Внеклассное занятие 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»
план-конспект занятия (изобразительное искусство, 3 класс) по теме

Чегринцева Татьяна Николаевна

Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта,  одежде, полотенцах как символ оберега от всего недоброго и злого. Часто сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и  связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали на жердь и устанавливали  посреди костра.

В старые годы встреча Масленицы совершалась торжественно. Праздновали  Масленицу целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городков» происходило в понедельник и во вторник. Потом наступала среда-Лакомка. В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Часто украшали блины символами солнца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема внеклассного занятия 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»  

Оборудование: Презентация «Символы солнца в изобразительном искусстве», изображение солнца на кругах, имитирующих изображение блина, картины художников изображающих празднование масленицы (Б.Кустодиев).

Ход занятия: 1. Организация учащихся.

    Учитель. 

- Мы с вами поговорим о самой большой звезде, которая светит нам везде.

Звезде по имени Солнце. Вот и оно заглянуло к нам в оконце.

- Какой приближается праздник? Дети отвечают.

- Ребята, а что вы знаете о народном празднике «Масленице»? (Дети делятся   своими знаниями). Сегодня я предлагаю вам поиграть, порисовать. И разрешите солнышками вас называть.

 - А почему на масленицу люди пекут блины?

 Правильно, круглый блин похож на солнце. Люди хотят, чтобы поскорее  пришла весна - красна. Пекут не только блины, но и жаворонков. Делают из глины свистульки, тем самым зазывая птиц, а значит и весну.

Блины украшали ягодами, смородиной, малиной, вареньем, сметанкой,  и другими съедобными продуктами. Люди изображали различные символы, знаки оберега.

Сейчас мы посмотрим презентацию о символике народной. Как люди изображали солнце не только на Руси, но и у других народов.

(Просмотр презентации)

Мы сейчас тоже украсим наш блин, вырезанный из бумаги  и назовём его поздравительная Блин-открытка.

Используя изображения на доске, в презентации нарисуйте украшения на своём «блине».   На обратной стороне напишите поздравления своим близким.

В это время две девочки Снежанка и Веснянка на доске делают композицию из ранее изготовленных домиков, людей, одетых в народные праздничные одежды. Наклеивают дома людей, солнце, сгорающее соломенное чучело.

    Учитель. Вот мы и подошли к завершению нашего занятия. Пока наши художники - пекари украшали блины,  Снежанка и Веснянка в образе Зимы и Весны создали вот такую интересную  композицию - аппликацию (изображение деревни, нарядно украшенный народ, в центре сжигаемое чучело). Расскажите  о своей картине.

 Девочки:       Мы изобразили праздник под названием «Масленица». В центре мы поставили соломенное чучело, охваченное пламенем. Вокруг стоят люди  радуются, поют песни и смотрят, как оно горит.

  Учитель.    А что означает чучело и почему оно горит в костре. Что вы знаете об этом.

Девочка -Снежанка:   Чучело-это   чудище по имени Морана (зима), которое наводило страх на всё живое. Но появлялось светлое божество  весеннего плодородия земли - веселая красавица Лада, которую  окружала многочисленная свита. С весенней песней шла она на поиски своего жениха - Леля, зачарованного злой колдуньей.  Шли   века, и мало-помалу красавица - богиня, вестница весны Лада превратилась в Масленицу.

На седьмой день масленицы, к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где сжигали,   безобразное чучело-чудовище   Морану - символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов.  Люди сжигали   чучело, а вместе с ним всё недоброе  и злое,    сжигалась зима-Морана   под песни молодежи.  

Девочка – Веснянка:    Масленица - гостья особая. Ее одно может привлечь - долгожданное солнечное тепло. Масленица - девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощениями вкусными заманивали.  Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого.

В настоящее время это действие имеет развлекательное значение.  В костер, в котором уничтожалось чучело, обычно также выкидывали ненужные и старые вещи, одежду от хворых людей. В этом плане люди хотели избавиться от всего дурного. Потом пепел развевали по полям, чтобы новый урожай был хорошим и богатым. Вот такое  очень интересное было празднование!

  Учитель. Часто сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и  связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали на жердь и устанавливали  посреди костра.

В старые годы встреча Масленицы совершалась торжественно. Праздновали  Масленицу целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городков» происходило в понедельник и во вторник. Потом наступала среда-Лакомка. В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Часто украшали блины символами солнца.

 Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта,  одежде, полотенцах как символ оберега от всего недоброго и злого.

Показ презентации.  

- Давайте ещё раз посмотрим на символы солнца. Всё ли вы учли в своих украшениях.

- А сейчас посмотрим, что же изобразили наши пекари на своих блинах. «Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Дети, покажите что у вас получилось.

Учащиеся показывают свои работы друг другу.

  Ученик 

    - Я хочу добавить, что  для славян масленица   долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта.

   Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

         

Учитель. После Масленицы наступал Великий пост, все верующие постничали, то есть воздерживались в еде и развлечениях.

В заключение, я знаю, вы на музыке учили песню  связанную с праздником проводы зимы. Очень хочется послушать.

Звучит песня «Ой блины мои блины». Дети подпевают.

Под песню   Снежанка и Веснянка собирают блины-открытки и  обмениваются друг-с другом с пожеланиями.

Учитель. 

Проходят века, меняется жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжает жить. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Масленицу провожали — весну встречали,

 Гостья погостилася, с зимушкой простилася,

 С крыши капели, грачи прилетели,

 Воробьи чирикают, они весну кликают.

С наступающей Масленицей всех вас!



Предварительный просмотр:

Тема внеклассного занятия 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»  

Оборудование: Презентация «Символы солнца в изобразительном искусстве», изображение солнца на кругах, имитирующих изображение блина, картины художников изображающих празднование масленицы (Б.Кустодиев).

Ход занятия: 1. Организация учащихся.

    Учитель. 

- Мы с вами поговорим о самой большой звезде, которая светит нам везде.

Звезде по имени Солнце. Вот и оно заглянуло к нам в оконце.

- Какой приближается праздник? Дети отвечают.

- Ребята, а что вы знаете о народном празднике «Масленице»? (Дети делятся   своими знаниями). Сегодня я предлагаю вам поиграть, порисовать. И разрешите солнышками вас называть.

 - А почему на масленицу люди пекут блины?

 Правильно, круглый блин похож на солнце. Люди хотят, чтобы поскорее  пришла весна - красна. Пекут не только блины, но и жаворонков. Делают из глины свистульки, тем самым зазывая птиц, а значит и весну.

Блины украшали ягодами, смородиной, малиной, вареньем, сметанкой,  и другими съедобными продуктами. Люди изображали различные символы, знаки оберега.

Сейчас мы посмотрим презентацию о символике народной. Как люди изображали солнце не только на Руси, но и у других народов.

(Просмотр презентации)

Мы сейчас тоже украсим наш блин, вырезанный из бумаги  и назовём его поздравительная Блин-открытка.

Используя изображения на доске, в презентации нарисуйте украшения на своём «блине».   На обратной стороне напишите поздравления своим близким.

В это время две девочки Снежанка и Веснянка на доске делают композицию из ранее изготовленных домиков, людей, одетых в народные праздничные одежды. Наклеивают дома людей, солнце, сгорающее соломенное чучело.

    Учитель. Вот мы и подошли к завершению нашего занятия. Пока наши художники - пекари украшали блины,  Снежанка и Веснянка в образе Зимы и Весны создали вот такую интересную  композицию - аппликацию (изображение деревни, нарядно украшенный народ, в центре сжигаемое чучело). Расскажите  о своей картине.

 Девочки:       Мы изобразили праздник под названием «Масленица». В центре мы поставили соломенное чучело, охваченное пламенем. Вокруг стоят люди  радуются, поют песни и смотрят, как оно горит.

  Учитель.    А что означает чучело и почему оно горит в костре. Что вы знаете об этом.

Девочка -Снежанка:   Чучело-это   чудище по имени Морана (зима), которое наводило страх на всё живое. Но появлялось светлое божество  весеннего плодородия земли - веселая красавица Лада, которую  окружала многочисленная свита. С весенней песней шла она на поиски своего жениха - Леля, зачарованного злой колдуньей.  Шли   века, и мало-помалу красавица - богиня, вестница весны Лада превратилась в Масленицу.

На седьмой день масленицы, к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где сжигали,   безобразное чучело-чудовище   Морану - символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов.  Люди сжигали   чучело, а вместе с ним всё недоброе  и злое,    сжигалась зима-Морана   под песни молодежи.  

Девочка – Веснянка:    Масленица - гостья особая. Ее одно может привлечь - долгожданное солнечное тепло. Масленица - девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощениями вкусными заманивали.  Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого.

В настоящее время это действие имеет развлекательное значение.  В костер, в котором уничтожалось чучело, обычно также выкидывали ненужные и старые вещи, одежду от хворых людей. В этом плане люди хотели избавиться от всего дурного. Потом пепел развевали по полям, чтобы новый урожай был хорошим и богатым. Вот такое  очень интересное было празднование!

  Учитель. Часто сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и  связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали на жердь и устанавливали  посреди костра.

В старые годы встреча Масленицы совершалась торжественно. Праздновали  Масленицу целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городков» происходило в понедельник и во вторник. Потом наступала среда-Лакомка. В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Часто украшали блины символами солнца.

 Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта,  одежде, полотенцах как символ оберега от всего недоброго и злого.

Показ презентации.  

- Давайте ещё раз посмотрим на символы солнца. Всё ли вы учли в своих украшениях.

- А сейчас посмотрим, что же изобразили наши пекари на своих блинах. «Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Дети, покажите что у вас получилось.

Учащиеся показывают свои работы друг другу.

  Ученик 

    - Я хочу добавить, что  для славян масленица   долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта.

   Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

         

Учитель. После Масленицы наступал Великий пост, все верующие постничали, то есть воздерживались в еде и развлечениях.

В заключение, я знаю, вы на музыке учили песню  связанную с праздником проводы зимы. Очень хочется послушать.

Звучит песня «Ой блины мои блины». Дети подпевают.

Под песню   Снежанка и Веснянка собирают блины-открытки и  обмениваются друг-с другом с пожеланиями.

Учитель. 

Проходят века, меняется жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжает жить. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Масленицу провожали — весну встречали,

 Гостья погостилася, с зимушкой простилася,

 С крыши капели, грачи прилетели,

 Воробьи чирикают, они весну кликают.

С наступающей Масленицей всех вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ "Широкая масленица"

Разработка классного часа, раздатка и презентация...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Символика солнца в изобразительном искусстве.

Солнце издревле почиталось различными народами мира.Наши предки славяне считали Солнце Богом, и называли его Ра. Солнце боготворят и сейчас, относясь к нему с восхищением и страхом перед его мощью. Со...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование художественной нетрадиционной техники изобразительного искусства — пластилинографии. Карлсон».

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующийся личности ребенка он оказывает свое благотворное влияние. Тактильная ак...

3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме : "Чуден свет-мудры люди, дивны дела их" (конспект+презентация)

Дисциплина: изобразительное искусствоТема урока: Чуден свет- мудры люди, дивны дела их.(класс 3, урок №6)Тип урока: урок-вариацияЦель: - создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия...

3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр" (конспект+презентация)

3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр"...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по изобразительному искусству Тема: «Искусство объединяет народы. Материнство»

Цели деятельности учителя: формирование представления о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствование навыков и умений в изображении человека.Планируемые результатыПредметны...