Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе "Образ художественной культуры Японии"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Конспект урока изобразительного искусства  в 4 классе по  программе Б.Неменского "образ художественной культуры Японии". В ходе творческой работы обучающиеся  выполняют иллюстрацию к хокку в технике оригами.  На уроке используется интеграция музыки, литературы и изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Чередникова И.Н.

Тема: Образ  художественной культуры  Японии. 4 класс.

Цель урока:    познакомить учащихся с  искусством оригами,  традиционным жанром  поэзии – хокку.

Задачи:  вызвать интерес,  потребность дальнейшего изучения художественной культуры Японии;  формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на явления окружающей жизни;  развивать эстетическое отношение к традициям  других  культур и народов.

Технологии :  интегрированный подход к процессу освоения искусства в школе, как одно из актуальных направлений современной художественной педагогики ; игровая технология;  наглядная  технология.

Методы работы: фронтальная работа, работа в паре, самостоятельная творческая работа.

Планируемые образовательные  результаты.

Предметные: понимать характерные особенности культуры  Японии.  Приобретать умения  и навыки работы  с  бумагой. Формировать умения проводить анализ,   сравнение, обобщение учебного материала.

Метопредметные  (ууд)

1 Личностные: уважительное отношение к культуре и искусству Японии; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости .

2 Регулятивные: уметь   рационально строить  самостоятельную творческую деятельность,  соотносить правильность  результата действий с образцом, устанавливать соответствие  результата и поставленной цели.

3 Познавательные:  овладевать   умением   сравнивать,  анализировать,  выделять главное, обобщать.

4 Коммуникативные: вести диалог с учителем  и со сверстниками.

Оборудование

Учителю:

-       зрительный ряд: презентация «Япония – страна восходящего солнца»

-       музыкальный ряд:  японская  музыка

-     литературный ряд: японские  стихи

-       инструкционные карты с алгоритмом складывания

Ученикам: цветную бумагу, ножницы, клей.

Сценарий урока.

  1. Актуализация знаний.

Организационный момент. Звучит народная японская  музыка

-Кто догадался,  почему урок начали с прослушивания именно этой мелодии?

(На прошлом занятии мы начали знакомиться с культурой Японии)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о Японии. В этом нам поможет кроссворд.

Разгадывание кроссворда.

1.Столица Японии.

2.Японский воин.

3.Национальная одежда японцев.

4. Японская письменность.

5. Национальное дерево.

6.»Страна гор» по-японски.

7.Священная гора Японии.

-Какое слово получилось  на цветном фоне?  Оригами.

-Кто знаком с этим видом искусства?  Что это такое?  (Складывание из бумаги).

2. Формулирование цели урока. Создание мотивации к работе.

-Ребята, а вы знаете, что  родина оригами – страна Япония. Искусство  складывания из бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В древности оригами было храмовым искусством. Изготовление красочных  фигурок являлось священным ритуалом. Им украшали  статую «многоликой и тысячерукой» богини  милосердия Каннон, чтобы задобрить  ее и попросить покровительства. Японцы видели связь между религиозными ритуалами и   изделиями из сложенной бумаги. Ведь  «ОРИ»- сложенный, «КАМИ»- бумага и бог одновременно.

Японцы  стремятся  во всем  следовать законам  красоты, жить  с природой в согласии.

В малом видеть великое!  В привычном  видеть неожиданное. В видимом  видеть невидимое.

 И в этом помогает  поэзия. Традиционный жанр японской поэзии – хокку           (трехстишие в 17 слогов).

Давайте  познакомимся  с  хокку. У вас на парте лежит лист с японскими стихами. Поработайте в парах, прочитайте хокку.

Протянул ирис

Листья  к брату  своему

Зеркало реки.

Старый пруд

Прыгнула в воду лягушка

Всплеск на воде.

Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синем небе.

Тихо-тихо ползи

Улитка, по склону Фудзи

Вверх до самых высот.

Бабочки полет

Будит  тихую поляну

В солнечных лучах.

О, стрекоза!

С каким же трудом на былинке

Ты примостилась!

Выразительное чтение хокку вслух.

-В чем отличие хокку от наших стихотворений?  (Короткие, три строки, нет  привычной для нас рифмы)

Но главное отличие: предельная  краткость  и своеобразная поэтика. Хокку  изображает жизнь природы и человека в их единстве.

3.Решение творческой задачи

-А теперь, давайте станем  мастерами  японского искусства  и выполним творческое задание.  Кто догадался,  какое?

Проиллюстрируем стихотворение хокку, используя фигурку  оригами.

На голой ветке

Ворон сидит одиноко

Осенний вечер.

Практическая работа.

  1. Складывание ворона из бумаги  по инструкционной карте.

-У кого возникнут трудности,  можно попросить помощи   у «сенсея». Сенсей - наставник в Японии. Учитель называет наставников - помощников на каждом ряду.

2. Изготовление ветки, на которой будет сидеть ворон.

3. Приклеить  элементы на пейзаж, выполненный на прошлом занятии.

Выставка работ  и  оценка.

 4. Итог. Рефлексия.

- Ребята, художественному искусству какой страны был посвящен наш сегодняшний урок?

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Чему научились?

-Кто доволен своей работой?

-Давайте поблагодарим наших наставников – сенсеев за помощь.

5.Домашнее задание.

-Посмотреть, как выглядят и называются архитектурные постройки в Японии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для учителя по программе "Изобразительное искусство и основы художественной культуры" 1-4 класс Авторы: Назарова С.Л., Перминова Г.Н.

Уважаемые коллеги!Данное пособие предназначено для учителей рисования, воспитателей детских садов,руководителей изостудий, учителей начальных классов и родителей. Даётся пошаговый алгоритм работы...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Представлен интегрированный урок изобразительного искусства и окружающего мира в 4 классе...

Конспект урока изобразительного искусства "Форма в художественном конструировании" (УМК Школа России, 2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: Форма в художественном конструировании.Цели деятельности учителя: формирование умений изображать композицию из простых форм.Планируемые результаты:Пре...

Конспект урока изобразительного искусства «Музей в жизни города. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общего представления о музеях в жизни города; о музеях – хранилищах произведений искусствПланируемые результаты·...

Конспект урока изобразительного искусства "Образ женской красоты, характер в японской культуре". УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя: Формирование представления о культуре Японии и эмоционально-ценностное отношение к японским традициям;создание условий для развития интереса к истокам искусства Востока;разв...