Главные вкладки

    ЗЕМЛЯ ОДНА, А ЦВЕТЫ НА НЕЙ РАЗНЫЕ . НАТЮРМОРТ. ЦВЕТ И СВЕТ
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

    Адиятуллина Марсельеза Ямалетдиновна

    План- конспект урока. 3 класс. УМК "Перспектива"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zemlya_odna.docx25.48 КБ

    Предварительный просмотр:


    ЗЕМЛЯ ОДНА, А ЦВЕТЫ НА НЕЙ РАЗНЫЕ .
    НАТЮРМОРТ. ЦВЕТ И СВЕТ

    Педагогические цели: создать условия для эмоционального восприятия учащимися красоты и яркости красок садовых цветов; содействовать развитию умения рисовать цветы по памяти, с натуры, используя правила композиции, учитывая форму, цвет и приемы письма; формированию различных приемов работы кистью в передаче образа осенних цветов; способствовать развитию воображения, творческой фантазии; воспитанию любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к окружающей природе.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные: в познавательной сфере – воспринимают художественные образы, представленные в произведениях искусства; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения  в  изобразительной  деятельности;  в ценностно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе; в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу; умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности: проявляют художественный вкус, воображение; выражают эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

    Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к природе, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; проявляют способность к художественному познанию мира; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, выраженную с помощью средств рисунка.

    Метапредметные: выражают желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-образ).

    Форма урока: комбинированный.

    Вид занятия: рисование по памяти, с натуры.

    Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

    Основные понятия и термины: натюрморт, цвет, свет, контраст, мазок длинный и короткий, точка, прием работы «по-сухому», прием живописи «по-сырому».

    Оборудование урока: акварельные краски, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

    Образовательные ресурсы:

    1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст] : учебник  для  общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М. : Просвещение, 2012.

    2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] : пособие для учащихся  общеобразоват.  учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. В. Макарова. – М. : Просвещение, 2013.

    3. Мультимедийная презентация «Натюрморт».

    Зрительный ряд: натурная постановка с осенними цветами; репродукции картин: А. Герасимов «Пионы», М. Сарьян «Цветы калаки», А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной», А. Осмёркин «Подсолнухи и рябина», Е. Кругликова «Георгины. Монотипия», В. Юкин «Рябина», И. Машков «Натюрморт с маками и васильками», И. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птица», В. Ван Гог «Подсолнухи», Ю. М. Сарьян «Ереванские цветы»», И. Репин «Осенний букет».

    Литературный ряд: стихотворения и загадки о цветах.

    Сценарий урока

    I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

    Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся.

                    Прозвенел звонок,

                    Начинаем наш урок.

                    Будем изобразительное искусство изучать,

                    Творчество и фантазию развивать.

    II. Актуализация знаний.

    Отгадывание загадок.

                    Что ж, давайте по порядку.

                    Загадаю я загадку.

                    Кто быстрей ответ найдет,

                    Тот первым и тему урока назовет.

                    Голова – на ножке,

                    В голове – горошки.

            (Мак.)

                    Эх, звоночки, синий цвет,

                    С язычком, а звону нет.

                            (Колокольчики.)

    Стоит Антошка                                Есть один такой цветок,

    На одной ножке.                                Не вплетешь его в венок.

    Где солнце станет,                                На него подуй слегка:

    Туда он и глянет.                                Был цветок – и нет цветка.

    (Подсолнух.)                                (Одуванчик.)

            Белая корзинка,

            Золотое донце,

            В ней лежит росинка

            И сверкает солнце.

            (Ромашка.)

    III. Постановка учебной задачи.

    – Что объединяет все загадки? (Все они о цветах.)

    Учитель предлагает вместе сформулировать тему и цели урока.

    IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

    1. Художественное слово о цветах.

    В МИРЕ ЦВЕТОВ

                    В мире цветов так тепло и прохладно,

                    Целый букет ароматов и звуков…

                    Каждый цветок – он по-своему нарядный…

                    В форме изысканных праздничных кубков.

                    В мире цветов я желала б остаться,

                    Стать героиней рассказов и сказок,

                    Чтоб красотой каждый день любоваться,

                    Слиться с гармонией света и красок.

                    Л. Кузьминская

    ПОДСОЛНУХ

            На осеннем, но убранном, поле

            Одинокий подсолнух стоит.

            Я его не срубил, и доколе

            Он на хмурое небо глядит.

            Всем известно – зима на подходе,

            Солнце в небе желанней всего.

            Так пускай у меня в огороде

            Мой подсолнух заменит его.

            Я его берегу и жалею

            И согнуться не дам и упасть.

            Он, как дева, красою своею

            Пробуждает уснувшую страсть.

                    Л. Нелюбов

    МАКИ

                    Веселый день горит... Среди сомлевших трав

                    Все маки пятнами – как жадное бессилье,

                    Как губы, полные соблазна и отрав,

                    Как алых бабочек развернутые крылья.

                    Веселый день горит... Но сад и пуст, и глух.

                    Давно покончил он с соблазнами и пиром, –

                    И маки сохлые, как головы старух,

                    Осенены с небес сияющим потиром.

            И. Анненский

    ХРИЗАНТЕМЫ ОКТЯБРЯ

            Уже прохладное дыханье

            Колышет кроны тополей,

            Принес октябрь увяданье

            Для скверов, парков и аллей.

            Но в октябре свои поэмы

            Читает нам осенний сад,

            И ветку белой хризантемы

            Зовет на танго листопад.

            Прошедших дней воспоминанья

            Дымят над углями мостов,

            Вам о моих в любви признаньях

            Расскажет музыка цветов.

                    А. Фет

    – Так о цветах говорят поэты.

    – Какие чувства пробуждают в вас эти строки? (Ответы учеников.)

    2. Презентация или репродукции картин известных художников. Беседа.

    – А теперь давайте полюбуемся творениями художников.

    – Какие чувства пробуждают в вас картины?

    – К какому жанру живописи относятся эти изображения? (Натюрморт.)

    Натюрморт – в переводе с французского «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, которое художественно воспроизводит домашнюю утварь, цветы, фрукты, овощи и другие неодушевленные предметы.

    – Перед вами работы живописцев, создающих образы цветов. Эти образы складываются из форм (цветы бесконечно разнообразны по внешнему виду), цветовой палитры, своеобразия композиции и приемов письма.

    – Встречали ли вы в наших краях цветы, изображенные на этих картинах? Назовите их. Какие слова можно подобрать, чтобы описать их красоту?

    – Какая форма у этих цветов? (Округлые «шапки», соцветия круглые из мелких цветочков, или продолговатые, острые лепестковые, или крупные одиночные «чашечки».)

    – Цветы для букета обычно подбираются таким образом, чтобы они составляли гармонию цветовых пятен и ритма форм. От этого букет может быть радостным, или нежным, или торжественным.

    – Какова цветовая палитра представленных картин? Назовите произведения со сближенной и контрастной гаммой. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах (работа с таблицей) синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого, темные: красно-коричневый, бордовый и фиолетовый – в сочетании с охристыми тонами. И, конечно, зеленый цвет.

    Физкультминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся,         Наклоны вправо и влево.

    Больше спать не захотел,                                 Наклоны вперед и назад.

    Шевельнулся, потянулся,                                 Руки вверх, потянуться.

    Взвился вверх и полетел.                                 Руки вверх, вправо, влево.

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется.                         Покружиться.

    3. Формирование практических умений. Создание композиции «Чужие цветы краснее, а свои милее».

    – Сегодня мы будем изображать букет осенних цветов. Давайте рассмотрим и сравним цветы, находящиеся в классе. (Дети сравнивают строение осенних цветов, их цветовую окраску, листья, стебли.)

    – Почему цветок окрашен неравномерно? Как свет (освещение) влияет на его окраску?

    – Рассмотрите рисунок (творческая тетрадь, с. 4). Какие приемы рисования кистью использовал художник при изображении астры? (Пятно, длинные и короткие раздельные мазки.)

    Мазок – это особый прием рисования. Для этого кисть прикладывается к бумаге полностью по длине ворсы и немного протягивается – длинный мазок. Быстрое прикладывание кисти – короткий мазок.

    Точка – работает только кончик кисти, которая расположена перпендикулярно бумаге.

    •  Постановка учебной задачи.

    – Сделайте пробу цветка разными мазками на палитре (творческая тетрадь, с. 4). Создайте композицию с осенними цветами «Чужие цветы краснее, а свои милее». Вы можете повторить композиционную схему за художником или придумать свою. Гуашью или акварелью сочно, многоцветно напишите цветы с натуры или по памяти.

    – Сегодня мы работаем приемом раздельного мазка («по-сухому» или «по-сырому»).

    •  Отработка приема работы «по-сухому».

    Учитель показывает поэтапно прием работы «по-сухому» с постепенным насыщением цвета.

    1) Рисуем форму цветка, заливаем слабым основным тоном, выражающим основной цвет.

    2) Затем повторными слоями усиливаем цвет.

    3) Завершается работа в цвете детальной проработкой рисунка красками.

    •  Овладение приемом живописи «по-сырому».

    1) На палитре подбираем основной цвет.

    2) Покрываем рисунок прозрачным цветом краски или увлажняем бумагу водой.

    3) Не давая краске просохнуть, вносим в основной тон цветовые оттенки.

    4) Позднее, когда рисунок просохнет, прорисовываем тонкой кистью мелкие детали (тычинки, прожилки листьев и лепестков).

    V. Итог урока. Рефлексия.

    – Что нового узнали на уроке?

    Выставка детских работ. Оценка, выявление ошибок.

    – Какие красивые рисунки создали наши руки! Давайте приложим свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Мы чувствуем, как бьются наши сердца.)

    – Ваши сердечки маленькие, как кулачки. Можно услышать фразы, адресованные человеку: «У тебя большое сердце», «У тебя доброе сердце». Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца всегда были открыты для красоты, доброты, хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые руки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследования по темам: "Сила притяжения.", " Солнечный свет! Какой у тебя цвет?", " Такие разные метеориты!"

    Исследования по темам: "Сила притяжения.", " Солнечный свет! Какой у тебя цвет?", " Такие разные метеориты!" проведены в исследовательской деятельности учащихся с помощью метода "Путь исследжоателя".П...

    Презентация по внеклассному занятию на тему: "Натюрморт. Цветы"

    В презентации предоставленно поэтапное рисование цветов в вазе гуашью....

    Урок изобразительного искусства "Декоративный натюрморт. Оттенки красного цвета"

    Презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе....

    Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)"

    Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы  предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)...

    Изобразительное искусство 3 кл. УМК "Перспектива" "Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет"

    Цели деятельности учителя: углубление у детей представления о натюрморте, приобретение  новых знаний о натюрморте; способствование развитию у детей эстетического восприятия произве...

    технологическая карта урока изобразительное искусство Тема: "Цвета как средство выражения. Тихие цвета." 2 класс УМК "Школа России"

    Тема: цвета как средство выражения. Тихие цвета.Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятием «тихие» цвета.Планируемые результа...