтапного показа, текстовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока, от вариативности классов и самих обучающихся в классах.

     Презентация может быть использована на уроках проектной деятельности, уроках - беседах, уроках- путешествиях, уроках-  вернисажах. Презентация способна заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленного материала урока и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной информации. Ещё необходимо помнить, что живую речь учителя сложно заменить напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют учащимся младших классов  осуществлять запоминание более точно, возможно, конспектировать данные понятия в тетради  или в «Лист путешественника». Демонстрация презентации подразумевает сопровождение комментариями учителя или диалогом с учениками. Мы получаем возможность активного общение, мы можем позволить себе возможность отвечать на  вопросы, задавать их и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства, постройки или иного творческого объекта. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

20 лет работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.

Методическая работа в нашей школе находится на достаточно высоком уровне. Регулярно проводятся заседания школьных методических объединений, на которых изучается нормативная и методическая документация по вопросам образования, актуальный педагогический опыт, инновационная работа по предмету. Таким образом, обстановка в коллективе способствует развитию творческого потенциала каждого педагога.

У меня есть возможность делиться идеями своей исследовательской работы с коллегами. С представленной системой работы по использованию информационно-коммуникативных технологий на учебных занятиях я неоднократно выступала на заседаниях методического объединения школы и района. Мой опыт  поддержан педагогами нашей школы

  Ребята очень любят уроки с яркой наглядностью, видеороликами. С удовольствием выполняют предложенные задания. Работы получаются интересными, радостными. На таких уроках учителю легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей. Вы видите, что каждая работа неповторима, уникальна, ведь ребенок, выполняя ее, вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий, на мой взгляд, получаются уроки изобразительного искусства и трудового обучения. К тому же, упрощается инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, несколько вариантов готовых рисунков, изделий.

В результате применения ИКТ на уроках изобразительного искусства в начальной школе, я сделала вывод, что диапазон их использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от способов предъявления учебной информации и решения целого ряда воспитательных вопросов,  до применения в качестве инструмента личностно-ориентированной художественной деятельности. При этом, внедрение ИКТ в  практику работы  в начальной  школе способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, начинающей ориентироваться  в информационном пространстве, приобщающейся  к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и постепенно обучающейся  информационной культуре.  

 Преимущества использования современных  ИКТ  в преподавании изобразительного искусства в начальной школе таковы:

•         знакомство с любой темой можно сопровождать показом презентаций и мульти-медиа фильмов;

•         широко использовать показ репродукций картин художников;

•         демонстрировать графический материал (таблицы, карты и т.д.);

•         "оживлять”  демонстрационные карты;

•         "посещать” крупнейшие  музеи и галереи  страны и мира;

•         готовить презентационные доклады и поисковые работы;

•         "погружаться”  в пространство и время, изучая картину мира;

•         прослушивать аудио-записи;

•         искать и находить в Интернете нужную  информацию;

•         повышать  производительность и эффективность урока;

•         доминанта новых ИКТ  над традиционными репродуктивными;

•         осуществление личностно-ориентированного обучения;

•         создание электронной базы кабинета ИЗО;

•         активация учебно-воспитательного процесса.

•         Брыксина О.Ф., Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование, 2004 №5

•         Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. -  №3.

•         Емельянова Т.В. ,Информационные образовательные технологии в школе, Газета Первое сентября, 2006

•         Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии  в системе школьного образования. - М., АСНДЕМА, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....

статья «Личностное развитие учащихся средствами художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования»

Сегодня я хочу представить мой опыт работы с коллективом педагогов Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района.  Учреждение Дворца творчества относится к сфере дополнительного образован...

Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.Целью этой работы является создание ус...

Экскурсионная работа школьников как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников....

«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»

В данной презентации представлен опыт работы по теме:«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»...

Робототехника в дополнительном образовании младших школьников

Робототехника в начальной школе – это первый шаг погружения младших школьников в удивительный мир  технического  творчества. С его помощью образовательные и воспитательные задачи решаю...