Рабочая программа и календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 1 класс
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Кузнецова Надежда Викторовна

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена Кузнецовой Надеждой Викторовной, учителем изобразительного искусства Гимназии №1516 ВАО г. Москвы, в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского. УМК «Школа России» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1_klass_izo.docx83.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена Кузнецовой Надеждой Викторовной, учителем изобразительного искусства Гимназии №1516 ВАО г. Москвы, в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского. УМК «Школа России»

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч  в  неделю. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год..

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

        Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

        Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

        Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

        Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

        Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

        Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

        Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

        Умение обсуждать и анализировать собственную художественнуюдеятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•        овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

•        овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

•        использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

•        умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

•        умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

•        осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

•        знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

•        знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

•        понимание образной природы искусства;

•        эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

•        применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

•        способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

•        умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

•        усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

•        умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

•        способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

•        способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

•        умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

•        освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

•        овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

•        умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

•        умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

•        изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

•        умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

•        способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

•        умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

•        выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

•        умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Обучающиеся смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

Обучающийся научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Обучающийся получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

Обучающийся научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

Обучающийся научится:

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Обучающийся получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 1 классе:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; •задавать вопросы;

Использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

-  узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-   конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Содержание курса

Тема первого года обучения: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ».

Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 10 ч.

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8 ч.

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 8 ч.

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу - 7ч.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

Календарно-тематическое планирование уроков

«Изобразительное искусство»

Количество часов:      всего:______33______________часов;                в неделю:__________1________часов

УМК «Школа России»Планирование составлено на основе:  РАБОЧЕЕЙ  ПРОГРАММЫ по    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ГБОУ Гимназии №1516 ВАО г. МосквыУчителем ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Кузнецовой Н.В.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа составлена на основе  программы начального общего образования по «Изобразительному искусству», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ   Б.М. Неменского 1-4 классы (начальный уровень)

Учебник (название, автор, издательство, год издания)

1 класс. «Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь»,  Л.А.Неменская. М., Просвещение, 2012

2017-2018 учебный год

Москва

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 1 класс

Тема первого года обучения: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».

№ урока

дата

Содержание темы, понятия, задание, материалы

Планируемые результаты обучения

(УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Деятельность учащихся

Вид контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения.

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

1.

Изображения всюду вокруг нас.Урок-путешествие.Все дети любят рисовать.

Изображения в жизни человека.

Знакомство с Мастером Изображения.Рисунок солнца.

Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников.

Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения.Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Текущий индивидуальная работа

2.

Изображения всюду вокруг нас.

Урок -творческая мастерская.

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма».

Задание: изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.Материалы: цветная бумага или природный материал (листья) (для аппликации), клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств.

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Видеть зрительную метафору в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела.

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической формы.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий индивидуальная работа

3-4

Материалы для уроков изобразительного искусства. Изображать можно пятном.

Урок -творческая мастерская

Пятно как способ изображения на плоскости.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Задание: превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, хвост, уши, усы и т.д.). Материалы: одноцветная краска (гуашь, акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Текущий индивидуальная работа

5-6

Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно в объеме.

Урок-игра.

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости.

Целостность формы.

Приемы работы с пластилином.

Задание: превращение комка пластилина в птицу или зверушку и т.д. Лепка животного.Материалы: пластилин, стеки, доска для лепки.

Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.

Умение видеть проявления искусства в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Текущий индивидуальная работа

7.

Изображать можно линией.

Урок -творческая мастерская.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

Линии в природе.

Линейные изображения на плоскости.

Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).

Задание: изображение линией «путаницы» рисунка на тему «Расскажи нам о себе».

Вариант задания: рисунки на темы стиховС. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым озорным развитием сюжета. Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага.

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Текущий индивидуальная работа

8.

Разноцветные краски.

Урок -творческая мастерская.

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок.

Задание: создание красочного коврика. Вариант задания: нарисовать то, что каждая краска напоминает. Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств.

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Текущий индивидуальная работа

9.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Урок-праздник.

Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Задание: изображение настроения (радости и грусти). (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным).  Вариант задания: создание образа контрастных по настроению музыкальных пьес. Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Текущий индивидуальная работа

10.

Художники и зрители (обобщение темы).

Урок – творческая мастерская.

 Художники и зрители. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. Рассматривание художественных произведений.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Выставка творческих работ

II.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

11 - 12

Мир полон украшений. Цветы. Урок- игра.

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор).

Знакомство с Мастером Украшения. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Изображение сказочного цветка. Аппликация: составление букета из вырезанных цветов (коллективная работа).

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Работать по предложенному учителем плану;

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Текущий коллективная работа

13 - 14

Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Урок- экскурсия.

Урок – творческая мастерская.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

Украшение крыльев бабочки.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Понимать простые основы симметрии.

Текущий индивидуальная работа

15.

Красивые рыбы. Монотипия.Урок – практикум.

Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Выразительность фактуры. Украшение рыбок узорами чешуи.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Осваивать простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Текущий индивидуальная работа

16.

Украшения птиц.Урок – праздник.

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов.

Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики (оригами).

Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации.

Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.

Умение видеть проявления искусства в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Осваивать простые приемы работы в технике объемной аппликации и коллаже

Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Текущий индивидуальная работа

17.

Узоры, которые создали люди.

Урок – сказка.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Рисование орнамента.

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Текущий индивидуальная работа

18.

Как украшает себя человек.

Урок – игра.

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Какие украшения бывают у разных людей.

Когда и зачем украшают себя люди.

Рисование сказочных героев и их украшений.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Организовывать своё рабочее место.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Работать по предложенному учителем плану;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Текущий индивидуальная работа

19.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Урок – сказка.

Без праздничных украшений нет праздника.

Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.  Изготовление украшений к празднику.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выставка творческих работ

Работа в парах, группах

III.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

20- 21

Постройки в нашей жизни.  Дома бывают разные.

Урок- путешествие.

Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.Постройки, сделанные человеком.

Варианты заданий: 1. Рисование домиков для сказочных героев. 2. Построение на бумаге дома с помощью печаток.

Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения.

Работать по предложенному учителем плану;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.Слушать и понимать высказывания собеседников.

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

Текущий индивидуальная работа, беседа

22.

Домики, которые построила природа.

Урок - сказка.

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции.

Лепка сказочного домика в форме овощей или фруктов.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий.

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.Проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий индивидуальная работа, беседа

23.

Дом снаружи и внутри.

Урок – экскурсия.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

Рисование дома в виде буквы алфавита.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Текущий индивидуальная работа

24.

Строим город.

Урок –путешествие.

Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

Складывание домика из бумаги, постройка города из бумажных домиков.

Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Текущий индивидуальная работа, работа в парах группах

25.

Все имеет свое строение.

Урок –творческая мастерская.

Конструкция предмета.

Выполнение изображения животного из различных геометрических фигур в технике аппликации.

Работать по предложенному учителем плану;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

Текущий индивидуальная работа

26.

Строим вещи.

Урок – сказка.

Конструирование предметов быта.

Знакомство с работой дизайнера

Конструирование и украшение Сумка - упаковка.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств.Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Текущий индивидуальная работа

27.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Урок –экскурсия.

Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Экскурсия.

Создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа).

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Организовывать своё рабочее место.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе.Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Тематический, зарисовки

IV.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

 Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусств этих элементов язык.  Изображение, украшение и постройка -  разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.

28.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Урок- игра.

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Рассматривание работ художников и детских работ.

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Выставка детских работ, беседа

29.

Праздник весны.

Урок –творческая мастерская.

Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Конструирование из бумаги и украшение птиц и жуков.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

Текущий индивидуальная работа

30.

Сказочная страна.

Урок- праздник.

Изображение сказочного мира.

Выразительность размещения элементов коллективного панно.

Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа).

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Текущий коллективная работа

31 - 32

Времена года.

Урок – сказка. Красота природы.

Выразительные детали весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник.

Работать по предложенному учителем плану;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Текущий коллективная работа

33.

Здравствуй, лето!

Урок любования (обобщение темы). Урок- экскурсия.Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.

Композиция на тему «Здравствуй, лето!»

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы, с общим замыслом.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!»

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности.

Итоговый коллективная работа

1

2

3

4

5

6

7

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое

количество

Примечания

ОШ

1

2

3

        4        

1. Книгопечатная продукция

1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Стандарт, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Д

3.

Авторские программы по изобразительному искусству

Д

4.

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К

Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

Учебники по изобразительному искусству

К

Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник для 1 (2) класса. – М.: Просвещение.

5.

Рабочие тетради

К

Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 (2) класса. – М.: Просвещение

6.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

Д

1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

2. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

7.

Методические журналы по искусству

Д

Федерального значения

8.

 Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

9.

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д

по одной каждого наименования

10.

Альбомы по искусству

Д

по одному каждого наименования

11.

Книги о художниках и художественных музеях

Д

по одной каждого наименования

12.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут  использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности,  подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

13.

Словарь искусствоведческих терминов

П

2. Печатные пособия

14.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса.  Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

15.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

16.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

17.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

18.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

19.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

К

3. Информационно-коммуникационные средства

20.

Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники

Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Возможно использование следующих программ:

Cake-walkProAudio 8, 5 и 9

Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//

21.

Электронные библиотеки по искусству

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

22.

Игровые художественные компьютерные программы

4. Технические средства обучения (ТСО)

23.

Музыкальный центр

Д

Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CDRW, MP 3, а также магнитных записей

24.

DVD-проигрыватели

Д

25.

Телевизор

С диагональю не менее не менее 72 см

26.

Видеомагнитофон

Д

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д

В классе информатики для индивидуальной работы учащихся

27.

Слайд проектор

Д

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

28.

Мультимедиа проектор

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

29.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

30.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х 1,25

31.

Фотоаппарат

П

Цифровая камера

32.

Видеокамера

Д

33.

Графический планшет

Д

5. Экранно-звуковые пособия

34.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса  для каждого класса

35.

Видеофильмы:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям

Д

По одному каждого наименования

36.

Слайды (диапозитивы):

- по видам изобразительных

( пластических)  искусств

- по жанрам изобразительных

искусств

- по памятникам архитектуры

России и мира

- по стилям и направлениям в

искусстве

- по народным промыслам

-  по декоративно-прикладному

искусству

- по творчеству художников

Д

произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

6. Учебно-практическое оборудование

37.

Мольберты

К

Настольные скульптурные станки

К

38.

Комплекты резцов для линогравюры

К

39.

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Ф

40.

Краски  акварельные

К

41.

Краски гуашевые

К

 42.

Краска офортная

П

 43.

Валик для накатывания офортной краски

П

44.

Тушь

К

45.

Ручки с перьями

К

46.

Бумага  А3, А4

К

47.

Бумага цветная

К

48.

Фломастеры

К

49.

Восковые мелки

К

50.

Пастель

Ф

51.

Сангина

К

52.

Уголь

К

53.

Кисти беличьи  № 5, 10, 20

К

54.

Кисти щетина № 3, 10, 13

К

55.

Емкости для воды

К

56.

Стеки (набор)

К

57.

Пластилин / глина

К

58.

Клей

Ф

59.

Ножницы

К

60.

Рамы для оформления работ

К

Для оформления выставок

61.

Подставки для натуры

П

7. Модели и натурный фонд

62.

Муляжи фруктов (комплект)

Д

63.

Муляжи овощей (комплект)

Д

64.

Гербарии

Ф

65.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

66.

Гипсовые геометрические тела

Д

67.

Гипсовые орнаменты

Д

три-четыре вида

68.

Маски античных голов

Д

два вида

69.

Античные головы

Д

четыре вида

70.

Обрубовочная  голова

Д

71.

Модуль фигуры человека

П

72.

Капители

Д

ионическая и дорическая

73.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

74.

Драпировки

П

75.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П

8. Игры и игрушки

76.

Конструкторы

Ф

Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика,  картона)

77.

Театральные куклы

Д

78.

Маски

Д

9. Специализированная учебная мебель

79.

Столы рисовальные

К

80.

Стулья

К

81.

Стулья брезентовые складные

К

Для рисования на пленэре

82.

Стеллажи для книг и оборудования

Д

83.

Мебель для проекционного оборудования

Д

84.

Мебель для хранения таблиц и плакатов.

Д

Кассетницы, плакатницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (ИЗО). Школа 2100. 3 класс. 34 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.

г.Волгоград. 16 страниц.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание  места учебного предмета в учебном плане.О...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 4 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 2 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...