Рабочая программа по ИЗО 3 класс "Начальная школа 21 век
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа по ИЗО 3 класс "Начальная школа 21 век

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 486

Выборгского района Санкт-Петербурга

     

    «УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ лицея № 486

_________________ Ю.В. Васильева

Приказ № 31 от 28 августа 2015   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 3 А класса

на 2015/2016 учебный год

                                                                           Разработчик: учитель начальных классов Гореликова Алла Юрьевна

                                                                                                     

Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей начальных классов

Протокол № 1«26» августа 2015 г.

Принята на педагогическом совете

    Протокол № 1 «28»августа  2015г.

Санкт-Петербург

2015 год

О Г Л А В Л Е Н И Е

  1. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

Нормативная основа программы

Цели и задачи изучения курса

Общая характеристика курса

Место курса в учебном плане

Информация об УМК

Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе.

Формы и виды контроля, аттестация обучающихся

Планируемые результаты обучения курсу на конец 3 класса, основные требования к  планируемым результатам

  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание тем учебного курса
  3. Система оценивания учащихся
  4. Ресурсы реализации программы
  5. Поурочно – тематическое планирование
  6. Лист коррекции

1.Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

Нормативная основа программы

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; с изменениями;
  3. Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года);
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
  5. ООП НОО ГБОУ лицея № 486, утверждена приказом директора № 23 от 26.05.2015
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию  в текущем учебном году;
  7. Годовой календарный учебный график Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год; утверждён приказом директора № 23 от 26.05.2015
  8. Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год; утверждён приказом директора № 23 от 26.05.2015
  9. Положение о рабочей программе, принятое в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении лицее № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга;  утверждено приказом директора № 18 от 18.06.2014
  10. Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской  программы Л.Г.Савенковой «Изобразительное искусство» и в соответствии с ФГОС НОО. Данная авторская программа основывается на концепции образовательной области «Искусство», соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.

Цели и задачи изучения курса

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
  • активизация самостоятельной творческой деятельности;
  • развитие интереса к природе и потребности  общения с искусством (восприятие и практическая деятельность); 
  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
  • воспитание  нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей;  формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
  • развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувствительном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путем развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с другими образовательными дисциплинами.

Общая характеристика курса

Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П.Юсуповым в Учреждении РАО «Институт художественного образования».

Данная программа учитывает опыт современных направлений педагогики  в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен и тенденций в искусстве.

Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которое обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.

Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П.Юсупову).

        Духовное возвышение ребенка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.

        Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать сое мнение, творчески и неординарно мыслить.

        Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детейк художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться  их собственными силами, их руками.

        Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.  

        Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, - географические, национальные, культурно-исторические.

        Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавая свой художественный образ.  

        Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Ведь ребенок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания.

        Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) – основана на многократном повторении,  отточенной технике. Творческая (образная) – требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства – существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.

        Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребенка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.

        Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.

        Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образные, художественно-действенные, логические.

Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в  мир отношений человека и природы; 
  • активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

        Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир в художественно-образной форме.

Место курса в учебном плане

На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.

В соответствии с годовым календарным графиком на  2015-2016 г. на государственные праздники не выпадают учебные дни, в которые будут проходить уроки изобразительного искусства, поэтому программу планируется выполнить полностью, в объёме 34 часов.

Информация об УМК

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа XXI век» 

Изобразительное искусство: 3 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.

Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая  тетрадь для  учащихся  общеобразовательных  учреждений Л.Г.Савенкова. Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф. 2014 г.

Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе

Учитывая особенности класса (разный уровень владения предметными знаниями по изобразительному искусству; разный уровень сформированности психических процессов; разный уровень познавательной мотивации, заинтересованности в изучении предмета ), планирую использовать на уроке следующие приёмы и технологии:

- технология проектного обучения

- технология групповой деятельности

Формы и виды контроля, аттестация обучающихся

Формы контроля:

- выставка

- сообщение

- тесты

-практические работы

-творческие работы учащихся

Виды контроля:

- стартовая диагностика

- текущий контроль

- итоговый контроль

Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением ГБОУ лицея № 486

 «О текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся», утверждено приказом директора № 65 от 05.11.2014

Планируемые результаты обучения курсу на конец 3 класса, основные требования к планируемым результатам

Личностные результаты: 

  • целостное, гармоничное восприятие мира;
  • интерес  окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  • умения формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;  
  • способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
  • представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение ее этапов;
  • умение доводить работу до конца;
  • способность предвидеть результат своей деятельности;
  • адекватная оценка результатов своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • умение работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения (умение доводить дело до конца);
  • принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение ее этапов;
  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;
  • умение применять приобретенные знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  • умение проводить самостоятельные исследования;
  • умение находить нужную информацию в Интернете;
  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданными смысловым (логическим) содержанием;
  • обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне4
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
  • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  • способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  • умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  • сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
  • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
  • умение выражать в беседе свое отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
  • умение подбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

2. Учебно-тематический план 

Количество часов:

Всего   34    часа; в неделю      1      час.

№ п/п

Наименование разделов или глав

Количество часов

В том числе

контрольных уроков

1

Природа и художник

17

3

2

Величие природы на языке изобразительного искусства

11

1

3

Выразительные средства изобразительного искусства

6

1

  1. Итого:

34

5

3. Содержание тем учебного курса

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1. Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. Примерные темы композиций: «Букет из осенних листьев», «Поляна с ландышами», «Дом на горе»

Работа на плоскости

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)

2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства

Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников

3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок)

Открытое и закрытое пространство. Примерные темы композиций: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в море», «Подводные обитатели», «Волчица и волчата», «Красные рыбки в пруду», «Лягушки в болоте», «Горные вершины». Работа в технике акварели «по сырому»

Создавать выставки фотографий с уголками природы.
Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.
Создавать цветовые графические
композиции в технике компьютерной
графики.
Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).

Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды

4. Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья.

Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.)

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. Условное изображение карты рельефа, художественное отображение ландшафта в картине. Исследование ландшафта родной природы. Создание карты региона с указанием достопримечательностей. Исследовательские проекты: рельеф местности (источниковая база по выбору, в том числе Интернет)

Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).
Отделять главное от второстепенного.
Выделять композиционный центр.
Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,
орнамент).
Представлять и передавать условное изображение в географических картах.

Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)

5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна»

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики

6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше.

Воздушная перспектива

Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике

Передавать графическими средствами воздушную перспективу.
Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.
Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.
Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.

Использовать в работе средства компьютерной графики

7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета

Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке». Передача в пейзаже двух разных состояний природы — солнечного дня и пасмурного утра

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)

8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический

Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционное размещение предметов

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.
Изображать с натуры предметы конструктивной формы.
Сознательно
выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению)

Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна — изготовление скворечника, посевная; лето — сенокос, езда на велосипеде, купание; осень — сбор урожая, начало учебного года; зима — катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы

Передавать движения.
Уметь работать с натуры и по наблюдению.
Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.
Работать в одной цветовой гамме.

Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек

10. Передача объёма в живописи и графике

Освоение разнообразных видов штриха. Зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш

11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам.

Создание конструкции летательного аппарата в технике бумажной пластики

Работа в объёме и пространстве
Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели)

12. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина»

Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина)

13. Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении

Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол»

Осваивать профессиональную лепку.
Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок

14. Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек

Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». Использование несложного каркаса. Предварительное обсуждение эскиза будущей работы и распределение обязанностей

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.
Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Передавать ритм и динамику при создании художественного образа

15. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа

Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказкам

Х.-К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари.

Примерные темы композиций: «Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город»

Декоративно-прикладная деятельность
Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм
(по описанию в сказках).

Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек

16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт

Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. Основой вазы может стать стеклянная ёмкость (бутылка, пузырёк или баночка). Лепка из цветного пластилина или работа с помощью бумаги и клея

Создавать предметы для интерьера
с учётом его особенностей.
Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.

Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами

17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи»

Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными.

Эту работу можно выполнить в технике бумажной пластики или с помощью цветного пластилина

Работа в определённой цветовой гамме: сближенные цвета — мягкая цветовая гамма (замутнение цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета – «праздник красок»

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.
Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.

Осваивать технику бумажной пластики

Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.
Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.

Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии

Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. Развитие умения определять выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы

Работа на плоскости
Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.
Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий

2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.

Смысловая зависимость между форматом и материалом

Композиции на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «День и ночь», «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши»

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики

3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа

Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. Воспитание потребности выразить визуальными средствами звуки природы

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения

4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением

Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации)

Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.
Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.

Создавать коллективную книжку-раскраску

5. Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений

Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы

6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля

Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки. Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок (можно для кукольного спектакля). Использование большой картонной коробки

Работа в объёме и пространстве
Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.
Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).

Уметь работать в коллективе, распределять обязанности

7. Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда)

Вовлечение школьников в мир сказочных героев, способных мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания (цветовое, световое, предметное

окружение). Примерные темы композиций: «Дворец, в котором может жить ветер», «Дождевые облака», «Удача», «Смелость», «Дворец сказок», «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.
Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.
Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.

Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства

8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами

Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Создание предметов декоративно-прикладного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной», «Кувшин „Поющий петух“». Декоративная лепка: глина, пластилин

Декоративно-прикладная деятельность
Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.
Передавать в объёмной декоративной форме настроение.

Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета

9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек

Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. Применение в работе пузырьков, бутылочек, коробок для каркаса

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.

Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек

10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах

Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Роль знака и символа в жизни. Цвет и форма в знаковом изображении. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Примерные темы композиций: «Тотемное дерево индейцев», «Древо жизни». Работа на небольших форматах. Декоративная роспись камня узором. Работа фломастерами или цветными карандашами

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».
Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.

Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт

11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д.

Формирование представления о характере и форме украшений (драгоценные и поделочные камни). Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвучных повтору звуков в скороговорке (по выбору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обратить внимание на ритм и проговаривание слов в скороговорке

Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.
Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.

Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)

1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Выразительные средства изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция)

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Проводить коллективные исследования по данной теме

2. Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства

Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики

Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.
Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).

Понимать специфику выразительного языка каждого из них

3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин

Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике

4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа

Организация и проведение экскурсий (заочных и очных), бесед, обсуждений. Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий

Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.

Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона

5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства

Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский

Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства

6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей

Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. Беседы, обсуждения, выполнение зарисовок архитектурных сооружений своего региона

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Называть архитектурные памятники региона, знать их историю

4. Система оценивания учащихся

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
  2. Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  1. Итоговый контроль   в формах
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические  решения.

Предпочтение отдаётся  качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня  учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

     Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передачу основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в практических работах делает незначительные ошибки.

Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

     Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передачу в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3»(удовлетворительно)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в практических работах.

     Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

Ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в практических работах ученик допускает грубые ошибки.

 При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

     К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

     К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.

5. Ресурсы реализации программы

1. Литература для учителя:

Основная:

  1. Учебник: Изобразительное искусство: 3 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая  тетрадь для  учащихся  общеобразовательных  учреждений / Л.Г.Савенкова. Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф. 2014

Дополнительная:

  1. Изобразительное искусство: 1-4 класс: методическое пособие / Л.Г.Савенкова. – М.: Вентана-Граф. 2014.
  2. Изобразительное искусство: 2 класс: методические разработки уроков. Органайзер для учителя / Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф. 2014.
  3. Изобразительное искусство: 1-4 класс: интегрированная программа / Л.Г.Савенкова. – М.: Вентана-Граф.         

2. Литература для обучающихся:

Основная:

  1. Учебник: Изобразительное искусство: 3 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая  тетрадь для  учащихся  общеобразовательных  учреждений / Л.Г.Савенкова. Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф. 2014

Дидактические материалы:

  • литературные произведения;
  • музыкальные произведения;
  • набор иллюстраций;
  • дидактические игры;

3. Материалы на электронных носителях и Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

http://viki.rdf.ru/

http://school-collection.edu.ru/

Электронно-программное обеспечение

компьютер;

презентационное оборудование;

выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);

целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).


6. Поурочно - тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

Материально-техническое

и информационно-техническое обеспечение

Формы контроля

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

1.

02.09

 Природа и художник.  

«Букет из осенних листьев».

Урок открытия нового знания

Получит возможность научиться:

передавать разнообразие и красоту природы с помощью средств изобразительного искусства.

Научится:

экспериментировать с цветом,

создавать плавные переходы цвета;

работать в одной цветовой гамме.

изображать листья, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги.

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей

осознание своих творческих возможностей

Работать на плоскости

Передать разнообразие и красоту природы. Овладеть основами языка живописи и графики. Выполнять цветовые композиции на передачу характера светоносных явлений в природе.

Презентация «Пейзаж».

Сообщение

Творческие работы учащихся

2.

09.09

Природные объекты в творчестве художника. «Солнечный день в горах»

Урок открытия нового знания

Научится изображать природный пейзаж, передавая своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности

строить речевые высказывания в устной форме;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой зрения.

принимать и сохранять учебную задачу

проявление познавательных мотивов;

Работать на плоскости.

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников.

ЭОР «Школа маленьких художников»

3.

16.09

Воздушное пространство.  «Облака и птицы в небе»

Стартовая диагностика

Урок рефлексии

Урок развивающего контроля

Получит возможность узнать, что такое открытое и закрытое пространство.

Научится проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

проявление познавательных мотивов;

Работать на плоскости. Передать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающем предметном мире 

ЭОР «Школа маленьких художников»

тест

4.

23.09

Водный мир. «Подводные обитатели».  ИКТ

Урок открытия нового знания

Получит возможность узнать, кто такие маринисты. Научится участвовать в коллективном творчестве при создании композиции.

принимать и сохранять учебную за-дачу

Самостоятельно ответит на вопросы по пройденному материалу

Творческие работы учащихся

5.

30.09

«Корабли в море».

Получит возможность узнать, кто такие маринисты. Научится участвовать в коллективном творчестве при создании композиции.

уметь передавать расположение кораблей в море

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы 

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей

проявление познавательных мотивов;

Выполнить композицию «Корабли в море»

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному цвету).

ЭОР «Школа маленьких художников»

Творческие работы учащихся

6.

07.10

Знакомство с разнообразием подводного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными.

Урок рефлексии

Научится находить в интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм

включаться в творческую деятельность под руководством учителя

формулировать собственное мнение и позицию;

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей

проявление познавательных мотивов;

Создать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.
Привнести в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе

Презентация «подводный мир»

Творческие работы учащихся

7.

14.10

«Морской натюрморт с ракушкой»

Урок рефлексии

Получит возможность познакомиться с понятием тематический натюрморт. Научится изображать с натуры предметы конструктивной формы.

изображать морские ракушки, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги

х условий

принимать и сохранять учебную задачу;

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.
Изображать с натуры предметы конструктивной формы.
Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

ЭОР «Школа маленьких художников»

Творческие работы учащихся

8.

21.10

«Играющие животные»

Тест

Урок открытия нового знания

Урок развивающего контроля

Получит возможность освоить технику вытягивания малых форм из целого куска и удаления лишнего.

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; передавать выразительную пластику движения

договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности

проговаривать последовательность действий на уроке

объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера

Освоить профессиональную лепку.
Создать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры в движении по памяти и представлению (пластилин).

ЭОР «Школа маленьких художников»

тест

9.

28.10

Композиция «Прогулка в парке».

Урок открытия нового знания

Получит возможность научиться:

передавать разнообразие и красоту природы с помощью средств изобразительного искусства

включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

изображать характерные особенности пейзажа родной природы

развитие эстетических чувств

Работать  на плоскости.

 Создать плоскостную  композицию на заданную тему (живопись, рисунок).

Презентация «Состояния природы».

сообщение

10

11.11

Стилизация. Сосуд в виде птицы (животного, дерева) 

Урок рефлексии

Научится выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла,

находить нужную информацию в Интернете.

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

вносить дополнения

проявление познавательных мотивов;

Создать предмет для интерьера
с учётом его особенностей.
Передать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.

Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами.

Презентация «Красивая ваза».

Творческие работы учащихся

11

18.11

Декоративно-прикладная деятельность

«Бусы в подарок».

Урок рефлексии

Научится выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебнотворческих задач,

выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности

принимать и сохранять учебную задачу

проявление познавательных мотивов;

Передавать ритмический характер повтора в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.
Уметь создавать декоративные элементы из бумаги, клея и гуаши.

Презентация «Украшение как важный элемент народного и современного костюма».

Сообщение

Творческие работы учащихся

12

25.11

Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказке «Хозяйка медной горы».

Урок открытия нового знания

Получит возможность научиться:

создавать сюжетные композиции по мотивам сказок, применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.

Научится:

работать в коллективе, распределять обязанности.

строить речевые высказывания в устной форме

задавать вопросы, прогнозировать результат своей работы.

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Создать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм
(по описанию в сказках).

Презентация «Хозяйка медной горы».

выставка

13

02.12

Композиция на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши».

Урок рефлексии

 Получит представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство. Научится создавать композицию, выделяя главные элементы цветом и светом, размером.

строить речевые высказывания в устной форме

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

определять цели работы и выделять её этапы.

 развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Передавать в рисунке предметы подземного мира,  раскрашивать их в яркие цвета.

Презентация «Дюймовочка».

Творческие работы учащихся

14

09.12

Ритм в природе. «Журавлиная стая на восходе солнца».

Урок открытия нового знания

Получит возможность освоить понятие «ритм»

Научится изображать птиц, передавать их движение.

уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

проявление познавательных мотивов;

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.  Создавать эскиз будущей работы в смешанной технике.

Презентация «Состояния природы».

Творческие работы учащихся

15

16.12

«День и ночь».

Тест

Урок открытия нового знания

Урок развивающего контроля

Получит возможность научиться:

улавливать настроение и ритм музыкального, литературного  и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства

проявление познавательных мотивов;

Выполнить композицию «День и ночь»,  передавая контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха.

ЭОР «Школа маленьких художников»

тест

16

23.12

Изображение человека в движении

Урок открытия нового знания

Научится передавать движение человека и объём графическими средствами

включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

работать самостоятельно, используя умения и навыки

вносить дополнения

проявление познавательных мотивов;

Работать на плоскости. Передавать движения: стоит, идёт, бежит. Работать в одной цветовой гамме.

Презентация «Рисуем человека в движении».

Творческие работы учащихся

17

13.01

 Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Отображение природы в музыкальном произведении.

Урок открытия нового знания

Получит возможность познакомиться с понятиями звонкие и глухие цвета, главные и дополнительные.

 Научится:

улавливать настроение и ритм музыкального, литературного  и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.

включаться в творческую деятельность под руководством учителя

работать самостоятельно, используя умения и навыки

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения.

Запечатлеть образное определение на бумаге с помощью звонких и глухих, главных и дополнительных цветов.

ЭОР «Школа маленьких художников»

Сообщение

Творческие работы учащихся

18

20.01

Гризайль.

Урок открытия нового знания

Получит возможность познакомиться с понятием гризайль. Научится выполнять упражнения в технике гризайля.

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

принимать и сохранять учебную задачу;

проявление познавательных мотивов;

Выполнять упражнения простым карандашом.

Экспериментировать с цветом, создавая плавные переходы цвета (каждый следующий квадрат темнее предыдущего).

ЭОР «Школа маленьких художников

Творческие работы учащихся

19

27.01

Монотипия.

Урок открытия нового знания

Получит возможность познакомиться с понятием монотипия, научится выполнять изображение животного в этой технике.

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

принимать и сохранять учебную задачу;

проявление познавательных мотивов;

Нарисовать животное в технике монотипия.  Экспериментировать с цветом, получая различные цветовые нюансы

Творческие работы учащихся

20

03.02

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: «Хоккеист и балерина»

Урок рефлексии

Получит возможность узнать о профессии скульптора. Научится создавать сюжетную скульптурную композицию

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; передавать выразительную пластику движения

договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

проговаривать последовательность действий на уроке

объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера

Освоить профессиональную лепку.
Создать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнить зарисовки с вылепленных фигурок.

ЭОР «Школа маленьких художников

Творческие работы учащихся

21

10.02

Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. «Детский городок». Работа в малых группах

Урок рефлексии

Научится коллективно создавать необычное игровое пространство, применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла,
работать в ситуации коллективного сотворчества

включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.
Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Передавать ритм и динамику при создании художественного образа.

Презентация «Такие разные домишки…».

выставка

22

17.02

Воскография.

Урок открытия нового знания

Получит возможность познакомиться с понятием воскография. Научится выполнять рисунки в технике воскографии.

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

принимать и сохранять учебную задачу;

проявление познавательных мотивов;

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Выполнить волшебный цветок в технике воскографии.

Творческие работы учащихся

23

24.02

Воздушная перспектива.

«Военные корабли в море»

Урок рефлексии

Получит возможность познакомиться с понятием воздушная перспектива. Научится  передавать графическими средствами воздушную перспективу

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа

проявление познавательных мотивов;

Передавать графическими средствами  воздушную перспективу.
Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания

ЭОР «Школа маленьких художников»

Творческие работы учащихся

24

02.03

 Рисунок с натуры  яблока.

Урок рефлексии

Научится изображать с натуры предметы конструктивной формы,

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

развитие эстетического чувства

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха;

Творческие работы учащихся

25

09.03

Выразительные средства изобразительного искусства (форма, объём, цвет, ритм).

Урок рефлексии

Получит возможность научиться  выражать  своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.

Научится  выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

проявлять творческую активность

принимать и сохранять учебную задачу;

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике.

Творческие работы учащихся

26

16.03

Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений. Создание алфавита.

Тест

Урок открытия нового знания

Урок развивающего контроля

Получит возможность узнать о роли и значении буквицы при издании сказочных и былинных произведений. Научится создавать свои буквицы для литературных произведений.

включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы.

ЭОР «Школа маленьких художников»

Творческие работы учащихся

\тест

27

30.03

Дизайн.  Мебель для куклы.

Урок рефлексии

Получит возможность узнать о  профессии дизайнера. Научится создавать свои дизайнерские  «произведения»

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

учиться работать по предложенному учителем плану

проявление познавательных мотивов;

создавать своё дизайнерское  «произведение» - мебель для куклы , передавать в произведение своё настроение,

украшать в соответствии с её особенностями и назначением предмета.

выставка

28

06.04

Освоение приёмов лепки фигуры человека «Артисты на арене цирка».

Урок рефлексии

Получит возможность узнать о профессии скульптора. Научится создавать сюжетную скульптурную композицию.

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; передавать выразительную пластику движения

договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

проговаривать последовательность действий на уроке

объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера

Осваивать профессиональную лепку.
Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок.

ЭОР «Школа маленьких художников»

Творческие работы учащихся

29

13.04

Орнамент. Изразцы.

Урок открытия нового знания

Получит возможность узнать, что такое орнамент, изразец, рельеф. Научится создавать рельефное изображение

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

работать в группах, принимать решения.

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Создать  рельефное изображение изразца  из цветного пластилина.

Презентация «По мотивам сказки».

Творческие работы учащихся

30

20.04

Великие художники России

Урок открытия нового знания

 Научится понимать и выражать в словесной форме своё отношение к произведениям художников.

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; передавать выразительную пластику движения

договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

проговаривать последовательность действий на уроке

объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера

Осваивать профессиональную лепку.
Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок.

сообщение

31

27.04

Архитектура и декоративно-прикладное искусство.

Урок рефлексии

Научится понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно прикладного искусства Осознавать и объяснять функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

работать в группах, принимать решения.

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Создать  рельефное изображение изразца  из цветного пластилина.

Презентация «Архитектура и декоративно-прикладное искусство».

сообщение

32

04.05

Итоговая диагностика

Урок развивающего контроля

Научится:

понимать и  выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства, архитектурных сооружений;

выражать в беседе своё отношение  произведениям разных видов искусства;

договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

принимать и сохранять учебную задачу;

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.

Презентация «Жанры изобразительного искусства».

тест

33

11.05

Архитектурные достопримечательности.

Урок рефлексии

Научится:

понимать и  выражать в словесной форме свои представления об  архитектурных сооружениях

оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения, называть несколько знакомых памятников и их авторов

проявлять творческую активность

принимать и сохранять учебную задачу;

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Называть архитектурные памятники региона, знать их историю.

Презентация «Архитектурные достопримечательности».

сообщение

34

18.05

Знакомство с крупными музеями России.

Урок открытия нового знания

Получит возможность узнать о крупных музеях России.

оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Называть самые значительные музеи искусств России.

проявлять творческую активность

принимать и сохранять учебную задачу;

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Участвовать в обсуждении, беседах. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона

Презентация «Музеи России»

сообщение


7. Лист коррекции выполнения программы по предмету

Период

Количество часов

по плану

Количество часов

по

факту

Причина отставания

Способ устранения

(вид коррекции – сокращение часов по разделу, использование резерва, замещение)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....

Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"

Рабочии программы по "Школа России" 3 класс.   Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....

Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)

Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание  цен...

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"...

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России", 4 класс

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)

Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...