Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство оригами" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Кудрявцева Евгения Николаевна

Технологическая карта  подробно демонстрирует реализацию современных методов работы учащихся в группе на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

 ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ. ОРИГАМИ

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о культуре Японии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к японским традициям

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Японии,
получат возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «образ», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются схемой.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте искусства Древней Японии.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, оригами.

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org, http://YourOrigami.info, http://jorigami.narod.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Оригами, приемы работы с бумагой».

Работы учащихся 4 классов.

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: листы бумаги, ножницы, клей.


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотива-ция к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет организацию рабочего места, наличие необходимых инструментов и материалов, готовность обучающихся
к уроку.

Читает стихотворение:

Листок бумаги, клей, корректор,

Линейка, ножницы, - всё это нужно взять.

Преображаемся – сегодня я -Мастер – конструктор.

Всё это нам поможет образы создать.

Волшебное занятье

Для рук и для ума,

И мира восприятье –

Чудесная страна!

Фантазии подвластны

Бумажные листы –

Для дома и в подарок,

И просто для игры.

       Н. А. Колесова

Получив целе-

вую установку, слушают учителя.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II Актуализация знаний

Просмотр презентации «Искусство оригами», прослушивание сообщений учащихся.

В далёкой стране, красивой стране, которая находится далеко на востоке, Солнце утром появляется из-за горизонта раньше всего. Здесь растут причудливые деревья, цветут экзотические цветы, жители этой страны устраивают необычные сады.

- О какой стране идёт речь?

-Расскажите, что вы знаете о Японии?

- Что вы можете сказать о жителях Японии?

- Что вы узнали о традиционной народной одежде японцев?

- О праздниках?

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально отвечают на вопросы учителя, пользуясь ранее полученными знаниями

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

III Выявление места и причины затруднения

- Как вы думаете, о чем стихотворение, которое я прочла в начале урока?

Сегодня на уроке мы будем исследовать искусство, с которым вы уже знакомы. Для выполнения работы вам понадобятся те  заготовки, которые лежат на ваших рабочих столах.

- Догадались, о каком виде искусства пойдёт речь?

- Правильно – это «Оригами».

– А какие фигурки из бумаги умеете складывать вы?

– Древнее искусство складывания фигурок из бумаги называется оригами.

- Разновидности оригами.

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц.

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из листа бумаги.

Кусудама - бумажная модель, которая обычно  формируется сшиванием  или склеиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.

- Как вы думаете почему именно на уроке изобразительного искусства мы знакомимся с искусством оригами?

Отвечают
на вопросы, рассказывают сообщения об этом виде искусства.

Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют
способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте

 

IV Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Распределение заданий по группам, изучение схемы работы.

- Сегодня на уроке вы сможете каждый стать и мастером изображения, и мастером украшения, и мастером конструирования. А вот кому из вас какая роль достанется, вы решите сами при работе в группе своих товарищей.

-Сегодня мы создадим несколько композиций из цветов.

- Где мы можем увидеть цветы?

- Что можно украсить цветами?

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

Устные
ответы

V Реализа-ция построен-ного проекта

Работа в группах над проетом «Цветочная композиция»

 - Инструктаж по ТБ.

- Закончить предложение:

  • Храни ножницы в специальном ... 
  • Не оставляй ножницы …
  • Подавай ножницы кольцами ...
  • Не играй с ножницами, не подноси ... 
  • При работе с клеем пользуйся ... 
  • Кисточку и руки после работы ... 
  • Излишки клея убирай мягкой … 

- Выбор композиции.

- Изготовление пробного цветка с помощью схемы и учителя.

Показывает технологию изготовления бумажного цветка.

– Внимательно рассмотрите схему и начинайте работать по плану.

Слушают учителя, обсуждают, распределяют роли в группе, объём и вид работ, совместно выбирают алгоритм выполнения проекта, выполняют работу.

Работа в группах.

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Выполняют упражнения

VI Сам.раб. с самооценкой

Музыкальный
фон: записи япон-

ской музыки

в исполнении

Оркестра сто

одной скрипки

При необходимости оказывает помощь группам, координирует действия учеников.

Выполняют творческую работу

Работа в группах.

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контро-

лируют сличение способа действия и его результата

с заданным эталоном

с целью обнаружения отклонения от эталона.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения бумажного журавлика; строят индивидуальную
и коллективную деятельность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт

Наблюдение, координация работы.

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка групповых работ

обучающихся,

анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Сегодня вы представили несколько «Цветочных композиций». С каким настроением вы подошли к завершению занятия?

- Перед вами  бабочки, они разного цвета. Вспомним, что означает зелёный цвет? Жёлтый?

- Выберите бабочку того цвета, которая, по вашему мнению соответствует вашим сегодняшним успехам.

– Поскольку мы с вами справились с заданием, зачитаю вам стихотворение –

посвящение в оригамисты:

Японская мудрость издревле гласит:

«Великий квадрат не имеет пределов».

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечет интересное дело.

А мир оригамский подобен горам,

Оригамист – альпинисту подобен.

Осилив вершину, задашься не раз

Вопросом: «На что я способен?»

И на нелегком пути к совершенству,

Истратив немало бумаги и сил,

Ты вдруг осознаешь, что лучшей

фигуркой

Становится та, что еще не сложил…

И в сказочном царстве фигурок

бумажных

Научишься добрым, уверенным быть,

И множество разных подарков приятных

Ты сможешь родным и друзьям подарить.

Е. А. Гайдаенко

Рассматрива-ют работы, защищают свои проекты, рассказывают об особенностях созданных композиций, оценивают работу свою и одноклас-сников, выбирают бабочку, соответствующую настроению учеников группы и крепят её над своей композицией.

Индивидуальная работа.

Личностные: понимают значение знаний для чело-

века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой с оценкой увиденного в произведениях японского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы

Список использованных материалов:

  1. Планирование учебной деятельности. Начальная школа. УМК «Школа России». Издательство «Учитель»  разработка, издание 2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "В ГОСТЯХ У НАРОДНОГО МАСТЕРА С. ВЕСЕЛОВА. Орнамент народов России." УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: научить детей рисовать кистью элементы травного узора хохломской росписи и узоры из ягод;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам хохломской росписи;личност...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 3 класс Тема:"Водные просторы России" УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: совершенствовать условия для овладения третьеклассниками живописно-графическими и композиционными навыками в передаче образа водных просторов.Планируемые результаты:Личностн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (4 класс). Тема: Архитектура древней Эллады. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: способствование формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты:Предметные:...

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Цветы России на павловских платках» 3 класс УМК «Перспектива»

Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки».Планируемые результатыПредметные:приобретают практичес...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: " Тихие и звонкие цвета". УМК « Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «тихие» и «звонкие» цвета и учить использовать их в рисовании подмалёвк...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: "Ритм линий". УМК « Школа России»

Тип урока: урок «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке. Задачи урока Дидактич...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: "Характер линий". УМК « Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: использование этих средств в создании изделия «Ветка дерева». Задачи урока Дидактические: 1. учить что такое «линия»...