Русское поле. Бородино
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

Планируемые результаты:

 

Личностные: пробуждение гражданственного и патриотического самосознания учащихся, развитие творческого потенциала при выполнении задания.

 

Метапредметные: умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе.

 

Предметные: повторение раннее усвоенных знаний, формирование навыка быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры.

 

Оборудование урока:

для учащихся: альбомный лист А4, фломастеры (цветные карандаши), простой карандаш, ластик.

для учителя: презентация, технологические карты выполнения работы, готовые работы.

 

Словарная работа: «батальная картина», «чакчиры», «доломан», «кивер»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_borodino.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Содержание урока

(Деятельность учителя)

Деятельность

учащихся

УУД

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Приветствуют

учителя

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2. Повторение ранее изученного

(актуализация знаний)

Ребята давайте вспомним материал прошлого урока. скажите, какое страшное событие произошло в 1812 г.? (Великая Отечественная война)

С войсками какой страны воевала России? (Франция) Назовите имя полководца войск Франции.(Наполеон Бонапарт) А назовите самое крупное сражение этой войны. Вам известно слово «Бородино»? (Да, Бородинское сражение)

А каких великих полководцев, генералов, главнокомандующих русской армии, прославившихся в этом сражении, вы знаете? (Михаил Илларионович Кутузов, Петр Иванович Багратион, Карл Фёдорович Багговут, Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Александр Иванович Кутайсов и т.д.) Посмотрите на портреты некоторых из них на слайде. Что можно сказать об этих людях, смотря на портреты? (мужественные, отважные люди, которые не боялись отдать жизнь за родину и т.п.)  Ребята, а чья главная заслуга победы русской армии над войсками французов? (простых русских солдат)Какими были русские солдаты?

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания из курса истории.

П: строят речевое высказывание в устной форме;

Л: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Л: восприятие и характеристика художественных образов

3. Сообщение темы и цели урока

Ребята, послушайте стихотворение:

Бородино 
Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно.
Генерал-герой Кутузов 
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.

День 8 сентября –
Славный день календаря.
Бородинское сраженье –
Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд –
Враг в Россию не пройдёт.
(И. Агеева)

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего занятия?(Русское поле. Бородино)

И сегодня мы с вами будем изображать русского солдата, героя Отечественной войны в сражении.

Внимательно слушают стихотворение, определяют тему и цели занятия.

П: строят речевое высказывание в устной форме;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: воспринимают информацию на слух.

Л: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

4. Знакомство с новым материалом

Давайте вспомним и рассмотрим картину «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой»(на слайде), которую Написал Николай Семёнович Самокиш. Ребята,

Какой эпизод легендарного боя изобразил художник?(наступление русской армии на французов)

Как показал художник бурное движение на картине, с помощью каких элементов? (Солдаты двигаются  с горы, по диагонали, движение подчеркивают облака  в небе, развивающийся флаг, бегущие фигуры людей).

Анализируют картину художника, участвуют в учебном диалоге.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию

5. Анализ изображений.

6. Пед. показ.

Ребята, а сейчас давайте подробней рассмотрим военное обмундирование солдат русской армии времен Отечественной войны 1812г. (белые панталоны (рейтузы, чакчиры), доломан (дулам, долам, долман, дулман) - короткая до пояса однобортная куртка со стоячим невысоким воротником, ботинки, кивер — военный головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана).

Ребята, сегодня мы изобразим воина русской армии в движении (это может быть пушкарь, знаменосец и т.д.) Ребята, сначала нам нужно изобразить форму тела солдата в движении схематично, затем уже вы будете его «одевать» и дорисовывать различные дополнительные элементы. А для начала вспомним, как расположить рисунок на листе? (рисунок стараются расположить в центре листа, не рисуем от края)

Я сейчас покажу и повторю, как изображать человека в движении. Сели все красиво и внимательно слушайте:

Схематичный рисунок рисуем простым карандашом, а одежду и др. предметы уже изображаем в цвете.

Последовательность работы по построению фигуры человека:

1. Определяемся, в каком положении будет ваш солдат (бежать, сидеть и т.д.)

Я буду рисовать солдата с копьем. Линией отмечаю движение, которое буду изображать.

2. Голова составляет 1/7  всей фигуры человека, разделили мысленно на 7 частей линию всей фигуры человека и нарисовали овал (яйцо).

3. Ширина плеч в два раза больше ширины головы, отмечаем ширину плеч, не забываем о шее, отступили небольшое расстояние от головы.

4. Нарисуем таз, он находится посередине фигуры человека; помните, что тазовая часть меньше линии плеч.

5. Теперь можем дорисовать туловище полностью треугольником.

6. Ноги состоят из двух равных частей: бедренная часть и голень, посередине соединяющиеся коленным суставом. Нарисовали.

7. Длина ступни примерно равна половине длины голени.

8. Длина руки от плеча до локтя и от локтя до кисти одинаковые, локоть находится на уровне талии, кисть руки всегда варежка.

9. Получился схематичный рисунок фигуры человека, затем вы одеваете своего солдатика в одежду, дорисовываете ему какие-либо другие элементы (пушка, оружие, знамя и т.д)

Итак, повторяю этапы работы:

1. Определяем, какого конкретного солдата будем рисовать (знаменосец, пушкарь)

2. Лёгкими линиями намечаем общую форму солдата и др. предметов, не забываем, что необходимо передать движение солдата.

3. После того, как выполните общий набросок работы, прорисовываем конкретные детали одежды,  после того, как выполнили эту работу, убираем ластиком лишние линии и приступаем к работе фломастерами или карандашами. Обращаем внимание на военное обмундирование, которое вы видите на слайде. Готовые работы русских воинов вы также можете видеть на доске.

После того, как выполнили эту работу, убираем ластиком лишние линии и приступаем к работе фломастерами или карандашами.

Рассматривают военное обмундирование, выделяя существенные признаки, отвечают на вопросы учителя, усваивают этапы и приемы работы.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Л: восприятие и характеристика художественных образов

7. Практическая работа

Итак, ребята, а теперь приступаем к работе в соответствии с нашим планом работы. Если будут вопросы, поднимайте руку, я подойду. (Хожу по рядам, слежу за работой учащихся, устраняю ошибки. За 5 минут до конца урока предупреждаю учащихся об окончании работы)

Самостоятельная работа детей.

Л: формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

8. Итог урока

Ребята, что нового на уроке вы узнали?

О каком великом событии мы говорили?

Итак, что такое батальная картина?

Что такое чакчары, доломан, кивер?

Какие внутренние качества русских бойцов помогли  им одержать победу над войсками Франции?

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог своей работы на уроке.

9. Выставка работ

Молодцы! У вас получились замечательные работы. Прошу выставить все свои работы (у доски) и посмотреть исполнение работ других учеников.

Смотрят выставку, оценивают свои работы и работы других, сравнивают.

Р: осуществляют самооценку и самоанализ своей работы

                                                                                               Учитель: Моисеенко- Кропочева Мария Сергеевна

Тема урока: Русское поле. Бородино

Планируемые результаты:

Личностные: пробуждение гражданственного и патриотического самосознания учащихся, развитие творческого потенциала при выполнении задания.

Метапредметные: умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе.

Предметные: повторение раннее усвоенных знаний, формирование навыка быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры.

Оборудование урока:

для учащихся: альбомный лист А4, фломастеры (цветные карандаши), простой карандаш, ластик.

для учителя: презентация, технологические карты выполнения работы, готовые работы.

Словарная работа: «батальная картина», «чакчиры», «доломан», «кивер»

батальная картина

чакчи́ры

долома́н

ки́вер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО в 4 классе ""Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр"

Материал данной презентации помогает учителю 4 класса в подготовке к уроку ИЗО по теме ""Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Русское поле. Бородино. УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: развитие к пробуждению гражданственного и патриотического самосознания учащихся; развивать у детей зрительную компетентность, умение высказать свое суждение о замысле художн...

Конспект урока изобразительного искусства 4 класс, «Русские поле. Бородино», УМК «Перспектива»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Русские поле. Бородино»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о декоративном натюрморте; формирован...

Русские поле. Бородино (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель деятельности учителя:- формирование представлений о декоративном натюрморте;- формирование умения учащихся рисовать декоративный натюрморт.Планируемые результаты:Предметные:· понимать знач...

Презентация Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр.

В презентации радается обьяснение учащимся о войне в 1812 году с Наполеоном и  об истории Бородинского сражения. Затем поясняется что такое батальный жанр и приводятся примеры изображений. В конц...

Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс Тема:Русское поле. Бородино

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОТема: Русское поле. Бородино Цели деятельности учителя:закрепление  знаний о Великой Отечественной войне;формирование навыка быстрого наброска фигуры человека с опорой н...

Конспект урока Изобразительное искусство по теме: "Русское поле. Бородино" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление  знаний о Великой Отечественной войне; формирование навыка быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры.Планируемые результа...