Программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в школе. "Основы изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции" (Ознакомительный уровень)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Учебная программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Разработана для детей разного возраста, но на начальной стадии обучения (ознакомительный уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
"Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция"(ознакомительный уровень)
Содержание программы:
- Пояснительная записка.
- Цель программы.
- Задачи программы:
- обучающие;
- развивающие;
- воспитательные.
- Формы и методы проведения занятий:
- словесные методы обучений;
- наглядные методы обучения;
- практические методы обучения;
- творческие методы обучения;
- контроль и оценка работы.
- Планируемый результат.
- Критерии и формы оценки качества знаний и умений.
- Методическое обеспечение программы.
- Дидактические материал.
- Учебно-тематический план.
- Содержание учебно-тематического плана.
11 .Используемая литература.
Образовательная программа
"Основы изобразительной грамоты:
рисунок, живопись, композиция" (ознакомительный уровень)
Пояснительная записка
Нормативной основой программы «Основы изобразительной грамоты:
рисунок, живопись, композиция» являются документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- Приказ ДОгМ от 17.12.2014 № 922 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году».
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Направленность программы - художественная (Ознакомительный уровень)
Изобразительное творчество - это наиболее эффективное средство для формирования творчески активной, духовно богатой и разносторонне мыслящей личности.
Изобразительная деятельность оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств; создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности. Программа «Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция» направлена на углубленное изучение основ художественной культуры и дает возможность детям независимо от степени их одаренности, достичь относительно высокого уровня допрофессиональной художественной подготовки при условии проявления ими устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
Основная идея программы - это единство образования и воспитания, активных методов обучения и творческой самореализации детей.
Главное условие обучения - это создание атмосферы доверия и увлеченности предметом, выявления связи искусства с жизнью.
Воспитанники студии постоянно участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях и социально направленных мероприятиях.
Многие выпускники студии продолжают свое обучение в художественной школе, планируют свою деятельности в дальнейшем связать с искусством.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовольствие, представляют возможность для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребенка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Образовательная программа педагогически целесообразна, так как подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.
Эффективным для художественно-эстетического развития детей является такое введение теоретического и практического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Данный метод позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории, которая воплощается на практике в творческих работах воспитанниках.
Учитывая ориентацию программы, в её структуре сохранено деление на разделы "Ж"Рисунок", ивопись" и "Композиция", отвечающие принятым в художественных учебных заведениях основным видам учебной работы. Подобное деление носит условный характер, так как все виды работ тесно связаны между собой и в каждом из них присутствуют элементы другого.
В разделы "Рисунок" и "Живопись" включены задания по рисованию с натуры в жанрах натюрморта и пейзажа. Раздел "Композиция" состоит из заданий по рисованию на темы природы и окружающей жизни, иллюстрирования сюжетов литературных произведений, композиций на исторические темы, декоративной работы. Данные задания выполняются по памяти и по представлению.
Значительное место в программе отведено изображению природы, её объектов и явлений - пейзажу. Это продиктовано, с одной стороны, территориальной близостью студийного помещения от красивейших мест Москвы - Измайловского и Терлецкого лесопарков, что позволяет использовать отводимое на занятия пейзажем учебное время с максимальной отдачей; с другой - влиянием мира природы на духовное развитие личности. Воздействуя на эмоции ребёнка совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает у него эстетические чувства и желание отражать её явления в своём творчестве.
Помимо практической деятельности, занятия по рисунку, живописи и композиции включают в себя беседы об искусстве, посещение художественных музеев, картинных галерей, призванные содействовать всестороннему развитию личности каждого учащегося, обогащению его духовного мира.
Учитывая ориентацию программы, в её структуре сохранено деление на разделы "Рисунок", "Живопись" и "Композиция", отвечающие принятым в художественных учебных заведениях основным видам учебной работы. Подобное деление носит условный характер, так как все виды работ тесно связаны между собой и в каждом из них присутствуют элементы другого.
В разделы "Рисунок" и "Живопись" включены задания по рисованию с натуры в жанрах натюрморта и пейзажа. Раздел "Композиция" состоит из заданий по рисованию на темы природы и окружающей жизни, иллюстрирования сюжетов литературных произведений, композиций на исторические темы, декоративной работы. Данные задания выполняются по памяти и по представлению.
Значительное место в программе отведено изображению природы, её объектов и явлений - пейзажу. Это продиктовано, с одной стороны, территориальной близостью студийного помещения от красивейших мест Москвы - Измайловского и Терлецкого лесопарков, что позволяет использовать отводимое на занятия пейзажем учебное время с максимальной отдачей; с другой - влиянием мира природы на духовное развитие личности. Воздействуя на эмоции ребёнка совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает у него эстетические чувства и желание отражать её явления в своём творчестве.
Помимо практической деятельности, занятия по рисунку, живописи и композиции включают в себя беседы об искусстве, посещение художественных музеев, картинных галерей, призванные содействовать всестороннему развитию личности каждого учащегося, обогащению его духовного мира.
В программе присутствуют четыре направления:
- рисование с натуры;
- рисование на темы;
- декоративное рисование;
- беседы об искусстве;
Развитие художественно-образного мышления строится на единстве двух его основ:
- развитие наблюдательности;
- умение вглядываться в явления жизни;
- развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Основными темами в разделе живописи и рисунка являются натюрморты, пейзажи, работы по памяти и воображению, фигуральные композиции, иллюстрации к литературным произведениям, декоративные работы.
Оптимальным материалом для живописи считается гуашь, но так же используется и акварель, восковые мелки, цветная постель и т.д.
Материалами для рисунка являются: карандаш, уголь, гелиевая ручка, черный и белый маркер, белая и тонированная бумага.
Курс рассчитан на 2 года обучения. Возрастная категория -дети 7-9лет. Первый год обучения предусматривает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.
Оптимальная наполняемость группы для занятий - 10-15 человек. В первый год обучения (ознакомительный уровень) занятия проходят по 1 часу два раза в неделю .
2. Цель программы:
Целью программы является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Иными словами, необходимо создать условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека. Достижение этой цели приводит к формированию устойчивого интереса к изобразительной деятельности, расширяет кругозор детей, развивает творческое мышление, формирует навыки самостоятельной работы.
3. Задачи:
Обучающие:
- Приобретение, закрепление и совершенствование знаний из области изобразительной грамоты
- Формирование, закрепление и совершенствование способов изобразительной деятельности
- Выработка умения планирования своей деятельности
- Освоение приемов и способов работы с различными материалами
Развивающие:
- Развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, готовности участвовать самому ребенку в рисовании работ отвечающие художественным требованиям (композиция, форма, цветосочетание...)
- Развитие образного мышления и творческого воображения
- Развитие креативного мышления
- Развития самостоятельности мышления
Воспитательные:
- Выработка настойчивости в достижении цели
- Воспитание находчивости, трудолюбия
- Воспитание дисциплинированности
- Воспитание умения доводить начатое до конца
- Воспитание высоконравственных человеческих качеств
- Развитие коммуникабельности
4. Формы и методы проведения занятий:
Словесные методы обучения:
- Устное изложение теории изобразительного и прикладного творчества
- Анализ изображенных художниками произведений
- Анализ детских работ
Наглядные методы обучения:
- Показ видеоматериалов, иллюстраций
- Работа по образцу
- Показ, исполнение за педагогом
5. Планируемый результат:
В результате прохождения полного курса по данной программе дети должны:
Знать виды и жанры изобразительного искусства и их отличительные признаки
- Иметь представление об основных художественных стилях и направлениях в искусстве
- Уметь подмечать в окружающей жизни интересные, пластические, декоративные и содержательные мотивы и использовать их в своей работе.
- Уметь грамотно располагать рисуемые предметы на листе бумаги
- Точно передавать пропорции предметов
- Владеть конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами
- Уметь «поставить» предметы на плоскость
- Выявлять цвет, выявлять форму цветом, выявлять цветом объем и выявлять цветом пространство Уметь пользоваться эскизом с целью формирования и конкретизации замысла
- Уметь добиваться полноты передачи предметно-пространственных свойств мотива, применяя элементы перспективы, конструктивное построение, моделировка формы светотенью, цветовые и тональные отношения
- Уметь изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом их цветовых особенностей
- Уметь обобщать, добиваться цельности
- Уметь самостоятельно контролировать свою работу, обнаруживать в ней недостатки и устранять их
6. Критерии и формы оценки качества знаний и умений:
- Отчетная выставка
- Участие в конкурсах
- Педагогическое наблюдение
- Открытое занятие
7. Методическое обеспечение программы
Для успешного выполнения учебных задач программы необходимо, чтобы все виды занятий в процессе обучения были тесно взаимосвязаны, дополняли друг друга и проводились с учетом степени сложности изучаемого материала, особенностей времен года и интересов учащихся. При реализации программы допускается некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те или иные задания, в зависимости от успеваемости членов коллектива. Для детей, готовящихся к поступлению в специальные художественные учебные заведения, педагог в индивидуальном порядке может увеличить количество заданий, соответствующих характеру вступительных экзаменов.
В процессе обучения учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Здесь приобретаются и систематизируются навыки и знания в области перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объема и светотени, состояния и "настроения" мотива. Отдельные задания направлены на выполнение упражнений по работе с материалом. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей в раскрытии тем, выразительности и оригинальности композиции рисунков, их исполнения. Особое значение придается работе над эскизом, в котором решаются задачи интересного выбора мотива, организации картинной плоскости и проработки изобразительного решения. Все задания выполняются в определенной последовательности: предварительные наблюдения (если это возможно), составление рабочего эскиза, детальное выполнение на его основе линейного рисунка с последующим завершением работы в материале. В ряде случаев для стимулирования творческого процесса даются домашние задания по сбору и изучению тематического материала. Некоторые задания связаны с коллективным творчеством, где в процессе совместной работы по оформлению клуба к Новому году создается теплая дружеская атмосфера, в которой каждый ребенок чувствует себя уверенно, активно действует, с радостью учится новым приемам рисования; у детей развивается художественный вкус, способность к анализу и самооценке.
Беседы об искусстве проводятся, как правило, в начале занятий и сопровождаются демонстрацией произведений отечественного и зарубежного изобразительного искусства (репродукций, слайдов, фотографий), методических таблиц и учебных работ из методического фонда студии. Рекомендуемый для показа иллюстративный материал составляет зрительный ряд. Беседам об искусстве могут посвящаться и отдельные занятия.
Развитию эстетических чувств учащихся, наряду с беседами об изобразительном искусстве, помогает поэзия (литературный ряд) и музыка: песни, романсы, симфонические и другие музыкальные произведения (музыкальный ряд). Так, например, рисование на темы природы рекомендуется сочетать с демонстрацией картин-пейзажей А.Саврасова, И.Левитана, А.Куинджи, В.Поленова; чтением стихов А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина и прослушиванием “Времён года” П.Чайковского, песен и романсов русских композиторов. Подобный эмоциональный фон способствует нравственному преображению детей, развитию у них образного восприятия и творческого отношения к труду.
Основными художественными материалами для работы по данной программе являются: бумага, графитный и цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти и палитра.
Бумага служит основой для всех видов графических и живописных работ, предусмотренных программой (в отдельных случаях в качестве основы может быть использован плотный картон). Бумага бывает различных сортов. Некоторые из них, ввиду непрочности поверхности, не выдерживают продолжительной работы и длительного хранения. К лучшим сортам, рекомендуемым к использованию, относятся ватман, полуватман, отдельные сорта рисовальной и чертёжной бумаги. Белая плотная бумага с зернистой поверхностью удобна для работы акварелью. Бумага же с глянцевой поверхностью малопригодна для рисования как карандашом, так и красками.
Графитный карандаш - наиболее распространенный материал для рисунка. Он хорошо держится на бумаге и легко поддаётся стиранию. Остриём графита можно давать тончайшую линию, а его боковой поверхностью - живой, пространственный штрих. Лучше всего использовать карандаши “Кохинор” от H до 2В или “Конструктор” от Т до 2М. Буквы обозначают силу карандаша, цифры - степень этой силы (Н и Т - твёрдый, В и М - мягкий, 2В мягче В и т.д.). Следует избегать применения графитных карандашей высокой степени твёрдости или мягкости, так как твёрдые “царапают” бумагу, а использование очень мягких может привести к затёртости рисунка, и, как следствие, к неряшливости в исполнении.
Цветные карандаши обычно выполняют очень узкую роль - раскраски локальным цветом детских рисунков, но и в этом материале можно найти интересную богатую изобразительную технику, стоит только посмотреть на него как на своеобразную жёсткую пастель (что и есть на самом деле). Цветной карандаш хорошо ложиться на бумагу, имеет яркий цвет, он очень графичен. Его штрихи могут быть и плотными, и лёгкими, что создаёт возможность разнообразить фактуру рисунка. Цвет одного карандаша может перекрываться цветом другого, создавая тем самым новый, сложный цвет. Используя качества цветного карандаша и разнообразные технические приёмы, можно найти путь к выразительному, живому рисунку, к интересной композиции.
Гуашевые краски являются основным живописным материалом для работы по данной программе. Они продаются в баночках различных цветов. В набор, наряду с основными красками, обязательно входят белила. Это очень важно, так как без белил при работе в технике гуашевой живописи невозможно получить ни тональных, ни цветовых градаций. Несмотря на свою пастозность, гуашь очень податлива, легко ложится на бумагу, давая яркий плотный цвет, а в смесях с белилами - мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов. Некоторые трудности в работе гуашевыми красками связаны с высветлением красочного слоя при высыхании. Поэтому, нужен определенный навык для того, чтобы знать заранее, каков будет окончательный тон после высыхания краски.
Акварель, как и гуашь - водяные краски, и главное её достоинство - прозрачность. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычную воздушность и звучность. Другим отличительным свойством акварели является большая её подвижность. Благодаря воде, кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу, оставляя на ней заметный след. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка, иначе может получиться ничего не говорящее растекающееся пятно.
Существуют определённые требования к качеству акварели. Имеющиеся в продаже акварельные краски отечественного производства, лучшие из которых изготавливаются на заводе художественных красок в Санкт-Петербурге, в достаточной степени отвечают этим требованиям, получив признание не только в нашей стране, но и за рубежом.
Кисти для работы водяными красками используют в основном мягкие (в некоторых случаях бывает уместно в сочетании с ними применять кисти с жестким волосом). Лучшие из них, изготовленные из волоса колонка, отличаются эластичностью и одновременно упругостью. Колонковые кисти во влажном состоянии должны иметь заострённый конец, позволяющий даже большой кистью заполнять небольшие поверхности или уточнять детали. После окончания работы их необходимо осторожно промыть и вытереть чистой тряпкой. Нельзя ставить кисти концом вниз: волос заламывается, конец его загибается, и кисть становится неудобной и даже непригодной для работы.
Для решения учебных задач программы достаточно иметь три кисти: две колонковые малого и среднего размеров (номера 3 и 8) и одну большую щетинную, желательно плоскую, кисть не меньше номера 14. Однако делу не повредит, если набор кистей будет шире. Меняя в ходе работы размер кисти, при переходе от решения больших плоскостей или форм к формам меньшего размера, легче сохранить масштабность мазка, а следовательно, добиться и большей точности и выразительности изображения.
Палитра служит для механического смешения красок. В качестве палитры можно использовать кусок оргстекла или пластмассы белого цвета, желательно прямоугольной формы. Можно также пользоваться белой глазурованной плиткой или прозрачным оргстеклом, побелённым с обратной стороны или с наклеенной на обороте белой бумагой. Не следует использовать вместо палитры листки бумаги, особенно при работе акварелью, так как клей из такой размокшей “палитры” попадает в краску, лишает её прозрачности и загрязняет всю живопись.
Работа с красками требует тщательной и серьёзной подготовки. Так поступают художники-профессионалы, и начинающие свой путь в изобразительном искусстве тоже не должны позволять себе вольности или поблажки. Для человека, который любит своё дело, который уважает свой труд, это должно быть не в тягость, а в удовольствие. Хорошо подготовившийся к делу при исполнении заданий будет незаметно для себя приобретать профессиональные навыки, любовь к труду и порядку в работе.
Для учителя необходимо:
- Хорошо освещенное помещение
- Наглядные пособия
- Различные бытовые предметы и драпировки
- Постамент для натюрмортов
- Иллюстративные материалы
- Доска, мел, бумага, маркеры
Для учеников необходимо иметь:
- Бумага для акварели и черчения A3
- Простые карандаши ТМ - М, ластик
- Кисти (белка, колонок №2, №4, №6, №8)
- Гуашь 12 цветов
- Акварель 18 цветов
- Восковые мелки
- Сухая пастель
- Бумага для пастели
- Уголь для рисования
- Черная гелиевая ручка
- Черный маркер
- Губка и тряпочка
8. Дидактический материал:
- Плакаты
- Картины, иллюстрации
- Специальная литература
- Фотографии
- Видеозаписи
9-I. Учебно-тематический план
(I - ый год обучения)
Ознакомительный уровень. 72 часа
Раздел | Темы | Количество часов в том числе: | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | •Ознакомительное. | 1 Ч. | 1 ч. | - |
Рисунок | •Основы рисунка. Натюрморт. •Рисование объектов и пейзажей. •Рисование по памяти. | 10 ч. 10 ч. 5 ч. | 2 ч. 1 ч. | 8ч. 9 ч. , 5 ч. |
Живопись | •Основы живописи. •Натюрморт. •Пейзажи с натуры. | 10 ч. 12 ч. Зч. | 2 ч. 1ч. | 8 ч. 11ч. Зч. |
Композиция | •Иллюстрация. •«Игры на пленэре». •Образ и свет. | 8 ч. 10 ч. 1 ч. | 1 ч. 1 ч. 1ч. | 7 ч. 9 ч. |
Итоговые занятия | 2 ч. | 1 ч. | 1ч. |
10-I. Содержание учебно-тематического плана
(1 -ый год обучения)
1. Вводное занятие
Знакомство с программой.
2. Рисунок
Основы рисунка.
Практическая работа: выполнение 1-2 рисунков предметов различной формы на одном листе без моделирования формы светотенью. Размещение предметов на листе. Пропорции предметов. Штрих по форме.
Материалы: бумага, карандаш.
3. Рисунок
Рисование отдельных предметов быта несложной формы.
Практическая работа: рисование нескольких предметов быта, композиция
на листе бумаги, построение, положение тона и штриха по форме.
Материалы: бумага, карандаш.
4. Рисунок
Натюрморт из предметов разной формы и фактуры.
Практическая работа: проработка в эскизе композиции натюрморта,
передача пространственных планов, объема и характера поверхности
предметов.
Материалы: бумага, карандаш.
5. Рисунок
Фрагмент пейзажа с ограниченным по глубине пространством.
Практическая работа: композиция листа, передача пропорций объема, характера поверхности элементов изображения.
Материалы: уголь, перо, тушь, бумага.
6. Рисунок
Пейзажная зарисовка с ярко выраженной перспективой пространства.
Практическая работа: размещение элементов пейзажа в пространстве рисунка с использованием знаний в области линейной перспективы.
Материалы: бумага, карандаш, сангина.
7. Живопись
Основы работы с гуашью.
Практическая работа: смешивание красок, оттенков, нанесение краски послойно на бумагу.
Материалы: гуашь, бумага, листы.
8. Живопись
Натюрморт из 1-2 предметов.
Практическая работа: активное использование разнообразия цветовых оттенков в живописи однообразных поверхностей.
Материалы: гуашь, бумага, листы.
9. Живопись
Натюрморт контрастный.
Практическая работа: показательный и цветовой контраст в живописи. Правильное размещение на листе бумаги.
Материалы: гуашь, бумага.
10. Композиция
«Движение - жизнь».
Практическая работа: передача движения фигур в работе. Пропорции фигуры человека. Эскизы с натуры.
Материалы: карандаш, акварель, маркер, бумага.
11. Композиция
«Волшебные страницы».
Практическая работа: иллюстрация любимого литературного произведения. Композиция многоплановая с проработкой переднего плана.
Материалы: гуашь, карандаш, бумага.
12. Композиция
«Город».
Практическая работа: демонстрация знаний перспективы в городском пейзаже. Тонкие цветовые и тональные сочетания.
Материалы: карандаш, акварель, бумага.
13. Итоговые занятия
Проведение конкурса, выставки лучших детских работ. Подведение итогов.
9-II. Учебно-тематический план
(2 - ой год обучения)
Ознакомительный уровень 72 часа
Раздел | Темы | Количество часов | ||
Всего: | в том числе: | |||
теоретические | практические | |||
Вводное занятие | •Ознакомительное. | 1 Ч. | 1 ч. | |
Рисунок | •Рисование объектов с натуры. •Рисование картин природы. | 15 ч. 10 ч. | 2 ч. | 13 ч. 10 ч. |
Живопись | •Натюрморт (акварель, гуашь). •Живопись на пленэре. •Мир природы. •Портрет. | 10 ч. 8 ч. 5 ч. 2 ч. | 2 ч. 1 ч. | 8 ч. 8 ч. 4 ч. 2 ч. |
Композиция | •«Движение - жизнь». •Иллюстрации «Волшебные страницы». •«Город». | 8 ч. 10 ч. 1 ч. | 1 ч. 1 ч. | 7 ч. 9 ч. 1 ч. |
Итоговые занятия | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
10-II. Содержание учебно-тематического плана
(2 - ой год обучения)
1. Вводное занятие
Знакомство с программой, материалами.
2. Рисунок
Постановка из геометрических тел.
Практическая работа: правильное размещение предметов на листе
бумаги, построение и моделирование светотенью.
Материалы: бумага, карандаш.
3. Рисунок
Рисование натюрморта.
Практическая работа: передача пропорциональных соотношений
предметов и их конструктивных особенностей, Лепка объема тоном.
Материалы: бумага, карандаш.
4. Рисунок
Многоплановый натюрморт из предметов различной фактуры. Практическая работа: проработка композиции натюрморта, передача пространственных планов, градации тона, характера поверхности предметов.
Материалы: бумага, карандаш.
5. Рисунок
Рисунок пейзажного мотива.
Практическая работа: передача характерных особенностей изображаемых объектов. Тщательная проработка деталей. Цельность рисунка. Материалы: карандаш, перо, тушь, бумага.
6. Живопись
Натюрморт из 2-3 предметов.
Практическая работа: активное использование разнообразия цветовых и тональных оттенков, выразительность композиции.
Материалы: гуашь, бумага, губка, кисти.
7. Живопись
Многоплановый пейзаж.
Практическая работа: передача оттенками цвета пространства. Проработка переднего плана. Сочетание оттенков, тона.
Материалы: гуашь, бумага, губка, кисти.
8. Живопись
Эскизы животных, птиц.
Практическая работа: демонстрация фактуры. Техника выполнения различна.
Материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, карандаш.
9. Живопись
Портрет. Основные пропорции головы человека.
Практическая работа: соблюдение пропорций головы человека. Правильное размещение, оттеночное сочетание цветов
Материалы: карандаш, гуашь, бумага.
10. Композиция
«Движение - жизнь».
Практическая работа: передача движения фигур в работе. Пропорции фигуры человека. Эскизы с натуры.
Материалы: карандаш, акварель, маркер, бумага.
11. Композиция
ч
«Волшебные страницы».
Практическая работа: иллюстрация любимого литературного произведения. Композиция многоплановая с проработкой переднего плана.
Материалы: гуашь, карандаш, бумага.
12. Композиция
«Город».
Практическая работа: демонстрация знаний перспективы в городском пейзаже. Тонкие цветовые и тональные сочетания.
Материалы: карандаш, акварель, бумага.
13. Итоговые занятия
Проведение конкурса, выставки лучших детских работ. Подведение итогов.
11. Список литературы
- Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. - М.: Просвещение, 1984.
- Алёхин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся- М.: Просвещение, Владос, 1994.
- Воловик А.Ф. Человечек на стене. М.: Детская литература, 1973.
- Волынский Л.Н. Страницы каменной летописи. М., Молодая гвардия, 1967.
- Изобразительное искусство в школе: Сб.материалов и документов /Сост.Г.Г.Виноградова. - М.: Просвещение, 1990.
- Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.:Просвещение, 1971.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.:Просвещение, 1981.
- Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов средней школы. /Под ред. В.С.Кузина. -М.:Просвещение, 1974.
- Учебный рисунок: Учебное пособие /Под ред. В.А.Королёва. - М.:Изобразительное искусство, 1981.
- Школа изобразительного искусства. Вып.1: Учебное пособие. - М.:Изобразительное искусство, 1986.
- Школа изобразительного искусства. Вып.5: Учебное пособие. - М.:Изобразительное искусство, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по изобразительному искусству "Градация смешения черного с белым. Выполнение рисунка по наблюдениям "Полярная ночь"
Проект урока по изобразительному искусству. Тема: "Градация смешения черного с белым. Выполнение рисунка по наблюдениям "Полярная ночь"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-270332-1372428746.jpg)
Внеклассное занятие 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»
Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта, одежде, полотенцах как символ оберега от всего ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/01/picture-442453-1398952201.jpg)
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001529-1516865196.jpg)
Презентация для урока 4 кл по изобразительному искусству "Тема материнства в изобразительном искусстве"
Презентация для урока 4 кл по изобразительному искусству "Тема материнства в изобразительном искусстве"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/10/picture-265593-1707590757.jpg)
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126153-1350418912.jpg)
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...