Планирование по ИЗО 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3 класс) на тему

Планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_po_izo_1_kl.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

                                                      средняя общеобразовательная школа №34

                                                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗО

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  1    КЛАССОВ

                      Составители:  : Вологжанина Ирина Васильевна,

                                                  Пидлубная Елена Александровна,

                                                  Селезнева Ирина Александровна,

                                                 Бологова Ольга Борисовна

         

                                      Рассмотрена

                                                   на заседании ШМО

                                                                   учителей начальных классов

                                                                           Протокол №___ от 28.08.2012года

                                Принята

                                                     решением педсовета

                                                МБОУСОШ №34

                                                                        Протокол №___ от 29.08.2012г.

                                        Утверждена

                                                                        Приказом №___ от 29.08.2012г.

                                                                 Директор МБОУСОШ №34

                                                                        __________ Лазарева Л. В.

                                                                                                           МП

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по изобразительному искусству Е.И. Коротеевой (под редакцией Б. М. Неменского).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

        Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Данные ценности должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

        Задачи курса:

- совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;

- развивать способности видеть и проявление художественной культуры;

- формировать навыки работы с различными художественными материалами.

        Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современных инновационных методов на основе современного понимания требований к результатам обучения.

        Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации.

        Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

        Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

        Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Данных три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь ввиду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они позволяют структурно членить, понимать деятельность и более осознавать искусство.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личности значимых смыслов.

Тематическая целостность и последовательность развития курса помогают обеспечивать прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 2 класса – «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки.

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 – 4 классов начальной школы. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс – 165 ч. Предмет изучается в 1 классе – 33 ч в год, во 2 – 4 классах -  34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей;
  • различие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравтсвенной отзывчивости;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
  • умение осуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты  характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной;
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты

        В результате изучения искусства у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполняется конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»;
  • будут заложены основы российской         гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Обучающиеся:

  • овладевают умениями и навыками восприятия произведений искусства;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России;
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Содержание курса

Искусство и ты

  1. Как и чем работает художник?

Три основных цвета – желтый, красный, синий.

Белая и черная краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Неожиданные материалы (обобщение темы).

  1. Реальность и фантазия.

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

  1. О чем говорит искусство.

Изображение природы в различных состояниях.

Изображение характера животных.

Изображение характера человека: женский образ.

Изображение характера человека: мужской образ.

Образ человека в скульптуре.

Человек и его украшения.

О чем говорят украшения.

Образ здания.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, нестроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

  1. Как говорит искусство.

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Тихие и звонкие цвета.

Что такое ритм линий?

Характер линий.

Ритм пятен.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Образовательные технологии, используемые в 1 классе.

1. Разноуровневое обучение.

2. Технология решения исследовательских задач.

3. Здоровьесберегающие.

4. Проектные.

5. Технологии игровых методов обучения.

6. Обучение в сотрудничестве.

7. Информационно-коммуникационные технологии.

8. Развивающее обучение.

9. Технология критического мышления на уроках.

10. Технология деятельностного подхода в обучении.

                                     

                                     ПРОГРАММНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Класс

Количество часов в неделю в соответствии с учебным планом школы

Реквизиты

программы

УМК обучающегося

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

1

1

Министерство образования РФ

Программы общеобразовательных учреждений

Программа «Изобразительное искусство» 1 – 4 кл., Авторы Неменский Б.М. Неменская Л. А. и др. Москва, «Просвещение», 2011 г.

Коротеева Е.И. / под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. Искусство и ты». Учебник для 1 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г.

Коротеева Е.И. / под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. Искусство и ты». Рабочая тетрадь для 1 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г.

Раздаточный материал к урокам изобразительного искусства (муляжи, рисунки, гербарии, гипсовые геометрические тела).

Индивидуальная папка с инструментами и материалами.

Коротеева Е.И. / под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. Искусство и ты». Учебник для 1 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г.

Коротеева Е.И. / под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. Искусство и ты». Рабочая тетрадь для 1 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г.

Коротеева Е.И. «Изобразительное искусство. Исскуство и ты». Методическое пособие к учебнику 1 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г.

Презентации на  CD и DVD дисках.

Островская О.В. «Уроки изобразительного искусства в начальной школе». Москва, «Владос», 2007 г.

                                  Календарно-тематическое планирование по ИЗО (1 класс)     33 часа

№ урока

Дата проведения урока

1 класс

Содержание урока

Примечание

Ты учишься изображать (9 ч.)

1

Предмет «Изобразительное искусство». Кабинет искусства – художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

2

Красота и разнообразие окружающего мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы.

3

Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

4

Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах

5

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения в фантазии при изображении на основе пятна.

6

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни.

7

Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, то есть образные, объемные объекты в природе.

8

Целостность формы. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Изменение комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.

9

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линия в природе. Линейные изображения на плоскости. Художники и зрители.

Ты украшаешь (8 ч.)

10

Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений.

11

Цветы – украшение Земли.  Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей.

12

Красоту нужно уметь замечать. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

13

Узоры на крыльях. Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

14

Красивые рыбы. Монотипия. Развитие навыков работы красками, цветом.

15

Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.

16

Украшение птиц. Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов.

17

Красота узоров (орнаментов). Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Ты строишь (11 ч.)

18

Постройки в нашей жизни. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

19

Дома бывают разными. Многообразие архитектурных построек и их назначение.

20

Домики, которые построила природа. Многообразие природных построек, их формы и конструкции.

21

Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи».

22

Дом снаружи и внутри. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.

23

Строим город. Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов.

24

Строим город. Приемы работы в технике бумагопластики.

25

Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, то есть то, как он построен.

26

Строим вещи. Конструирование предметов быта.

27

Город, в котором мы живем. Создание образа города.

28

Город, в котором мы живем. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.)

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника. Выставка работ учащихся.

30

Праздник птиц. Развитие наблюдательности и изучение природных форм.

31

Сказочная страна. Создание коллективных панно и пространственных композиций.

32

Времена года. Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник.

33

Здравствуй, лето! Урок любования. Восприятие красоты природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса

Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...

Рабочая программа по математике 1-4 классы (Школа России) с планированием для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс

Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...

Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы  УМК "Школа России"...