комбинированный урок "Музыка в живописи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

                           Раскрыть одно из понятий «галерея» - художественный музей.

                           Развивать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству,

                           метроритмические чувства.    

                           Воспитывать любовь к классической музыке.

                           Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

                           Формировать представление о значимости цветовых и звуковых красках.

                           Формировать нормы поведения при посещении выставок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_zhivopisi.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОГОУ «Вяземская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида»

Комбинированный урок.

                                                 Ответственные : Негрей И.А. (учитель рисования)

                                                                              Изотова М.В. (учитель музыки)

2013  г.

Цель:

                           Раскрыть одно из понятий «галерея» - художественный музей.

              Развивать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству,

              метроритмические чувства.        

                           Воспитывать любовь к классической музыке.

                           Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

              Формировать представление о значимости цветовых и звуковых красках.

              Формировать нормы поведения при посещении выставок.

Оборудование:

       Репродукции картин: В.Васнецов «Василиса Премудрая», «Алёнушка»,

           «Богатыри»; «Фея» Е. Бертельс,

                 К.Брюллов «Весна», «Всадница»,

                             И.Айвазовский «Дождь», «Девятый вал».

             Рисунки детей.                                                                

Музыкальная фонограмма: фрагмент из балета «Лебединое озеро»,

                            пьеса «Игра в лошадки», тема феи Драже

        «Щелкунчик» П.Чайковский.

                  «В пещере горного короля» Э.Григ.

            «Оранжевая песенка» музыка К.Певзнера.

            «Дети любят рисовать» музыка Шаинского.

Музыкальный зал украшен репродукциями картин.

Ход урока.

1.   Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, сегодня мы приглашаем вас в музыкальную картинную галерею. Галерея-это художественный музей. При посещении музеев, выставок нужно соблюдать определённые нормы поведения: ходить спокойным шагом, внимательно слушать, говорить тихим голосом, не перебивая друг друга.

        2.   Повторение музыкальной грамоты.

Учитель: Ребята, взгляните, перед вами картина, выполненная в чёрно-белых тонах. Что нужно сделать, чтобы она стала более выразительной, яркой и запомнилась надолго?

(ответы детей)

Учитель: Правильно. А можем мы раскрасить музыку, сделать её запоминающейся, привлекательной?

(ответы детей)

Учитель: Какие музыкальные краски для этого необходимы?

(ответы детей : лад, темп, тембр и динамические оттенки)

Учитель: А какие музыкальные рисунки вы знаете?

(ответы детей: ритмический и мелодический)

Учитель: Молодцы, именно этими красками рисуют музыкальные картины.

         3.  Основная часть.

 

а) Постановка цели урока.

 

 Учитель: Сейчас мы с вами рассмотрим картины известных художников, прослушаем произведения знаменитых композиторов, а затем сравним их по ладу, темпу, тембру и динамике.

б) Слушание музыки.

(звучит фрагмент из балета «Лебединое озеро» П.Чайковского.)

с)  Рассматривание картин.

( «Василиса Премудрая» и «Алёнушка» В.Васнецова)  

3.1. Сравнение живописи с музыкой.

Учитель: Итак, вы прослушали музыку, рассмотрели полотна. А теперь скажите, какое из этих полотен созвучно по ладу музыкальной картине?

( ответы  детей: «Алёнушка», потому что картина печальная, глаза у девушки грустные, краски художник брал тёмные, чтобы подчеркнуть печаль. Музыка  звучала  трагическая, печальная.)

Учитель: Верно. Слушаем следующий музыкальный фрагмент.

                    Пьеса П .Чайковского «Игра в лошадки» и сравниваем её с двумя полотнами –      «Весна» и «Всадница» К.Брюллова. Скажите, какая из живописных  картин созвучна по темпу музыкальному произведению?

( ответы  детей: «Всадница», Потому что на картине скачет лошадь и музыка показывает, как скачет лошадка.)

Учитель: Молодцы! Вы всё верно узнаёте. Следующая музыкальная картина «В пещере горного короля» Э. Грига, сравниваем по динамике исполнения с картинами И.Айвазовского «Дождь» и Девятый вал». Какая из этих картин созвучна музыке?

( ответы  детей: «Девятый вал», потому что на картине мы видим начало шторма, море бушует. Это явление природы не может быть тихим,  как и прозвучавшая музыка.)

Учитель: Замечательно, а теперь скажите, какое из этих полотен «Богатыри» В.Васнецова и «Фея» Е.Бертельса созвучно по тембру музыке П.Чайковского из балета «Щелкунчик» темы феи Драже.

( ответы  детей: Картина с изображением феи, потому что музыка мягкая, волшебная, исполняется на высоких регистрах.)

3.2.Отображение ритмического рисунка.

Учитель: А теперь посмотрите на эту картинку и прохлопайте ритмический рисунок животных, изображённых на ней. Вот матрёшки. Прохлопайте их ритмический рисунок , если известно, что большая матрёшка звучи – Т а -а-а-а , поменьше – Та –а, ещё меньше – Та, а две маленькие – Ти –ти.

( дети выполняют задания) Выходят девочки и исполняют танец «Матрёшка».

Учитель: Мы с вами забыли ещё об одном музыкальном рисунке – о мелодическом. Сейчас я напою начала нескольких песен («Во поле берёзка», «Уж как шла лиса по травке», «До – дон»), а вы выберете из имеющихся на парте карточек с рисунками те, которые подходят к этим мелодиям.

(дети показывают карточки с изображением движения мелодии)

 

Учитель: А теперь, повторив все музыкальные рисунки, найдём их в русской народной песне «Тень – тень».

Учитель: Скажите, как поёт медведь?

( ответы  детей: грозно, низко, медленно)

-- А лиса?

( ответы  детей: плавно, мягко, ласково, в умеренном темпе)

-- А как поёт коза?

( ответы  детей: скачками, резко)

Учитель: Предлагаю инсценировать нашу песенку, изображая героев голосом и движениями.

(дети под музыку изображают животных)

Учитель: А теперь простучите ритмический рисунок этой песенки на ложках.

( дети выполняют задание)

Учитель: Сейчас вы послушаете мелодию П.Чайковского «Сладкие грёзы», подумайте и представьте, что бы вы нарисовали к этой мелодии.

( дети рассказывают ,какие картины они бы нарисовали)

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в музыкальную картинную галерею, из которого мы поняли, что музыка и живопись – это два великих искусства, которые делают нашу жизнь богаче и красивее.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка - творчество "Галерея асфальтовой живописи"

Прогулка - важная составляющая часть работы группы продленного дня - позволяет решать ряд учебных, развивающих и воспитательных задач. Так, например, прогулка-творчество позволит не только отдохнуть р...

Образ ночи в поэзии живописи и музыке

Раздел:Вступление, или Детективное начало... Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. Тема: А.С. Пушкин "Тиха украинская ночь" Цели:  1. Познакомить учащихся с новым произвед...

Конспект занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет.

Конспект был написан для проведения открытого занятия районного этапа  всероссийского  конкурса  педагогических достижений педагогов дополнительного образования "Сердце о...

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

Шедевры мировой живописи. Лики Зауральских художников.

Данная презентация позволит познакомиться детям с творчеством Зауральских художников и их малоизвестными картинами. Может быть использована на вн...

тема быта в русской живописи

Венецианов Алексей Гаврилович. Картины на тему быта....

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм"...