Жар-птица. Урок изобразительного искусства в 3 классе.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Урок изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhar-ptitsa.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Масло Ирина Игоревна,  учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Проект урока «Жар-птица» (3 класс)

Изобразительное искусство

Тема:  Жар-птица

Цель:

через знакомство с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве, в русском фольклоре и окружающем мире, создать продуктивное взаимодействие детей с учеником из ресурсного класса с помощью элементов работы в группах по созданию сюжетных проектов (фрагмент сказки, живые картины, связанных с героем темы), создать условия для эффективной творческой работы с помощью инструкции-поэтапности, системы поощрений и визуализации предметной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Учащиеся получат возможность учиться  выделять характерные черты произведений, путем установления причинно-следственных связей;

- будут формировать умение работать по алгоритму;

- распознавать и анализировать, сравнивать иллюстрации художников;

- ставить и задавать  вопросы;

- создавать и преобразовывать модели и схемы, выделять существенные признаки с целью решения конкретных задач;

- развитие воображения и стимулирование творческой активности;

- Учащиеся получат возможность формулировать учебную задачу, оценивать свои достижения;

- сравнивать объекты, выделять существенные признаки;

- получат возможность развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок, таблица),

- развивать умение работать в группах и распределять обязанности;

-  развитие навыков работы в группе, члены которой имеют ограничения по здоровью, создание уважительной и дружеской атмосферы в группе и классе;

- самостоятельно и сообща создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

- учиться слушать и слышать других участников образовательного процесса.

- Обучающиеся получат возможность проявлять самостоятельность и ответственность за свою работу;

- навыки сотрудничества в работе в группах;

- ценностное отношение к книге и иллюстрации в ней, к  картинам художников, к себе самому;

- будут отрабатывать умения выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

- уважительное отношение к иному мнению;

- обучение распознанию своих и чужих чувств невербальными методами;

- возможность к осознанию целостного взгляда на мир в единстве природы, народов и культур, через рассмотрение взаимосвязей между;

- формировать уважительное отношение к Отечеству, языку, культуре, истории своего государства.

Межпредметные связи: Литературное чтение, Музыка, Окружающий мир.

Ресурсы урока: иллюстративный материал книг, картины художников: М.Врубель «Царевна-Лебедь», В.М.Васнецов «Сирин и Алконост», И.Билибин иллюстрация к сказке «Жар-птица», иллюстрации  В.Королькова, Н.Гипиуса, Н.Кочергина; образцы изображения Жар-птицы в хохломской росписи, изразцы камина, лаковые миниатюры, презентация, изображения райских тропических птиц, поэтапное построение, интерактивная презентация, отрывок из балета И.Ф.Стравинского «Жар-птица», индивидуальный материал для ученика с ОВЗ.

Технологии: технология уровневой дифференциации (индивидуальный маршрут и условия деятельности), обучения в сотрудничестве (работа в группах), информационно-коммуникационные (интерактивная презентация, программа «Class Dojo», как инструмент формирующего оценивания метапредметных умений и личностных качеств, интерактивная презентация, поэтапность выполнения, игра с помощью платформы Learning Apps  «Хронологическая линейка»), игровые (театализация), здоровьесберегающие (музыкальная физминутка).

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний

- Мы сегодня отправимся в сказочную страну. Для этого мы должный вспомнить на какие группы можно разделить цвета? (тёплые и холодные).

(«Тёплые» цвета -  красный, оранжевый, желтый. Огонь, солнце, тепло.

«Холодные» голубой, синий, фиолетовый. Они похожи на холодный ветер, небо, снеговые облака, иней.)

- Анализируют свои знания по этой теме, составляют схему на доске (включение в составление схемы аутичного ребенка, при возникновении трудности при выходе к доске, работа с интерактивной схемой с опорой на доску за своим рабочим местом).

- Опираясь на приобретенные знания, отвечают на вопросы учителя.

Мотивация познавательной деятельности

- Сегодня мы отправимся путешествовать в сказочную страну и будем рисовать сказочное существо. Давайте закроем глаза и представим, что мы гуляем в сказочной стране … (музыка) 

… и забрели в волшебный сад. Кто мог оставить этот предмет в нашем сказочном саду? (предмет-загадка -перо Жар-Птицы)

- Слушают отрывок (с закрытыми глазами) из балета И.Ф. Стравинского «Жар-птица», анализируют услышанное, описывают представленные сказочные картины;

- Опираясь на предмет-загадку, отвечают на вопросы учителя, домысливают о теме урока и содержании.

- Формулируют тему урока и цель урока.

Организация познавательной деятельности

  1. Вводная часть

Что за чудо перед нами:

Птица яркая, как пламя

Длинный хвост ярко искрится –

То – волшебная жар-птица

- Героиня из какой сказки Жар-птица? В каких еще сказках мы встречаем эту героиню? («Иван-Царевич и серый Волк», «Жар-птица и Василиса Прекрасная», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», А.Н. Толстой «Жар-птица»)

2) Взаимосвязь фольклора, литературы и изобразительного искусства с природой.

- Скажите, вот как выглядит воробей или синица мы знаем, а как выглядит Жар-Птица? Это существующая птица?

- Что должно быть хорошо развито у настоящих художников, чтобы изображать сказочные существа? (воображение)

- Мы много раз говорили, что многое люди черпают из природы. Как вы думаете, какие птицы могли бы напомнить художникам о сказочной красоте?

- А вот, оказывается, существуют на нашей планете птицы, которые чем-то могли бы напоминать сказочных. Это райские птицы. Они живут в Новой Гвинее.

- Давайте рассмотрим этих птиц. Опишите их окраску, оперенье. Что особенного есть у этих птиц?

  1. Сказочные птицы в  искусстве.

- Как вы представляете сказочную птицу? Где мы можем увидеть изображения таких птиц?

- Учитель помогает определить понятие «иллюстрация».

- Организует анализ по вопросу необходимости, сложности и яркости иллюстраций в нашей жизни, роли художников-иллюстраторов.

- А теперь посмотрим, как представил себе Жар-птицу хорошо знакомый вам художник. Догадайтесь кто? Как определили? (И.Я.Билибин, декоративность изображения, орнамент, не объёмное изображение)

- Вот еще изображения. Какая Жар-птица? Какие цвета используют художники? Какой хвост? Какие крылья? (На рисунках жар-птица изображается птицей с размашистыми крыльями и с огненным жаром на хвосте, перья как у Жар-птицы переливаются разными красками.)

4) Живая картина. Игра «Угадай сказку».

- А каких еще сказочных птиц вы помните? (Финист Ясный сокол, «Царевна-Лебедь» М.Врубель сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», В.М.Васнецов «Сирин и Алконост»).

- Сейчас мы разделимся на микрогруппы, я раздам вам карточки с названием сказочной птицы, а вы должны представить нам живую картину. Это может быть отрывок из сказки или картина художника. Участвовать должны все ученики группы.

Игра «Угадай сказку» (фотографирование учителем живых картин).

- Опираясь на знания и личный опыт вспоминают литературные произведения, в которых встречается Жар-птица.

- Систематизируют и сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи природы с человеком, с искусством, с литературой и с другими предметами, связь с жизнью.

При анализе райских птиц обязательно спросить ребенка с РАС (если он может отвечать хотя бы односложно) или попросить показать отличительный признак райской птицы от других птиц. Здесь может помочь тьютор, который с помощью предметной индивидуальной иллюстрации при ответе других учеников будет вместе с обучающимся находить и отмечать эти отличительные признаки.

- Анализируют и обсуждают вопрос необходимости, сложности и яркости иллюстраций в нашей жизни. Обобщают знания и выделяют роль художников-иллюстраторов в литературе.

- Используя свои знания о технике и особенностях произведений уже известных художников, прогнозируют и определяют автора иллюстрации. Если возникают трудности у ученика с ОВЗ, то он индивидуально выбирает ответ из предложенных вариантов.

- Анализ изображения сказочной птицы. Деятельный подход – показ, демонстрация крыльев, для полного восприятия размеров, плавности и выразительности линий.

- Опираясь на знания и личный опыт вспоминают литературные произведения, картины в которых встречается другие сказочные птицы.

- Деление на микрогруппы. Выполнение задания, предложенного учителем. Организация сотрудничества и включения обучающегося с ОВЗ в групповую деятельность, в зависимости от его возможностей, при подготовке мини-визуальных выступлений по литературным произведениям с опорой на картины.

- Активно анализируют и определяют сказку предложенную в изображении живой картины другой группы.

План работы. Поэтапность выполнения.

     - Прежде чем мы с вами приступим к рисованию, расскажите, как вы будете это делать?

- Рисовать Жар-птицу несложно, построение ее ничем  не отличается от поэтапности построения обычной птицы.  А отличительные черты мы уже разобрали.

С помощью с помощью платформы Learning Apps  «Хронологическая линейка» организовывается определение и анализ поэтапности:

  1. Намечаем размер. Не забываем, что птица не должна быть слишком маленькой и слишком большой.
  2. Намечаем туловище, голову, крылья, хвост геометрическими фигурами. Не нажимаем на карандаш!
  3. Прорабатываем формы  крыльев и хвоста.
  4. Прорисовываем мелкие детали, вспомогательные линии убираем. Так как наша птица декоративная, то намечаем перья, которые потом превратятся в яркие узоры. Не забываем про глаза и веточку на которой сидит ваша птица, а может она у вас летит.
  5. Работу в цвете начнем с основного цвета.
  6. Наносим яркий узор оперения. Прорабатываем мелкие детали.

     Музыкальная физминутка.

- Опираясь на существующие знания  и умения выполнять построения животных, учащиеся с помощью интерактивной программы выстраивают и рассказывают план работы и поэтапность построения предстоящего рисунка.

Ученик с РАС, по возможности, выходит к интерактивной доске или составляет индивидуально с опорой на доску, свою поэтапность с помощью заранее приготовленного картинного плана.

Практическая работа

Учитель организует индивидуальную работу учащихся.

Переносит изображения живых картин на компьютер.

- Обучающиеся выполняют творческую работу.

Ученик с ОВЗ выполняет работу по индивидуально составленному картинному плану.

Подведение итогов. Диагностика достижения планируемых результатов. Выставка работ.

- Игра «мозаика». Собери героев и определи автора иллюстрации. Работа в микрогруппах.

Пока ученики выполняют задание, учитель дооформляет выставку (на этапе практической работы, раньше других справившиеся ребята, уже помогли в начале оформления выставки).

Учитель организует обобщение знаний учащихся.

 Создание ситуации успеха:

- Ученики не только анализируют и любуются своими рисунками, но и кратко анализируют  живые картины, которые запечатлел и вывел на экран учитель (самое яркое, в какой группе все были задействованы).

 - С помощью  платформы «Class Dojo»  осуществляется оценивания метапредметных умений и проявленных личностных качеств.

- Каждый ученик получает в подарок перо Жар-птицы и загадывает заветное желание.

- Опираясь на личный опыт, анализируя  приобретенные знания, в группах выполняют задания. Включение ребенка с РАС в работу группы. Взаимопомощь обучающихся.

- Делают выводы о проделанной работе. Анализ достижения поставленных целей и задач.

- Самооценка. Награждение всех участников урока волшебным пером Жар-птицы. Загадывают желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

Презентация "Мои друзья-птицы" к уроку изобразительного искусства. 2 класс. Перспективная начальная школа. ФГОС.

ÒРастаял снег, луга зазеленели,ÒТелеги вновь грохочут по мосту,ÒИ воробьи от солнца опьянели,ÒИ яблони качаются в цветуВоронаКар-кар-кар! Кар-кар-кар! –Вот и весь репертуар.Оглашает крону клёнаСвоим п...

презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс УМК "Школа России" "Искусство оригами"

Данная презентация помогает раскрыть основные виды искусства оригами, знакомит с историей возникновения этого вида искусства....

Праздник весны. Праздник птиц. Урок изобразительного искусства 1 класс

Урок закрепление (комплексное применение знаний и  умений) конструирование птицы из цветной бумаги....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Тема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока изобразительного искусстваТема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»  Цель деятельности учителя: закрепление с обучающимися  средство художественной...

Конспект урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: «Перо Жар-птицы». УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о фантастическом животном Жар-птице, ее внешних особенностях; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деят...

Конспект к уроку изобразительного искусства 2 класс УМК «Планета знаний» Тема: Птица Счастья.

Урок изобразительного искусства   2 классУМК «Планета знаний»Тема: Птица Счастья. ...