Изобразительное искусство "Дымковская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Рожкова Александра Анатольевна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Дымковская игрушка                                                        (урок проведён во 2 классе в 2015 г.) .

Цели: познакомить детей с историей возникновения игрушек, научить отличать дымковскую игрушку от других ; развивать кругозор; мелкую моторику рук, глазомер; воспитывать аккуратность и последовательность.

Оборудование: образец народной игрушки Дымкова , картинки с их изображением, глина , стеки, клеёнка , банка для воды.

Ход урока.

  1. Вступительная часть:

-Приветствие;

-Организация рабочего дня;

-Правила техники безопасности при работе с глиной, стеками.

2.Основная часть.

Рассказ « Как появились игрушки в обиходе человека»

   В каменном веке земледельцы жившие на территории современной Руси, делали женские глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зёрнами пшеницы и бросали в огонь. После исполнения этого магического обряда, который должен принести плодородие их нивам, фигурки отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки.

   Посмотрите на дымковскую игрушку . Она всегда была любима в народе. Промысел возник в слободе Дымково, что возле города Кирова. Там отличные глины и песок. Издавна живут в слободе мастера, которые кроме крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву весёлые яркие игрушки. Происхождение промысла связывалось с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику.

  Игрушки лепили и расписывали только женщины и дети. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, затем сушат и обжигают в печи. Потом белят её мелом, разведённом в молоке, расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. Узор необычайно прост : строго геометрический, состоящий из клеток, полосок, кругов, крупных пятен. Зато краски яркие-яркие : малиновые, красные ,зелёные , жёлтые, оранжевые, синие .Кроме своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом. Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда « сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтоб лепесточки не улетели. Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место.

  1. Анализ изготовления барыни.

Барыня- это одна из наиболее характерных дымковских игрушек. Её лепят по частям.

Составим план работы:

- Кусок глины величиной с крупное яйцо скатать в шарик.

-Внутрь куска глины вдавить палец и пережать шарик другой рукой, разделив его на две части. Нижняя часть должна быть больше верхней. Из нижней части сделать юбку в виде колокола .Глину внутри фигуры обминать вокруг указательного пальца , тогда стенки станут тоньше , а юбка- объёмнее. Толщина стенок должна составлять 5-6 мм .

-Из верхней части вылепить туловище и голову. Верхнюю часть разделить на две части так, чтобы верхняя была меньше нижней .Стекой подровнять юбочку-колокол снизу и поставить фигурку на дощечку.

- Слепить руки и прилепить их на места;

-Слепить оборочку на юбке и волосы. Прилепить оборочку и волосы, соединить руки с туловищем ( руки впереди на животе) ;

-Слепить муфту, воротник и шляпу.

4. Физминутка.

Руки держим мы над партой,

В кулачки скорей сожмём.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем быстро разжимать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем быстро разжимать.

5.Лепка игрушки «Барыня» под классическую музыку.

6.Итоговая часть.

-Из чего делают игрушки , над которыми мы с вами работали?

-О каких игрушках мы сегодня с вами говорили?

-Каким узором украшают мастера игрушки?

- Приведите в порядок свои места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Каргапольская игрушка"

Презентация "Каргопольская игрушка" . В данной работе представлена информация о Каргополье, об узорах, используемых  для росписи каргопольских игрушек, варианты различных игрушек....

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Конспект урока изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме"

Урок изобразительного искусства на тему "Игрушки в нашем доме" (изображение животного)....

Презентация для 3 класса по изобразительному искусству на тему "Твои игрушки. Изображение формы игрушки."

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Влияние формы предмета на представление о его характере. Твои игрушки. Изобразить форму игрушки....

Изобразительное искусство. Игрушка в нашем доме. 3 класс.

Тема: Игрушки в нашем доме Цели деятельности учителя: знакомство детей с искусством в нашем доме, приобщение детей к русской культуре, формирование знаний  и умений в росписи дымковской игру...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Игрушки в нашем доме» (3 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, приобщение детей к русской культуре, формирование знаний  и умений в росписи дымковской игрушки.Задачи урока П...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме"(3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, приобщение детей к традиционной  русской культуре, формирование знаний  и умений в росписи дымковской игрушки....