Программа курса внеурочной деятельности «Юный художник»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сушко Лариса Анатольевна

Программа курса   "Юный художник" расчитана  на 4 года.  Разработана  для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а так же  учебного плана МБОУ  "Школы №154" г.о. Самара на 2016-2017 уч.г. Изучение курса направлено на  формирование  эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления духовной деятельности растущей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_yunyy_huzh_v_papku.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса  внеурочной  деятельности  «Юный художник»
                               

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Юный художник» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также учебного плана МБОУ СОШ №154 на 2016 - 2017 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №154 г.о. Самара. На основе авторских программ «Изобразительное искусство», разработанной О.А.Куревиной, Е.Д.Ковальской, Учебники для 1-4 классов М.Баласс, 2011г

                                     Общая характеристика учебного предмета

Изучение  курса  «Юный художник»  направлено на формирование эмоционально-образного , художественного типа мышления, что является условием   становления     духовной деятельности растущей личности. Данная программа развивает интеллектуально - творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

           Связь изобразительного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся.

 Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование у него ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Цели курса

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, формирование способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

^ • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи курса:

  • развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
  • воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
  • реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
  • воспитание потребности учащихся в общении с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
  • расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
  • знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • развитие способности к сотрудничеству в художественной деятельности.

                                                  Описание места учебного курса в учебном плане

В учебном плане на изучение курса «Юный художник» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

В рабочей программе выстроена и представлена в приведенной ниже табличной форме система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий.

                                                        Основное содержание учебного предмета        

Раздел 1. Природа - главный художник (Графика. Основы рисунка. Линия. Штрих. Цветовое пятно. Эскиз)

Азбука рисования: Мы - семья карандашей. Мы - семья кистей. Мы - семья красок. А я - бумага. Берем в руки карандаш... Берем в руки кисти... Как хранить кисти. Как хранить рисунки.

Впечатление. Выражение: Природа вокруг нас (передача в рисунке пространства неба и земли). Обитатели неба (передача пространства неба и земли другими материалами + дополнительный рисунок природных явлений в небе). Обитатели Земли (простой рисунок форм животного мира с детальными проработками фактуры их поверхности). Между небом и землей (рисунок явлений природы, которые соединяют небо и землю, опускаются с неба на землю; в различных техниках). Природные стихии. Путешествие воды (изображение различных состояний воды, по выбору, простыми средствами). Живое тянется к солнцу (изображение пространства неба и земли и растительного мира в трех стадиях роста - динамика развития растений).

В мастерской художника: Природные стихии (анализ произведений изобразительного искусства с изображением разных явлений природы).

Коллективная работа: Шире круг (закрепление навыка - рисунок непрерывной линии, штриховка внутри формы и прорисовка мелких деталей в крупной форме; первый опыт коллективной деятельности и оформления класса).

Раздел 2. Мир цвета (Основы цветоведения. Основные цвета. Составные цвета. Цветовые гаммы. Цветовые оттенки)

Азбука рисования: Смешение красок на палитре. Техника работы кистью. На чем пишут картины.

Впечатление. Выражение: Краски неба и земли (цвето-тональное изображение пространства неба и земли, рисунок природных явлений). Где ночует радуга (порядок расположения цветов

в радуге, цветные рисунки с элементами радужного спектра). Эксперимент И. Ньютона (в лаборатории ученого: наглядное знакомство с разложением солнечного света на 7 цветов). По законам радуги (знакомство с основными и составными цветами). Зимой и летом - разным цветом (знакомство с теплой и холодной гаммой и ролью белой гуаши). Весна и осень - в гости просим (составление нежной и сдержанной цветовых гамм). Ходит солнышко по кругу (знакомство с цветовыми особенностями утра, дня, вечера и ночи, составление и подбор соответствующих цветовых гамм).

В мастерской художника: Гаммы удивительных оттенков (работа с репродукциями картин художников). Художник, влюбленный в осень (о творчестве И. И. Левитана).

Коллективная работа: Оранжевое небо (работа с оттенками оранжевого цвета - грунтовка поверхности ватмана, вырезание фигур из подготовленной бумаги, составление композиции из созданных изображений).

Раздел 3. Искусство в человеке (Виды изобразительного искусства. Живописец. Скульптор. Архитектор. Дизайнер)

Азбука рисования: Где пишут картины.

Впечатление. Выражение: Художник-живописец (ученику предлагается роль художника- живописца, который сам выбирает сюжет своей будущей картины). Деревья поведали... (изображение леса различными материалами по выбору). Скульптор (моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм). Архитектор (рисунок-проект нового дома). Пряничный домик (создание объемной формы здания с помощью пластических материалов). Дизайнер (изготовление веера по выбору из трех вариантов). Золотая трава хохломы (знакомство с элементами русской росписи по дереву).

В мастерской художника: Художник, полюбивший лес (о творчестве И. И. Шишкина). Творческое содружество (рассказ о художнике-скульпторе и художнике-живописце).

Коллективная работа: Изумрудный город (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).

Раздел 4. Человек в искусстве (Портретный жанр. Пропорции человека. Детский портрет)

Впечатление. Выражение: Человек - звезда (древний символ человека, пропорции человека в круге). Три возраста (знакомство с изображением человека в разном возрасте). Рисуем детский портрет (знакомство с особенностями изображения детского портрета, поэтапное изображение рисунка).

В мастерской художника: с любовью к детям (о творчестве 3. Е. Серебряковой).

Знакомство с музеем: Государственная Третьяковская галерея; Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства; Дом-музей И. И. Левитана в Плесе.

Тематическое планирование  курса «Юный художник»

Название   темы

1

Знакомство с художественными материалами

3ч.

2.

Природа – главный художник

8ч.

3.

Мир цвета

9ч.

4.

Искусство в человеке

8ч.

5.

Человек в искусстве

5ч.

                  Результаты изучения учебного материала[1]

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

  • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно- творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности (собственной и одноклассников).

Предметными результатами обучающихся являются:

  • в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

                                  Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать

  • значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
  • отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Дымково, Жостово);
  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  • эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

уметь

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
  • применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учетом замысла;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов;
  • различать теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к национальным обычаям и культурным традициям;
  • проявления положительного отношения к процессу и результатам труда - своего и других людей.

Целевая ориентация программы   в практике  МБОУ СОШ №154

Программа внеурочной деятельности  «Юный художник»  учитывает особенности  3 класса В        .

Учащиеся в процессе изучения курса воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

                     Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса 1. Дополнительная литература.

  • Алексахин, Н. Матрешка / Н. Алексахин. -М. : Просвещение, 1988.
  • Алехин, А. Д. Изобразительное искусство / А. Д. Алехин. - М. : Просвещение, 1984.
  • Алехин, А. Д. Когда начинается художник / А. Д. Алехин. - М.: Просвещение, 1984.
  • Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В. Аранова. - СПб., 2004.
  • Васина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н. Васина. - М.: Линка-Пресс, 1997.
  • Большой справочник. Начальная школа. - М.: Изд-во ИСТ, 2006
  • Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись / Ю. Г. Дорожкин. - М.: Мозайский, 1999.
  • Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись / Ю. Г. Дорожкин. - М.: Мозайский, 1999.
  • Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. - М.: Мозайский, 1999.
  • Жегалова, С. Росписи Хохломы / С. Жегалова. - М. : Детская литература, 1991.

П. Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи / М. Ильченко. - М.: ИД «Грааль», 2002.

  • Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 1984.
  • Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. - М.: Высшая школа, 1992.
  • Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 2006.
  • Сборник загадок / сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 2008.
  • Справочник школьника. 1-4 классы. - М.: АСТ-Пресс, 2009.
  • Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973.
  • Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей.-СПб., 1995.
  • Энциклопедия для детей. Искусство. - М.: Аванта+, 2007.
  • Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.
  • Я познаю мир. Детская энциклопедия : география. - М.: Аванта+, 2007.

Можно использовать журналы «Искусство в школе», «Юный художник», учебно-методическую газету «Искусство».

2. Интернет-ресурсы.

  • Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
  • Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
  • Педагогическое сообщество. - Режим доступа : http://www.pedsovet.su
  • nedcoeem.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org
  • Педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org
  • Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru

3. Информационно-коммуникативные средства.

  • Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
  • Большая электронная энциклопедия (CD-ROM).
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
  • Электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре.
  • Записи классической и народной музыки.
  • Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

4. Специфическое оборудование.

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
  • Портреты русских и зарубежных художников.
  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
  • Схемы рисования предметов, растений, животных, человека.
  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
  • Открытки и календари с репродукциями картин; художественные фотокалендари с изображением пейзажей, натюрмортов, зверей и птиц, цветов, насекомых.
  • Стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц.
  • Складные мольберты с планшетами.
  • Демонстрационные столики.
  • Разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

5. Технические средства обучения.

  • Мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плееры.
  • Компьютер с художественным программным обеспечением.
  • Телевизор.
  • Мультимедийная доска.
  • Музыкальный центр.
  • Демонстрационная доска для работы маркерами.
  • Цифровой фотоаппарат.
  • Сканер, ксерокс и цветной принтер.
  • Учебно-практическое оборудование.
  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
  • Штатив для картин.
  • Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
  • Шкаф для хранения картин.
  • Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

.                                                                                          

                                                                                     

Содержание курса

1 класс ( 33ч.)

№п\п

Наименование раздела, количество часов

Содержание программы

1

Природа - главный художник.

(10 часов)

(Графика. Основы рисунка. Линия. Штрих. Цветовое пятно. Эскиз)

Азбука рисования: Мы -  семья карандашей.

Мы - семья кистей. Мы – семья красок. А я - бумага. Берем в руки карандаш… Берем в руки кисти… Как хранить кисти. Как хранить рисунки.

Впечатление. Выражение: Природа вокруг нас (передача в рисунке пространства неба и земли). Обитатели неба (передача пространства неба и земли другими материалами + дополнительный рисунок природных явлений в небе). Обитатели Земли (простой рисунок форм животного мира с детальными проработками фактуры их поверхности). Между небом и землей (рисунок явлений природы, которые соединяют небо и землю, опускаются с неба на землю; в различных техниках). Природные стихии. Путешествие воды (изображение различных состояний воды, по выбору, простыми средствами). Живое тянется к солнцу (изображение пространства неба и земли и растительного мира в трех стадиях роста _ динамика развития растений).

В мастерской художника: Природные стихии (анализ произведений изобразительного искусства с изображением разных явлений природы).

Коллективная работа:  Шире круг (закрепление навыка -  рисунок непрерывной линии, штриховки внутри формы и прорисовка мелких деталей в крупной форме; первый опыт коллективной деятельности и оформления класса).

2

Мир цвета. (8 часов)

 (Основы цветоведения. Основные цвета. Составные цвета. Цветовые гаммы. Цветовые оттенки)

Азбука рисования: Смешение красок на палитре. Техника работы кистью. На чем пишут картины.

Впечатление. Выражение: Краски неба и земли (цвето - тональное изображение пространства неба и земли, рисунок природных явлений). Где ночует радуга (порядок расположения цветов в радуге, цветные рисунки с элементами радужного спектра). Эксперимент И. Ньютона (в лаборатории ученого - наглядное знакомство

с разложением солнечного света на 7 цветов). По законам радуги (знакомство с основными и составными цветами). Зимой и летом - разным цветом (знакомство с теплой и холодной  гаммой и ролью белой гуаши). Весна и осень - в гости просим (составление нежной и сдержанной цветовых гамм). Ходит солнышко по кругу (знакомство с цветовыми особенностями утра, дня, вечера и ночи, составление и подбор соответствующих цветовых гамм).

В мастерской художника:  Гаммы удивительных оттенков (работа с репродукциями картин художников). Художник, влюбленный в осень (о творчестве

И.И. Левитана).

Коллективная работа:  Оранжевое небо (работа с оттенками оранжевого цвета -

грунтовка поверхности ватмана, вырезание фигур из подготовленной бумаги, составление композиции из созданных изображений).

3

Искусство в человеке. ( 9часов)

(Виды

изобразительного искусства. Живописец. Скульптор. Архитектор. Дизайнер)

Азбука рисования: Где пишут картины.

Впечатление. Выражение: Художник- живописец (ученику предлагается роль художника - живописца, который сам выбирает сюжет своей будущей картины). Деревья поведали (изображение леса различными материалами по выбору). Скульптор (моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм). Архитектор (рисунок- проект нового дома). Пряничный домик (создание объемной формы здания с помощью пластических материалов). Дизайнер (изготовление веера по выбору из трех вариантов).

Золотая трава хохломы (знакомство с элементами русской росписи по дереву).

В мастерской художника: Художник, полюбивший лес (о творчестве пейзажиста

И.И. Шишкина). Творческое содружество (рассказ о художнике - скульпторе и художнике- живописце).

Коллективная работа: Изумрудный город (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).

4

 Человек в искусстве. (6 часов)

(Портретный жанр. Пропорции человека.  Детский портрет)

Впечатление. Выражение: Человек -  звезда (древний символ человека, пропорции человека в круге). Три возраста (знакомство с изображением человека в разном возрасте). Рисуем детский портрет (знакомство с особенностями изображения детского портрета, поэтапное изображение рисунка).

В мастерской художника: С любовью к детям (о творчестве З.Е. Серебряковой).

Знакомство с музеем: Государственная Третьяковская галерея; Всероссийский музей декоративно- прикладного искусства; Дом- музей И.И. Левитана в Плесе.

2 класс (34ч.)

№п\п

Наименование раздела

Содержание программы

1

Природа _ главный художник. (10 часов)

(Рисунок и графика. Штрих. Фон.

Фактура. Воздушная перспектива.

Горный, морской пейзажи)

Азбука рисования: Мы -  семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков.

Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков).

«Горы _ это небо, покрытое камнем и снегом» (работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге).

«Запад есть запад, восток есть восток…»

(особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). «Славный остров Гдетотам...» (знакомство с особенностями изображения острова). Шум далекий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада).

Коллективная работа: Роза ветров.

Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое «роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России- творческая работа).

2

Мир цвета.  (7 часов)

(Живопись цвета.

Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета.

Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов).

Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета).

Впечатление. Выражение: Близко -  далеко (изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко - высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе).

Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете). Краски на воде (особенности изображения водоемов цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира).

В мастерской художника: Красным по зеленому (о творчестве А.И. Куинджи);

Загадка красных рыбок (о творчестве  А. Матисса).

Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).

3

Искусство в человеке. (7часов)

(Знакомство с композицией. Базовые

формы цветов. Детали рисунка. Роспись)

Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.

Впечатление. Выражение: «И аромат цветов плывет…» (знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов).

Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок (способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами). Мастер - золотые руки. Стеклодув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображения города, стоящего на воде, -  отражение, перспектива).

В мастерской художника: Пруд в саду Моне (о творчестве К. Моне).

Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала).

4

Человек в искусстве.(10 часов)

(Иллюстрация. Портрет. Ракурсы.

Книжные иллюстрации. Стилизованный рисунок)

Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.

Впечатление. Выражение: Портрет

(знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик- годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой (задания индивидуально для мальчиков и для девочек).

Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки).

В мастерской художника: «Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве

В.А. Серова). «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников- иллюстраторов).

Коллективная работа: Книга сказок (обобщение пройденного материала).

Знакомство с музеем: Государственный музей культуры народов Востока. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Государственный музей палехского искусства.

3 класс (34ч.)

№п\п

Наименование раздела

Содержание программы

1

Природа - главный художник.

 (8 часов)

(Композиция рисунка. Графические

приемы. Фактуры поверхности. Линейный набросок)

Азбука рисования: Новые знакомые. В кругу друзей. Графические приемы.

Впечатление. Выражение: «Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела). «В небе птицам дышится свободно» (изображение формы птицы в движении, фактура оперения).

Эти милые зверюшки (изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела). «Разведи рукой травинки -  видишь, дремлет светлячок» (знакомство с разнообразием форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты).

Летающие цветы (построение бабочки, поиск передачи полета и нежного настроения бабочки). «У лукоморья дуб зеленый…»

(изображение своего дерева, фактуры коры и листьев кроны).

В мастерской художника: Жизнь дерева (о творчестве И.И. Шишкина).

Коллективная работа: «Летите, голуби!» (обобщение пройденного материала).

2

Мир цвета. ( 7 часов)

 (Живопись света. Свет и тень. Полутень. Падающая тень. Натюрморт.)

Азбука рисования: Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство. Свет и тень на Земле: воздушное пространство.

От объема к пространству.

Впечатление. Выражение: Свет и тень (знакомство с тенью на предметах, падающей тенью). Какими бывают тени под открытым небом (разнообразие и закономерность цвета падающих теней). Полутень - что это? (значение изображения полутени для передачи объема предмета на плоскости). Шар. Предметы, похожие на шар (все составляющие, необходимые для передачи объема предмета на плоскости).

Яйцо. Предметы, похожие на яйцо (участие базовой формы в построении фигуры птицы).

В мастерской художника: Художник света (о творчестве Рембрандта ван Рейна). «Над сугробом - свет- свет, под сугробом - тень- тень» (о творчестве А.И. Куинджи). Игра света и тени (о творчестве К.А. Коровина).

Коллективная работа: Райский сад (обобщение пройденного материала, задание на развитие материала).

3

Искусство в человеке. ( 5 часов)

(Цвет и свет. Изображение пространства и воздуха. Точка в живописи. Узор)

Впечатление. Выражение: Поиск чистых красок (работа в новой технике -  пуантилизм -  рисунок точками). Счастливый принц (моделирование фигуры мальчика и украшение ее паетками и бусинами). Крыша над головой (знакомство с изобретением зонтика и способы его изображения). Узоры гор (роспись деревянной доски узорами народов Кавказа).

В мастерской художника: Цвет при свете. (О творчестве К. Моне, В. Ван Гога). Ее величество точка (пуантилизм в творчестве Ж. Сера). Знакомство с творчеством художников- импрессионистов (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь).

Коллективная работа: Мечта о полете (обобщение пройденного материала).

4

Человек в искусстве. ( 14 часов)

(Основы композиции. Центр композиции. Движение в композиции. Стилизованный рисунок.)

Азбука рисования: Композиция планов.

Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция.

Впечатление. Выражение: «С карандашами и красками за три моря» (приглашение в путешествие -  знакомство с письмом, как средством общения через дальние расстояния). Первая весточка (вариант письма - рисунка). Послание с Востока (вариант письма- рисунка). Привет из Европы

(вариант письма- рисунка). Очарование Севера (вариант письма - рисунка на камне).

Кружевное письмо (вариант письма- рисунка в виде кружева). Необычные письма (как изготовить бересту и написать на ней письмо). Узнаваемый Петербург (знакомство с «визитными карточками» города и способы их изображения).

Читаем и рисуем: Первые бабочки (изображение бабочек с прорисовкой узоров). Шагающее дерево (разные способы изображения дерева). Замок Белого Лебедя (способ заливки акварельной краской).

Краски гор (техника пуантилизма).

В мастерской художника: Путешественник - гуманист (о творчестве В.В. Верещагина).

Знакомство с музеем: Государственный Эрмитаж; Государственный Русский музей;

Музей- квартира А.И. Куинджи в Петербурге.

Уроки за компьютером: Первый снег.

Проталинки (элементарные изображения рисунка в программе Раint).

4 класс ( 34ч.)

№п\п

Наименование раздела

Содержание программы

1

Природа _ главный художник.

(9 часов)

(Композиция рисунка. Симметрия

и асимметрия. Движение в композиции.

Орнамент)

Азбука рисования: Новые возможности карандашей. Новые возможности пастели.

Гелевые и шариковые ручки. Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд. Построение формы фантастического животного.

Впечатление. Выражение: Космос. Что мы видим с Земли (варианты построения звезд). Созвездия (способы изображения созвездий). Орнамент нашей Галактики (знакомство с орнаментом, способы его построения). Удивительный мир Земли (знакомство и работа с чертежными инструментами). Фантастический орнамент (графическое искусство Я.Г. Чернихова).

«А звездная даль так манит к себе…» (способы построения фантастического животного).

В мастерской художника: Художник -  космонавт (о живописи А.А. Леонова). Фантастический художник (о творчестве М.К. Чюрлениса). Притяжение дальних миров. Мечты и тайны художника- фантаста (о творчестве В.Т. Черноволенко).

Коллективная работа: «Ах, вернисаж…»

(обобщение пройденного материала)

2

Мир цвета. ( 7часов)

 (Живопись света. Свет и цвет. Изображение света.

Постепенные переходы из света в тень)

Азбука рисования: Изображение света.

Впечатление. Выражение: Сколько солнца! Сколько света! (передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе). «Свет волшебный от луны…» (способы передачи настроения в лунную ночь). Свет далекой звезды (разные способы передачи света звезд). Свет северного сияния (способ изображения северного сияния в ночном небе). Живой свет свечи (способы изображения горящей свечи).

Свет сердца (изображение человека светлой души с горящим сердцем).

В мастерской художника: «Пусть свет твой сияет людям…» (о творчестве В. Ван Гога). «Свеча горела на столе…» (о творчестве И.Ф. Хруцкого). Ангел- хранитель.

Символ святой Руси (о творчестве А. Рублева)

3

Искусство в человеке.(10 часов)

(Декоративно -  прикладное искусство.

Бытовой жанр. Перспектива. Орнаменты и узоры в архитектуре)

Азбука рисования: Элементы русских узоров в архитектуре. Элементы русских узоров в одежде.

Впечатление. Выражение: «Поле. Русское поле» (повторение материала о линии горизонта и воздушной перспективе). Загадочная русская душа (композиция группового портрета). Русская изба (знакомство с особенностями фасада русской избы). Зачерпни воды в ковш… (Посуда. Мебель. Игрушки). Ладьи неторопливый бег. (Лодки. Корабли. Реки и моря). Карл Фаберже -  мастер золотые руки (изображение пасхального яйца). Русский сине- голубой узор «гжель» (знакомство с росписью «гжель»).

 В мастерской художника: Входите, гости дорогие (о творчестве В.М. Максимова). Народная игрушка (знакомство с видами народных игрушек).

Коллективная работа: В русской избе  (обобщение пройденного материала)

4

Человек в искусстве. (8 часов) (Основы иллюстрации. Портретная композиция.

Стилизованный рисунок)

Впечатление. Выражение: Заколдованная царевна. Сказка о Царе Салтане: Город с дворцом; Под елью белка; Тридцать три богатыря; Царевна Лебедь (создание иллюстраций к сказкам).

В мастерской художника: Иллюстратор - сказочник (о творчестве И.Я. Билибина). Билибинский стиль. Сказочный мир Соломко (о творчестве С.С. Соломко).

Уроки за компьютером: Звездный орнамент. Северное сияние (элементарные навыки изображения орнамента и работы с кистями в программе Paint).

Знакомство с музеем: музеи - заповедники Кижи, Талашкино.

Тематическое планирование

1 класс

№п\п

Название раздела, темы, количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1-3

Знакомство с художественными

материалами 3 ч.

Берем в руки карандаш (базовые

упражнения)

Берем в руки кисти. Прозрачность

акварели (базовые упражнения)

Берем в руки кисти. Возможности

гуаши (базовые упражнения) 

Наблюдать цветовые сочетания в природе; смешивать краски (прием «живая краска»); овладевать первичными навыками живописи

Сравнивать и различать темные и светлые оттенки  цвета и тона;

Смешивать  цветные краски  с  белой и черной  для получения  нужного колорита;  создавать пейзажи, различные по настроению.

4-10

Природа - главный художник 7 ч.

Природа вокруг нас. Передача в рисунке пространства неба и земли.

Обитатели неба. Рисование природных явлений в небе.

Обитатели земли. Простой рисунок форм животного мира.

Между небом и землей. Изображение явлений природы.

Путешествие воды. Изображение различных состояний воды.

Живое тянется к солнцу. Рисование растения в трёх стадиях роста.

Шире круг (коллективная работа).

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;

Передавать характер природных явлений  выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

Принимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

11-18

Мир цвета 8 ч.

Краски неба и земли. Цвето-тональное изображение пространства неба и земли.

Где ночует радуга. Основные и составные цвета.

По законам радуги. Цветные рисунки с элементами радужного спектра.

Зимой и летом - разным цветом. Знакомство с тёплой и холодной гаммой  цвета.

Весна и осень - в гости просим. Составление нежной и сдержанной цветовых гамм.

Ходит солнышко по кругу. Знакомство с цветовыми особенностями утра, дня, вечера и ночи.

Оранжевое небо (коллективная работа)

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы;

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими  и живописными средствами;

Продумывать и выстраивать композицию рисунка,.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;

19-27

Искусство в человеке 9 ч.

Художник- живописец. Сюжет для своей картины.

Изображение леса различными материалами.

Скульптор. Моделирование фигуры Снегурочки.

Архитектор. Рисунок-проект нового дома.

Пряничный домик. Создание объёмной формы.

Дизайнер. Рисование веера.

Золотая трава хохломы. Знакомство с элементами русской росписи по дереву.

Золотая трава хохломы. Знакомство с элементами русской росписи по дереву.

Изумрудный город (коллективная работа)

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла;

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений разных видов искусства.

Рисовать по представлению на обозначенные темы;

Создавать простые художественные изделия подарочного характера;

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

28-31

Человек в искусстве 4 ч.

Человек-звезда. Пропорции человека в круге.

Рисуем детский портрет. Поэтапное изображение рисунка.

Три возраста. Изображение человека в разном возрасте.

Человек в искусстве (коллективная работа)

Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве;

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

Уметь создать образ по представлению;

32-33

Знакомство с музеем 2 ч.

Государственная Третьяковская галерея.

Экскурсия в художественный музей.

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства

2 класс

№п\п

Название  раздела, темы, количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Азбука рисования 1ч.

Знакомство с фломастерами (базовые упражнения) 

Наблюдать цветовые сочетания в природе; Уметь создать образ по представлению;

2-10

Природа -  главный художник 9 ч.

Изображение неба и облаков.

Место встречи неба и земли. Линия горизонта.

Изображение гор, покрытых камнем и снегом.

Изображение моря и песка.

Особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке.

Славный остров Гдетотам. Изображение острова.

Изображение водопада.

Древнее изображение карты.

Роза ветров (коллективная работа).

Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания пейзажа; создавать украшения;

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; приобретать опыт работы с фломастерами

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;

Передавать характер природных явлений  выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);

11-17

Мир цвета 7 ч.

Азбука рисования. Оттенки чёрного и белого.

Близко -  далеко. Изображение трёх предметов с передачей пространства.

Низко -  высоко. Знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве.

Ночь и день. Свет и тень в природе.

Изображение заката и рассвета.

Изображение водоёма- цвет и отражение.

Красота подводного мира (коллективная работа)

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;

Передавать характер природных явлений  выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

Принимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Понимать разницу в изображении природы в разное время суток, в различную погоду.

18-24

Искусство в человеке 7 ч.

Изображение  формы лепестков.

Изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов.

Изображение водяной лилии.

Моделирование каменного цветка.

Знакомство с росписью по стеклу.

Чудеса архитектуры. Изображение города, стоящего на воде.

Здравствуй, Венеция! (коллективная работа)

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы;

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими  и живописными средствами;

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

25-33

Человек в искусстве 9 ч.

Ракурсы, зоны, точки.

Знакомство с жанром  портрета.

Женский портрет. Изображение особенностей женского портрета.

Мужской портрет. Изображение особенностей мужского  портрета.

Построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм.

Изображение Маугли: жизнь в лесу (задание для мальчиков). Маугли: встреча с Ситой (задание для девочек).

Изображение золотой рыбки.

Знакомство с орнаментами и красками народов Африки.

Иллюстрирование  сказки (коллективная работа)

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов человека;

Видеть и воспринимать красоту орнамента;

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы;

Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве;

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

34

Знакомство с музеем 1 ч.

Знакомство с Государственным музеем культуры народов Востока.

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок;

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства

3 класс

№п\п

Название  раздела, темы, количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Азбука рисования 1ч.

Композиция рисунка. Графические приемы. 

Овладеть приёмами работы различными графическими материалами.

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство)

2-8

Природа -  главный художник 7 ч.

Изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела.

Изображение формы птицы в движении, фактура оперения.

Изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела.

Изображение различных форм насекомых.

Изображение бабочки, поиск передачи полёта и нежного настроения.

Изображение дерева, фактуры коры и листьев кроны.

Летите, голуби! (коллективная работа)

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять геометрическую форму предмета, анализировать её, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Выражать своё отношение к ней в собственной художественно-творческой деятельности.

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

9-15

Мир цвета 7 ч.

Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство.

Знакомство с тенью на предметах, с падающей тенью.

Тень под открытым небом. Разнообразие и закономерность цвета падающих теней.

Изображение полутени для передачи объёма предмета на плоскости.

Изображение предмета, похожего на шар.

Изображение фигуры птицы.

Райский сад (коллективная работа)

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла;

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений разных видов искусства.

Рисовать по представлению на обозначенные темы;

Создавать простые художественные изделия подарочного характера;

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

16-20

Искусство в человеке 5 ч.

Рисунок точками. Работа в новой технике-пуантилизм.

Счастливый принц. Моделирование фигуры мальчика и украшение её.

Изображение зонтика.

Узоры гор. Роспись деревянной доски узорами Кавказа.

Мечта о полете (коллективная работа

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового  искусства 

Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт

Овладеть на практике основами новой техники- пуантилизм.

21-29

Человек в искусстве 9 ч.

Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция.

Изображение неизвестной страны.

Изображения письма-рисунка.

Послание с Востока. Изображения письма-рисунка.

Привет из Европы. Изображения письма-рисунка.

Очарование Севера. Вариант письма-рисунка на камне.

Кружевное письмо. Варианты изображения.

Необычные письма. Варианты изображения.

Визитные карточки города и способы их изображения.

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы различных географических широт

Овладеть на практике основами цветоведения.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа

Создавать простые художественные изделия подарочного характера;

Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве;

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство)

30-33

Читаем и рисуем 4 ч.

Изображение  бабочки с прорисовкой узоров.

Разные способы изображения дерева.

Замок белого Лебедя. Способ заливки акварельной краской.

Краски гор. Работа в технике-пуантилизм.

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов человека;

Видеть и воспринимать красоту узора;

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

34

Компьютерное рисование 1ч.

Первый снег. Проталинки. Элементарное изображение рисунка в программе Paint.

Использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния композиции на плоскости

                                                                                               

                                                                                               4 класс

№п\п

Название  раздела, темы, количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1-9

Природа - главный художник 9 ч.

Азбука рисования. Гелевые и шариковые ручки. Новые возможности пастели.

Варианты и элементы построения орнамента звёзд.

Космос -  что мы видим с Земли.

Способы изображения созвездий.

Орнамент нашей Галактики.

Удивительный мир Земли. Работа с чертёжными инструментами.

Фантастический орнамент.

Построение формы фантастического животного.

Ах, вернисаж… (коллективная работа)

Овладеть основами языка живи, графики, декоративно-прикладного искусства.

Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент)

Передавать характер природных явлений  выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять геометрическую форму предмета, анализировать её, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы.

10-16

Мир цвета 7 ч.

Изображение солнечного дня.

Изображение утреннего настроения в природе.

Свет волшебный от луны… Способы передачи настроения в лунную ночь.

Свет далекой звезды. Разные способы передачи света звёзд.

Изображение северного сияния в ночном небе.

Способы изображения горящей свечи.

Свет сердца. Ангел- хранитель.

Создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент)

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Овладеть основами языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

17-26

Искусство в человеке 10 ч.

Элементы русских узоров в архитектуре и одежде.

Линия горизонта и воздушная перспектива.

Изображение русской былинной истории или повседневной жизни.

Изображение русской избы.

За праздничным столом.

Изображение народной  игрушки.

Карл Фаберже - мастер золотые руки. Роспись пасхального яйца.

Русский сине-голубой узор «Гжель»

В русской избе (коллективная работа)

Экскурсия в художественный музей.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, героя.

Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Изображать человека и животных разными художественными материалами;

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа.

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения искусства и называть их авторов.

Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников.

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок;

27-33

Человек в искусстве 7 ч.

Портрет  «Образ русской красавицы»

Сказка о царе Салтане.  Изображение города и дворца.

Сказка о царе Салтане. Иллюстрация  тридцать три богатыря .

Сказка о царе Салтане. Царевна Лебедь.

Сказочный мир художника Соломко и свободный рисунок.

Коллективная работа "Человек в искусстве"

Музеи-заповедники Кижи, Талашкино.

Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Изображать портреты персонажей народных сказок, литературных произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека.

Эмоционально откликаться на красоту, быт, труд народа, отражённых в произведениях изобразительного искусства и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок;

34

Компьютерное рисование 1 ч.

Звёздный орнамент и работа с кистями в программе Paint.

Использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния композиции на плоскости.

Выполнять композицию  по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами.