Программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в школе. "Основы изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции" (Ознакомительный уровень)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Кузьмина Жанна Леонидовна

Учебная программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Разработана для детей разного возраста, но на начальной стадии обучения (ознакомительный уровень). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanna_programma-1_mladshie.docx57.21 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

"Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция"(ознакомительный уровень)

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель программы.
  3. Задачи программы:
  • обучающие;
  • развивающие;
  • воспитательные.
  1. Формы и методы проведения занятий:
  • словесные методы обучений;
  • наглядные методы обучения;
  • практические методы обучения;
  • творческие методы обучения;
  • контроль и оценка работы.

  1. Планируемый результат.
  2. Критерии и формы оценки качества знаний и умений.
  3. Методическое обеспечение программы.
  4. Дидактические материал.
  5. Учебно-тематический план.
  6.  Содержание учебно-тематического плана.

11 .Используемая литература.

Образовательная программа

"Основы изобразительной грамоты:

 рисунок, живопись, композиция" (ознакомительный уровень)

Пояснительная записка

Нормативной основой  программы «Основы изобразительной грамоты:

рисунок, живопись, композиция» являются документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
  • Приказ ДОгМ от 17.12.2014 № 922 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Направленность программы  - художественная (Ознакомительный уровень)

Изобразительное творчество - это наиболее эффективное средство для формирования творчески активной, духовно богатой и разносторонне мыслящей личности.

Изобразительная деятельность оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств; создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности. Программа «Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция» направлена на углубленное изучение основ художественной культуры и дает возможность детям независимо от степени их одаренности, достичь относительно высокого уровня допрофессиональной художественной подготовки при условии проявления ими устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

Основная идея программы - это единство образования и воспитания, активных методов обучения и творческой самореализации детей.

Главное условие обучения - это создание атмосферы доверия и увлеченности предметом, выявления связи искусства с жизнью.

Воспитанники студии постоянно участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях и социально направленных мероприятиях.

Многие выпускники студии продолжают свое обучение в художественной школе, планируют свою деятельности в дальнейшем связать с искусством.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей.

Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовольствие, представляют возможность для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребенка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

Образовательная программа педагогически целесообразна, так как подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

Эффективным для художественно-эстетического развития детей является такое введение теоретического и практического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Данный метод позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории, которая воплощается на практике в творческих работах воспитанниках.

Учитывая ориентацию программы, в её структуре сохранено деление на разделы "Ж"Рисунок", ивопись" и "Композиция", отвечающие принятым  в художественных учебных заведениях основным видам учебной работы. Подобное деление носит условный характер, так как все виды работ тесно связаны между собой и в каждом из них присутствуют элементы другого.

В разделы "Рисунок"  и "Живопись" включены задания по рисованию с натуры в жанрах натюрморта и пейзажа. Раздел "Композиция" состоит из заданий по рисованию на темы природы и окружающей жизни, иллюстрирования сюжетов литературных произведений, композиций на исторические темы, декоративной работы. Данные задания выполняются по памяти и по представлению.

Значительное место в программе отведено изображению природы, её объектов и явлений - пейзажу. Это продиктовано, с одной стороны, территориальной близостью студийного помещения от красивейших мест Москвы - Измайловского и Терлецкого лесопарков, что позволяет использовать отводимое на занятия пейзажем учебное время с максимальной отдачей; с другой - влиянием мира природы на духовное развитие личности. Воздействуя на эмоции ребёнка совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает у него эстетические чувства и желание отражать её явления в своём творчестве.

Помимо практической деятельности, занятия по рисунку, живописи и композиции включают в себя беседы об искусстве, посещение художественных музеев, картинных галерей, призванные содействовать всестороннему развитию личности каждого учащегося, обогащению его духовного мира.

Учитывая ориентацию программы, в её структуре сохранено деление на разделы "Рисунок", "Живопись" и "Композиция", отвечающие принятым  в художественных учебных заведениях основным видам учебной работы. Подобное деление носит условный характер, так как все виды работ тесно связаны между собой и в каждом из них присутствуют элементы другого.

В разделы "Рисунок"  и "Живопись" включены задания по рисованию с натуры в жанрах натюрморта и пейзажа. Раздел "Композиция" состоит из заданий по рисованию на темы природы и окружающей жизни, иллюстрирования сюжетов литературных произведений, композиций на исторические темы, декоративной работы. Данные задания выполняются по памяти и по представлению.

Значительное место в программе отведено изображению природы, её объектов и явлений - пейзажу. Это продиктовано, с одной стороны, территориальной близостью студийного помещения от красивейших мест Москвы - Измайловского и Терлецкого лесопарков, что позволяет использовать отводимое на занятия пейзажем учебное время с максимальной отдачей; с другой - влиянием мира природы на духовное развитие личности. Воздействуя на эмоции ребёнка совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает у него эстетические чувства и желание отражать её явления в своём творчестве.

Помимо практической деятельности, занятия по рисунку, живописи и композиции включают в себя беседы об искусстве, посещение художественных музеев, картинных галерей, призванные содействовать всестороннему развитию личности каждого учащегося, обогащению его духовного мира.

В программе присутствуют четыре направления:

  • рисование с натуры;
  • рисование на темы;
  • декоративное рисование;
  • беседы об искусстве;

Развитие художественно-образного мышления строится на единстве двух его основ:

  • развитие наблюдательности;
  • умение вглядываться в явления жизни;
  • развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Основными темами в разделе живописи и рисунка являются натюрморты, пейзажи, работы по памяти и воображению, фигуральные композиции, иллюстрации к литературным произведениям, декоративные работы.

Оптимальным материалом для живописи считается гуашь, но так же используется и акварель, восковые мелки, цветная постель и т.д.

Материалами для рисунка являются: карандаш, уголь, гелиевая ручка, черный и белый маркер, белая и тонированная бумага.

Курс рассчитан на 2 года обучения. Возрастная категория -дети 7-9лет. Первый год обучения предусматривает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

Оптимальная наполняемость группы для занятий - 10-15 человек. В первый год обучения (ознакомительный уровень) занятия проходят по  1 часу два раза в неделю .

2. Цель программы:

Целью программы является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Иными словами, необходимо создать условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека. Достижение этой цели приводит к формированию устойчивого интереса к изобразительной деятельности, расширяет кругозор детей, развивает творческое мышление, формирует навыки самостоятельной работы.

3. Задачи:

Обучающие:

  • Приобретение, закрепление и совершенствование знаний из области изобразительной грамоты
  • Формирование, закрепление и совершенствование способов изобразительной деятельности
  • Выработка умения планирования своей деятельности
  • Освоение приемов и способов работы с различными материалами

Развивающие:

  • Развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, готовности участвовать самому ребенку в рисовании работ отвечающие художественным требованиям (композиция, форма, цветосочетание...)
  • Развитие образного мышления и творческого воображения
  • Развитие креативного мышления
  • Развития самостоятельности мышления

Воспитательные:

  • Выработка настойчивости в достижении цели
  • Воспитание находчивости, трудолюбия
  • Воспитание дисциплинированности
  • Воспитание умения доводить начатое до конца
  • Воспитание высоконравственных человеческих качеств
  • Развитие коммуникабельности

4. Формы и методы проведения занятий:

Словесные методы обучения:

  • Устное изложение теории изобразительного и прикладного творчества
  • Анализ изображенных художниками произведений
  • Анализ детских работ

Наглядные методы обучения:

  • Показ видеоматериалов, иллюстраций
  • Работа по образцу
  • Показ, исполнение за педагогом

5. Планируемый результат:

В результате прохождения полного курса по данной программе дети должны:
        Знать виды и жанры изобразительного искусства и их отличительные признаки

  • Иметь представление об основных художественных стилях и направлениях в искусстве
  • Уметь подмечать в окружающей жизни интересные, пластические, декоративные и содержательные мотивы и использовать их в своей работе.
  • Уметь грамотно располагать рисуемые предметы на листе бумаги
  • Точно передавать пропорции предметов
  • Владеть конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами
  • Уметь «поставить» предметы на плоскость
  • Выявлять цвет, выявлять форму цветом, выявлять цветом объем и выявлять цветом пространство Уметь пользоваться эскизом с целью формирования и конкретизации замысла
  • Уметь добиваться полноты передачи предметно-пространственных свойств мотива, применяя элементы перспективы, конструктивное построение, моделировка формы светотенью, цветовые и тональные отношения
  • Уметь изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом их цветовых особенностей
  • Уметь обобщать, добиваться цельности
  • Уметь самостоятельно контролировать свою работу, обнаруживать в ней недостатки и устранять их

6. Критерии и формы оценки качества знаний и умений:

  • Отчетная выставка
  • Участие в конкурсах
  • Педагогическое наблюдение
  • Открытое занятие

7. Методическое обеспечение программы

        Для успешного выполнения учебных задач программы необходимо, чтобы все виды занятий в процессе обучения были тесно  взаимосвязаны, дополняли друг друга и проводились с учетом степени сложности изучаемого материала, особенностей времен года и интересов учащихся. При реализации программы допускается некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те или иные задания, в зависимости от успеваемости членов коллектива. Для детей, готовящихся к поступлению в специальные художественные учебные заведения, педагог в индивидуальном порядке может увеличить количество заданий, соответствующих характеру вступительных экзаменов.

В процессе обучения учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Здесь приобретаются и систематизируются навыки и знания в области перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объема и светотени, состояния и "настроения" мотива. Отдельные задания направлены на выполнение упражнений по работе с материалом. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей в раскрытии тем, выразительности и оригинальности композиции рисунков, их исполнения. Особое значение придается работе над эскизом, в котором решаются задачи интересного выбора мотива, организации картинной плоскости и проработки изобразительного решения. Все задания выполняются в определенной последовательности: предварительные наблюдения (если это возможно), составление рабочего эскиза, детальное выполнение на его основе линейного рисунка с последующим завершением работы в материале. В ряде случаев для стимулирования творческого процесса даются домашние задания  по сбору и изучению тематического материала. Некоторые задания связаны с коллективным творчеством, где в процессе совместной работы по оформлению клуба к Новому году создается теплая дружеская атмосфера, в которой каждый ребенок чувствует себя уверенно, активно действует, с радостью учится новым приемам рисования; у детей развивается художественный вкус, способность к анализу и самооценке. 

Беседы об искусстве проводятся, как правило, в начале занятий и сопровождаются демонстрацией произведений отечественного и зарубежного изобразительного искусства (репродукций, слайдов, фотографий), методических таблиц и учебных работ из методического фонда студии. Рекомендуемый для показа иллюстративный материал составляет зрительный ряд. Беседам об искусстве могут посвящаться и отдельные занятия.

Развитию эстетических чувств учащихся, наряду с беседами об изобразительном искусстве, помогает поэзия (литературный ряд) и музыка: песни, романсы, симфонические и другие музыкальные произведения (музыкальный ряд). Так, например, рисование на темы природы рекомендуется сочетать с демонстрацией картин-пейзажей А.Саврасова, И.Левитана, А.Куинджи, В.Поленова; чтением стихов А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина и прослушиванием “Времён года” П.Чайковского, песен и романсов русских композиторов. Подобный эмоциональный фон способствует нравственному преображению детей, развитию у них образного восприятия и творческого отношения к труду.

Основными художественными материалами для работы по данной программе являются: бумага, графитный и цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти и палитра.

Бумага служит основой для всех видов графических и живописных работ, предусмотренных программой (в отдельных случаях в качестве основы может быть использован плотный картон). Бумага бывает различных сортов. Некоторые из них, ввиду непрочности поверхности, не выдерживают продолжительной работы и длительного хранения. К лучшим сортам, рекомендуемым к использованию, относятся ватман, полуватман, отдельные сорта рисовальной и чертёжной бумаги. Белая плотная бумага с зернистой поверхностью удобна для работы акварелью. Бумага же с глянцевой поверхностью малопригодна для рисования как карандашом, так и красками.

Графитный карандаш - наиболее распространенный материал для рисунка. Он хорошо держится на бумаге и легко поддаётся стиранию. Остриём графита можно давать тончайшую линию, а его боковой поверхностью - живой, пространственный штрих. Лучше всего использовать карандаши “Кохинор” от H до 2В или “Конструктор” от Т до 2М. Буквы обозначают силу карандаша, цифры - степень этой силы (Н и Т - твёрдый, В и М - мягкий, 2В мягче В и т.д.). Следует избегать применения графитных карандашей высокой степени твёрдости или мягкости, так как твёрдые “царапают” бумагу, а использование очень мягких может привести к затёртости рисунка, и, как следствие, к неряшливости в исполнении.

Цветные карандаши обычно выполняют очень узкую роль - раскраски локальным цветом детских рисунков, но и в этом материале можно найти интересную богатую изобразительную технику, стоит только посмотреть на него как на своеобразную жёсткую пастель (что и есть на самом деле). Цветной карандаш хорошо ложиться на бумагу, имеет яркий цвет, он очень графичен. Его штрихи могут быть и плотными, и лёгкими, что создаёт возможность разнообразить фактуру рисунка. Цвет одного карандаша может перекрываться цветом другого, создавая тем самым новый, сложный цвет. Используя качества цветного карандаша и разнообразные технические приёмы, можно найти путь к выразительному, живому рисунку, к интересной композиции.

Гуашевые краски являются основным живописным материалом для работы по данной программе. Они продаются в баночках различных цветов. В набор, наряду с основными красками, обязательно входят белила. Это очень важно, так как без белил при работе в технике гуашевой живописи невозможно получить ни тональных, ни цветовых градаций. Несмотря на свою пастозность, гуашь очень податлива, легко ложится на бумагу, давая яркий плотный цвет, а в смесях с белилами - мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов. Некоторые трудности в работе гуашевыми красками связаны с высветлением красочного слоя при высыхании. Поэтому, нужен определенный навык для того, чтобы знать заранее, каков будет окончательный тон после высыхания краски.

Акварель, как и гуашь - водяные краски, и главное её достоинство - прозрачность. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычную воздушность и звучность. Другим отличительным свойством акварели является большая её подвижность. Благодаря воде, кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу, оставляя на ней заметный след. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка, иначе может получиться ничего не говорящее растекающееся пятно.

Существуют определённые требования к качеству акварели. Имеющиеся в продаже акварельные краски отечественного производства, лучшие из которых изготавливаются на заводе художественных красок в Санкт-Петербурге, в достаточной степени отвечают этим требованиям, получив признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

Кисти для работы водяными красками используют в основном мягкие (в некоторых случаях бывает уместно в сочетании с ними применять кисти с жестким волосом). Лучшие из них, изготовленные из волоса колонка, отличаются эластичностью и одновременно упругостью. Колонковые кисти во влажном состоянии должны иметь заострённый конец, позволяющий даже большой кистью заполнять небольшие поверхности или уточнять детали. После окончания работы их необходимо осторожно промыть и вытереть чистой тряпкой. Нельзя ставить кисти концом вниз: волос заламывается, конец его загибается, и кисть становится неудобной и даже непригодной для работы.

Для решения учебных задач программы достаточно иметь три кисти: две колонковые малого и среднего размеров (номера 3 и 8) и одну большую щетинную, желательно плоскую, кисть не меньше номера 14. Однако делу не повредит, если набор кистей будет  шире. Меняя в ходе работы размер кисти, при переходе от решения больших плоскостей или форм к формам меньшего размера, легче сохранить масштабность мазка, а следовательно, добиться и большей точности и выразительности изображения.

Палитра служит для механического смешения красок. В качестве палитры можно использовать кусок оргстекла или пластмассы белого цвета, желательно прямоугольной формы. Можно также пользоваться белой глазурованной плиткой или прозрачным оргстеклом, побелённым с обратной стороны или с наклеенной на обороте белой бумагой. Не следует использовать вместо палитры листки бумаги, особенно при работе акварелью, так как клей из такой размокшей “палитры” попадает в краску, лишает её прозрачности и загрязняет всю живопись.

Работа с красками требует тщательной и серьёзной подготовки. Так поступают художники-профессионалы, и  начинающие свой путь в изобразительном искусстве тоже не должны позволять себе вольности или поблажки. Для человека, который любит своё дело, который уважает свой труд, это должно быть не в тягость, а в удовольствие. Хорошо подготовившийся к делу при исполнении заданий будет незаметно для себя приобретать профессиональные навыки, любовь к труду и порядку в работе.

Для учителя необходимо:

  • Хорошо освещенное помещение
  • Наглядные пособия
  • Различные бытовые предметы и драпировки
  • Постамент для натюрмортов
  • Иллюстративные материалы
  • Доска, мел, бумага, маркеры

Для учеников необходимо иметь:

  • Бумага для акварели и черчения A3
  • Простые карандаши ТМ - М, ластик
  • Кисти (белка, колонок №2, №4, №6, №8)
  • Гуашь 12 цветов
  • Акварель 18 цветов
  • Восковые мелки
  • Сухая пастель
  • Бумага для пастели
  • Уголь для рисования
  • Черная гелиевая ручка
  • Черный маркер
  • Губка и тряпочка

8. Дидактический материал:

  • Плакаты
  • Картины, иллюстрации
  • Специальная литература
  • Фотографии
  • Видеозаписи

9-I. Учебно-тематический план

(I - ый год обучения)

Ознакомительный уровень. 72 часа

Раздел

Темы

Количество часов

в том числе:

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

•Ознакомительное.

1 Ч.

1 ч.

-

Рисунок

•Основы рисунка. Натюрморт. •Рисование объектов и пейзажей. •Рисование по памяти.

10 ч. 10 ч. 5 ч.

2 ч. 1 ч.

8ч. 9 ч. ,

5 ч.

Живопись

•Основы живописи. •Натюрморт. •Пейзажи с натуры.

10 ч. 12 ч. Зч.

2 ч. 1ч.

8 ч.

11ч.

Зч.

Композиция

•Иллюстрация. •«Игры на пленэре». •Образ и свет.

8 ч.

10 ч.

1 ч.

1 ч. 1 ч. 1ч.

7 ч. 9 ч.

Итоговые занятия

2 ч.

1 ч.

1ч.

10-I. Содержание учебно-тематического плана

(1 -ый год обучения)

1.        Вводное занятие

Знакомство с программой.

2.        Рисунок

Основы рисунка.

Практическая работа: выполнение 1-2 рисунков предметов различной формы на одном листе без моделирования формы светотенью. Размещение предметов на листе. Пропорции предметов. Штрих по форме.

Материалы: бумага, карандаш.

3.        Рисунок

Рисование отдельных предметов быта несложной формы.

Практическая работа: рисование нескольких предметов быта, композиция

на листе бумаги, построение, положение тона и штриха по форме.

Материалы: бумага, карандаш.

4.        Рисунок

Натюрморт из предметов разной формы и фактуры.

Практическая работа: проработка в эскизе композиции натюрморта,

передача пространственных планов, объема и характера поверхности

предметов.

Материалы: бумага, карандаш.

5.        Рисунок

Фрагмент пейзажа с ограниченным по глубине пространством.

Практическая работа: композиция листа, передача пропорций объема, характера поверхности элементов изображения.

Материалы: уголь, перо, тушь, бумага.

6.        Рисунок

Пейзажная зарисовка с ярко выраженной перспективой пространства.

Практическая работа: размещение элементов пейзажа в пространстве рисунка с использованием знаний в области линейной перспективы.

Материалы: бумага, карандаш, сангина.

7.        Живопись

Основы работы с гуашью.

Практическая работа: смешивание красок, оттенков, нанесение краски послойно на бумагу.

Материалы: гуашь, бумага, листы.

8.        Живопись

Натюрморт из 1-2 предметов.

Практическая работа: активное использование разнообразия цветовых оттенков в живописи однообразных поверхностей.

Материалы: гуашь, бумага, листы.

9.        Живопись

Натюрморт контрастный.

Практическая работа: показательный и цветовой контраст в живописи. Правильное размещение на листе бумаги.

Материалы: гуашь, бумага.

10.        Композиция

«Движение - жизнь».

Практическая работа: передача движения фигур в работе. Пропорции фигуры человека. Эскизы с натуры.

Материалы: карандаш, акварель, маркер, бумага.

11.        Композиция

«Волшебные страницы».

Практическая работа: иллюстрация любимого литературного произведения. Композиция многоплановая с проработкой переднего плана.

Материалы: гуашь, карандаш, бумага.

12.        Композиция

«Город».

Практическая работа: демонстрация знаний перспективы в городском пейзаже. Тонкие цветовые и тональные сочетания.

Материалы: карандаш, акварель, бумага.

13.        Итоговые занятия

Проведение конкурса, выставки лучших детских работ. Подведение итогов.

9-II. Учебно-тематический план

(2 - ой год обучения)

Ознакомительный уровень  72 часа

Раздел

Темы

Количество часов

Всего:

в том числе:

теоретические

практические

Вводное занятие

•Ознакомительное.

1 Ч.

1 ч.

Рисунок

•Рисование объектов с натуры. •Рисование картин природы.

15 ч. 10 ч.

2 ч.

13 ч. 10 ч.

Живопись

•Натюрморт (акварель, гуашь). •Живопись на пленэре. •Мир природы. •Портрет.

10 ч. 8 ч. 5 ч. 2 ч.

2 ч. 1 ч.

8 ч. 8 ч. 4 ч. 2 ч.

Композиция

•«Движение - жизнь». •Иллюстрации «Волшебные страницы». •«Город».

8 ч. 10 ч.

1 ч.

1 ч. 1 ч.

7 ч. 9 ч.

1 ч.

Итоговые занятия

2 ч.

1 ч.

1 ч.

10-II. Содержание учебно-тематического плана

(2 - ой год обучения)

1.        Вводное занятие

Знакомство с программой, материалами.

2.        Рисунок

Постановка из геометрических тел.

Практическая работа: правильное размещение предметов на листе

бумаги, построение и моделирование светотенью.

Материалы: бумага, карандаш.

3.        Рисунок

Рисование натюрморта.

Практическая работа: передача пропорциональных соотношений

предметов и их конструктивных особенностей, Лепка объема тоном.

Материалы: бумага, карандаш.

4.        Рисунок

Многоплановый натюрморт из предметов различной фактуры. Практическая работа: проработка композиции натюрморта, передача пространственных планов, градации тона, характера поверхности предметов.

Материалы: бумага, карандаш.

5.        Рисунок

Рисунок пейзажного мотива.

Практическая работа: передача характерных особенностей изображаемых объектов. Тщательная проработка деталей. Цельность рисунка. Материалы: карандаш, перо, тушь, бумага.

6.        Живопись

Натюрморт из 2-3 предметов.

Практическая работа: активное использование разнообразия цветовых и тональных оттенков, выразительность композиции.

Материалы: гуашь, бумага, губка, кисти.

7.        Живопись

Многоплановый пейзаж.

Практическая работа: передача оттенками цвета пространства. Проработка переднего плана. Сочетание оттенков, тона.

Материалы: гуашь, бумага, губка, кисти.

8.        Живопись

Эскизы животных, птиц.

Практическая работа: демонстрация фактуры. Техника выполнения различна.

Материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, карандаш.

9.        Живопись

Портрет. Основные пропорции головы человека.

Практическая работа: соблюдение пропорций головы человека. Правильное размещение, оттеночное сочетание цветов

Материалы: карандаш, гуашь, бумага.

10.        Композиция

«Движение - жизнь».

Практическая работа: передача движения фигур в работе. Пропорции фигуры человека. Эскизы с натуры.

Материалы: карандаш, акварель, маркер, бумага.

11.        Композиция

ч

«Волшебные страницы».

Практическая работа: иллюстрация любимого литературного произведения. Композиция многоплановая с проработкой переднего плана.

Материалы: гуашь, карандаш, бумага.

12.        Композиция

«Город».

Практическая работа: демонстрация знаний перспективы в городском пейзаже. Тонкие цветовые и тональные сочетания.

Материалы: карандаш, акварель, бумага.

13.        Итоговые занятия

Проведение конкурса, выставки лучших детских работ. Подведение итогов.

11. Список литературы

  1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. - М.: Просвещение, 1984.
  2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся- М.: Просвещение, Владос, 1994.
  3. Воловик А.Ф. Человечек на стене. М.: Детская литература, 1973.
  4. Волынский Л.Н. Страницы каменной летописи. М., Молодая гвардия, 1967.
  5. Изобразительное искусство в школе: Сб.материалов и документов /Сост.Г.Г.Виноградова. - М.: Просвещение, 1990.
  6. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.:Просвещение, 1971.
  7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.
  8. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.:Просвещение, 1981.
  9. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов средней школы. /Под ред. В.С.Кузина. -М.:Просвещение, 1974.
  10. Учебный рисунок: Учебное пособие /Под ред. В.А.Королёва. - М.:Изобразительное искусство, 1981.
  11. Школа изобразительного искусства. Вып.1: Учебное пособие. - М.:Изобразительное искусство, 1986.
  12. Школа изобразительного искусства. Вып.5: Учебное пособие. - М.:Изобразительное искусство, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по изобразительному искусству "Градация смешения черного с белым. Выполнение рисунка по наблюдениям "Полярная ночь"

Проект урока по изобразительному искусству. Тема: "Градация смешения черного с белым. Выполнение рисунка по наблюдениям "Полярная ночь"...

Внеклассное занятие 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»

Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта,  одежде, полотенцах как символ оберега от всего ...

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Презентация для урока 4 кл по изобразительному искусству "Тема материнства в изобразительном искусстве"

Презентация для урока 4 кл по изобразительному искусству "Тема материнства в изобразительном искусстве"...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...