Главные вкладки

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Мезенская роспись"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

    Кочергина Ирина Павловна

    На данном уроки учащиеся 3 класса знакомятся с народной росписью Севера - Мезенской росписью. Учатся рисовать основные элементы росписи. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок изобразительного искусства в 3 классе

     по программе Т. Я. Шпикаловой , Е. В. Алексеенко

     « Изобразительное искусство.

     Основы народного и декоративно – прикладного искусства.»

                                 

    Тема: Северная роспись из Мезени.( 1 урок).

    Цели: 1)познакомить учащихся с особенностями Северной росписи из Мезени ( «Лошадка на ножках»), воспитывая бережное отношение к народным промыслам и расширяя кругозор учащихся;

    2)работать над формированием специальных художественных навыков; учить рисовать основные элементы росписи - лошадку, оленя, уточку;

    3)стремиться создать на уроке благоприятную атмосферу и развивать общеучебные и специальные умения, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

     

    Оборудование для урока: а)для учителя: виды прялок, рисунки природы Архангельской области, этапы рисования росписи, панно для работ детей в виде прялок; б) детям: бумага 3 листа жёлтого цвета, краски, акварель, кисть, банки, ножницы.

                                                          Ход урока:

    1.Оргмомент.

                     Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном уроке рисования:

    Это очень просто, дети,

    Всё нарисовать на свете.

    Нам понадобятся с вами

    Краски и листы бумаги.

    Ну и глазки, безусловно.

    Ведь они, друзья, помогут

    Разглядеть любой предмет ,

    Форму рассмотреть и цвет.

    Заканчивается осень, впереди -  зима, а ведь на земле есть такие места, где зима царствует почти целый год.

                      Вот туда  мы и отправимся : в путешествие на север России, в Архангельскую область, которая граничит на Севере с Белым морем. (Презентация кадр 1)

              На карте красной точкой  указано место одного села, на реке Мезень, в котором 200 лет назад появился промысел, который прославил это село на всю Россию. ( Презентация кадр 2)

                  А также показал, что в нашей  стране удивительно красивая природа даже в таких суровых условиях: (слайды 3-7  презентации)

    •   Совсем рядом вечные льды Арктики
    • Здесь долгие, холодные зимы и короткое лето
    • Вековые еловые леса, где живут олени, лоси
    • В заводях рек можно увидеть лебедей, диких гусей и уток.

    2 .Самоопределение в деятельности.

    Мы вновь возвращаемся на реку Мезень, в село Палащелье. Именно здесь появился промысел, прославивший эти места. ( кадр 8 презентации)

    - Мы с вами познакомились с разными видами декоративно – прикладного искусства. Попробуйте угадать, чем занимались жители этого села?   (….)..

    - Ребята, с таким видом ДПИ  мы ещё с вами не  знакомились.

    3. Постановка учебной задачи.

    - Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на сегодн. уроке?  …

    - Хорошо, я вам немного помогу. Посмотрите на следующий слайд презентации и попробуйте назвать представленные предметы старины. …..

    - Проверьте себя….  Я вижу ваше удивление, но это и  понятно, потому что в нашей современной жизни мы уже не пользуемся такими предметами.

    -  Так  о чём мы будем говорить на сегодн. уроке?  … ( что делали мастера этого села и в чем были особенности этого вида ДПИ)

    - А сейчас подумайте  и задайте мне  вопрос, который поможет продолжить урок…

    - А кто сможет помочь вам ответить на этот вопрос? …

    4. Открытие нового знания.

       

    - Мастера этого села делали прялки. И поэтому сегодня на уроке именно прялки, их особенности  будут в центре нашего внимания.

    -Кто сможет из вас попробовать объяснить, для чего было нужно такое приспособление?  ( подумайте над названием)  (-Верно, это приспособление, сделанное из дерева, для скручивания нитей из шерсти. Ее крепили сверху, а затем с помощью веретена скручивали нить).

    Презентация кадры 10-13

    -  Упоминание о прялках можно встретить во многих сказках.  Например, у Пушкина «…а старуха пряла свою пряжу…» или «…3 девицы под окном пряли поздно вечерком…».  

     - Можно ли сказать,  что эти прялки из разных сказок очень похожи одна на другую?   (…)

    - Действительно,  отличить их практически невозможно. Зато вы сразу бы узнали прялку из Мезени, потому что мастера их еще и расписывали.

    ……И называлась эта роспись Северная роспись из Мезени. Сохранилось и еще одно название «Лошадки на ножках» ( Кадр 14)

    -Как вы думаете, почему? ……

    - Верно, для росписи обязательно использовались лошадки, олени, лоси - это основные элементы. А еще лебеди, уточки, т.е. все, что окружало людей в северной природе.  

     

    - А мне кажется, что роспись прялок похожа на вышивку крестиком, как на Руси вышивали рушники. Вы согласны? ...   а ведь имеющиеся в этой росписи геометрические узоры, которые повторяются и расположены в полосе, как  раз и создают впечатление вышивки.

    - Чтобы особенности этого ремесла были для вас более понятны, сравним его с уже известными вам росписями.    .. ( кадры)

    - Чем ярко отличается мезенская роспись от хохломы? …

    ( растительным узором)  А чем похожи?  ( … )

    - Давайте сравним еще и с Городецкой росписью….. что еще вы можете сказать?  ( чем отличаются и чем похожи?)

    5. Первичное закрепление во внешней речи.

    -  Подведем итог.  ( по кадру 15)

    6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

                    -  Вас теперь  можно считать опытными искусствоведами, знающими, что можно изобразить. Подумайте и предположите, чему каждый из вас  сегодня будет учиться?   … Верно, но не только! Уже сегодня вы попробуете расписать прялку.

                      - Для этого откроем наши волшебные ставни, и мы в сказке Северной росписи….

     

     - Можете ли вы начать работу самостоятельно, или вам необходима помощь?  ( …)

     -  Как вы поступите в этой ситуации ?  …

     -   Где вы можете найти помощь?.

    - Хорошо, сейчас мы будем работать вместе.

       У вас есть 3 листа тонированной бумаги. Каждый рисунок мы будем изображать отдельно, чтобы, завершив работу, вырезать получившиеся рисунки и с их помощью расписать   прялки, которые приготовлены для каждого ряда.  ( показать заготовки)

     - Работать будем сразу красками.  Будьте аккуратны и внимательны, чтобы вам ваша работа понравилась.

       Итак, первый основной элемент росписи - лошадка.  В названии самой росписи  уже выделен один из элементов, это ноги лошади. Они изображены не совсем привычно для нас, но в этом то и есть красота. Следите за моей рукой, и наша работа будет для вас совсем не трудной и интересной.

    Лошадка    

    - посередине ограниченного по высоте пространства чертим длинную линию;
    - от каждого конца линии проводим вверх линии с наклоном вправо и соединяем их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);

     В одно движение кистью выполнить голову и горло: сперва намечается ухо - движение кисточки сверху вниз, а затем чуть вправо - нижняя часть морды, вверх и вниз, создавая вогнутую линию горла. Потом к туловищу дорисовывается загривок. Намечается линия спины  
               Контур лошадки заливается цветом.
              Прорисовывается линия спины, грива, ножки, хвост, сбруя
    .

    Отложили работу. Следующий элемент - олень.

      Олень   - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.                       

    Начинаем изображение оленя с нижней части туловища, проводим вогнутой линией шею, соединяем одним мазком линию спины. Дорисовываем ноги, рога.

     

         Уточка 

      Утка  - символ ночного подводного движения солнца.
               Кистью   сверху вниз делается мазок -  замалевок. Отдельно пририсовывается клювик, а затем черным цветом  дорисовываются "реснички" на грудке, хвост, лапки, верхняя линия клюва
    .

     

    7. Включение в систему знаний и повторение.

    Теперь, когда элементы росписи готовы, по контуру вырезаем  рисунки и начинаем украшать ими  наши прялки.    ТБ с ножницами.

    ( музыка)…

    - А теперь внимание на доску. Наши прялки почти готовы. Все основные элементы на месте. Я хочу, чтобы она стала еще ярче. Это вам мой подарок за отличную работу на уроке. И все это помогла нам сделать северная роспись. Как она называлась иначе?   (… )

     - Используя ваши работы ,назовите  ее основные особенности. ( ..)

    - Как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке? (….. ) …

                       повтор кадра    ( вывод)

    - Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем? А что не понравилось? ….

     8. Рефлексия. Самооценка учащихся своей деятельности.

    - А сейчас вы оцените свою работу на уроке. Для этого я приготовила лесенку успеха   и самоклеющиеся кружочки.

              Чем ниже вы приклеите свой кружок,  значит, по – вашему мнению, ваша работа не очень удачная, чем выше вы поднимаетесь по лесенке, тем ваша работа лучше. Я бы хотела обратить ваше внимание на то, что в работу на уроке входит не только само рисование, Но и ваши устные ответы.

    Сначала пусть оценят свою работу девочки, потом мальчики.

    … ( комментарий учителя)

    - Я вижу, что вы довольны своей работой. Мне было тоже  очень приятно работать с вами.   Мне остаётся сегодня пожелать вам, чтобы вы когда –нибудь побывали в Архангельской области, селе Палащелье и увидели своими глазами красоту природы этого края России и настоящие изделия Мезенской росписи.

    -  Урок окончен!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР РОССИИ, В АРХАНГЕЛЬСКУЮ ОБЛАСТЬ

    Слайд 2

    СЕЛО ПАЛАЩЕЛЬЕ


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    СЕЛО ПАЛАЩЕЛЬЕ


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 3

    СЕВЕРНАЯ РОСПИСЬ ИЗ МЕЗЕНИ или «ЛОШАДКИ НА НОЖКАХ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Мамин платок" Урок изобразительного искусства, 3 класс Программа Б.М. Неменского

    «Мамин платок» урок изобразительного искусства  (программа Б.М. Неменского) 3 классНа уроке дети знакомятся с народным промыслом «Павловские платки».Цели урока: нарисовать платок с цв...

    Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

    Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

    " Древние соборы" , урок изобразительного искусства, 4 класс, программа" Школа России", соответствует тебованиям ФГОС

    Урок по теме: " Древние соборы" , 4 класс, изобразительное искусство, программа " Школа Росси" , соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.Урок изучения нового...

    Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 4 класс. ФГОС

    Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

    Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 2 класс. ФГОС

    Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

    Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"

    Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....