рабочие программы 4 класс 2016-2017
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

рабочая программа по изо

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Городской округ «Долинский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Долинск

_____________________________________________________________________________

694051 Сахалинская область,  г. Долинск,  ул. Хабаровская,   д.13, тел. 2-71-98

Рассмотрено:                                   Согласовано:                                            Утверждаю:

На заседании МО                             зам. директора по УВР                              Директор  МБОУ «СОШ № 2»

Протокол №___                                 _____ __В.В. Косиненко                          __      ____Л.А. Денисенко

от «__»______2016г.                        «__»__________2016г.                               «__» _________2016г.

                                                                                                         

        

Рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

на ступени начального общего образования

для 4 класса

на 2016-2017 учебный год

(УМК «Школа России»)

Составлена учителем начальных классов

Урывской Ольгой Владимировной

Срок реализации: 1 год

г. Долинск

2016 г.

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2009г., учебного плана школы на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом от 10.08.2016г. № 230 – ОД, на основе авторской программы Неменского Б. М., Неменской Л. А., Горяевой Н. А. и др. «Изобразительное искусство».

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

В начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

По учебному плану школы  в 4 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится  34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели).

Учебник: Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство.

Издательство "Просвещение".

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса 

4 класс

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно ­ прикладное искусство) и участвовать в художественно ­ творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • эмоционально ­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно ­ творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно ­ творческого замысла;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно ­ творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно ­ прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно ­ творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно ­  прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно ­ творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

  1. Содержание учебного курса

Истоки родного искусства (8ч.)

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами.   Украшение   «деревянных»   построек,   созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение    деревни — коллективное    панно    или    индивидуальная работа.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

                                                 Древние города нашей земли (7 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древние города Русской земли

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Каждый народ – художник (11 ч.)

Образ художественной культуры Древней  Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

Искусство объединяет народы  (8 ч.)

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

   Содержание тем по учебному предмету «Изобразительное искусство» в рабочей программе не изменено и соответствует авторской  программе Неменского Б. М., Неменской Л. А., Горяевой Н. А. и др. «Изобразительное искусство».

  1. Тематическое планирование                                                                         

№ урока

Наименование тем

Кол-во часов

по теме

Дата

Коррект., причина

Раздел 1. Истоки родного искусства 8 ч.

1 четв.

1, 2

Вводное занятие. Пейзаж родной земли

2

07.09

14.09

3, 4

Деревня – деревянный мир

2

21.09

28.09

5, 6

Красота человека

2

05.10

12.10

7

Народные праздники

2

19.10

26.10

8

Обобщающий урок «Русские традиции и обычаи» (тест)

Раздел 2. Древние города нашей земли 7 ч.

9

Родной угол

1

02.11

2 четв.

10

Древние соборы

1

16.11

11

Города Русской земли

1

23.11

12

Древнерусские воины-защитники

1

30.11

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

1

07.12

14

Узорочье теремов

1

14.12

15

Пир в теремных палатах. Проверка и оценка своих достижений по разделу «Древние города нашей земли» (проверочная работа)

1

21.12

Раздел 3. Каждый народ – художник 11 ч.

3 четв.

16, 17

Страна восходящего солнца

2

11.01

18.01

18, 19

Народы гор и степей

2

25.01

01.02

20

Города в пустыне

1

08.02

21-23

Древняя Эллада

3

15.02

22.02

01.03

24, 25

Европейские города

2

15.03

22.03

4 четв.

26

Многообразие художественных культур

в мире. Проверка и оценка своих достижений по разделу «Каждый народ - художник» (тест)

1

05.04

Раздел 4. Искусство объединяет народы 8 ч.

27, 28

Материнство

2

12.04

19.04

29

Мудрость старости

1

26.04

30

Сопереживание

1

03.05

31

Герои - защитники

 1

  10.05

32

Юность и надежда

1

17.05

33

Искусство объединяет народы. Проверка и оценка своих достижений за год(контрольная работа)

2

24.05

31.05

34

Каждый народ – художник. Обобщающий урок учебного года

Приложение 1

СВОДНАЯ УЧЕТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Класс: 4 «В»

Учитель: Урывская Ольга  Владимировна

Количество часов и п/р на 2016– 2017 учебный год

Всего часов

34

Часов в неделю

1

Проверочных работ.

(Оценка достижений)

3

К/р

1

Сводная ведомость часов за год

Учебные четверти

Количество часов по программе

1 четверть

9

2 четверть

6

3 четверть

10

4 четверть

9

Год

34

Распределение часов по разделам предмета

Наименование разделов

Всего часов

1

 Истоки   родного  искусства

8

2

 Древние  города  нашей  земли

7

3

 Каждый  народ - художник

11

4

 Искусство  объединяет  народы

8

Итого:

34

Приложение 2

ГРАФИК ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п/п

Наименование темы работы

Форма проведения

Дата проведения

Корректировка, причина

1.

 Проверка и оценка своих достижений по разделу «Истоки искусства твоего народа»

Тест

26.10

2.

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Древние города твоей земли»

Проверочная работа

21.12

3.

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Каждый народ - художник»

Тест

05.04

4.

Проверка и оценка своих достижений за год

Контрольная

 работа

24.05

Формы и методы контроля:

1.Контрольная работа;

2. Тестирование;

3. Текущий тематический контроль;

4. Устные и письменные опросы;

5. Индивидуальные и фронтальные опросы.

Оценочный фонд размещен на школьном сервере в сетевом окружении «Начальная школа» в папке «Банк оценочных работ»: УМК «Школа России»: 4 класс: Изобразительное искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы на 2016 - 2017 уч. год

Рабочие программы на 2016 - 2017 уч. год для 1 класса "Школа России"...

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год...

Рабочие программы на 2016-2017 уч. год.

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Перспектива" разработаны споследними изменениями по ФГОС...

Рабочие программы на 2016-2017 уч.год

Рабочие программы по предметам: ИЗО, математика, русский язык, литературное чтение, технология и окружающий мир....

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова

Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО со встроенными подпрограммами "Мир деятельности"...

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова

Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО для 2 класса по системе Занкова со встроенными подпрограммами...

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана для 1 класса. Программа включает в себя пояснительную записку и примерное планирование....