Урок по ИЗО на тему: "Узорочье теремов"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Урок построен в форме путешествия во времена прошлого. Учащиеся знакомятся с архитектурой зданий. Подробно разбирается внешнее и внутреннее строение терема, его убранства и оформление стен, сводов, окон, дверей узорами, изразцами. Знакомятся с памятником архитектуры Теремным дворцом Московского кремля. Практическая часть урока проводится по группам, где ребята создают терема и оформлят их в цветном решении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_kl.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ

Цели и задачи: познакомить учащихся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.

Оборудование: для учителя - методические таблицы, репродукции, фотографии, для учащихся - графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов.

Литературный ряд:; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица», А. В. Кольцов «Терем»

  1. Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в давние времена. А что увидим, узнаете, когда прослушаете стихотворение:

Там, где терем тот стоит,

Я люблю всегда ходить

Ночью тихой, ночью ясной,

В благовонный май прекрасный!

Чем же терем этот мил?

         Чем меня он так пленил?

Он не пышный, он не новый,

Он бревенчатый – дубовый!

Ах, в том тереме простом

Есть с раскрашенным окном

Разубранная светлица!

В ней живет душа-девица.

- О чём пойдёт речь? (О тереме).

         – Ребята, а что такое терем, как вы думаете? (Жилое строение).
        – А где вы впервые услышали упоминание о нем?                                                                                                                                                                

– Правильно, в русских народных сказках. (Показ иллюстраций к сказкам)

 - Какова тема урока? (Терем)

 - Тема нашего урока «Узорочье теремов»

          - А как вы понимаете слово «узорочье»?

          - Послушайте,  как об этом слове говорится в толковом  словаре:

               Узорочье  имеет три значения:

                     1. Резные украшения по дереву, как вид декоративного искусства.

                     2. Резные украшения в архитектуре.

                     3.  Богатство, роскошь, украшения.

- Какие цели перед собой поставим? (Узнать про терем, их строение).

- Каковы задачи нашего урока. (Научиться изображать терем и украшать).

3. Изучение нового материала

-  Я  приглашаю вас полюбоваться  старинными теремами  и узнать о них.

                             Город чудный, город дивный

                             Ты вместил в свои концы

                   И посады, и деревни,

                   И палаты, и дворцы!

Назначение города как крепости постепенно уходило в прошлое. Знатные бояре, разбогатевшие горожане, купцы стали строить терема. А рядом возводили такие же разукрашенные, похожие на терема  церкви. Терем украшали  резными  наличниками, расписными ставнями, причудливыми решётками на окнах. На кровле возводили шатры, на тонких шейках главки, кокошники, ажурные коньки и флюгера. К терему пристраивали башни – смотрильни, переходы, лестницы. Над входом в терем возводились арочные колонны.

 Перед вами Теремной дворец Московского  кремля. Блестит расписная в «шахмат» кровля дворца.  В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал восторг всей Москвы. Позже  знатные бояре, купцы стали строить каменные терема и палаты. Красочность, нарядность окутали дворцовый терем. Белокаменные кружева и затейливые решётки оплели окна. Витые столбики, двойные арки  над  крыльцом придавали торжественность и богатство. Затейливый рисунок на дверях и расписанные стены и своды.

  1. Строение терема.

     - Какое древнее строение мы с вами уже рисовали? (Избу, собор).

- Терем включает в себя элементы избы и собора.

– Рассмотрим строение терема, из каких деталей он состоит.

       Первый этаж – это подклет. Обычно нежилой, использовался для хозяйственных нужд. Здесь хранили продукты, заготовки на зиму – зерно, муку, овощи.

Второй этаж – жилой, здесь располагались комнаты, которые в старину назывались горницы (от слова «горний» – верхний).

Третий этаж – светлица – очень светлое, в несколько окон помещение. В светлицах женщины обычно занимались рукоделием.

4. К дому примыкало высокое крыльцо, которое, как правило, выходило на юг.

5. Терем венчала высокая, необычной формы кровля с шатрами и бочонками-луковками. К теремам пристраивались башенки-смотрильни. Терем мог быть как каменным, так и деревянным.

- Как украшались терема? (Украшались терема различными орнаментами).

- Что такое орнамент? (Рисунок, ритмически упорядоченных  элементов).

- Какие виды орнамента Вы знаете, и почему они так называются?

(Геометрический орнамент   состоит из геометрических фигур.

 Растительный орнамент  составлен из  трав, листьев, цветов. Поэтому русские мастера изображали красоту русской природы. 

Зооморфный   орнамент  всегда состоит из стилизованных птиц,  зверей).

- Что в тереме можно украсить орнаментом? (Двери, окна, лестницу).

-  А чем ещё украшали терема, вы прочитаете в учебнике на с. 72. (Читают самостоятельно).

- Чем же ещё украшали терема? (Израсцами – глиняные обожжённые в печи яркие плитки).

5. Практическая работа. Пояснения для самостоятельной работы.

- Сегодня на уроке вы побудете в роле художников и создадите  свои терема для сказочных героев. Работать будем в группах.  

-  Окна и двери могут быть разной формы. (Показ на доске формы окна,  ставен и дверей).

- Колонны состояли из арки и витых столбов. (Показ на доске).

- Вы можете использовать это в своей работе.

(Показ учащимся основы выполнения рисунка в карандаше, в основном окон,   дверей, колонн).

Выберите руководителя и прочитайте план работы.

План работы:

  1.  Решите, для какого сказочного героя вы выполнили терем.
  2. Выберите основные детали терема (горница, кровля).
  3. Выберите дополнительные детали терема (лестница, башенки-  смотрильни).
  4. Распределите обязанности. (Оформление основных и дополнительных деталей терема в цвете).
  5. Определите, какое будет строение каменное или деревянное.
  6. Оформите детали,  используя различные формы окон, дверей. Украсьте их  орнаментами в цвете.
  7. Соедините детали в единое строение – терем.

- Каким должен быть терем? (Ярким, красочным).

               - Есть вопросы по выполнению работы?

              - О чём должны помнить при работе с ножницами, клеем?

 - Приступайте к работе. Желаю успеха!

6. Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ, с озвучиванием,  для какого сказочного героя создана работа.

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли
у нас получилось. Удалось ли вам передать образ  терема?

– Что нового узнали вы на уроке?

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

Урок изобразительного искусства 4 класс "Школа России" Тема "Узорочье теремов"

Сценарий урока изобразительного искусства для 4 класса "Узорочье теремов"...

Узорочье теремов.

Презентация по изобразительному искусству на тему: "Узорочье теремов" в 4 классе, 2 четверть....

Конспект урока по изобразительному искусству "Узорочье теремов", 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с образами теремной архитектуры, с декором палат; пояснение разныхназначений декора; выяснение связей природных узоров и оформления. Планируемые рез...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Узорочье Теремов" (УМК "Школа России)

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Узорочье Теремов" (УМК "Школа России)...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Узо́рочье теремов» (УМК "Школа России", 4 кл.)

Тип урока: комбинированныйЦель урока: Формирование навыков самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.Задачи урока:Дидактические:Ознакомление с образами тере...