Рабочая программа по предмету "ИЗО" 4 класс 8 вид
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

             Изобразительное искусство – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания обучающихся, коррекции их познавательной деятельности. уроки по ИЗО способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у обучающихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Большую роль в процессе учебной деятельности школьни­ков с ОВЗ играет уро­вень развития познавательных процессов: внимание, воспри­ятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возмож­ностей детей. А так же будет способствовать формированию УУД в условиях ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_8_vid_4_kl.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

             

Рассмотрено на заседании кафедры                                           «Согласовано»                                                      Утверждено                                                           начального образования                                                            Зам. директора по УВР                                          приказом №_____    

Протокол №_______                                                                 ________/                          ../                                      «      »_________     2014 г.

Руководитель кафедры:                                                             «____»_________2014г.

_________/                           /                

«     »  __________ 2014г.

                                                                                         

Рабочая программа

по изобразительному искусству для обучающегося 4 класса

индивидуального обучения (8 вида)

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                        Составитель:

                                                                                                                                                                                        Ахматдинова Ильсияр Раисовна                                                                                                    

                                                                                                                                                                               учитель начальных классов                                                                                          

                                                                                                                                                                                      1 квалификационной категории

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

2014 год

1. Пояснительная  записка

            На основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., составлена рабочая программа по ИЗО  для 4  класса – 8 вид У.О., авторской программы Воронковой В.В.  М.:«Просвещение», 2011год, 8 вид.

Цели и задачи курса

Целью обучения письму данной группы детей является продолжать учить рисовать по образцу и самостоятельно

Задачи обучения письму:

  • Воспитание положительных качеств личности;
  • Развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
  • Развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.
  • Формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности.
  • Воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами и самостоятельно.

2. Общая характеристика учебного предмета

             Изобразительное искусство – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания обучающихся, коррекции их познавательной деятельности. уроки по ИЗО способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у обучающихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников с ОВЗ играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. А так же будет способствовать формированию УУД в условиях ФГОС.

3. Место учебного предмета  в учебном плане

          В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Изобразительное искусство» изучается в 4 классе- 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебных недель).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, труд и творчество, ценность природы и человеческой жизни. 

Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.

           Данная рабочая программа направлена на то, чтобы  максимально приблизить содержание учебного материала к возможностям учащегося; создать условия для усвоения учащегося государственного стандарта по предмету; развивать общеучебные умения и навыки; формировать общечеловеческую  культуру; создать условия для расширения кругозора и формирования познавательных интересов учащегося.

     

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

в контексте ФГОС второго поколения

Личностные результаты:

Формировать у ребёнка ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;

Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

Развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;

Воспитывать готовность к отстаиванию своего идеала;

Отработать навыки самостоятельной работы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;

Определить план выполнения заданий на уроках ИЗО под руководством учителя;

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике под руководством учителя;

Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

Использовать знако-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

Оформлять свои мысли в устной речи;

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

Слушать и понимать речь других;

Предметные результаты:

Формировать представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Ознакомить обучающихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

Ознакомить обучающихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

Формировать у детей представления о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

6. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

17часов (по 0,5 часа в неделю)

Декоративное рисование

Учить детей рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, по возможности определить структуру узора.

Примерные задания

Самостоятельное рисование декоративных узоров.

Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади.

Рисование растительного узора в полосе по образцу.

Составление растительного узора из двух фигурок – трафаретов в полосе.

Самостоятельное рисование растительного узора в полосе.

Рисование узора в квадрате по образцу и самостоятельно (платок, скатерть, салфетка).

Составление узора из линий различной конфигурации и цвета.

Составление и рисование узора в квадрате, раскрашенного на заданных линиях.

Рисование узора в круге (люстра).

Рисование с натуры

Продолжать учить учащихся различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы; по возможности развивать умение определять последовательность выполнения рисунка.

Примерные задания

Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом (одноэтажный, многоэтажный), автобус.

Рисование елки с игрушками.

Рисование листьев березы и ивы.

Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев клена и дуба.

Рисование гирлянды новогодних игрушек (шары).

Рисование овощей и фруктов различной формы.

Рисование снеговика.

Рисование цыпленка.

Рисование башенки из элементов строительного материала.

Рисование на темы

Развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться по возможности располагать их в определенном порядке; учить передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства.

Примерные задания

Рисование на темы: «Ракета в космосе», «Деревья весной», «Моя улица». Иллюстрирование сказки «Гуси – лебеди».

Рисование на темы, связанные с празднованием дат Красного календаря.

7.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося

№ п/п.

Название раздела

программы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС

1.

Декоративное рисование

5

Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.

     2

Рисование с натуры

4

Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответ-х цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

     3

Рисование на темы

8

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Рассматривание репродукций художественных произведений. 

Всего

17

     

 8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. УМК по ИЗО, Грошенков И.А. учебник «Изобразительное искусство» для 4 классов  специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида   Издательство «Просвещение», 2004 г. под редакцией В.В. Воронковой.

Материально-техническое обеспечение. Альбомы для рисования. Наборы гуаши. Акварельные краски. Кисти. Клеенки на столы и тряпочки для вытирания рук. Непроливайки для воды. Трафареты для обводки  и рисования.  Магнитная доска. Картины, иллюстрации из сказок. Наборы цветных карандашей. Ластики для стирания. Шаблоны – заготовки.

2. Дополнительная литература:

  1. Программа предмета «Изобразительное искусство» для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Рисование» (1  и 2 класс)
  2. Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П.,Зарин А.,Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-2-е изд.,перераб. и доп.-СПб.:КАРО,2007 г.
  3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
  4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 г.

3.. Технические средства обучения:

1. Компьютер

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Базовый уровень:

  • свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
  • использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
  •  закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
  • рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
  • понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
  • различать и знать названия цветов;
  • узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Минимальный уровень

- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии; ориентироваться на плоскости листа бумаги;  закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш; рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;  различать и знать названия цветов.

Система оценки достижения планируемых результатов предполагает оценку достижений личностных результатов, метапредметных результатов и предметных результатов. - система оценивания предметных результатов включает в себя: текущий контроль.

10.  Календарно-тематическое планирование учебного материала по ИЗО

на 2014-2015 учебный год

по 0,5 ч в неделю  - 17 ч

п/п

Название раздела

№ темы урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

1

Декоративное рисование

(5 ч)

1

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате»..

1

2

2

Декоративное рисование «Красивые салфетки».

1

3

3

Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

1

4

4

Декоративное рисование «Узорчатый орнамент».

1

5

5

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате»..

1

6

Рисование с натуры

(4 ч)

1

Рисование гуашью с натуры фруктов (груша, апельсин).

1

7

2

Рисование с натуры игрушки-рыбки.

1

8

3

Рисование с натуры «Вид из окна».

1

9

4

Рисование гуашью с натуры овощей (огурец, морковь)

1

10

Рисование на темы

(8 ч)

1

Рисование на тему: «Моя дорогая мамочка».

1

11

2

Рисование на тему  «Зайка серенький стал беленький».

1

12

3

Рисование на тему  «Волшебные снежинки».

1

13

4

Рисование на тему «Весна»

1

14

5

Рисование на тему «Деревья весной».

1

15

6

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди

водорослей».

1

16

7

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный

салют).

1

17

8

Рисование на тему «Яблоко спелое, красное, сладкое».

1