РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Изобразительное искусство» 1-4 КЛАССЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Донюш Мария Михайловна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы  начального общего образования по изобразительному искусству и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Изобразительное искусство»

1-4 КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы  начального общего образования по изобразительному искусству и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 136 час. Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован для наполнения содержательных линий предмета.

В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов (по 33 часа в 1, по 34 часа во 2, 3 и 4-м классах) Часы резерва (35 часов)  распределены следующим образом: в 1 классе (8 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; во 2 классе (11 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; в 3 классе (10 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; в 4 классе (6 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью». 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Формы организации учебной деятельности, виды и типы уроков

Для реализации рабочей программы на уроках  используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: проблемно-поисковое, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: проблемные, наглядно-образные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые индивидуальные карточки, схемы-опоры, памятки, тесты,  демонстрационный материал, таблицы. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа.

Содержание тем учебного курса 1-4-го г.г. обучения

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами в 1- м классе:

  • Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
  • Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
  • Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
  • Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу

Дидактические единицы, реализуемые в программе 1-го года обучения

Мир изобразительных (пластических) искусств (5 ч)

Художественный язык изобразительного искусства (8 ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 20 (из них  8 из резерва)

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами во 2-м классе:

  • Чем и как работают художники
  • Реальность и фантазия
  • О чём говорит искусство
  • Как говорит искусство

Дидактические единицы, реализуемые в программе 2-го года обучения

Мир изобразительных (пластических) искусств (5 ч)

Художественный язык изобразительного искусства (5 ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 24  (из них  11 из резерва)

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами во 3-м классе:

  • Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме
  • Искусство на улицах твоего города
  • Художник и зрелище
  • Художник и музей

Дидактические единицы, реализуемые в программе 3-го года обучения:

Мир изобразительных (пластических) искусств (7 ч)

Художественный язык изобразительного искусства ( 5ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 22 (из них 10 из резерва)

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами во 4-м классе:

  • Каждый народ – художник. Истоки родного искусства
  • Древние города нашей земли
  • Каждый народ – художник

Дидактические единицы, реализуемые в программе 4-го года обучения:

Мир изобразительных (пластических) искусств (8 ч)

Художественный язык изобразительного искусства (7 ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 19 (из них 6  из резерва)

Методическое обеспечение

Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского 5-е издание, М. Просвещение 2009

Л.А.Неменская Изобразительное искусство «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Учебник для 1 класса начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание Москва «Просвещение» 2007 г

Е.И. Коротеева «Искусство и ты» Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школыРекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание Москва «Просвещение» 2006 г

М.Т. Ломоносова Л.А.Неменская «Искусство вокруг нас» Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание Москва «Просвещение» 2005 г

Л.А.Неменская «Каждый народ-художник» Учебник для 4класса начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание доработанное Москва «Просвещение» 2007 г

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

 В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного ис-кусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • ведущие художественные музеи России;

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения)

Требования к уровню подготовки учащихся 1  классов

(базовый уровень) Учащиеся 1 классов должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
    уметь:
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-
    прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю
страциях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Требования к уровню подготовки учащихся  2 классов

(базовый  уровень) Учащиеся  2 классов должны уметь:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
  • использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
  • решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  • выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в

            художественном изделии;

  • моделировать предметы бытового окружения человека;
  • применить навыки несложных зарисовок с натуры;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок,
               сделанных на природе;
  • сформулировать замысел;
  • построить несложную композицию;
  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  • анализировать результаты сравнения;
  • использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные
               техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин;
  • передавать настроение в собственной творческой работе

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень)

Ученики должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

•        имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про
изведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

Ученики должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной

           творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению),

           в    иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной,    ценностноориентационной, рефлексивной.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень)

Ученики должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России;
  • известные центры народных художественных ремесел России;

Ученики должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета
  • применять основные средства творческой деятельности: в рисунке и живописи к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникатиьной. рефлексивной.

Основная литература:

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  в) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Экран
  • Музыкальный центр
  • Компьютер

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома
  • Гжель
  • Урало-сибирская роспись
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Коллекция насекомых для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ДИАПОЗИТИВЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

  • Дымковские игрушки
  • Гжель
  • Слайды картин В. Васнецова
  • Слайды иллюстраций И. Билибина
  • Слайды картин отечественных художников
  • Западно-европейское искусство нового времени
  • Русское искусство 18 века. Архитектура
  • Изобразительное искусство начала 20 века
  • Портреты Д.Г.Левицкого в Государственном Русском музее
  • Старинные русские работы из бисера
  • Хохлома - древнее и вечно живое
  • Женские образы в произведениях искусства Эрмитажа
  • Исаакиевский собор
  • Павловский дворец
  • Фактура в природе и в народном искусстве
  • Мир животных в изобразительном искусстве
  • Русское искусство 18 века. Скульптура

Фильмы

  • Бытовой жанр
  • Художник и дети
  • Исторический жанр
  • Народное художественное творчество
  • Шедевры русской живописи
  • Россия Репина
  • Выдающиеся произведения изобразительного искусства. Скульптура
  • На полях и стройках нашей Родины
  • Анималистический жанр
  • Художник Шишкин
  • Пейзаж

Видеоматериалы

  • Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
  • Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»

Развивающие  и обучающие программы по изодеятельности на электронных носителях

  • Гжель
  • Жостово
  • Городец
  • Лаковая миниатюра
  • Шедевры Русской Живописи
  • Фактура. Форма. Весёлая каллиграфия
  • Древний мир. Иллюстративный материал по курсу МХК
  • Волшебные превращения
  • Азбука Искусства
  • Учимся рисовать
  • Весёлая геометрия
  • Тематические презентации, выполненные учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 1 классах

Статус документа             Рабочая программа составлена...

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для 2 класса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логических тип мышления, изобразительное искусство...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса

Рабочая программа курса изобразительного искусства разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному...

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство в 6 классе

Рабочая программа по предмету  изобразительное искусство в 6  классепо программе Неменского....

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство в 7 классе

Рабочая программа по предмету  изобразительное искусство в 7  классе по программе Неменского....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4".  Программа включает в ...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: искусство

Рабочая программа учебного и календарно-тематическое планирование предмета   «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России», рассчитанная на 1 час в неде...