Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Цветы России на павловских платках» 3 класс УМК «Перспектива»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Дудник Екатерина Александровна

Цель деятельности учителяформирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки».

Планируемые результаты

Предметные:

  • приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  • знают историю возникновения павловских платков, технику нанесения изображения.

 

Личностные:

  • осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  • стремятся использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

 

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация Power Point, гуашь, кисти, цветная бумага, видеофрагмент, аудио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки».

Планируемые результаты

Предметные:

  • приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  • знают историю возникновения павловских платков, технику нанесения изображения.

Личностные:

  • осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  • стремятся использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация Power Point, гуашь, кисти, цветная бумага, видеофрагмент, аудио.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

Психологический настрой.

15-30 сек

- Доброе утро, ребята, садитесь.  Меня зовут Екатерина Александровна, сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Л: самоопределение к деятельности.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

1-2

мин

- Ребята, над какой темой вы работали на прошлом уроке?

- А что вы изображали?

- Водные просторы.

- Море.

К: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: рассказ.

Наглядный: презентация.

Словесный: учебный диалог.

1 мин

- А для того, чтобы узнать, о чем мы будем разговаривать на сегодняшнем уроке, послушайте отрывок из песни советской и российской певицы Людмилы Георгиевны Зыкиной. Попытайтесь определить тему урока.

- О чем же нам спела Людмила Георгиевна?

- Кто сможет сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, посмотрите на доску, именно о них мы сегодня поговорим, послушайте стихотворение и скажите, как же называются эти платки.

Город Павловский Посад

Славен мастерами.

Знают люди – стар и млад-

О платках с цветами.

Подарили мне платочек

Он цветет как летний сад.

Оказалось, это чудо сделал

Павловский Посад.

Как накину я на плечи

Расписную эту шаль,

Сразу все мои печали

Уплывут куда-то вдаль.

Прямо чудо, прямо чудо

Сотворили на века

Рукодельницы Посада,

Рукодельницы платка.

- О каких платках мы будем говорить?

- Верно, прочитай тему нашего урока.

- Как вы думаете, какие цели мы должны поставить сегодня на уроке?

Цели: узнать, что такое павловский платок; узнать историю появления павловских платков и их использование в повседневной жизни; научиться изображать павловские платки.

Прослушивают отрывок из песни «Подари мне платок», анализируют.

- Она просит кого-то подарить ей платок.

- О платках.

Слушают стихотворение, анализируют.

О павловских платках.

Цветы России на павловских платках.

П: осознавать познавательную задачу.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

К: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог.

Словесный: рассказ.

Наглядный: презентация.

Словесный: учебный диалог.

Словесный: учебный диалог.

Наглядный: презентация.

Практический: педагогический показ.

10-12

мин

- Ребята, скажите, что такое платок? Объясните своими словами.

Это предмет одежды квадратной формы, который повязывают на голове, накидывают на плечи, носят в кармане, в руке.

- А какие бывают платки? По каким случаям их надевали и надевают?

- Какой платок можно назвать праздничным?

- Какой платок можно носить в будни?

- Какой платок ближе женщине, когда у нее горе?

- Платок может и подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать тонкой красоте.

Например: если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины.

- Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни и возраст.

- Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания. Платок не только украшал костюм, но и защищал женщин от холода, ветра, дождя.

Посмотрите на эти красивые платки, которые я принесла. Как вы думаете, где же их делают?

- Их делают в небольшом городе, под названием Павловский Посад, который расположен в Московской области. Именно поэтому платки получили такое название.

- Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было налажено купцами Яковом Ивановичем Лабзиным и Василием Ивановичем Грязновым в начале 60-х годов XIX века − спустя полвека с момента основания фабрики. В 19 веке в Павлове на ярмарках большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки.

- Как можно было не купить такую красоту? Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне.

- На каком фоне изображались цветы?

- Верно. Бывают платки с кистями и бахромой, большие и маленькие. Абсолютно всем платки были к лицу!

- С чего же начинается изготовление платка?

- А начинается работа над каждым новым изделием с рисунка (крока), и от этого зависит его дальнейшая судьба.

- Давайте посмотрим, как наносили узор на сам платок. Внимательно смотрите видео и запоминайте этапы работы.

- Скажите, как же наносится узор на павлопосадский платок?

Раньше узор переносился на ткань при помощи деревянных резных форм. Деревянные формы назывались «цветками» и «манерами». С помощью досок «цветки» на ткань наносились узоры. Досками «манеры» набивался контур орнамента или узора.

- А теперь я покажу вам, как расписывать платок будем сегодня мы. Беру бумагу нужного цвета, у меня это будет желтый платок.

Пед.показ.

- Я расписала только часть платка, а вы продолжите роспись, подключив свою фантазию.

Отвечают на вопрос.

Есть платки праздничные, будничные, скорбные.

Красивый, яркий, броский.

Простой, с незатейливым узором, более приглушенных, сдержанных тонов.

Темный, черный.

Воспринимают информацию, анализируют.

Отвечают на вопрос учителя.

На чёрном, белом, красном, золотистом, коричневом.

Отвечают на вопрос.

К: учет разных мнений.

К: аргументировать свое мнение.

К: аргументировать свое мнение.

П: осознавать познавательную задачу.

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог, слово учителя.

1

мин

- Итак, проверьте, все ли материалы лежат на ваших партах.

- Замечательно, давайте сделаем паузу. Динамическая пауза.

- Вспомним, что же мы должны с вами выполнить?

- Какие цветы часто изображались на павловских платках?

- Прочитай критерии оценивания ваших работ.

- Я желаю всем успехов. Приступайте к работе, если возникнут какие-то вопросы, поднимите руку.

Проверяют готовность.

- Расписать платок.

- Розы, ромашки, георгины, васильки.

- Законченность, самостоятельность..

К: аргументировать свое мнение.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельная работа.

20-25 мин

Индивидуальная работа с учащимися.

На фоне звучит музыка.

Самостоятельно выполняют задание

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

VII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный: беседа, учебный диалог.

3-5 мин

- Организуем выставку наших работ.

- Ребята, которые закончили, возьмите свои работы и положите их перед доской.

- Оцените свою работу и работу своих одноклассников.

- Какая была тема урока?

- Какие цель мы ставили?

- Справились ли мы с работой? Какая работа получилась на ваш взгляд самой выразительной, красочной?

- Я тоже довольна вашей работой на уроке.

- Давайте вспомним, как изготавливались павловские платки?

- Какие цветы обычно изображали на платках?

- Вернитесь на свои места. Спасибо вам больше за работу на уроке. Сейчас уберите свои рабочие места.

Оценивают, высказывают свое мнение.

Цветы России на павловских платках и шалях.

Узнать, что такое павловский платок; узнать историю появления павловских платков и их использование в повседневной жизни;

научиться изображать павловские платки.

Раньше узор переносился на ткань при помощи набойки – деревянных резных форм. Деревянные формы назывались «цветками» и «манерами». С помощью досок «цветки» на ткань наносились узоры. Досками «манеры» набивался контур орнамента или узора.

- Розы, ромашки, георгины, васильки.

К: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л: самооценка.

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме " Роспись сосудов узорами Хохломы" (2 класс, УМК "Школа России")

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Весенний натюрморт «Букет сирени»», 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование навыков изобразительной деятельности в выполнении весеннего натюрморта «Букет сирени».Задачи урокаДидактические...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления  с понятием «тихие» цвета и для формирования умения использовать их в рисовании  подм...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме «Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.» (2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений различать тихие и звонкие цвета и создание условий для обучения смешиванию красок с целью получения глухих и звонких оттенк...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Цвет, как средство выразительности. Тихие и звонкие цвета" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для ознакомления с понят...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Вольный ветер – дыхание земли (изображение пейзажа)» (УМК «Перспектива»4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений различать штрихи и создание условий для обучения изображения движущихся по небу облаков и ветра в графике.Задачи урокаДидак...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Белоснежные узоры. Вологодские кружева" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с белоснежными узорами вологодского кружева; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей сп...