Главные вкладки

    Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса «Изразец в архитектуре» по программе "Перспектива" Т. Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

    Кочергина Ирина Павловна

    Данная технологичкская карта разработана для урока ИЗО во 2 классе по теме: "Изразец в архитектуре"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_izo_izrazets_2_klass.docx25.61 КБ

    Предварительный просмотр:

      Урок изобразительного искусства в 2 классе

    по программе Т. Я. Шпикаловой

    «Изобразительное искусство»

                                 

    Тема:  РУССКИЙ ИЗРАЗЕЦ В АРХИТЕКТУРЕ.

    Педагогические цели:

     способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации), углубления представления о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец); содействовать формированию художественно-графических навыков кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

    Тип урока

     формирование новых знаний (урок-вариация и импровизация).

    Форма урока

      комбинированный.

    Методы и формы обучения

     объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.

    Основные понятия и термины

     муравленый изразец, декоративная композиция.

    Наглядно-
    демонстрационный материал

      презентация «Русский изразец», таблицы и композиционные схемы.

     

    Зрительный ряд

    произведения художников и фото изразцов; варианты оттенков зеленого цвета при смешении с другими красками; композиционные схемы размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике.

    Оборудование

     акварель, белая гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, учебник, подставка для книг

    Планируемые
    образовательные результаты

     Предметные: в познавательной сфере – понимают значение искусства в жизни человека и общества; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – проявляют интерес к художественным традициям своего народа; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг (архитектура); в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

    Личные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

    Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (архитектура); имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают художественной интуицией и памятью.

    Организационная структура урока

    Этапы
    урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания
    и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность
    обучающихся

    Формы
    организации взаимодействия на уроке

    Универсальные
    учебные действия

    Промежуточный контроль

     I. Мотивирование  учебной  деятельности  (организационный момент).

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

     (Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся):

    -Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном уроке рисования:

    Прозвенел  и смолк звонок,

    Начинается урок.

    Тихо девочки за парту сели,

    Тихо мальчики за парту сели.

    На меня все посмотрели

    И работать захотели.

    Слушают учителя

    Фронтальная

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

    Личностные: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности

     

     II. Постановка учебной задачи.

    Викторина

    «Угадай сказку»

    Просмотр
    слайдов  

          -Сегодняшний урок я хотела бы начать с русских народных сказок. Я прочитаю вам известные строки, а вы попробуйте отгадать,  какая эта сказка. Помощником вам будут иллюстрации из этих сказок.

     

    •        Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.

    Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. (По щучьему велению) СЛАЙД 1-2

    •        Метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

    Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка. Девочка говорит печке:

    - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    (Гуси-лебеди) СЛАЙД 3-4

    •        Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке. Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. 

     (Семеро козлят) СЛАЙД 5-6

    - Какой предмет встречался во всех этих сказках? (печь) СЛАЙД 7

    Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, наблюдают, рассуждают, анализируют информацию, делают вывод

    Фронтальная

    Познавательные: составлять небольшие сообщения, описывать живописное произведение, сравнивать иллюстрации, рассуждать.

    Коммуникативные: коллективно анализировать произведение живописи, воспринимать чужое мнение, аргументировать свой ответ.

    Личностные: объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов

    Устные ответы

     Беседа

     

     - Попробуйте предположить, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  …(о печке)

    - Совершенно верно.  Для чего   служила  печка людям в избе? (согревала дом, на печи готовили еду)

    -А как вы думаете, кроме того, что печь кормила и грела, что она еще  делала?

    - Я вам немного помогу, посмотрите на следующий слайд. (Она украшала дом) СЛАЙД 8

    – Что же делало ее нарядной?  ( ……)

    Слушают учителя, просматривают презентацию,наблюдают, анализируют информацию, делают выводы

    Фронтальная

    Познавательные:  наблюдать, рассуждать, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения нового знания.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

    Коммуникативные

    формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока

    Устные ответы

    III. Усвоение новых знаний и способов действий.

    1. Беседа «Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей».

    Украшали их узорами, которые были выполнены на маленьких керамических плиточках, которые называли ИЗРАЗЦАМИ  ) СЛАЙД 9

     

    – Знакомо ли вам слово «изразец»? Этим словом называли обожженные и расписанные плитки из глины.    

     

    В слове «изразец» заключено сразу несколько смыслов: «резать», «резной», «узор», «образить» (есть такое старое слово), то есть украсить.

    Действительно, самые древние изразцы были выпуклыми, рельефными, потому что делали их с помощью резных форм.   )

    СЛАЙД  10 -11

    Набивали сырую глину  в  деревянную  резную  форму, сушили, вынимали изразец и обжигали. Но больше всего название этой цветной керамической плитки – изразец – напоминает слово «образец», то есть определенный рисунок, орнамент. Не случайно в древности изразцы иногда называли образцами.

    Русские гончары наносили на них красивые узоры. Получалась керамическая мозаика. Эту мозаику гончары с успехом применяли в украшении церквей, каменных теремов и облицовке печей. Из красочных изразцов набирались затейливые керамические орнаменты, декоративные сюжеты. )

     СЛАЙД 12 - 13

     

    – Изразцы, как и мозаика, очень древнее искусство. На Руси керамическая плитка была известна еще в раннем Средневековье – в X–XII веках. В раскопках в городах Киевской Руси находили и находят изразцы. Применялись изразцы повсеместно – и в советской архитектуре, и храмовой. Не менее часто использовались изразцы и в дизайне интерьеров. Особое распространение получили печные изразцы.  

    Печи в России украшали изразцами на протяжении веков. Печи могли быть разными, а вот тематика изразцов, их форма и расцветка были немного схожи.   Печь, облицованная изразцами, словно раскрытая книга, могла рассказать о неведомых единорогах и

    грифах, о крылатой коннице, только что изгнанных захватчиках, о легендарном царе древних Александре Македонском,   о семиглавом драконе   и других литературных героях.

    Первые русские изразцы изготавливались:

     из традиционной для нашей страны красной глины (красные);  СЛАЙД 14

     с синим узором по белому фону (гжельские)  СЛАЙД 15

     многоцветные  ) СЛАЙД 16 - 17

    – Изразцы бывают:

     рельефные;

     живописные.

    Соединяясь вместе, они составляют декоративные   панно, наличники, вставки и пр., покрывая иногда целые стены.  

    СЛАЙД 18

    Несколько позже полученные по особой технологии плитки стали покрывать зелёной глазурью, которая называлась на старинный лад – мурава (муравленые)

    Муравленый изразец получил название от цвета травушки-муравушки, подобно ей, он тоже зеленого цвета. Рассмотрите изображение старинных изразцовых печей и отдельные изразцы из русских храмов в учебнике на с. 98-99.

      –Старинные изразцы сохраняются в музейных коллекциях как произведения народного искусства, как яркое явление в культуре нашего Отечества.

    Слушают учителя, отвечают на вопросы

    Фронтальная

    Познавательные:  наблюдать, рассуждать, осознанно рассматривать слайды с  целью освоения нового знания.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

    Коммуникативные

    формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока

    IV. Творческая практическая деятельность

    Видео –физкультминутка

     

    Формирование практических умений.

     

    Творческая работа

    Показ видео физкультминутки

    - Сегодня я предлагаю вам украсить нашу печь в классе. У каждого из вас на столе лежит заготовка из вашей творческой тетради, на которой вы красками должны создать муравленный изразец  с понравившимся  вам сюжетом или орнаментом.

    – Рассмотрите старинный муравленый изразец в учебнике на с. 98. Назовите оттенки зеленого цвета , ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ «ЦВЕТОВОЙ КРУГ» (темно-зеленый, светло-зеленый, зеленый, желто-зеленый) СЛАЙД 19

    СЛАЙД 20

    Внимательно рассмотрите все эти оттенки зеленого цвета  (темно-зеленый, зеленый, светло-зеленый, желто-зеленый)

    Подумайте, какие краски надо смешивать, чтобы получить красивый рисунок. Помощником в этом будем данная таблица на доске.

    Таблица

    – Изразец имеет форму квадрата или прямоугольника.

    СЛАЙД  21-23

    Чтобы правильно расположить изображение на заготовке, рассмотрите композиционные схемы размещения узоров на квадрате (на слайде или в учебнике на стр. 101.) Найдите на них ту, которая относится к одному из придуманных вами изразцов.

     

       Ищите оттенки зеленого цвета, смешивая зеленую краску с другими на палитре. Изразец должен быть ярким .

    Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

    Смотрят видео, повторяют упражнения

    Слушают учителя, просматривают слайды, отвечают на вопросы

    Выполняют рисование изразца

    Индивидуальная

    Индивидуальная

    Индивидуальная

    Личностные:

    положительно относиться к занятиям двигательной деятельностью

    Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Познавательные:

    самостоятельно выполнять творческие задания

    Выполнение упражений

    Наблюдение

    3. Включение в систему знаний и повторение.

    Выставка работ обучающихся.

    Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

    - А теперь внимание на доску. Наша печь почти готова. Все основные элементы на месте. Я хочу, чтобы она стала еще ярче. Это вам мой подарок за отличную работу на уроке   (украшение на печь от учителя) И все это помогли нам сделать расписные плиточки. Как она называлась иначе?   (… )

     

    Приклеивание своих работ на общую, слушают учителя, отвечают   на вопросы учителя,

    рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.

     

    Фронтальная

     

    Личностные: обладать первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

    Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

    Коммуникативные:

    излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения, формулировать ответы на вопросы

    Устные ответы

     

    IV. Итоги урока. Рефлексия

    Итоговый рассказ учителя,

    - Как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке? (….. ) …

    – С развитием промышленности и появлением новых источников тепла – газа, электричества, изразцы   превратились в чисто декоративные, и на некоторое время их популярность их почти сошла на нет. Но, как часто бывает, традиционные изделия, проверенные веками возвращаются и завоевывают популярность. Сегодня, несмотря на множество вариантов отделочных материалов,   изразцы все равно популярны. Где используются изразцы сегодня?

     

     СЛАЙД  24

    Учитель предлагает закончить предложения:

    – Сегодня я узнал…

    – Было интересно…

    – Было трудно…

    Лесенка успеха

    Личностные: обладать первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

    Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

    Коммуникативные:

    излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения, формулировать ответы на вопросы

    Оцени

    вание обучающихся за работу на уроке. Устные ответы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс

                            Данный урок составлен с учетом требований ФГОС.Урок способствует формированию  эмоционально – ценностног...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).

    Технологическая карта урока  изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок  составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России»,  программа Б.М. Неменского). Тема урок...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство оригами" 4 класс УМК "Школа России"

    Технологическая карта  подробно демонстрирует реализацию современных методов работы учащихся в группе на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"

    Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства Тема: "Русский изразец в архитектуре" (2 класс)

    Цели деятельности учителя: способствовать эмоционально-ценностному восприятию изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на о...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства (4 класс). Тема: Архитектура древней Эллады. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: способствование формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты:Предметные:...