Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" В мастерской художника Гжели"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Кочергина Ирина Павловна

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива"  "В мастерской художника Гжели" знакомит учащихся с искусствой гжельских мастеров, учит рисовать основные элементы росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_2_klasse.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:


Урок изобразительного искусства в 2 классе

по программе Т. Я. Шпикаловой УМК «Перспектива»

на тему: « В мастерской художника Гжели»

Педагогические цели: сформировать представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, ознакомить учащихся с секретом технического приема – гжельского мазка с тенями; способствовать развитию потребности детей в творчестве, формированию художественно-графических умений кистевой росписи, композиционного навыка – сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись).

Метапредметные: активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-повтор и вариация).

Форма урока: урок-путешествие.

Вид занятия: декоративная композиция по мотивам гжельской росписи.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: керамическое искусство Гжели, травной орнамент, «мазок с тенью», «капелька», «бордюры», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», кистевая роспись.

Оборудование:  синяя  гуашь,  кисти,  палитра,  салфетки,  стакан с водой.

Образовательные ресурсы: презентация «Гжельские чудеса»; дидактические таблицы.

Зрительный ряд: произведения русского декоративно-прикладного искусства, репродукции и образцы современных изделий Гжели.

Литературный ряд: стихотворения о гжельской росписи.

Сценарий урока

I. Мотивирование  учебной  деятельности  (организационный момент).

Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Постановка учебной задачи.

Учитель называет тему урока, предлагает вместе сформулировать учебную задачу  урока.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа «В мастерской художника Гжели». Узнай секрет рождения синей розы.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется…

– Так описал зиму поэт С. Есенин. А вот как ее изобразил художник (презентация «Гжельские чудеса», слайд 2).

– Какие краски использовал художник?

– Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в деревеньку, где царствуют зимние краски круглый год. (Слайд 3.)

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь

Известно всем в народе ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила

Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый.

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения.

                                        И. Кадухина

(Слайды 4–5.)

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры, и это при том, что в росписи используется всего один цвет – Синий кобальт.

– Что вы можете сказать о зимнем пейзаже на первом слайде и бело-синем фарфоре?

– Верно, зимний пейзаж созвучен синей росписи Гжели по белому фарфору. Ощущение особой нежности, чистоты, хрупкости и тихой радости от глубокого синего, изменчивого (как тени на снегу или небо) цвета хранят гжельские узоры. Они дороги каждому, кто любовался ими.

– Как и у всякой другой росписи, у гжели есть своя история.

– В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.

Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. (Слайд 6.)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. (Слайд 7.)

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде котика. (Слайд 8.) Улыбается кот, хвостом помахивает. Дивная получилась сахарница.

Стали  дальше  думу думать.  Как  бы  украсить  такую  затейливую  посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

– Обратите внимание, как мастер выделяет узором основные членения формы сосуда: тулово, горло, носик. (Слайд 9.)

– Вот что о секрете гжельского синего мазка рассказывает известная художница Н. Т. Бидак (слайд 10): «Особая выразительность мазка и красота – в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому оттенку синего цвета достигается сразу. Для этого синяя краска набирается на одну сторону кисти, причем она распределяется на кисти неравномерно: к краю ее больше, к середине краска совсем истаивает.

Кисть плоско кладется на поверхность бумаги и быстро поворачивается вокруг черенка. Получается округлый «мазок с тенями» с постепенным переходом от темного к светлому. Такой прием получил название «мазок на одну сторону», «живописный мазок».

– Рассмотрите элементы растительного узора на гжельской посуде и найдите среди них прием «живописного мазка» (слайд 11).

– Синяя роза – главный цветок Гжели. Эту красоту вам дарит Н. Т. Бидак. (Слайды 12–13.) Расскажите, как художница последовательно рисует кистью цветок. Какие приемы кистевой росписи вы можете назвать? Рассмотрите изображения народных мастеров в учебнике на с. 64–65.

– Вспомните: на каких изделиях народных мастеров вы выдели приемы кистевой росписи? Как они называются?

– Верно: это травной орнамент в хохломской росписи. Приемы называются «травинки», «усики», «завитки», «капельки». Листочки изображаются прикладыванием кисти, а «капельки» превращаются в цветочки.

 Физкультминутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке,

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают

хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания  руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

2. Формирование практических умений.

Творческая работа. Повторите за мастером волшебный гжель-ский мазок. Украсьте гжельский чайник и сахарницу.

– Рассмотрите элементы гжельского узора (слайды 14–16).

 Повторите за мастером волшебный мазок в творческой тетради на с. 26. Этот «мазок с тенями» (живописный мазок) выполните только синей краской и водой. Белила не применяйте! На палитре приготовьте темно-синюю гуашь. Наберите краску только на одну сторону влажной кисти. Сделайте кистью след темной краской.

Выполните упражнения:

 рисуйте «мазок с тенями»;

 рисуйте кистью «капельки»;

 превратите «капельки» в цветочки и веточки.

Последовательности рисования розы учителем на доске с комментарием:

– Все лепестки цветка выполняем «мазком с тенями», «живописным мазком». Вот провели первый округлый мазок с середины. Середина завершается присоединением еще двух наклонных мазков с левой и правой стороны от первого. Чуть подождав, чтобы лепестки серединки подсохли, наращиваем следующую пару лепестков, чуть пониже. Во время росписи розы вращаем бумагу, чтобы удобнее было расписывать.

Последняя пара нижних лепестков розы как бы поддерживает средние лепестки. Теперь можно писать стебель с листочками. Декоративные веточки выполняются «мазком с тенями», а листочки – широким сплошным мазком. Краска для листочков меняет свою тональность: она должна быть намного светлее лепестков цветка. Завершающий этап – тонкие линии завитков, усиков и штрихов прожилок, которые сразу придали росписи легкость и завершенность.

Невольно хочется повторить вслед за художником А. Н. Федотовым:

«Цветок, как созревший плод, развернул плотные лепестки-дольки, и тонкий стебель согнулся под его тяжестью».

– Выполните задание в творческой тетради на с. 27: украсьте гжель-ский чайник и сахарницу мотивами гжельской росписи. Нарисуйте красивый узор. Работайте только кистью.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

                        Л. Куликова

– С каким народным промыслом мы познакомились?

– Что в нем особенного?

– Чем он вам понравился?

Выставка детских работ, выявление ошибок, выставление оценок.

Анализ работ. Отмечаем в детских работах выразительность и разнообразие узоров в украшении посуды, связь декора с ее формой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мамин платок" Урок изобразительного искусства, 3 класс Программа Б.М. Неменского

«Мамин платок» урок изобразительного искусства  (программа Б.М. Неменского) 3 классНа уроке дети знакомятся с народным промыслом «Павловские платки».Цели урока: нарисовать платок с цв...

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

" Древние соборы" , урок изобразительного искусства, 4 класс, программа" Школа России", соответствует тебованиям ФГОС

Урок по теме: " Древние соборы" , 4 класс, изобразительное искусство, программа " Школа Росси" , соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.Урок изучения нового...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 4 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 2 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства. 4 класс

школа 2100. 4 класс.Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства. 4 класс...

Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства. 3 класс

Школа 2100.3 класс.Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства....