комбинированный урок "Музыка в живописи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Раскрыть одно из понятий «галерея» - художественный музей.
Развивать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству,
метроритмические чувства.
Воспитывать любовь к классической музыке.
Воспитывать самостоятельность и творческую активность.
Формировать представление о значимости цветовых и звуковых красках.
Формировать нормы поведения при посещении выставок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_v_zhivopisi.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОГОУ «Вяземская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»
Комбинированный урок.
Ответственные : Негрей И.А. (учитель рисования)
Изотова М.В. (учитель музыки)
2013 г.
Цель:
Раскрыть одно из понятий «галерея» - художественный музей.
Развивать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству,
метроритмические чувства.
Воспитывать любовь к классической музыке.
Воспитывать самостоятельность и творческую активность.
Формировать представление о значимости цветовых и звуковых красках.
Формировать нормы поведения при посещении выставок.
Оборудование:
Репродукции картин: В.Васнецов «Василиса Премудрая», «Алёнушка»,
«Богатыри»; «Фея» Е. Бертельс,
К.Брюллов «Весна», «Всадница»,
И.Айвазовский «Дождь», «Девятый вал».
Рисунки детей.
Музыкальная фонограмма: фрагмент из балета «Лебединое озеро»,
пьеса «Игра в лошадки», тема феи Драже
«Щелкунчик» П.Чайковский.
«В пещере горного короля» Э.Григ.
«Оранжевая песенка» музыка К.Певзнера.
«Дети любят рисовать» музыка Шаинского.
Музыкальный зал украшен репродукциями картин.
Ход урока.
1. Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, сегодня мы приглашаем вас в музыкальную картинную галерею. Галерея-это художественный музей. При посещении музеев, выставок нужно соблюдать определённые нормы поведения: ходить спокойным шагом, внимательно слушать, говорить тихим голосом, не перебивая друг друга.
2. Повторение музыкальной грамоты.
Учитель: Ребята, взгляните, перед вами картина, выполненная в чёрно-белых тонах. Что нужно сделать, чтобы она стала более выразительной, яркой и запомнилась надолго?
(ответы детей)
Учитель: Правильно. А можем мы раскрасить музыку, сделать её запоминающейся, привлекательной?
(ответы детей)
Учитель: Какие музыкальные краски для этого необходимы?
(ответы детей : лад, темп, тембр и динамические оттенки)
Учитель: А какие музыкальные рисунки вы знаете?
(ответы детей: ритмический и мелодический)
Учитель: Молодцы, именно этими красками рисуют музыкальные картины.
3. Основная часть.
а) Постановка цели урока.
Учитель: Сейчас мы с вами рассмотрим картины известных художников, прослушаем произведения знаменитых композиторов, а затем сравним их по ладу, темпу, тембру и динамике.
б) Слушание музыки.
(звучит фрагмент из балета «Лебединое озеро» П.Чайковского.)
с) Рассматривание картин.
( «Василиса Премудрая» и «Алёнушка» В.Васнецова)
3.1. Сравнение живописи с музыкой.
Учитель: Итак, вы прослушали музыку, рассмотрели полотна. А теперь скажите, какое из этих полотен созвучно по ладу музыкальной картине?
( ответы детей: «Алёнушка», потому что картина печальная, глаза у девушки грустные, краски художник брал тёмные, чтобы подчеркнуть печаль. Музыка звучала трагическая, печальная.)
Учитель: Верно. Слушаем следующий музыкальный фрагмент.
Пьеса П .Чайковского «Игра в лошадки» и сравниваем её с двумя полотнами – «Весна» и «Всадница» К.Брюллова. Скажите, какая из живописных картин созвучна по темпу музыкальному произведению?
( ответы детей: «Всадница», Потому что на картине скачет лошадь и музыка показывает, как скачет лошадка.)
Учитель: Молодцы! Вы всё верно узнаёте. Следующая музыкальная картина «В пещере горного короля» Э. Грига, сравниваем по динамике исполнения с картинами И.Айвазовского «Дождь» и Девятый вал». Какая из этих картин созвучна музыке?
( ответы детей: «Девятый вал», потому что на картине мы видим начало шторма, море бушует. Это явление природы не может быть тихим, как и прозвучавшая музыка.)
Учитель: Замечательно, а теперь скажите, какое из этих полотен «Богатыри» В.Васнецова и «Фея» Е.Бертельса созвучно по тембру музыке П.Чайковского из балета «Щелкунчик» темы феи Драже.
( ответы детей: Картина с изображением феи, потому что музыка мягкая, волшебная, исполняется на высоких регистрах.)
3.2.Отображение ритмического рисунка.
Учитель: А теперь посмотрите на эту картинку и прохлопайте ритмический рисунок животных, изображённых на ней. Вот матрёшки. Прохлопайте их ритмический рисунок , если известно, что большая матрёшка звучи – Т а -а-а-а , поменьше – Та –а, ещё меньше – Та, а две маленькие – Ти –ти.
( дети выполняют задания) Выходят девочки и исполняют танец «Матрёшка».
Учитель: Мы с вами забыли ещё об одном музыкальном рисунке – о мелодическом. Сейчас я напою начала нескольких песен («Во поле берёзка», «Уж как шла лиса по травке», «До – дон»), а вы выберете из имеющихся на парте карточек с рисунками те, которые подходят к этим мелодиям.
(дети показывают карточки с изображением движения мелодии)
Учитель: А теперь, повторив все музыкальные рисунки, найдём их в русской народной песне «Тень – тень».
Учитель: Скажите, как поёт медведь?
( ответы детей: грозно, низко, медленно)
-- А лиса?
( ответы детей: плавно, мягко, ласково, в умеренном темпе)
-- А как поёт коза?
( ответы детей: скачками, резко)
Учитель: Предлагаю инсценировать нашу песенку, изображая героев голосом и движениями.
(дети под музыку изображают животных)
Учитель: А теперь простучите ритмический рисунок этой песенки на ложках.
( дети выполняют задание)
Учитель: Сейчас вы послушаете мелодию П.Чайковского «Сладкие грёзы», подумайте и представьте, что бы вы нарисовали к этой мелодии.
( дети рассказывают ,какие картины они бы нарисовали)
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в музыкальную картинную галерею, из которого мы поняли, что музыка и живопись – это два великих искусства, которые делают нашу жизнь богаче и красивее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка - творчество "Галерея асфальтовой живописи"
Прогулка - важная составляющая часть работы группы продленного дня - позволяет решать ряд учебных, развивающих и воспитательных задач. Так, например, прогулка-творчество позволит не только отдохнуть р...
Образ ночи в поэзии живописи и музыке
Раздел:Вступление, или Детективное начало... Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. Тема: А.С. Пушкин "Тиха украинская ночь" Цели: 1. Познакомить учащихся с новым произвед...
Конспект занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет.
Конспект был написан для проведения открытого занятия районного этапа всероссийского конкурса педагогических достижений педагогов дополнительного образования "Сердце о...
Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»
Презентация опыта работы по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....
Шедевры мировой живописи. Лики Зауральских художников.
Данная презентация позволит познакомиться детям с творчеством Зауральских художников и их малоизвестными картинами. Может быть использована на вн...
тема быта в русской живописи
Венецианов Алексей Гаврилович. Картины на тему быта....
Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"
Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм"...