Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для 2 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

 

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логических тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_.izo2_kl.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Балтасинская гимназия»

«Утверждено»  педагогическим советом

протокол № _____  от ____   _________ 2012 г.

Введено приказом № ____

от ____  ________________ 2012 г.

Директор школы

___________________    Шакиров В.Г.

             подпись                                 Ф.И.О.

Рабочая программа

по предмету изобразительное искусство для 2 А класса

Составитель: Кузьмина Ильмира Гаднановна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории

«Согласовано»

Руководитель ШМО «Начальные классы»

______________________ Хакимова Г.К.

Протокол № ____ от ____  _________  2012 г.

«Рецензировано»

Заместитель директора по УР

                                             ____________________________ Закирова Р.З.

«______» _____________ 2012 г.

пгт. Балтаси,  2012 год

Пояснительная записка

      Рабочая  программа по предмету изобразительное искусство составлена на основе Федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

      Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

     приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января   2012   года  №   69   «О   внесении   изменений   в   федеральный   компонент государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного общего среднего (полного) общего образования»;

      СанПиН   2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические   требования   к  условиям    и    организации    обучения    в общеобразовательных    учреждениях» (утверждены   постановлением    Главного   государственного   санитарного    врача  Российской  Федерации  от 29  декабря  2010  г.  №   189,  зарегистрированным   в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);  

      Сборника рабочих программ. Система учебников «Перспектива».1 – 4 классы, Москва, «Просвещение», 2011 г.;

     Устава и основной образовательной программы МБОУ Балтасинская гимназия.

     Рабочая программа обеспечена предметной линией учебников системы «Перспектива».  Т.Я.Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник 2 класс (1-4). М.: «Дрофа», 2012 год. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова . Рабочая тетрадь. 2 класс (1-4). М.: «Дрофа», 2012 год.                

    Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

     В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены  некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного второго стандарта по изобразительному искусству).

Место учебного предмета в учебном плане

      На предмет изобразительное искусство по учебному плану на 2012/2013 учебный год отводится 1 час в  неделю, 34   учебных недель –  34   часа.

Общая характеристика учебного предмета

     Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логических тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

    Цели курса: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;  развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;  освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

     Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:                                                                                                                                            - совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;                                                                                                 - развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);                                                      - формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Основные содержательные линии  

     Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства»,

«Опыт художественно-творческой деятельности».      

     Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй даёт инструментарий я его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт.

      Все блоки об одном и том, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и  воcпитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными  способами учебный материал и время на его изучение.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

       Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.  У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.  Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.                                                                                                                                                                                                                                    

       Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Результаты изучения учебного предмета.

Универсальные учебные действия:                                                                                                                                                                                      

Личностные результаты:                                                                                                                                                                                                                                        -  в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;                                                                                                                                                                                                               -  в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;                                                                                                                                                                                                                              -  в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

-  стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения; формирование отношения к себе и окружающим как к субъектам деятельности;                                                                                                                                                        

 -  осознание значимости организации рабочего места;                                                                                                                                                                                                                  -  формирование позитивного отношения к труду;                                                                                                                                                                                                                                                                          -  формирование интереса к себе и окружающему миру;                                                                                                                                                                                                              -  формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.                                                                                                           Регулятивные:                                                                                                                                                                                                                                                                          -  способы организации рабочего места и планирования деятельности в соответствии с целью;                                                                                                                                                                      -  освоение способов работы с акварелью;                                                                                                                                                                                                                      -  формирование умения планировать свою деятельность;                                                                                                                                                                                      -  освоение способов работы с материалами, инструментами и приспособлениями;                                                                                                                                                                              -  освоение понятий: « Рисование с натуры и по памяти».                                                                                                                                                     Познавательные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  -  систематизирование знаний о форме предметов и цветовой гамме;                                                                                                                                                                              -  систематизация знаний о материалах, инструментах и условных обозначениях;                                                                                                                                                     -  умение называть картины известных художников;                                                                                                                                                                                                                               -  формирование представления об орнаменте;                                                                                                                                                                                                                                               -  осмысление алгоритма работы с материалами и инструментами;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 -  знание о творчестве художников И.Шишкина.                                                                                                                                                                         Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                                                                         -  умение объяснять свой выбор;                                                                                                                                                                                                                                     -  формирование умения взаимодействовать в парах и малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.
Метапредметные результаты:                                                                                                                                                                                                           -  умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);                                                                                                                                                                                                                                                                 -  желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений искусства;                                        -  активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);                                                                                                                                                  -  обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностный и др.) художественно-эстетическим содержанием;                                                                              -  формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;                                                                                                                                                                           -  формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.                 Предметные результаты:                                                                                                                                                                                                                          -  в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жары пластических искусств, характеризовать их специфику;  сформированность  представлений о ведущих музеях России и художественных музеях Татарстана;                                                                                -  в ценностно-эстетической сфере - умения различать передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе  человеку, обществу; осознание общечеловеческих цeннocтeй  выраженных в главных темах искусства, и отражение их собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;                                                               -  в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;                                                               -  в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание по учебному предмету.                                                                                                                                              

    Виды художественной деятельности.  Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях  пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (музей Шишкина). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.                                                                                          

    Рисунок.  Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.  Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие при роды, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.                                                              

   Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.                                                                                                                                                        

   Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.                                                      

   Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

    Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной (русской, татарской и др.) культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.) Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России, Татарстане.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ - в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое - высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное - светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.                                                                        

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами  цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.                                                                                                                                                            

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, лепящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.                                                                                                                                                                                                                              Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст  форм. Простые геометрические формы. Природные формы.  Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.                                      Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывисты беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.  Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств  для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.                                                                                                                                                                                          

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность  тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителях разных культур, народов, стран (например, Ф.Валеев, Р.Гилязов , А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами а, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль  природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы (природа Татарстана). Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (татарского народа). Связь изобразительного - искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками (татарского народа). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.  Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас я. Использование различных художественных материалов средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных искусств  в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах  природных географических условий, традиций, религиозных верований (русского, татарского) народов (на примере изобразительного и  декоративно-прикладного искусства). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти  и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и при родных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительны средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Содержание образования по учебному предмету

Мир изобразительных (пластических) искусств (10 часов)

 Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств,  отношений к природе, человеку  на примере произведений отечественных  художников.

 Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура,  декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова,  И.Э.Грабаря,  ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства (10 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью (14 часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).

    Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация,  гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

    Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков,  дизайн одежды,  посуды, игрушек).

    Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

В результате изучения изобразительного искусства во 2  классе ученик должен знать, понимать и уметь:

  1. некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
  2. известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка,   Гжель, Хохлома);
  3. ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж); 
  1. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  3. сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.

Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы

1.Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс (1-4). М.: «Дрофа», 2011 год.                                                                                                 2.Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова  Рабочая тетрадь. 2 класс (1-4). М.: «Дрофа», 2011 год.                                                                                                          3.Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова «Просвещение», 2011 г                                                                                 4.Начальные уроки рисования.                                                                                                                                                                                                                                                                                   5.Планы уроков по курсу рисования и компьютерной графики. Обзор различной техники рисования и основных принципов работы с рисунком. Методические рекомендации. (http://syrylynrainbowdragon.tripod.com/home.html)                                                                                                                                                                          6.Компьютерные программы для изучения народного декоративно-прикладного искусства.                                                                                                                               7.Коллекция развивающих компьютерных программ для детей младшего школьного возраста, посвященных прикладному народному творчеству: Гжель, Жостово, Хохлома. Описание программ. Download. (http://www.kuzbass.ru/~vbp53/vb/oglavl.htm)

Календарно-тематический план по изобразительному искусству для 2 А класса

Кузьминой Ильмиры Гаднановны  учителя  начальных классов  на 2012/2013 учебный год

№ п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час.

сроки

Планируемые результаты

Знания, умения

Универсальные Учебные Действия

1.

Лето в произведениях художников.

Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь)

1ч.

 Знать  правила  работы  с  акварельными  красками.

Уметь  работать  кистью  и  акварельными  красками.

Личностные:

понимание значимости организации рабочего места

Регулятивные:

освоение способов организации рабочего места в соответствии с целью.

Познавательные: систематизирование знаний о форме предметов и цветовой гамме.

Коммуникативные:

умение работать в паре

Личностные:

Формирование отношения к себе и окружающим как к субъектам деятельности; осознание значимости организации рабочего места.

Регулятивные:

Способы организации рабочего места и планирования деятельности в соответствии с целью.

Познавательные:

Систематизация знаний о материалах, инструментах и условных обозначениях.

Коммуникативные:

Умение объяснять свой выбор.

2.

Многоцветье земли в произведениях

Художников.

Пейзаж (акварель)

1ч.

Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов.

Уметь  работать  кистью  и  акварельными  красками.

3.

Экспериментируй с красками и кисточками.

Украшение головного убора девушки (акварель)

1ч.

Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов.

Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.

4.

Подивись палитре и форме сокровищ земли.

Украшение силуэтов греческих сосудов (гуашь)

1ч.

Знать технику передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.

5.

В мастерской мастера-гончара.

Натюрморт с натуры (художественные материалы по выбору)

1ч.

Знать  приём  выполнения  узора  на  предметах  декоративно – прикладного  искусства.        

Уметь  выполнять  кистью простейшие  элементы  растительного  узора.

6.

Как любуются формой живописцы и графики.

Рисование с натуры цветов (графические материалы)

1ч.

Знать  приём  выполнения  узора  на  предметах  декоративно – прикладного  искусства.        

Уметь  выполнять  узор  в  полосе, используя  линии, мазки, точки, как  приёмы  рисования  кистью  декоративных  элементов.

7.

Экспериментируй с графическими материалами.

Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов

1ч.

Знать технику передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Уметь  рисовать с натуры овощи и фрукты

8.

Экспериментируй с палитрой  цветовых контрастов.

Повтор элементов татарских узоров (пластилин)

1ч.

Знать  правила  работы  с  пластилином.

Уметь  лепить узоры по памяти и по представлению.

9.

В мастерской мастера-игрушечника.

Повтор знаков-символов природных стихий (фломастеры, цветные карандаши)

1ч.

Знать технику передачи в рисунке  знаков-символов при помощи карандашей и фломастеров.

 Уметь  рисовать  знаки-символы

10.

Цвет красный- прекрасный.

Декоративный натюрморт с оттенками красного цвета (гуашь).

1ч.

Знать технику передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Уметь  рисовать с натуры овощи и фрукты

Личностные:

понимание значимости организации рабочего места

Регулятивные:

освоение способов организации рабочего места в соответствии с целью.

Познавательные: систематизирование знаний о форме предметов и цветовой гамме.

Коммуникативные:

умение работать в паре

Личностные:

Формирование отношения к себе и окружающим как к субъектам деятельности; осознание значимости организации рабочего места.

Регулятивные:

Способы организации рабочего места и планирования деятельности в соответствии с целью.

Познавательные:

Систематизация знаний о материалах, инструментах и условных обозначениях.

Коммуникативные:

Умение объяснять свой выбор.

Личностные:

формирование позитивного отношения к труду.

Регулятивные: 

освоение способов работы с акварелью.

Познавательные: 

умение называть картины известных художников.

Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать в парах и малых группах (под руководством учителя

11.

Как белый и черный цвета создают образ.

Рисование вазы белой линией, штрихом (гуашь)

1ч.

Знать технику передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; знать технику штриха.

Уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему.

12.

В мастерской художника Гжели.

Повтор узоров Гжели (акварель)

1ч.

Знать  правила  и  технику  выполнения  орнамента.

Знать правила работы с акварелью.        

13.

Фантазируй волшебным гжельским мазком

Повтор силуэтов деревьев (акварель)

1ч.

Знать  правила  и  технику  выполнения  орнамента.

Знать правила работы с акварелью.        

14.

Маска, ты кто?

Новогодняя маска (материалы по выбору

1ч.

Знать  правила  и  технику  выполнения  орнамента.

Знать правила работы с акварелью.        

15.

Радость зимнего праздника.

Рисование новогодних шаров (акварель, гуашь, пастель)

1ч.

 Знать элементарные правила работы с гуашью.

Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

16-17

Мастера русского зодчества

Изображение зимнего пейзажа (гуашь)

2 ч.

 Знать элементарные правила работы с гуашью.

Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

18.

Зимняя прогулка. Измени яркий цвет белилами.

Изображение фигур людей на зимней картине (аппликация)

1ч.

Знать понятие «иллюстрация».

Знать правила ТБ по работе с ножницами

Уметь  самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

19.

Русские изразцы

Повтор узора изразца (акварель, белая гуашь)

1ч.

 Знать элементарные правила работы с белой гуашью.

Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

20.

О чем рассказала русская печь

Изображение эпизода сказки с печкой (акварель, белая гуашь)

1ч.

 Знать элементарные правила работы с белой гуашью.

Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

21.

Русское поле. Доблестные воины в произведениях русских художников

Композиция «Русское поле» (материалы по выбору)

1ч.

Знать понятие «иллюстрация».

Знать правила ТБ по работе с ножницами

Уметь  самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

22.

Образ русской и татарской женщины в искусстве

Изображение женского народного костюма (акварель, гуашь)

1ч.

 Знать элементарные правила работы с гуашью.

Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

23.

Сказки А.С.Пушкина в творчестве художников Палеха

Иллюстрация сказки (гуашь, цветные мелки)

1ч.

  Знать элементарные правила работы с гуашью.

Знать холодные и тёплые цвета; элементарные правила смешивания цветов

Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

24.

Как передать радость и веселье  в произведениях изобразительного искусства

Натюрморт с предметами старины (гуашь, акварель)

1ч.

Знать  элементы цветочного узора в хохломской росписи.  

Уметь  рисовать  кистью  декоративные  элементы  цветочного узора в хохломской росписи

25.

Натюрморты из  предметов старинного быта

Украшение саночек

(акварель, гуашь)

1ч.

Знать  элементы цветочного узора в хохломской росписи.  

Уметь  рисовать  кистью  декоративные  элементы  цветочного узора в хохломской росписи

26.

Весна разноцветная.

Весенний пейзаж (гуашь, акварель, пастель)

1ч.

Уметь  самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке;

узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

27.

Гостинец с весенней ярмарки.

Космический пейзаж (материалы по выбору)

1ч.

Уметь  передавать  свои  наблюдения  и  переживания  в  рисунке;

рисовать на основе наблюдений или по представлению;

передавать в рисунке смысловые связи между предметами

Личностные:

понимание значимости организации рабочего места

Регулятивные:

освоение способов организации рабочего места в соответствии с целью.

Познавательные: систематизирование знаний о форме предметов и цветовой гамме.

Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать в парах и малых группах (под руководством учителя.

 

 

28-29

Братья наши меньшие.

Пейзаж в технике монотипия (гуашь, тушь, перо)

2 ч.

Знать понятие «иллюстрация».

Знать правила ТБ по работе с ножницами

Уметь  самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

30-31

Цветут цветы в орнаментах народов мира

Повтор элементов растительного орнамента (гуашь, акварель, фломастеры)

2 ч.

Знать понятие «орнамент».

Уметь  самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

32.

Цветут цветы в орнаментах народов мира

Эскиз рельефной плитки (тушь, гуашь, акварель)

1ч.

Знать  элементы  геометрического  узора.

Уметь  выделять  характерные  особенности  рельефной плитки, рисовать  кистью  элементы  узора

33-34

Здравствуй,  лето!

Летний пейзаж (гуашь, акварель, пастель)

Композиция «Лето» (пластилин)

2ч.

Знать правила работы с гуашью, акварелью, пастелью;

Знать правила смешивания цветов;

Знать правила работы с пластилином.

Уметь  рисовать  с  натуры  разнообразные  цветы.

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 1 класс по системе "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование уроков "Изобразительное искусство" в 1 классе по системе "Перспектива"...

рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

В данном разделе помещёна рабочая программа по  предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....