Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Удовенко Светлана Олеговна

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_2b_klass.docx58.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»

Кулундинского района Алтайского края

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

руководитель ШМО

_____________ (Ф.И.О.)

Протокол № 1

От 31.08.2015 г              

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________ Л.А.Працко

31.08.2015 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Кулундинская СОШ №1

__________ В.Н. Хлебова

Приказ № 105 от 01.09.2015г

        

        

Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

2 класс

(начальное общее образование)

«Школа России»

на 2015-2016 учебный год

Составитель: Удовенко С.О.,

учитель начальных классов,

первая категория

 с. Кулунда 2015г.


Пояснительная записка

Изобразительное искусство, 2класс

             Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе нормативно-правовых документов и материалов:

  • Требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального образования;
  • Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011года №2577 «О внесении изменений в государственный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011года, регистрационный №22540)
  • Авторской программы Б.М.Неменского, Л.А.Неменской,Н.А..Г.Горяева, «Изобразительное искусство» -2-е изд.-М.Просвещение, 2012.-129с
  • Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённый приказом Минобразования Российской Федерации  № 253 от 31 марта 2014г
  • Учебного плана МБОУ КСОШ№1 на 2014-2015уч.год;
  • Положения о рабочей программе, утверждённой приказом директора школы

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч  в  неделю. Предмет изучается: во 2 классе — 34 ч в год.

В авторскую программу изменения не внесены. Рабочая программа полностью отражает содержание авторской программы

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.Коротеева Е.И.Изобразительное искусство.Искусство и ты:Учебник для 2 класса начальной школы/под редакциейБ.М.Неменского.-М.:Просвещение,2010                                                                                                                                                                                                          2.Твоя мастерская:Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы/Под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2010

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Чем и как работают художники

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чём говорит искусство

11

4

Как говорит искусство

8

Итого

34

Содержание программы (34 часа)

Как  и чем  работает художник?

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:

Личностными результатами» является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

-   узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-   конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

 Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Оценка  результатов  предметно-творческой  деятельности  учащихся  носит накопительный  характер  и  осуществляется  в  ходе  текущих  и  промежуточных  проверок  в течение  всего  года  обучения  во  втором  классе.  При  текущем  контроле  проверяются знания  и  умения,  которые  являются  составной  частью  комплексных  знаний  и  умений. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля  достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему понимаю результата.

Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изученного приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умнию работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение,), техника выполнения, техническая реализация (соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Система оценки

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Виды контроля результатов обучения по изобразительному искусству

Виды контроля результатов обучения

Особенности контроля по изобразительному искусству

Текущий контроль

Текущий контроль по изобразительному искусству  осуществляется  в устной форме в виде фронтального и идивидуального опроса,бесед,самостоятельных работ. Письменные работы для текущего контроля не проводятся.

Тематический контроль

Тематический контроль по изобразительному искусству во 2 классе проводится в форме индивидуально-коллективных работ.

Итоговый контроль

Итоговый контроль по изобразительному искусству проводится в форме  выставок работ выполненных за весь период учебного года.

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

А.А.Плешаков

Школа России. Концепция и программы для начальной школы. В 2ч, Ч.2

2009

Москва «Просвещение»

2

Неменская Л.А.

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

2011

Москва «Просвещение»

3

Неменский Б.М.

Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки(1-4кл.)

2012

Москва «Просвещение»

Календарно-тематическое планирование

п\п.

Дата

Тема урока.

Тип урока

Решаемые  проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                                                                                Как и чем работает художник?   (8 ч)

1

06.09

«Цветочная поляна» Три основных цвета-желтый, красный, синий.

 Урок

введе-ния в новую тему

 Что такое живопись? Как рассказать в рисунке о летнем отдыхе?

Композиция, центр композиции, главный герой, контраст тёплых и холодных тонов.

Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения.  

Р. Организовывать свое рабочее место.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                                П. применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К. формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

2

14.09

Загадки чёрного и белого цветов.

Комбинирован-ный

урок

Какую картину можно нарисовать только чёрным и белым цветом?

Графика: линия, штрих, силуэт и симметрия.

Научатся выполнять наброски, используя графические материалы.

 Р. Организовывать свое рабочее место.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                                

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3

21.09

«Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Урок-сказка

Как нарисовать осенний лес?

Декоративная композиция: цвет, ритм, симметрия, цвет, нюансы.

Научатся наблюдать за природой, различать ее характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел.

Р.     Организовывать свое рабочее место.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                                                              

П. Создавать элементарные композиции на заданную тему, использую такие материалы, как мелки и пастель.

К. Определять общую цель и пути её достижения, оказывать взаимопомощь.

Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности.

4

28.09

«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.

Урок-проект

Как изобразить красоту осенней природы?

Виды выразительности изображения.

Научатся передавать настроение композиции цветом,  соотносить личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу.

Р. Организовывать свое рабочее место.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                                

П. . Создавать элементарные композиции на заданную тему, использую такие материалы, как куски ткани, опавшие листья. Применение правил и пользование инструкций.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности.

5

05.10

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

Урок-удивле-ние

Как рисовать, используя графические материалы?

Графическая композиция: линии разные по виду и ритму.

Кривые, ломаные, сетки, параллельные штрихи. Пятно, силуэт.

Научатся использовать графические материалы (тушь, палочка, кисть)

Р. Организовывать свое рабочее место.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                                

П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К. Формулировать собственное мнение , строить понятные для партнёра высказывания.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

6

12.10

«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме.

Урок-сказка

Что такое скульптура?

Скульптура.

Научатся умению различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать  материалы для изображения животного в пространстве.

Р. Организовывать свое рабочее место.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                                

П.. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в  соответствии с замыслом и реализовывать его.

К. Строить понятные для партнёра высказывания

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

7

19.10

«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги.

Комби-нирован-ный

урок

Что такое архитектур, макет?

Архитектура, макет, объёмные формы (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).

Научатся работать с бумагой: сгибание, разрезание,  перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы-цилиндр, конус, лесенки, гармошки, конструировать из бумаги различные сооружения.

Р. Принимать и удерживать учебную задачу.

П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

К. Строить понятные для партнёра высказывания.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

8

26.10

«Композиции из сухих трав и цветов». Для  художников любой материал может стать выразительным.

Урок обобще-ние и система-тизации знаний, урок-выстав-ка

Как определять материалы и инструменты необходимые для изготовле-ния изделий?

Способы выразительности в художественных произведениях

Научатся понимать красоту различных художественных материалов.

Р. Организовывать свое рабочее место.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                                

П. Анализировать образец, определять материалы. Оценивать по заданным критериям.

К. Сделать вывод о способах выразительности художественных произведений

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами художников.

                                                                                Реальность  и  фантазии  (7 ч)

9

09.11

«Наши друзья птицы». Изображение и реальность.

Урок-игра

Как соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта?

Пропорция.

 Научатся пользоваться правилами художника, соблюдать пропорции при изображении животного.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

П. Осуществлять поиск необходимой информации с выделением существенных и несущественных признаков проводить сравнение по заданным критериям.

К.  Ставить вопросы, обращаться   за  помощью.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

10

16.11

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

Урок-сказка

Как изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц?

Рисование с натуры.

Научатся выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц.

Р. Организовывать свое рабочее место.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                                

П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям

К. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

11

23.11

«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность.

Комби-нированный

урок

Как нарисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности?

Форма, величина.

Научатся  правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий.

 Р. Удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем.

П. Осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

12

30.11

«Кокошник». Украшение и фантазия.

Урок совместного творчества

Как создать собственный орнамент кокошника?

Орнамент, кокошник, декоративно-прикладного искусство.

Научатся  выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника.

Р. Выполнять действия с учетом заданных алгоритмов

П. Анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия.

К. Сотрудничать с товарищами в ходе работы.

 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

13

07.12

«Подводный мир».

Постройка и реальность.

Комбинирован-ный урок

Как выполнять моделирование форм подводного мира, конструировать из бумаги?

Моделирование, конструирование.

Научатся выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. применять правила и пользоваться инструкциями.

К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с зимней природой.

14

14.12

«Фантастический замок». Постройка и фантазия.

Урок-фанта-зия

Как выполнять моделирование фантастичес-ких зданий?

Фантазия, моделирование.

Научатся основным приемам работы с бумагой.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П.  Видеть и понимать многообразие видов и форм в природе, конструировать различные формы.

К.  Давать эстетическую оценку выполненных работ.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

15

21.12

Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе.

Урок обоб-щения

Как использовать художествен-ные материалы, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства?

Основные составные, теплые и холодные цвета.

Научатся  конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить  сравнение   по заданным критериям.

К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

                                                                                   О чем говорит  искусство (11 ч)

16

28.12

«Море». Изображение природы в различных состояниях.

Комби-нирован-ный урок

Как изображать природу в разных состояниях, правильно разводить и смешивать гуашевые краски?

Художник-маринист.

Научатся  самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.

Р.   Принимать и удерживать учебную задачу.                            Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                

П. Осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений.

К. Контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

17

11.01

«Четвероногий герой». Изображение характера животных.

Комби-нирован

ный урок

Как рисовать силуэты животных, передавать в тематических рисунках пространственные отношения?

Художник-анималист.

Научатся рисовать силуэты животных, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

Р. Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно.

П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  наблюдать за настроением животных, передавать наблюдения и переживания в рисунке.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

18-19

18.01

25.01

Женский образ русских сказок. Изображение  характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха).

Комби-нирован-ный урок

Как нарисовать народную женскую одежду?

Русский народный костюм. Основные элементы народного костюма: рубаха, сарафан, душегрея, венец, «внутренняя красота»

Научатся изображать русскую женщину в народном костюме, передавать выразительность силуэта.

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

20-21

01.02

08.02

«Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа.

Комби

нированный урок

Как нарисовать мужскую одежду?

«Внутренняя красота»

Научатся изображать мужской образ.

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

22

15.02

«Образ человека в скульптуре.» Образ сказочного героя, выраженный в объеме.

Урок-проект

Как выполнить работу из пластилина, передать образ человека и его характер?

Скульптура.

Научатся передавать образ  человека и  его характер используя объём, выполнять коллективную творческую работу.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

К. Строить понятные для партнёра высказывания

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

23

24

22.02

29.02

«Человек и его украшения»(сумоч-

ка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения.

Комби

нирован

ный урок

Как выражать характер человека через украшения?

Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов.

Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать  и сопоставлять произведения разных видов искусства.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.  

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

25

07.03

«Дворцы доброй феи». Образ здания.

Комби-нированный урок

Как создать образ сказочных построек?

Архитектура.

Научатся  видеть художественный образ в архитектуре.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К. Строить понятные для партнёра высказывания

Адекватная мотивация учебной деятельности (познавательные мотивы).

26

14.03

«В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.

Урок обобщения и систематизации знаний

Как проектировать сказочный город?

Украшение.

Научатся  передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.   Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно.                            

П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.  

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

                   

                                                   Как  говорит искусство  (8 ч)

27

21.03

«Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Урок введе-ния в новую тему

Как наблюдать за цветом в картинах художни-ков?

Цвет, теплые и холодные цвета.

Научатся  наблюдать за цветом в картинах художников, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить гуашевые краски.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.   Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно.                            

П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать  свои затруднения.  

Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром

28

04.04

«Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Комбинирован-ный урок

Какие цвета нужно использо-вать для передачи весеннего настроения?

Композиция. Цветовая гамма. Колорит. Приём рисования акварелью по сырому.

Научатся  при рисовании  пейзажа составлять цвета весеннего колорита, работать кистью по сырому.

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.                  

  К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

29

11.04

«Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий.

Комбинирован-ный урок

Как изображать весенний пейзаж?

Ритм, пейзаж, художник-пейзажист.

Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.                  

  К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

30

18.04

«Ветка». Линия как средство выражения: характер линий.

Комбинирован-ный урок

Как различать основные и составные цвета, использо-вать художественные материалы, использо-вать линии для изображе-ния характера работы?

Основные и составные цвета.

Научатся  различать основные и составные цвета, изображать ветку березы и дуба.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

П. Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.

К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства работами мастеров.

31

25.04

«Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения.

Комби-нированный урок

Как составлять композицию и последова-тельно её выполнять?

Ритм, движения пятна, аппликация, панно

Научатся  выполнять задание в технике аппликации.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.  

П. Моделировать коллективное панно.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах.  

Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

32

02.05

«Смешные человечки». Пропорции выражают характер.

Комби-нированный урок

Как соотносить части тела по размеру, выполнять изделия из пластичных материалов?

Пропорция .

Научатся выбирать материал для работы, выражать характер изделия через отношение между величинами (пропорцию).

Р. Принимать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать образец, определять материалы.

К. Строить понятные для партнёра высказывания, формулировать собственное мнение и позицию.

Уважительное отношение к иному мнению.

33

16.05

«Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности.

Урок обобщения изучен-ного материала

Как применять средства выразитель-ности, использо-вать художественные материалы

Ритм линий, пятен, цвет, пропорция.

Научатся создавать коллективное панно.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

П. . Выбирать наиболее эффективные способы  решения задач.

К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Ценность искусства в соответствии гармонии человека в окружающим миром.

34

23.05

Обобщающий урок года.  Наши достижения. Я умею. Я могу.

Выставка детских работ.

Урок выстав-ка

 Показать, чему мы научились?

Мастерская ,выставка, вернисаж.

Научатся демонстрировать свои достижения на выставке и комментировать их.

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Осуществлять поиск  и анализ необходимой информации.

К. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Уважительное отношение к иному мнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"

Рабочая программа по Изобразительному искусству  4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России  3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России

Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс

Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...