ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Доровик Юлия Сергеевна

ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Средняя  

общеобразовательная  школа  № 33»

_____________/Т.Н.Петровская

___  августа 2015 г.

                                                                         

                

Рабочая программа

по  предмету

«Изобразительное искусство»

4 «а» класс

                                                Сроки реализации 1 год

                                                                            Разработчик:

                                                               Доровик Юлия Сергеевна

                                                                   Учитель начальных классов

Обсуждена  и  согласована                            Принята  на  методическом  

на  кафедре начального обучения                              совете

Протокол  №_____                                            Протокол  №_____

от «____» «августа» 2015г.                               от «____» «августа» 2015г.

2015 – 2016  учебный  год

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№  п/п

Содержание

Стр.

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

4-6

3

Содержание тем учебного курса

7

4

Календарно-тематическое планирование

8-15

5

Требования к уровню подготовки обучающихся

16

6

Формирование УУД на ступени начального общего образования

17-18

7

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

19

8

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для обучающихся

20

9

Лист изменений и дополнений

21

Паспорт рабочей программы

Тип программы  программа начального общего образования.

Статус программы: рабочая программа  учебного  предмета.

Назначение программы:

  • для обучающихся  рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №  33» программа определяет приоритеты в содержании начального  общего  образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» программа является основанием для определения качества реализации общего начального  образования.

Категория обучающихся: обучающиеся  4  «А»  класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №  33»

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени:   34  часа

Форма обучения: очная

Режим занятий:   1 час в неделю

Формы контроля: творческие работы, проекты

Пояснительная записка

Рабочая программа  по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  2. Рабочей программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского, 1-4 классы, М: Просвещение 2013.
  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №33».
  4. Авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, О.А.Коблова, Т.А.Мухина,  2013

Программа  адресована  учащимся  4а класса, рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта НОО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

           Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также

художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Особым видом деятельности учащихся является выполнение  творческих проектов. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации  в интернете. Программа построена

так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В  зависимости  от  избранного  принципа  на  уроке  используются  следующие  методы  обучения (пассивный, активный, интерактивный)

  • По  источникам  знаний:  словесные,  наглядные,  практический.
  • По степени  взаимодействия  учителя  и  учащихся:  беседа,  самостоятельная  работа.
  • В  зависимости  от  конкретных  дидактических  задач:  подготовка  к  восприятию,  объяснение,  закрепление  материала  и  т.д.
  • По  характеру  познавательной  деятельности  учащихся   и  участия  учителя  в  учебном  процессе:  объяснительно – иллюстративный,  репродуктивный,  проблемный,  частично – поисковый,  исследовательский.
  • По  принципу  расчленения  или  соединения  знаний:  аналитический,  синтетический,  сравнительный,  обобщающий,  классификационный.
  • По  характеру  движения  мысли  от  незнания  к  знанию:  индуктивный,  дедуктивный.

На  уроках  изобразительного искусства  используются  следующие  формы  организации  познавательной  деятельности:  индивидуально – обособленная,  фронтальная, групповая,  коллективная (наблюдение, учебный диалог, рефлексия, выполнение проектных  и творческих работ).

 Индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

На  уроках    применяются  элементы технологии  личностно – ориентированного  обучения,  технологии дифференцированного  и  индивидуального подхода,  здоровьесберегающая  технология.                                                                            

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Для реализации программного содержания по предмету «Изобразительное искусство» используются учебник:

Изобразительное искусство. Каждый народ – художник, 4 класс, Л.А.Неменская, под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2013        

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Деревня – деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Тема 2. Древние города нашей земли

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины – защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Тема 3. Каждый народ - художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Тема 4. Искусство объединяет народы

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои – защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).


Календарно – тематическое планирование

№п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Материально- технические условия реализации рабочей программы

Истоки родного искусства

8

1

05.09

Пейзаж родной земли.

1

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

    2

12.09

Пейзаж родной земли.

1

3

19.09

Деревня – деревянный мир.

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение её отдельных элементов.

Изображать графически образ русской избы и других построек традиционной деревни.

Овладевать навыками конструирования – конструировать макет избы.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде под руководством учителя.

4

26.09

Деревня – деревянный мир.

1

5

03.10

Красота человека.

1

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании русского народного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

6

10.10

Красота человека.

1

7

17.10

Народные праздники.

1

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

    8

24.10

Народные праздники (обобщение темы).

1

Древние города нашей земли

7

9

14.11

Родной угол.

   1

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города.

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

10

21.11

Древние соборы.

1

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать или изображать древнерусский храм.

11

28.11

Города Русской земли.

1

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

12

05.12

Древнерусские воины – защитники.

1

Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов – защитников родины (В.Васнецов, И.Билибин, П.Корин и др.)

Изображать древнерусских воинов.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

13

12.12

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.

Выражать своё отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города.

14

19.12

Узорочье теремов.

1

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров. При создании теремов и палат.

Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.

15

26.12

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

1

Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

Каждый народ - художник

11

16

16.01

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представление о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма.

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

17

23.01

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1

18

30.01

Народы гор и степей.

1

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

nsportal.ruprezentatsiya2-klass-izobrazhenie-i

Презентация УМК, проектор, компьютер, экран

19

06.02

Народы гор и степей.

1

20

13.02

Города в пустыне.

1

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азию

Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

nsportal.ruШколаИзобразительное искусство…-uroka-izo-vo-2-klasse… Презентация

21

20.02

Города в пустыне.

1

22

27.02

Древняя Эллада.

1

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать своё отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия.

nsportal.ruprezentatsiya2-klass-izobrazhenie-i

Презентация УМК, проектор, компьютер, экран

23

05.03

Древняя Эллада.

1

24

12.03

Европейские города Средневековья.

1

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги.

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

25

19.03

Европейские города Средневековья.

1

Искусство объединяет народы

8

27

09.04

Материнство.

1

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Развивать навыки композиционного изображения.

Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

28

16.04

Материнство.

1

29.

23.04

Мудрость старости

1

Развивать навыки восприятия произведений искусства

Наблюдать проявление духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений.)

30

30.04

Сопереживание.

1

Уметь объяснять, рассуждать, как в

произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

31

Сопереживание.

1

32

07.05

Герои – защитники.

1

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям.

Овладевать навыками изображения в объёме, навыками композиционного построения в скульптуре.

33

14.05

Юность и надежды.

1

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвящённых теме детства, юности, надежды, уметь выражать своё отношение к ним.

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

34

21.05

Искусство народов мира (обобщение темы)

Искусство народов мира (обобщение темы)

1

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства.

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки.

Всего – 34 часа


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Формирование УУД на ступени начального общего образования

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;                  
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;                                                                                                        
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;                                                                                                          
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;                                                                        
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;                                                              
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                                                                                                        
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;                        
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;                                                            
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ и применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны и рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Б.М. Неменский  ,И.Б. Полякова, Т.Б.Сапожникова Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения программы

Способы оценки деятельности учащихся на уроке

       Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке изобразительного искусства и отметка как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования.

      При сохранении системы дифференцированных отметок по всем другим предметам отказаться от отметок на уроках изобразительного искусства — значит спровоцировать падение престижа предметов образовательной области «Искусство». И это объективная данность. Главное — учитель должен разработать определенные, ясные и понятные критерии оценки на своем уроке, которые должны быть известны и администрации, и родителям, и ученикам настолько, чтобы при необходимости учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.

Возможны следующие критерии:

1) заинтересованное отношение учащегося к искусству;

2) грамотность (культура) учащегося как зрителя, художника, читателя;

3) тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на уроке);

4) активное сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к соглашению;

5) степень усвоения знаний, умений, навыков;

6) выполнение конкретных заданий, проектов, классных газет и пр.;

7) участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и др.

Отметим, что положения 1–4 связаны с процессом формирования способов умственных действий, а 5–7 отражают наличие знаний, умений, навыков. Поэтому и способы оценивания разные. В первом случае — одобрение, словесные поощрения. Во втором, когда речь идет о знаниях, умениях и навыках, можно использовать традиционные формы проверки: тесты, кроссворды, обсуждение работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Все это стимулирует процесс творческой деятельности (или наоборот), поэтому положительный доброжелательный настрой имеет очень часто определяющее значение.

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся

  1. Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.  – 3-е изд. М.: Просвещение, 2013

2. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс. Л.А.Неменская, под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2013        

Лист изменений и дополнений

Класс

Дата  по  КТП

Дата  внесения  изменений

Тема  урока

Реквизиты  документа (дата, №  приказа)

Подпись  лица,  внёсшего  запись