Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

 

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_2011-2012.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Общая характеристика учебного предмета

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие  растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.    

        Цели обучения

Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Результаты обучения

В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление:

• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;  

• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;

Обучающиеся должны знать:

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

•  что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Обучающиеся должны уметь:

• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

Программное и учебно – методическое обеспечение ГОСа.

 

Учебная

дисцип-

лина

Класс

Программа,

кем  реко-

мендованна

и когда

Тип

программы

(государст

венная,

авторская)

Кол-во

часов в

неделю

общее

кол-во

Базовый

учебник

Методическое

обеспечение

Дидакти

ческое

обеспече

ние

ИЗО и

художест-

венный

труд.

3

класс

Программа

авторов:

Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Немен-

ская.

Рекомендо-

вано Мини-

стерством

образования

и науки РФ.

 

Государст

венная.

1 час в

неделю

34 часа.

Н. А. Горяева,

Л. А. Немен-

ская «Искусство

вокруг нас».

 Рабочая тетрадь «Искусство

вокруг нас».

Л. А. Неменская

«Искусство

вокруг нас»

Альбом,

кисти, гуашь,

карандаши, мелки, пласти

лин, портреты и работы художни

ков.

Календарно-тематическое планирование  

по изобразительному искусству и художественному труду

в 3 классе.

п\п

Наименование

разделов

и

тем.

Всего

часов

Их них:

Сроки проведения

Экскур

сии

Приме

чание

Сроки

изучения

темы.

Контроль-

ные и диагности-

ческие

работы.

1.

Искусство в твоем доме    

9 ч.

2.

Искусство на улицах твоего города

6 ч.

3.

Художники и зрелище

10 ч.

4.

Художник и музей

9 ч.

Учебно-тематическое планирование курса по изобразительному искусству

и художественному труду 3 класс

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Дата проведения

урока

Примечания

Искусство в твоем доме (9 ч)

1.

Твоя игрушка

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

2.

Твоя игрушка

1

Закрепление знаний

3.

Твоя посуда. Жостово.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

4

Мамин платок

Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка»

Л.Малеев «Рязанские девочки»

В.Суриков «Сибирская красавица»

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

5.

Обои и шторы в твоём доме

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

6-8

Иллюстрация твоей книжки.

Иллюстрирование русских народных потешек.

М.Врубель «Пан»,

.Васнецов «Алёнушка»

Н.Рерих «Заморские гости»

3

Изучение и первичное закрепление

знаний

9.

Поздравительная открытка

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Искусство на улицах твоего города (6 ч)

10.

Букет цветов. Коллективная работа.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

11-12.

Декор русской избы. Памятники архитектуры.В мире народного зодчества.

В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»

2

Изучение и первичное закрепление

знаний

13.

Парки, скверы, бульвары города

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

14

Транспорт в городе.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

15.

Витрины магазинов

1

Изучение и первичное

Художник и зрелище (10 ч)

16.

Образ театрального героя. Эскиз куклы.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

17.

Образ театрального героя. Силуэт – загадка.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

18-19.

Театр кукол(голова и костюм куклы)

2

Изучение и первичное закрепление

знаний

20.

Карнавальные маски

Л.Бакста

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

21

Карнавальные маски

1

Закрепление знаний

22.

Пальчиковый театр.

Театральный занавес

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

23.

Конструирование сувенирной куклы

Игрушки Дымково, Сергиев Посада, С.Богородское, матрёшки Семёнова, Полхов-Майдана

Б.М.Кустодиев

1

Закрепление знаний

24.

Афиша, плакат к спектаклю

И.Тоидзе «Родина-мать зовёт!»

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

25.

Цирковое представление»Парад-алле».Художник и цирк.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

Художник и музей (9 ч)

26.

Музей искусств(интерьер музея)

Музеи  искусств.

Третьяковская галерея, Эрмитаж,

Музей  изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

27.

Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты.

А.Матисс «Синий горшок и лимон»

И.Репин «Яблоки и листья»

И.Шишкин «Мухоморы.Этюд»

В.Ван Гог «Подсолнухи»

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

28.

Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи.

В.Серов «Вечерний звон»

И.Шишкин «Лес зимой»

В.Поленов «Московский дворик»

В.Суриков «Взятие снежного городка»

К.Юон, Б.Кустодиев

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

29.

Портрет друга. В музеях хранятся известные портреты.

А.Веницианов «Захарка»,

И.Серов «Девочка с персиками»

Рембранд «Сын Титус за чтением»

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

30.

Лепка. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

А.Дейнека «Лыжники», «Коньки»,

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

31.

Музеи архитектуры

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

32.

Коллаж. Лоскутный коврик.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

33.

По мотивам народного творчества.

Музей керамики и Усадьба Кусково

Музей народного искусства

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

34.

Музеи искусств. Урок обобщения

Музеи  искусств.

Третьяковская галерея, Эрмитаж,

Музей  изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей

1

Обобщение и системати зация знаний

Контрольные параметры оценки достижений ГОС по изобразительному искусству и художественному труду, 3класс

(2010 – 2011 учебный год)

Периоды

1 период

2 период

3 период

4 период

5 период

6 период

Формы

контроля

Практическая

работа

Экскурсии

Прохождение программы по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс

за 2010 – 2011 учебный год

Период.

Предмет.

Класс.

1 период

2 период

3 период

4 период

5 период

6 период

План

6

Факт

План

5

Факт

План

6

Факт

План

6

Факт

План

6

Факт

План

5

Факт

Список литературы по реализации программы

I Для учителя:

           1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»

           2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».

II Для ученика:

  1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
  2. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов  «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А.,  Бельтюк...

Рабочая программа по математике - 1 класс ("Школа России")

МАТЕМАТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (132 ч) Программа: ШКОЛА РОССИИ. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика.// Рабочие программы. Предметная линия у...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...