Программа дополнительного образования "Городецкая роспись"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Программа предполагает изложение материала по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов и упражнений до заданий на импровизацию, роспись изображений, создание своих композиций. Итогом обучения будут служить творческие задания, в которых должны проявиться инициативность детей, знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gorodetskaya_rospis.docx | 62.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Татановская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена на заседании методического Совета МАОУ «Татановская СОШ» «___» августа 2015 г. протокол № __ директор ______ / О.П. Илларионова / |
Образовательная программа
«Городецкая роспись»
для 4 класса
срок реализации: 1 год
Составитель:
Заболотникова Т.В., учитель начальных классов
Тамбов 2015
Пояснительная записка
Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Роспись по дереву рассматривается как один из видов народного творчества. Занятия художественной росписью, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных интерьеров, т.к. обладают эстетической ценностью. Эстетическая значимость общения с народным искусством очень важна для общего художественного развития ребят.
Программа предполагает изложение материала по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов и упражнений до заданий на импровизацию, роспись изображений, создание своих композиций. Итогом обучения будут служить творческие задания, в которых должны проявиться инициативность детей, знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Актуальность программы состоит в том, что декоративно - прикладное искусство в данный момент является приоритетом в линейке дополнительного образования. В нашей школе оно успешно реализуется.
Новизна заключается в использовании различных методов обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые. Особая роль отводится игровым методам и приемам с использованием персонажей русских сказок, что вызывает огромный интерес у младших школьников. Также новизна состоит в том, что дети знакомятся с историей возникновения росписи по дереву и возвращаются к ее истокам.
Отличительной особенностью программы является формирование у детей эстетического вкуса вследствие выполнения различных заданий под контролем педагога, организация выставок готовых работ, включение элемента соревновательности, поощрений лучших работ.
Цель - развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву.
Задачи программы:
Образовательные:
-познакомить детей с основами народного декоративно-прикладного искусства
-сформировать начальные художественные знания, умения через различные изобразительные средства;
-познакомить с основными видами и жанрами изобразительного искусства;
-познакомить с ведущими элементами изобразительной грамоты.
Воспитательные:
-воспитывать чувство прекрасного на примерах изделий народных мастеров и способствовать сохранению культурных традиций русского народа;
-воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности;
-способности видеть красоту и гармонию и эстетически ее оценивать;
-доброты, сопереживания к окружающим.
Развивающие:
-развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству;
-развивать творческие способности обучающихся через создание самостоятельных художественных изделий;
-внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, фантазии, глазомера, художественного вкуса;
-творческого мышления
В ходе занятий используется система преподавания росписи с помощью карточек-заданий. В них реализуется новый прием-дописывание элементов и композиций на основе предложенного контура или ведущей линии (даны варианты незавершенных элементов или лишь их части).
Содержание программного материала подобрано с учетом возрастных, индивидуальных возможностей, способностей и уровня развития ребенка. Для развития самооценки и взаимооценки проводятся выставки в конце занятия, оценка собственных работ, коллективное обсуждение, коллективный отбор работ на итоговую выставку, изготовление коллективных композиций, изготовление изделия в рамках изучаемой темы (на выбор). Кроме того, содержание занятий предполагает развитие коммуникативных навыков у детей.
Содержание учебного материала предполагает, как теоретическую часть, которая в основном дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, так и практическую (упражнение в усвоении различных техник).
Отдается предпочтение работе, носящей индивидуальный характер.
При выполнении коллективных заданий каждый ребенок выполняет «свою» часть работы. В этом случае на ребенка возлагается большая ответственность, так как от его мастерства зависит результат общей, коллективной работы. Коллективное выполнение работ — наиболее технологически эффективная форма организации занятий, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Кроме того, коллективный способ содействует воспитанию общительности, дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи, а также способствует развитию организаторских качеств личности.
В образовательном процессе используются следующие методы контроля и самоконтроля:
- совместное обсуждение и оценка работ;
- защита работы или творческого проекта;
- самоанализ выполненного изделия;
- анализ изделия в паре педагог-воспитанник;
- коллективное планирование и распределение заданий при изготовлении коллективных работ.
В начале учебного года проводится диагностика уровня знаний, умений и навыков воспитанников, сохранности знаний, умений и навыков. В конце учебного года — итоговая аттестация по разработанным и апробированным методикам, которые позволяют определить уровень теоретической подготовки воспитанников, выявить степень сформированности практических умений и навыков детей, способностей, личностных качеств ребенка, а также соотнести их с прогнозируемым результатом образовательной программы.
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей 9-11 лет.
Продолжительность обучения- 68 часов.
Периодичность проведения занятий- 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 час.
Норма наполнения групп – 11 детей.
Форма организации учебно- воспитательного процесса: групповая.
Методы и приемы обучения, используемые при реализации программы:
в обучении:
-словесный (беседа, рассказ, чтение);
-наглядный (наблюдение, изучение явлений, происходящей в окружающей среде);
- практический (постановка и проведение опытов, эксперимент).
в воспитании:
-методы организации деятельности и формирования художественного поведения(воспитывающие ситуации, художественные сказки);
-методы формирования сознания и личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример).
Материально- техническое оснащение программы
Творческая мастерская ,стулья, мольберты, интерактивная доска, пластилин, наборы цветной бумаги, альбомы для детского творчества, краски гуашь, краски акварельные , фломастеры, кисти , ножницы для детского творчества, цветные и простые карандаши
Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы обучающиеся:
- получат возможность расширить и углубить изобразительные основы декоративных элементов;
- приобретут опыт правильного использования материалов и технические приемы оформления;
- познакомятся с названиями инструментов, приспособлений;
- применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание, поверхности;
-моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм.
В ходе реализации программы младшими школьниками осуществляется познание художественного разнообразия.
По окончании учебного года обучающиеся должны знать:
|
По окончании учебного года обучающиеся должны уметь:
|
Санитарно- гигиенические требования
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям СанПиНа, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное педагогическое образование, иметь дополнительное образование в форме курсов повышения квалификации в области дополнительного образования детей художественной направленности.
Учебно- тематический план:
№ п/п | Наименование тем, разделов | Всего часов | Из них | ||
Теория | Практика | ||||
1 | Содержание программы. Начальная диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Раздел 2. Основы художественной росписи. (14 часов) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.1 | Породы деревьев и их декоративные качества. Виды росписи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Раздел 3. Декоративное оформление. (14 часов) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.1 | Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.2 | Основы цветоведения | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.3 | Основные сведения о композиции | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.4 | Орнамент и его виды | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.5 | Построение композиции с различными видами орнамента | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.6 | Роспись художественных изделий из дерева и их оформление | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.7 | Полхов- Майданская роспись | 2 | 1 | 1 | |
3.8 | Семеновская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.9 | Традиционные элементы семеновской росписи | 2 | 1 | 1 | |
3.10 | Городецкая роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.11 | Мезенская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.12 | Традиционные элементы мезенской росписи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.13 | Хохломская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.14 | Традиционные элементы городецкой росписи- «розан» и ромашка». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Раздел 4. Изделия. (51 час) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.1 | Прием оживки. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.2 | Построение композиции с различными видами орнамента | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.3 | Рисование вазы с цветами (с розаном и ромашкой). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.4 | Знакомство с художественными элементами городецкой росписи- «листьями» и «кустиками» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.5 | Составление узора из листьев. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.6 | «Расписное панно». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.7 | Знакомство с традиционными элементами городецкой росписи- «купавкой» и «бутоном» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.8 | Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городца | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.9 | Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городца | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.10 | Традиционный городецкий мотив- «гроздь винограда» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.11 | Традиционный городецкий мотив- «гроздь винограда» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.12 | Выполнение панно с использованием мотива «гроздь винограда» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.13 | Декоративное изображение розы в городецкой росписи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.14 | Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива «городецкая роза» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.15 | Основы композиции(варианты размещения узора на разделочной доске). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.16 | Самостоятельная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.17 | Использование росписи разделочной доски. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.18 | Общая композиция | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.19 | Традиционный мотив городецкой росписи- «птица» (городецкий фазан) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.20 | Изображение различных видов городецких птиц- петух, голубь, павлин, кукушка, лебедь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.21 | «Конь вороной» - знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — конем. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.22 | Последовательность росписи Городецкого коня | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.23 | Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых художественной росписи по дереву | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.24 | Основные сведения композиции. Приемы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.25 | Основные сведения композиции. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.26 | Законы построения. Ритм. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.27 | Орнамент и его виды. Геометрический орнамент. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.28 | Орнамент и его виды. Растительный орнамент | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.29 | Орнамент и его виды. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.30 | Зооморфный орнамент | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.31 | Орнамент и его виды. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.32 | Латиница. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.33 | Орнамент и его виды. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.34 | Эклектика. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.35 | Построение композиции с различными видами орнамента. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.36 | Круг. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.37 | Построение композиции с различными видами орнамента. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.38 | Квадрат. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.39 | Построение композиции с различными видами орнамента. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.40 | Полоса. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.41 | Башкирская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.42 | Загорская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.43 | Урало-сибирская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.44 | Хохломская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.45 | Северо - Двинская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.46 | Загорская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.47 | Городецкая роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.48 | Жостово. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.49 | Декоративные подносы | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.50 | Организация и проведение выставки ученических работ | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.51 | Итоговое занятие. Выставка выполненных работ. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Итого | 68 | 34 | 34 |
Содержание программы
Раздел 1. Введение в образовательную программу.
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Ознакомление с программой.
Практика: Входной контроль знаний
Раздел 2. Основы художественной росписи.
Тема 2. Основы гигиены труда.
Теория: Общие понятия о санитарии и гигиене труда. Физиолого-гигиенические основы трудового процесса. Гигиена умственного и физического труда. Понятие об утомляемости. Рабочая поза. Активный и пассивный отдых. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация. Значение правильного освещения помещений и рабочих мест, требования к освещению.
Практика: Игра «Что могут краски». Диагностика знаний, умений.
Тема 3. Породы деревьев и их декоративные качества.
Теория: Хвойные и лиственные породы деревьев, использование их при создании художественных изделий из дерева. Декоративные качества дерева. Подготовка древесины и ее обработка. Требования к качеству художественных изделий из дерева.
Практика: Игра «Радуга над лужайкой». Отработка приема непрерывных линий.
Тема 4. Виды росписи.
Теория: Роспись масляными красками, темперой, гуашью. Техника работы темперой, маслом, гуашью. Ознакомление с миниатюрной живописью на папье-маше. Роспись по металлу, стеклу, пластмассе.
Практика: Рисование на тему «Осень. Листопад».
Тема 5. Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву.
Теория: Аэрограф, его назначение. Техническая характеристика. Виды и принципы работы.
Практика: Рисование «Грустный дождик»
Тема 6. Основы цветоведения.
Теория: Основные свойства цвета. Основные и смешанные цвета. Цветовой круг. Контрастная и тональная цветовая гармония. Цвет и фактура. Изменение цветов на расстоянии. Эффект теплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика.
Практика: Рисование «Узоры снежинок». Отработка приема смешения цвета с белилами
Тема 7.Основные сведения о композиции.
Теория: Объяснение приемов построения композиции. Основные закономерности композиции – симметрия, равновесие, ритм и т.д. взаимодействие отдельных элементов композиции. Воспитание чувства отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве. Развитие фантазии, чувства цвета.
Практика: Рисование «Узоры снежинок». Отработка приема смешения цвета с белилами
Тема 8. Орнамент и его виды.
Теория: Понятие об орнаменте. Виды орнамента. Стилизация. Мотивы и формы. Орнамент – широкая область художественной культуры народов разных стран; демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента. Усвоение зеркальной симметрии. Стилизация природных форм. Силуэт.
Практика: Рисование «Портрет Снегурочки».
Тема 9. Построение композиции с различными видами орнамента.
Теория: Главное отличие орнамента от других видов художественного изображения, подчиненность расположения изобразительных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Ознакомление с особенностями построения композиции различных видов орнамента в полосе, круге, квадрате.
Практика: Рисование «Снежная птица-зима».
Тема 10. Роспись художественных изделий из дерева.
Теория: Виды и классификация художественных изделий из дерева. Требования к качеству изделий, поступающих на роспись. Способы подготовки поверхности деревянных изделий к росписи. Способы нанесения краски на изделия. Приемы нанесения краски разными способами и последовательность их выполнения. Инструменты и приспособления при росписи
Практика: Рисование «Дом снежной птицы».
Тема 11-12. Полхов-Майданская роспись.
Теория: Особенности полхов-майданской росписи. Виды изделий. Особенности росписи. Виды росписи.
Практика: Рисование «Золотая рыбка»
Тема 13. Семеновская роспись.
Теория: Особенности росписи семеновских игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Рисование орнаментальной композиции «Веселый поезд цветов…».
Тема 14-15. Городецкая роспись.
Теория: Особенности городецкой росписи. Виды росписи. Изучение технологического процесса создания городецких изделий.
Практика: Рисование «Цветы», «Травы».
Тема 16. Мезенская роспись.
Теория: Особенности мезенской росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения мезенской росписи на изделии.
Практика: Рисование «Цветы и бабочки».
Тема 17. Хохломская роспись.
Теория: Особенности хохломской росписи. Виды изделий хохломской росписи. Изучение техник хохломской росписи - «верховое» и «фоновое» письмо. Хохломской орнамент. Способы подбора и составления красок.
Практика: Упражнение в резании полосок, преобразование геометрических фигур.
Тема 18. Традиционные элементы городецкой росписи - «розан» и «ромашка».
Теория: Особенности городецкой росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения росписи на изделии. Прием «оживки».
Практика: Творческая работа.
Тема 19.Рисование вазы с цветами (с розаном и ромашкой).
Теория: Дорисовывание начатых элементов. Особенности росписи игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Композиция, фон, контраст.
Тема 20.Знакомство с художественными элементами городецкой росписи – «листьями» и «кустиками»
Теория: Особенности городецкой росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения росписи на изделии. Прием «оживки».
Практика: Коллективная работа "Осеннее дерево"
Тема 21.Составление узора из листьев «Расписное панно»
Теория: Особенности росписи семеновских игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Коллективная работа "Осеннее дерево"
Тема 22.Знакомство с традиционными элементами городецкой росписи – «купавкой» и «бутоном»
Теория: Особенности городецкой росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения росписи на изделии. Прием «оживки».
Практика: Коллективная работа «Сказочные домики».
Тема 23.Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городца
Теория: Особенности росписи семеновских игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 24.Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городца.
Теория: Особенности городецкой росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения росписи на изделии. Прием «оживки».
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 25.Традиционный городецкий мотив – «гроздь винограда»
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 26.Выполнение панно с использованием мотива «гроздь винограда»
Теория: Особенности городецкой росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения росписи на изделии. Прием «оживки».
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 27.Декоративное изображение розы в городецкой росписи
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 28. Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива «городецкая роза»
Теория: Особенности городецкой росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения росписи на изделии. Прием «оживки».
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 29.Основы композиции (варианты размещения узора на разделочной доске).
Теория: Самостоятельная работа. Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 30.Исполнение росписи разделочной доски. Общая композиция
Теория: Особенности городецкой росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения росписи на изделии. Прием «оживки».
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 31.Традиционный мотив городецкой росписи - «птица» (городецкий фазан)
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 32.Изображение различных видов городецких птиц - петух, голубь, павлин, кукушка, лебедь.
Теория: Особенности городецкой росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения росписи на изделии. Прием «оживки».
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 33. Основы композиции(варианты размещения узора на разделочной доске).
Теория: Последовательность росписи Городецкого коня. Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 34. Самостоятельная работа
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 35. Использование росписи разделочной доски.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 36. Общая композиция
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 37. Традиционный мотив городецкой росписи- «птица» (городецкий фазан)
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 38. Изображение различных видов городецких птиц- петух, голубь, павлин, кукушка, лебедь
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 39. «Конь вороной» - знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — конем.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 40. Последовательность росписи Городецкого коня
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 41. Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 42. Основные сведения композиции. Приемы.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 43. Основные сведения композиции.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 44. Законы построения. Ритм.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 45. Орнамент и его виды. Геометрический орнамент.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 46. Орнамент и его виды. Растительный орнамент
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 47. Орнамент и его виды. Зооморфный орнамент
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 48. Орнамент и его виды
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 49. Латиница
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 50. Орнамент и его виды.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 51. Эклектика.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 52. Построение композиции с различными видами орнамента.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 53. Круг.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение растительного орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 54. Построение композиции с различными видами орнамента.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 55. Квадрат.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 56. Построение композиции с различными видами орнамента.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 57. Полоса.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 58. Башкирская роспись
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 59. Загорская роспись
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 60. Урало-сибирская роспись
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 61. Хохломская роспись
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 62. Северо - Двинская роспись
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 63. Загорская роспись
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 64. Городецкая роспись
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 65. Жостово.
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 66. Декоративные подносы
Теория: Особенности росписи городецких игрушек. Виды изделий под роспись. Изучение орнамента. Способы росписи. Влияние лакирования на гуашевую роспись.
Практика: Выполнение индивидуальных заданий.
Тема 67. Организация и проведение выставки ученических работ
Теория: Организация и проведение выставки ученических работ
Практика: Итоговая аттестация
Тема 68. Итоговое занятие. Выставка выполненных работ.
Теория: Организация и проведение выставки ученических работ
Практика: Итоговая аттестация
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название раздела | Формы занятий | Методы и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие | Игра- путешествие | Словесные, наглядные, практические | Ватман, карандаш простой, кисти, краски(акварель, гуашь) | Самоанализ, фронтальный контроль. |
2. | Основы художественной росписи | Занятие- практикум | Словесные, наглядные, практические | Краски, кисти, фломастеры, мелки, ватман, карандаш простой. | Устный опрос, практический контроль |
3. | Декоративно- прикладное искусство | Занятие- практикум | Разные виды бумаги, картона и ткани. | Устный опрос, готовое изделие, взаимоанализ | |
4. | Декоративно- прикладное искусство | Бумага, кисти, краски, природный материал |
Литература для педагога:
1.Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
2.Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
3.Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
4.Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
5.Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
6.Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
7.Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
8.Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
9.Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
10.Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.
11.И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.
12.Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, 1988 год
13.Живописная система В. Э. Борисова - Мусатова. М.,1980.
14.Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.
15.О композиции. М., 1959.
16.Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979.
Литература для детей:
1.Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5
2.Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7
3.Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-222-08451-5
4.Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Татановская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы ________/О. П. Илларионова/
Календарно-тематическое планирование
объединения дополнительного образования
«Разноцветная палитра»
на 2015-2016 учебный год
Руководитель: Заболотникова Т.В.
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Раздел 1. Вводный блок. (1 час) | |||||
1/1 | Содержание программы. Начальная диагностика. | 1 | |||
Раздел 2. Основы художественной росписи. (1 час) | |||||
2/1 | Породы деревьев и их декоративные качества. Виды росписи | 1 | |||
Раздел 3. Декоративное оформление. (14 часов) | |||||
3/1 | Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву | 1 | |||
4/2 | Основы цветоведения | 1 | |||
5/3 | Основные сведения о композиции | 1 | |||
6/4 | Орнамент и его виды | 1 | |||
7/5 | Построение композиции с различными видами орнамента | 1 | |||
8/6 | Роспись художественных изделий из дерева и их оформление | 1 | |||
9/7 | Полхов- Майданская роспись | 1 | |||
10/8 | Семеновская роспись | 1 | |||
11/9 | Семеновская роспись.Традиционные элементы семеновской росписи | 1 | |||
12/10 | Городецкая роспись | 1 | |||
13/11 | Мезенская роспись | 1 | |||
14/12 | Мезенская роспись.Традиционные элементы мезенской росписи | 1 | |||
15/13 | Хохломская роспись | 1 | |||
16/14 | 1 | ||||
Раздел 4. Изделия. (52 часа) | |||||
17/1 | Традиционные элементы городецкой росписи- «розан» и ромашка». | 1 | |||
18/2 | Прием оживки. | 1 | |||
19/3 | Построение композиции с различными видами орнамента | 1 | |||
20/4 | Рисование вазы с цветами (с розаном). | 1 | |||
21/5 | Рисование вазы с цветами (с ромашкой). | 1 | |||
22/6 | Знакомство с художественными элементами городецкой росписи- «листьями» и «кустиками» | 1 | |||
23/7 | Составление узора из листьев. | 1 | |||
24/8 | «Расписное панно». | 1 | |||
25/9 | Знакомство с традиционными элементами городецкой росписи- «купавкой» и «бутоном» | 1 | |||
26/10 | Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городца | 1 | |||
27/11 | Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городца | 1 | |||
28/12 | Традиционный городецкий мотив- «гроздь винограда» | 1 | |||
29/13 | Традиционный городецкий мотив- «гроздь винограда» | 1 | |||
30/14 | Выполнение панно с использованием мотива «гроздь винограда» | 1 | |||
31/15 | Декоративное изображение розы в городецкой росписи | 1 | |||
32/16 | Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива «городецкая роза» | 1 | |||
33/17 | Основы композиции(варианты размещения узора на разделочной доске). | 1 | |||
34/18 | Самостоятельная работа | 1 | |||
35/19 | Использование росписи разделочной доски. | 1 | |||
36/20 | Общая композиция | 1 | |||
37/21 | Традиционный мотив городецкой росписи- «птица» (городецкий фазан) | 1 | |||
38/22 | Изображение различных видов городецких птиц- петух, голубь, павлин, кукушка, лебедь | 1 | |||
39/23 | «Конь вороной» - знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — конем. | 1 | |||
40/24 | Последовательность росписи Городецкого коня | 1 | |||
41/25 | Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву | 1 | |||
42/26 | Основные сведения композиции. Приемы. | 1 | |||
43/27 | Основные сведения композиции. | 1 | |||
44/28 | Законы построения. Ритм. | 1 | |||
45/29 | Орнамент и его виды. Геометрический орнамент. | 1 | |||
46/30 | Орнамент и его виды. Растительный орнамент | 1 | |||
47/31 | Орнамент и его виды. Зооморфный орнамент | 1 | |||
48/32 | Орнамент и его виды | 1 | |||
49/33 | Латиница | 1 | |||
50/34 | Орнамент и его виды. | 1 | |||
51/35 | Эклектика. | 1 | |||
52/36 | Построение композиции с различными видами орнамента. | 1 | |||
53/37 | Круг. | 1 | |||
54/38 | Построение композиции с различными видами орнамента. | 1 | |||
55/39 | Квадрат. | 1 | |||
56/40 | Построение композиции с различными видами орнамента. | 1 | |||
57/41 | Полоса. | 1 | |||
58/42 | Башкирская роспись | 1 | |||
59/43 | Загорская роспись | 1 | |||
60/44 | Урало-сибирская роспись | 1 | |||
61/45 | Хохломская роспись | 1 | |||
62/46 | Северо - Двинская роспись | 1 | |||
63/47 | Загорская роспись | 1 | |||
64/48 | Городецкая роспись | 1 | |||
65/49 | Жостово. | 1 | |||
66/50 | Декоративные подносы | 1 | |||
67/51 | Организация и проведение выставки ученических работ | 1 | |||
68/52 | Итоговое занятие. Выставка выполненных работ. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «Роспись»
Настоящая образовательная программа представляет дополнительный образовательный курс декоративно-прикладной направленности, предназначенный для кружка декоративно-прикладного творчества «Роспись»....
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...