рабочая программа по изо 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Матвиенко Любовь Николаевна

Рабочая программа  по изобразительному искусству составлена на основе: Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г № 1241,от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012г №1060, от 29.12.2014 г №1643, от 18.052015 г №507, от 31.12.2015 №1576)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа72.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Новогремяченская средняя общеобразовательная школа»

Хохольского района Воронежской области

«ПРИНЯТА»

на педсовете

Протокол № 1

от   31 августа   2016  г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы                         ___________________О.В.Подорожняя

приказ № 71/2 - О    от 31 августа   2016 г.

                                                                 

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»  3 класс  

на   2016-2017 учебный год

УМК «Школа России»        

базовый уровень

                                                                             Составитель: Матвиенко Любовь Николаевна

учитель начальных классов IКК

 

                                                                                                   

Пояснительная   записка

Рабочая программа  по изобразительному искусству составлена на основе:

  • Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г № 1241,от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012г №1060, от 29.12.2014 г №1643, от 18.052015 г №507, от 31.12.2015 №1576)
  • Основной образовательной программы начального  общего образования МКОУ «Новогремяченская СОШ»
  • Примерной основной образовательной программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Образовательная система «Школа России»,  «Просвещение»,  2015 г (Авторской программы образовательной системы «Школа России», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС, входящей в УМК «Школа России». Сборник рабочих программ  «Школа России» 1-4 класса. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.:- «Просвещение» 2011 г)
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016- 2017 г.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащихся рассматривается, как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно- нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.

Общая характеристика  курса

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три эти способа освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Одна из задач видов учебной деятельности – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани,4 природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнаёт, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где живут люди, где они трудятся и созидают окружающий мир.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. 

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные.

 Виды организации учебной деятельности: экскурсия, путешествие, выставка.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник . 3 класс.  - М.: Просвещение, 2013 г.

Л.А. Неменская « Изобразительное искусство» Рабочая тетрадь. 3 класс.  - М.: Просвещение, 2016 г.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

                        Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (34 учебные недели).

Количество часов в неделю:  1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его 8 содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

по изобразительному искусству

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе Изобразительное искусство»:

•   чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

•   уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

•   понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

•    сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

•  сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

•   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•   овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

•   умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

•   умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•   овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

•   формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

•   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

•    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

•    овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

•   использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

•  умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

•   умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

•   осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

•   сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

•   сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

•   овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

•   овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

•   знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

•   знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

•   понимание образной природы искусства;

•   эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

•   применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

•   способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

•   умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

•   усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

•   умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

•   способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

•    способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

•   умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

•    освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

•   овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

•   умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

•   умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

•   изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

•   способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

•   умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе полностью соответствует авторской программе.

                                                                         

ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (9ч)

Твоя игрушка. Твоя посуда.  Мамин платок. Обои, шторы, в твоем доме. Твоя книжка.  

Поздравительная открытка (декоративная закладка).   

ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7ч)

Наследие предков: памятники архитектуры.   Парки, скверы, бульвары.  Ажурные ограды.  

Витрины на улицах.   Фонари на улицах и в парках.  Транспорт.   Труд художника на улице твоего города  

ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (7ч)

Художник в цирке.   Образ театрального героя.  Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.

Карнавальные  маски.   Парад военной техники. Афиша. Открытка для мамы  (к 8 марта)

Народные мастера: хохломская роспись. Обобщающий урок четверти                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (11ч)

Музеи в жизни города. Картина-натюрморт.    Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.  

Картина-портрет.  Картины исторические и бытовые.  Скульптура в музеях и на улицах.

Музеи архитектуры. Лоскутный коврик. Коллаж. Художественная выставка.

                                                                                                       Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

час

                                                                        Характеристика деятельности уч-ся

1

Искусство в твоем доме

9 ч

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

2

Искусство на улицах твоего города

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

3

Художник и зрелище  

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.

4

Художник и музей

11ч

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

         Итого: 34ч

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов по программе

Искусство в твоем доме

9

Искусство на улицах твоего города

7

Художник и зрелище

7

Художник и музей

11

                                           Итого:

34 часа

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО  

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств учебно – методического материально-технического обеспечения

Число

Примечание

по требованиям

фактически

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Основная:                                                                                       Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. – М.: Просвещение, 2010 г. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М - Просвещение. 2011 г.                                                                             Горяева Н. А.,  Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. М- Просвещение. 2013 г.  Л. А. Неменская.

Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь: 3 класс. 2016 г.

Методическое пособие: Методическое пособие к учебнику по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2015 г.

Имеется в наличии

   

8

15

В программе определены цели и задачи курса «Изобразительное искусство»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности.                                                       Отличительная особенность учебников этой линии состоит в формировании разносторонней художественной культуры и раскрытии творческой личности в каждом ребёнке. По темам даётся система творческих заданий для развития художественного мышления, наблюдательности и воображения. Каждый учебник линии – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность. Рабочая тетрадь способствует развитию художественного восприятия, образного мышления и фантазии у школьников.

Рабочие тетради созданы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. 1—4 классы», которые разработаны под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского. В тетради включены художественно-творческие задания, которые помогут понять особенности изображения, украшения и постройки в изобразительном искусстве, т. е. закрепить и углубить темы учебника. А также в них вошли творческие задания практического характера по изобразительному искусству. Они помогут развить образное мышление и фантазию, научат использовать выразительные возможности красок, мелков, туши, пластилина, бумаги.

Пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Адресовано учителям, работающим по учебным комплектам, которые разработаны под руководством Б.М. Неменского по программе «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Книга содержит конкретные поурочные разработки и рассматривает подробно тему каждого урока. Особое внимание уделено развитию универсальных учебных действий средствами изобразительного искусства, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках. Читатель-педагог также узнает, как работать с учебными комплектами — учебниками и рабочими тетрадями, как правильно выстроить драматургию уроков искусства. В конце книги — словарь терминов, методические рекомендации по использованию музыки на уроках изобразительного искусства, рекомендуемая литература.

                                                                               Печатные пособия

2.

учебники, портреты художников, репродукции картин, иллюстрации по темам (детские работы), журнал «Начальная школа»  

Имеется в наличии

Технические средства обучения и оборудование кабинета

  3   Настенная доска с набором приспособлений для крепления  картинок.

     Мультимедийный проектор

      Компьютер

      Экспозиционный экран

       Принтер

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4.

DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы.

Презентации на CD-дисках: виды изобразительных (пластических) искусств; жанры изобразительных искусств; стили и направления в искусстве; народные промыслы. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности) сайт: http://ru.wikipedia.orq/wiki

Видеофильмы и презентации.

Имеется возможность поиска в сети Интернет

Оборудование класса

5.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

16 мест

1

5

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны иметь представление:

• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;  

• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;

Обучающиеся должны знать:

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

•  что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Обучающиеся должны уметь:

• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

(1 час в неделю)

п/п

Дата

проведения

Название раздела и тема урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Примечание

по

плану

факт

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Искусство в твоем доме (9 ч)

1.

01.09

Мастера Изображения, Постройки, и Украшения

Проводить  наблюдения, оформлять результаты.

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.  

Коммуникативные: уметь слушать учителя, задавать вопросы с целью уточнения информации.

Формирование социальной роли ученика

2.

08.09

Художественные материалы

Проводить  наблюдения, оформлять результаты.

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.  

Коммуникативные: уметь слушать учителя, задавать вопросы с целью уточнения информации.

Формирование социальной роли ученика

3.

15.09

Твои игрушки

Умение преобразиться в мастера. Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать  и расписывать игрушки.

Регулятивные:  Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия

Познавательные:  Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные:  Умение  находить нужную информацию.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

4.

22.09

Посуда у тебя дома

Умение изобразить посуду по своему образцу.

Регулятивные:  работать по совместно с учителем составленному плану

Познавательные:  Понимать и объяснять единство материала.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог.

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.

5.

29.09

Обои и шторы в твоем доме

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Умение радоваться успехам одноклассников.

6.

06 .10

Мамин платок

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза  росписи платка.

  

Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.

Познавательные: принятие учебной задачи

Коммуникативные: ставить вопросы напарнику, работа в группах  

Культура общения и поведения

7.

13.10

Твои книжки

Овладевать основами графики. Организовывать рабочее место, соблюдать  правила безопасного использования инструментов.

Регулятивные:  определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Познавательные:   Знание отдельных элементов  оформления книги.  

Коммуникативные:  учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Овладеть навыками коллективной работы.

8.

20.10

Открытки

Понимать роль художника и Братьев – Мастеров   в создании форм открыток изображений на них.

Регулятивные:  определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Познавательные:   Овладевать основами графики.  

Коммуникативные:   Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений.

Ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

9.

27.10

Труд художника для твоего дома

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов.

Регулятивные:    Умение анализировать образцы, работы, определять материалы

Познавательные

высказывать  рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты.

Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Эстетически оценивать работы сверстников.

                  Искусство на улицах твоего города (7 ч )

10.

10.11

Памятники архитектуры

Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея

Регулятивные:  Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.

Познавательные: составление осознанных  высказываний  

 Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество

Умение видеть красоту труда и творчества.

11.

17.11

Парки, скверы, бульвары, города

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.  

Регулятивные:  Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:  Делать предварительный отбор источников информации:

Коммуникативные:  Участие в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

Положительное отношение к труду  и профессиональной деятельности человека в городской среде.

12.

24.11

Ажурные ограды

Научатся   конструировать

из бумаги ажурные решетки.

Регулятивные: определять  последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: выполнение заданий в учебнике, расширение пространственных представлений

Коммуникативные: уметь  выражать свои мысли.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

13.

01.12

Волшебные фонарики

Отмечать особенности формы и украшений.

Регулятивные:   Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли  

Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности

14.

08.12

Витрины

Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины.  

Регулятивные:  Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: Делать предварительный отбор источников информации

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.

Чувства гордости за культуру и искусство Родины

15.

15.12

 Удивительный транспорт

Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Регулятивные: Умение анализировать образцы, определять материалы

Познавательные: проводить анализ изделий   и определять или дополнять последовательность их выполнения

Коммуникативные:

оценивать высказывания и действия партнера и сравнивать их со своими высказываниями  

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

16

22.12

Труд художника для твоего города

Овладеть приемами коллективной творческой деятельности

Регулятивные: прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: проводить анализ изделий   и определять или дополнять последовательность их выполнения

Коммуникативные: формулировать собственное  мнение.

Соблюдать правила безопасной

работы инструментами

                            Художник и зрелище (7 ч)

17

12.01

Художник и цирк

Научатся  понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре.

Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу

Познавательные: анализ изделия с целью выделения признаков, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы

Коммуникативные: уметь слушать учителя, задавать вопросы  

Оценка результатов собственной предметно-практической деятельности

18

19.01

Художник в театре

Научатся:  Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения.

Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.

Познавательные:  Осуществлять поиск информации о  подготовке соломки для изготовления изделия 

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены

19

26.01

Театр кукол

Овладевать навыками коллективного художественного творчества

Регулятивные:  самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.

самостоятельно  выбирать  приёмы оформления изделия в соответствии с его назначением

Познавательные:  находить информацию об автомобилях в разных источниках

Коммуникативные:    Использовать куклу для игры в кукольный театр.

Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности

20

02.02

Маски

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

Регулятивные: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.

Познавательные:   Знание истории происхождения театральных масок.

Коммуникативные: вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.

Соблюдают правила  безопасности труда и личной гигиены.

21

09.02

Афиша, плакат

Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.

Регулятивные:  контролировать и корректировать последовательность выполнения работы.

Познавательные:   Умение анализировать образцы, работы, определять материалы

Коммуникативные:   формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;

проявлять инициативу в ситуации общения.

Мотивация к работе руками, усидчивость, старание

22

16.02

Праздник в городе

Узнают:
элементы праздничного  оформления,

Научатся    передавать настроение в творческой работе.

Регулятивные:  составлять план изготовления изделий  

Познавательные:   

Фантазировать, как можно украсить город к празднику  

Коммуникативные:    умение формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления,

23

02.03

Школьный карнавал

Овладение навыками коллективного художественного творчества.

Регулятивные:  контролировать и корректировать последовательность выполнения работы.

Познавательные:  Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.

Коммуникативные:   уметь презентовать свою работу

Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности

                     Художник и музей (11 ч )

24.

09.03

Музей в жизни города.

Картина - особый мир.

Понимать и объяснять  роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

Рассматривать и сравнивать картины–пейзажи.

Регулятивные:  распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника

самостоятельно, контролировать качество своей работы.

 Познавательные: осуществление поиска информации в учебнике

Коммуникативные:  по заданным критериям оценивать работы одноклассников

Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству  

За 23.02

25.

26.

16.03

Музеи искусства

Понимать и объяснять  роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

Регулятивные:  распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника

самостоятельно.

Познавательные: осуществление поиска информации в учебнике

Коммуникативные:  по заданным критериям оценивать работы одноклассников

Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности

27.

30.03

Картины – пейзажи.

Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства

Регулятивные: анализировать, ,  изделие, составлять план, контролировать качество своей работы.

Познавательные:   проводить  аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные:  оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям. 

Ориентируются на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности

28.

06.04

Картины- портреты.

Иметь представление о жанре портрета

Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве.

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:   Рассказывать об изображенном на картине человеке.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

29.

13.04

Картина- натюрморт

Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта.

Регулятивные: анализировать,  изделие, составлять план, контролировать качество своей работы.

Познавательные:  высказывать  рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника  Коммуникативные:   Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

30

20.04

Картины исторические и бытовые.

Навыки  изображения в смешанной технике.

Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве.

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради  

Коммуникативные:  Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

31

27.04

Скульптуры известных мастеров

Умение смотреть

на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве.

Познавательные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника

Коммуникативные:  Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

32

04.05

Художественная выставка

Знание правил работы с пастель и восковыми мелками

Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: 

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные:  Рассказать о древних  архитектурных памятниках.

 

 Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

33

11.05

Каждый человек - художник

34

18.05

Художественная выставка. Обобщающий урок года.

Знание   крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...