Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 2 класс. ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:

  1. пояснительную записку;
  2. учебно-тематический план изучения предмета;
  3. содержание программы;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
  6. планируемых результатов освоения предмета;
  7. описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
  8. календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               02.20

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

     «Рассмотрено»                                                                          «Утверждаю»

     на заседании                                                                             Директор школы:

    педагогического                                                                        Калюжная К.К.___

    совета школы.                                                                            Приказ № 43

    Протокол № 9                                                                             от31.08.2015

    от 29.08.2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Искусство» (изобразительное искусство)

 (УМК «Школа России»)

2 класс

                                                               Составитель рабочей учебной программы:

                                                               Радченкова Тамара Ивановна,

                                                               учитель начальных классов, ВКК,

                                                               МКОУ Куйбышевская ООШ

х. Индычий

  2015

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов:

1. пояснительная записка;

2. учебно – тематический план изучения предмета; 

3. содержание программы;

4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5. система оценки достижения планируемых результатов освоения

    предмета;

6. планируемые результаты  освоения предмета;

7. описание материально – технического обеспечения образовательного  

    процесса;

8. календарно – тематическое планирование.

  1. Пояснительная записка

            Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки  РФ № 373 от 6 октября 2009г.); Примерной программы по изобразительному искусству. 1-4 классы. -М.: Просвещение, 2011 г.; Авторской программы для общеобразова-тельных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под руководством Б.М.Неменского: М.: Просвещение, 2011

                                                    Статус документа

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
  • Приказа Департамента образования, науки и  молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении

регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

  • Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования»
  • Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»
  • Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2015-2016 учебный год

Цели и задачи курса:

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

          Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Предмет реализует цели:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

                      Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов, постоянную смену художественных материалов.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:

  • использование различных художественных материалов, приемов и техник;
  • изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
  • передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
  • выражение настроения художественными средствами;
  • компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
  • использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
  • использование знаний графической грамоты;
  • использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
  • передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

                                           Учебно-методический комплект

  1. Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса /Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011г
  2. Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы  (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.
  3. Б.М.Неменский. Рабочие  программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы  (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011

                Место учебного предмета  в учебном плане

         Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

      Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;                                    
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

         

       

Общая характеристика учебного предмета

     Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

            Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

          Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Восприятие произведений искусства и практические творческие задания создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.

         Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.

            Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

      Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.

        На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

      Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

        Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на

уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.  

Структура программы

  • Программа   основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
  • Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
  • Изучение каждой темы завершается выполнением какого-либо творческого задания.
  • Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

2.Учебно – тематический план изучения предмета

№ п/п

            Наименование разделов

Количество часов в программе:

в примерной

в рабочей

1

Чем и как работают художники

8

9

2

Реальность и фантазия

7

7

3

О чём говорит искусство

11

10

4

Как говорит искусство

8

8

Изменение количества часов на изучение отдельных тем предмета обусловлено рекомендацией автора программы Б.М.Неменским  планировать на каждую учебную четверть - новую тему. В виду того, что четвертная нагрузка детей составляет в I четверти-9 ч, во II – 7 ч, в III -10 ч, а в  IV-8 ч, я сочла необходимым внести коррективы в тематическое планирование.

3.Содержание  программы  «Изобразительное искусство» 2 класс

ТЫ И ИСКУССТВО (34 ч)

Как и чем работает художник (8ч)

   Три основных цвета – жёлтый, красный, синий (1ч).

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и оставными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой

 гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).

    Белая и чёрная краски (1ч).

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое(смешение цветных красок с черной и белой).

Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.

Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.

   Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности(2ч).

Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности

этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.

  Выразительные возможности аппликации(1ч).

Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение

 за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

  Выразительные возможности  графических материалов(2ч).

Что такое графика? Образный язык графики.Разнообразие графических материалов.

Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

  Выразительность материалов для работы в объеме(1ч).

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор.  Выразительные возможности

 глины, дерева, камня и других материалов.

Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

  Выразительные возможности бумаги(1ч).

Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.

 Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надре-

зание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание  простых объемных  форм  (конус,  цилиндр,«лесенка»,

«гармошка»).

  Обобщающий урок «Неожиданные   материалы» (1ч).

Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага).  Содство и различие ма-

териалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая

выставка работ.

Реальность и фантазия (7ч)

  Изображение и реальность(1ч).

Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.  Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.Рассма-

триваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.

  Изображение и фантазия(1ч).

Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соединение элемен-

тов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.

  Украшение и реальность(1ч).

Мастер Украшения учится у природы.Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту  природы, разнообразие ее фрм, цвета (иней,

морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).

Развитие наблюдательности.

  Украшение и фантазия(1ч).

Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих

предметы быта.

Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с

помощью фантазии.

  Постройка и реальность(1ч).

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их

 функциональность, пропорции.

Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.

  Постройка и фантазия(2ч).

 Мастер Постройки учится у природы.Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции,

необходимые для жизни человека.

Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

О чём говорит искусство(11ч)

  Изображение природы в разных состояниях(2ч).

Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное,  спокойное и радостное,  грустное и нежное.

Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником,  обращено к чувствам зрителя.

  Выражение характера животных(1ч).

Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произ-

ведения В.Ватагина.

Выражение характера человека в изображении: женский  образ(1ч).

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его

средствами искусства.

  Выражение характера человека в изображении: мужской  образ(1ч).

Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.

Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для

 передачи характера персонажа.

  Образ человека в скульптуре(1ч).

Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.

Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.

  Человек и его украшения(1ч).

Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).

Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту,  нежность, для мужчин – силу, мужество.

  О чём говорят украшения(1ч).

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения:  например, для праздника мы украшаем

 себя, в будний день одеваемся по-другому.

  Образ здания(2ч).

Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий

  Обобщающий урок «В изображении, украшении  и постройке человек выражает свои чувства,

  мысли, настроение, свое отношение к миру»(1ч).

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни.

Как говорит искусство(8ч)

  Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного(1ч).

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и

холодных цветов.

Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.

  Тихие и звонкие цвета(1ч).

Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.

Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

  Что такое ритм линий?(1ч)

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.

Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.

  Характер линий(1ч).

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.

Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая

суровая мощь старых дубовых сучьев).

  Ритм пятен(1ч).

Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается

на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.

  Пропорции выражают характер(1ч).

Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.

Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.

  Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности(1ч).

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения,

 Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

  Обобщающий урок года «Искусство и ты»(1ч).

Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все

основные темы года.

Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

         Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

         Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

          Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

        Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

5.Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

           Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.        

        Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

          Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания

 работ являются следующие параметры:

  • оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов),
  • техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения),
  •  техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Формы контроля знаний обучающихся:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практикум.

Нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по изобразительному искусству

Оценка "5" 

учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока.

Оценка "1"

         Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в         начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».

6. Планируемые результаты освоения учебного предмета

            К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).

         В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.

        Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

         В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
  • называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

Второклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции

      Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Познавательные УУД:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами

изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  • эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
  • способы и приёмы обработки различных материалов;
  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  •  составлять композиции с учётом замысла;
  •  конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
  •  конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
  • конструировать из природных материалов;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
  • развивать фантазию, воображение;
  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
  • научиться анализировать произведения искусства;
  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

7. Описание материально – технического обеспечения образовательного    

      процесса

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете начальных классов.
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование  используется при проведении фронтальных ученических работ.
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Наличие

                        Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г.  № 1241.

Д

2.

Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.

Д

3.

Б.М.Неменский. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Короте

ева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.

Д

4.

Б.М.Неменский. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы  Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

Д

5.

Б.М.Неменский. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 3 класс. Рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2013.

Д

Печатные пособия

1.

Портреты русских и зарубежных художников.

Д

2.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Д

3.

Серия таблиц  «Стили архитектуры, одежды, предметов быта».

Д

4.

Серия схем « Правила рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека».

Д

5.

Серия таблиц  « Народные промыслы, русский костюм, декоративно-прикладное искусство».

Д

Технические средства обучения

1.

Ноутбук.

Д

2.

Мультимедиа проектор.

Д

3.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Д

4.

Экран (на штативе или навесной).

Д

5.

Фотоаппарат.

Д

Экранно-звуковые пособия

1.

Видеофильм « Памятники архитектуры».

Д

2.

Видеофильм «Художественные музеи».

Д

3.

Видеофильм «Виды изобразительного искусства».

Д

4.

Видеофильм «Творчество отдельных художников».

Д

5.

Видеофильм «Народные промыслы».

Д

Учебно-практическое оборудование

1.

Краски  акварельные.

К

2.

Краски гуашевые.

К

3.

Тушь.

К

4.

Бумага  А3, А4.

К

5.

Бумага цветная.

К

6.

Фломастеры.

К

7.

Восковые мелки.

К

8.

Пастель.

К

9.

Уголь.

К

10.

Кисти беличьи  № 5, 10, 20.

К

11.

Кисти щетина № 3, 10, 13.

К

12.

Емкости для воды.

К

13.

Пластилин / глина.

К

14.

Клей.

К

15.

Ножницы.

К

16.

Рамы для оформления работ.

К

Модели и натурный фонд

1.

Муляжи фруктов (комплект).

Д

2.

Муляжи овощей (комплект).

Д

3.

Гербарии.

Ф

4.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Д

5.

Гипсовые геометрические тела.

Д

6.

Гипсовые орнаменты.

Д

7.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.).

Д

8.

Предметы быта (кофейники, блюдо, самовары, подносы …).

Д

Единые образовательные ресурсы

1.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru

2.

Электронные образовательные ресурсы. http://eorhelp.ru

3.

Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru

4.

Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы. http://www.nachalka.com

5.

ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки. http://pedsovet.org/m

6.

Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов. http://www.it-n.ru

Специализированная учебная мебель

1.

Столы ученические.

К

2.

Стулья.

К

3.

Стулья.

К

4.

Стеллажи для книг и оборудования.

Д

5.

Мебель для проекционного оборудования.

Д

6.

Мебель для хранения таблиц и плакатов.

Д


  8. Календарно – тематическое планирование

                                                                                                                                                                                                                                     

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала в соответствии с ФГОС

    предметные

       метапредметные

    личностные

                                    «Чем и как работают художники»(9 часов)

1

«Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира.

Урок введения в новую тему

Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Наблюдать и делать выводы о значении трёх красок. Работать с кистью.

Знание правил работы с кистью, смешивания красок. Умение строить свою работу с разной последова

тельностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений.

Познавательные: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные: уметь слу

шать и вступать в диалог, участ

вовать в коллективном обсужде

нии проблем

Анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством.

2

«Радуга на грозовом небе». Пять красок - всё богатство цвета и тона.

Комбинированный урок.

Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за природой, изображённой мастерами. Работа в группах без предварительного рисунка.

Знание художников, изображающих природу. Умение изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и материалами художника. Понимать разницу в изображении природы.

Познавательные:  различать и сравнивать, анализировать результаты, самостоятельно создавать различные творческие работы.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения

Проявлять эстетические чувства
в процессе рассматривания картин; анализировать выполнение работы.

3

«Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.

Урок-сказка.

Познакомиться с другими материалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе- дальше», «больше-меньше».

Знание понятия «композиция». Умение наблюдать за природой, различать её характер и эмоциональное состояние. Умение пользоватся мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел.

Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами

Регулятивные:

находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собст

венную художественную деятель ность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы

Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

4

«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.

Урок-проект.

Познакомиться с новым видом выразительности изображения. Соотнести личные наблюдения со стихотворениями Тют

чева и музыкой Чайковс

кого. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Знание видов вырази

тельности, правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настрое

ние композиции цветом, работать в группе, распределять обязанности

Познавательные: овладевать тех

никой и способами аппликации, развивать чувство цвета и компо

зиции

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать художественную деятельность, сотрудничать в совместном решении поставленной учебной задачи

Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

5

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

Урок-

Удивле

ние.

Познакомиться с другими материалами выразительностями: тушь и уголь. Наблюдать за природой зимнего леса. Учиться изображать линии разной выразитель

ности. Овладение приёмами работы с тушью и углём.

Знание о вырази

тельных возможнос

тях линии, точки, тёмного и белого пятен. Умение поль

зоваться новыми материалами для выразительности изображения.

Познавательные: определять характер предложенных линий, способы создания линий; сравни

вать выразительные возможности графики и живописи

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с постав

ленной задачей

Коммуникативные:  уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы.

6

«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме.

Урок-сказка.

Сопоставить изобра

жение на плоскости и объёмное. Наблюдение за скульптурой, её объём. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению работы.

Знание понятия «скульптура», пра

вил работы с пласти чными материалами. Умение различать произведения искус

ства на плоскости и в пространстве

Проявлять эстетические чувства при рассмотрении произведений искусства; анализировать работы.

7

«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги.

Комби

нированный урок.

Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разно

образные объёмные формы - цилиндр, конус, лесенки, гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения.

Знание понятия «макет», этапов постройки сооруже

ний. Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом, работать в группе.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы работы с пером и палочкой для решения учебной задачи;

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

проявлять художественно-творческое мышление при рассматривании картин; обсуждать работы.

8

«Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным.

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выстав

ка.

Сделать вывод о способах выразитель

ности в художественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Знание способов выразительности в художественных произведениях. Уме

ние использовать различные приёмы и способы выразитель

ности в изображении природы и животных

Познавательные: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций работы; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

обсуждать и анализировать выполненные работы.

9

«Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразитель

ным.

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выстав

ка.

Сделать вывод о способах выразительности в худо

жественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Знание способов выразительности в художествен

ных произведениях.

 «Реальность и фантазия» (7 часов)

10

«Наши друзья - птицы». Изображение и реальность.

Урок-игра.

Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую. Выделять особенности животных.

Знание понятия «пропорция». Умение соблюдать пропорции при изображении жи

вотного, передавать характерные черты изображаемого объек

та. Умение пользо

ваться правилами художника (начинать изображение с общего абриса).

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопро

сов по теме урока

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; плани

ровать действие в соответствии
с поставленной задачей

Коммуникативные: уметь слу

шать и вступать в диалог, участво

вать в коллективном обсуждении проблем

проявлять наблю

дательность и фантазию, анализировать выполненные работы.

11

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

Урок-сказка.

Осознать связь фантазии с реальной жизнью. Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о связи реальных и фантастических объектов. Правила изображения фантастических образов.

Знание правил рисования натуры. Умение выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц.

Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов

Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность

Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудни

чать со сверстниками и взрослы

ми, выражать свои мысли

проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы.

12

«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность.

Комбинированный урок.

Наблюдать за разнообра

зием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказываться и приводить примеры из личного опыты.Изобра

жать при помощи линий.

Знание правил рисо

вания с натуры. Уме

ние рисовать ветку хвойного дерева, точ

но передавая её харак

терные особенности – форму, величину, расположение игл; правильно разводить гуашевые краски.

Познавательные: участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; плани

ровать действие в соответствии
с поставленной задачей

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других

проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач

13

«Кокошник». Украшение и фантазия.

Урок совместного творчества.

Наблюдение за конструк

тивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Анализировать орнаменты различных школ народно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент кокошника.

Знание понятия «орна

мент»; приёма выполнения узора на предметах декора

тивно- прикладного искусства; известных центров народных художественных промыслов.

Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в при

роде, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собствен

ного образа

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы

проявлять эстетические чувства, чувство гордости за культуру Родины; анализировать работы.

14

«Подводный мир». Постройка и реальность.

Комбинированный урок.

Наблюдение за построй

ками в природе.

Определять форму, материал. Учиться самостоятельно, по своим представлениям, конструировать из бумаги, используя основные приёмы работы с этим материалом.

Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям.

Познавательные: участвовать в беседе, которая поможет собрать информацию для самостоятель

ного решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

обсуждать и анализировать выполненные работы.

15

«Фантастический замок». Постройка и фантазия.

Урок- фанта

зия.

Сопоставлять современные постройки и сказочные. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование фантастических зданий, передавать настроение в творческой работе.

Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсужде

нии проблемных вопросов.

Регулятивные: рационально строить самостоятельную дея

тельность, осуществлять итого

вый и пошаговый контроль

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности; контро

лировать действия партнера

владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать работы.

16

Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе.

Урок-

обобще

ние.

Наблюдать за разнообра

зием форм новогодних украшений, конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. Работать в группах.

Умение различать осноные и составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

 « 0 чём говорит искусство» (10 часов)

17

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных.

Урок введе

ния в новую тему.

Познакомиться с иллюстрациями. Наблюдать за настроением животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид.

Знание понятия «художник- анима

лист»; творчества художников В. Серова, И. Ефимова, Т. Мавриной, М. Кукунова, В. Ватагина. Умение рисовать силуэты жи

вотных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках

 пространственные отношения.

Познавательные: рассматривать репродукции картин художников-анималистов и участвовать
в их обсуждении, планировать действие в соответствии с постав

ленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль

Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать выполнение работы.

18

«Сказочный мужской образ». Изображение доброго и злого сказочного мужского образа.

Комби

нированный урок.

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Познако

миться с понятием «внутренняя красота». Работать в группах вариативно.

Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать мужской образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта

Регулятивные: принимать и сохра

нять учебную задачу; планировать действие в соответствии с постав

ленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы

проявлять эстетические чувства, наблюдатель

ность; анализировать работы.

19

Женский образ русских сказок. Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов.

Комби

нированный урок.

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Закрепить понятие «внутренняя красота».

Знание понятия «внутреняя красота». Умение изобра

жать женский образ; выполнять творчес

кую работу; передавать в рисунках пространственные отношения.

20

Образ сказочного героя, выраженный в объёме.

Урок-проект.

Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. Вспомнить правила работы с пластичными материа

лами.

Знание основных жанров и видов произведений изобра

зительного искус

ства. Умение передавать образ человека и его характер, используя объём; передавать в рисунках пространственные отношения.

Познавательные: выявлять особен

ности объемного изображения мужского образа, применять технологическую карту для решения поставленной задачи

Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

21

«Море». Изображение природы в разных состояниях.

Комби

нированный урок.

Рассказывать по своим наблюдениям о различных состояниях природы. Анализировать на основе сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разные состояния моря. Рассмотреть картины художников- маринистов.

Знание понятия «художник- маринист». Умение изображать природу в разных состояниях;  самостоятельно выбирать материал для творческой работы, пере

давать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи; рассматривать иллюстрации, участвовать в их обсуждении; предлагать свои варианты решения поставленной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; плани

ровать действие в соответствии
с поставленной задачей

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

22

«Человек и его украшения» Выражение характера человека через украшение.

Комби

нированный урок.

Рассмотреть предметы с элементами декора. Опре

делить причину желания людей украшать свои вещи. Изучить, какими средствами выразитель

ности пользуются народные умельцы. Выяснить причины разли

чия украшений одних и тех же предметов

Знание правил выражения характера человека через украшение. Умение сравнивать виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декора

тивно- прикладное искусство); узнавать отдельные произ

ведения выдающих

ся отечественных и зарубежных художников

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи, опираться на имеющиеся знания о цвете, ритме, характере.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

обсуждать и анализировать работы; проявлять эстетические потребности.

23

«Морской бой Салтана и пиратов».  Выражение намерений человека через украшение.

Урок-игра.

Учиться выражать намерения через украше

ния. Выяснить, какими средствами пользуются художники для выражения своих намерений. Закрепить знания по составлению орнамента. Делать выводы.

Знание правил составления орнаментов; тёплые и холодные цвета. Умение определять форму, размер,после

довательность выполнения работы; оценивать результат.

Познавательные: анализировать

архитектурные образы в окружающей жизни, возможность перенесения частей образа из реального мира в сказочный; участвовать в обсуждении вариантов решения поставленной учебной задачи, в ходе самостоятельной деятельности выбирать наиболее эффективные способы и приемы работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседник признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

24

«В мире сказочных героев».В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Наблюдать за конструкциями зданий. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров-

Постройки, Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город, учитывая материалы.

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выра

зительные средства для реализации замысла в работе.

25

«Замок Снежной королевы»

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.

Урок введе

ния в новую тему.

Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных средств художник добивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает.

Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные цвета. Передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; переда

вать в тематических рисунках пространственные отношения.

проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы.

26

«Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Урок введе

ния в новую тему.

Беседовать о возможностях цвета в создании настроения. Подобрать цвета для изображения грусти, печали, тревоги, нежности. Про

вести параллель с музыкой.

Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные, звонкие и глухие цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах

 «Как говорит искусство» (8 часов)

27

 «Весна идет».

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и

 звонкие цвета.

Урок введе

ния в новую тему.

Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных средств художник добивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает. Делать выводы о том, что цвет придает дополнитель

ную эмоциональную выразительность произведению.

Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные цвета. Умение выска

зывать простейшие суждения о карти

нах; передавать свои наблюдения и пере

живания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения

Познавательные: использовать  имеющиеся знания  о теплых и холодных цветах в ходе практичес

кой работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планиро

вать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятель

ность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников

проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные творческие работы.

28

«Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Комбинированный урок.

Подобрать цвета для изображения грусти, печали, тревоги, нежности. Про

вести параллель с музы

кой. Выяснить, какой от

рывок соответствует образу нежному и светло

му, а какой - тревожный и тяжёлый.

Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные, звонкие и глухие цвета. Передавать свои наблюдения и переживания в рисунках

29

«Весенний ручеёк». Линия как средство выражения: ритм линий.

Комбинированный урок.

Сравнивать фотографии с видами весны в разные месяцы. Определять понятие ритма в природе. Соотнести свои представления с музы

кальным произведением, с отрывками описания весны в рассказе Пришвина. Изобразить ручьи на рисунке с предыдущего урока.

Знание понятий: «пейзаж», «ритм»; творчества худож

ников-пейзажистов. Умение самостоя

тельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тема

тических рисунках пространственные отношения

Познавательные: участвовать в анализе использования линий на картинах художников, применять имеющиеся знания о линии в самостоятельной работе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную  задачу; планировать действие в соответст

вии с поставленной задачей; рационально строить самостоя

тельную деятельность, осущест

влять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств  его выражения

30

«Ветка». Линия как средство выражения: характер линий.

Комбинированный урок.

Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сделать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба - мощные, похожие на лапы дракона.

Умение различать основные и состав

ные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобрази

тельного искусства

31

«Птички».Ритм пятен как средство выражения.

Комбинированный урок.

Познакомиться с ещё одним выразительным средством - это ритм и движения пятна.

Знание понятий: «ритм и движения пятна», «апплика

ция»; техники выпол

нения аппликации

владеть навыками коллективной деятельности, сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; анализировать работы.

32

«Смешные человечки». Пропорции выражают характер.

Комби

нированный урок.

Наблюдать за пропор

циями - тела, массы, дли

ны рук и ног. Соотно

сить части тела по размеру

Знание понятия «пропорция»; приё

мов обработки плас

тичных материалов.

33

«Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

Урок обобщения

Обобщить свои знания о средствах выразительнос

ти. Планировать свои действия и следовать плану.

Знание средств выразительности. Умение применять средства

34

Обобщающий урок за год. «В гостях у Братьев Мастеров»

Урок-выстав

ка.

Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти. Использовать свои знания в выражении своих ответов. деятельности.

Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства; ведущих художественные музеев России; художников.

Познавательные: выбирать и обосновывать средства художест

венной выразительности для решения поставленной учебной задачи

Регулятивные: планировать действие в соответствии с постав

ленной задачей

Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения по всем предметам...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"

       Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...

Программа "Начальная школа XXI века». Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 4 классе.

Папка содержит рабочие программы и календарно-тематическое планирование в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»  Пояснительная записка.Рабочая программа курса...

Рабочие программы и календарно - тематическое планирование для 1 класса . УМК "Гармония"

Данные рабочие программы и календарно - тематическое планирование, предназначеные для обучения  1 класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработаны и составлены с учётом Федер...

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 2 класса ("Школа России")

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология для учащихся 2 класса ("Шко...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 1 класс

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена Кузнецовой Надеждой Викторовной, учителем изобразительного искусства Гимназии №1516 ВАО г. Москвы, в соответствии с требовани...