Искусство. 8 класс 3 урок по теме "Прямые линии и организация пространства"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

Радостева Наталья Алексеевна

Урок разработан по программе Б.М.Неменского. Обучающиеся научатся приемам построения композиции, с использованием прямых линий; ознакомятся с творчеством К.С.Малевича

Скачать:


Предварительный просмотр:

Искусство 8 класс

3 урок

Тема: Прямые линии и организация пространства

Цели:

  • дать представление о прямой линии как средстве выразительности;
  • научить приемам построения композиций с использованием прямых линий;
  • способствовать формированию творческого воображения;
  • воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка темы

Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придает композиции большее разнообразие и зрелищность. Многие выдающиеся художники использовали в своих работах композиции с использованием прямых линий.

  1. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, какого художника я имею ввиду? (К. Малевича)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством этого необыкновенного человека и попробуем свои силы в создании не менее интересных композиций.

  1. Работа по теме урока.

а) Знакомство с жизнью и творчеством К.Малевича (1878 - 1935)

Казими́р Севери́нович Мале́вичроссийский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма — направления в абстрактном искусстве.

Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе. Мать Людвига Александровна  была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе. В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма.

Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» — задник декорации одной из сцен представлял из себя квадрат, наполовину закрашенный чёрным.

В 19191922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске, которую возглавлял Марк Шагал. В Витебске вокруг художника складывается группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Здесь же, под влиянием Эль Лисицкого, Малевич обращается к архитектуре. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф».

Входит в состав «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене.

Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины.    В 1931 году работает над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде. В 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Входил в группу молодых художников «Ослиный хвост».

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест».                                                             1933 год — начало тяжелой болезни.                                                                                              

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонируются на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине — вплоть до 1962 года). Скончался в Ленинграде в 1935 году. По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена. В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.

б) Анализ картин К.Малевича   (работа с презентацией)                                                                                                          «Черный квадрат» Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только».                       Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую.  Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.                                                                                                        «Черный круг», «Черный квадрат»  и «Черный крест» являются частью одного триптиха.                                                                                                                                         «Красный квадрат» В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции». Ксана Бланк сравнивает супрематизм Малевича с творчеством Льва Толстого. В частности, В рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой — красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством». Ксана Бланк приходит к выводу, что, как и в рассказе Толстого, красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты.

в) Введение нового термина «супрематизм» (от лат. supremus  — наивысший) — одно  из направлений абстрактной живописи,  созданное в середине 1910-х гг. К.  Малевичем. Цель супрематизма — выражение  реальности в простых формах (прямая,  квадрат, треугольник, круг), которые  лежат в основе всех других форм  физического мира.

  1. Практическая работа

а) Прямая линия как средство выразительности                                                                   Прямые линии — простой, но очень выразительный элемент. В этом вы убедитель, анализируя представленные композиции и создавая свои. Прежде чем приступим к работе, определим роль линии в композиции. Прежде всего линия делит плоскость на отдельные части. Линии помогают объединить элементы в изобразительное целое. Обратите внимание, что линия — это не «похудевший» прямоугольник, а самостоятельный изобразительный элемент.

б) Создание композиций (фронтальной и глубинной) с использованием прямых линий (работа с бумагой 2 цветов)

в) Анализ творческих работ.                                                                                                            Какой смысл вы вложили в свои работы? Придумайте им название.

  1. Домашнее задание  Рассказать о своем любимом цвете и подумать, какое значение имеют цвета.
  2. Итог урока.                                                                                                                 С каким новым термином вы познакомились? А какой смысл вы вкладываете в термин «супрематизм». Что в творчестве К.Малевича вас больше всего удивило? Какое значение для современного искусства имеют картины, выполненные в стиле супрематизма?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку искусства. 8 класс Тема: Прямые линии и организация пространства

Слайд 2

Каземир Северинович Малевич

Слайд 4

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем. Цель супрематизма — выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира.

Слайд 5

«Черный супрематический квадрат» 1915 г

Слайд 6

«Черный круг» 1915 г.

Слайд 7

«Черный крест» 1915 г.

Слайд 8

«Красный супрематический квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» 1915 г.

Слайд 9

«Супрематизм» 1915 — 1916 гг.

Слайд 10

«Супрематическая живопись» 1916 г.

Слайд 11

«На бульваре» 1930 г.

Слайд 12

«Крестьянка с вёдрами» 1912 — 1913 гг.

Слайд 13

РОЛЬ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ Линия делит композицию на части Линия помогает объединить элементы или части плоскости в их изобразительное целое. Линии, своей направленностью, сгущенностью, пересечениями определяют движение и экспрессию всего изображения. Линии влияют на ритмическое построение композиции

Слайд 14

Линия изображенная от края до края листа делает композицию открытой . Различная толщина и длина линий создает ощущений движения и ритма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс по теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» УМК "Школа России"

Конспект урока по изобразительному искусствупо теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами»  Цели деятельности учителя: формирование умени...

Конспект урока математики в 1 классе. Тема урока: «Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок. Луч».

Урок освоения новых знаний с использованием Цифровой образовательной платформы Учи.ру....

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев" (2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке.Планируемые результаты:Предметные: - знать, что такое ритм;- уметь воспринимать п...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему ""Весенний ручеёк". Линия как средство выражения: ритм линий" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке. Задачи урокаДидактические:1. познако...