Конспект урока по изобразительному искусству "Карнавальная маска"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_karnavalnaya_maska.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Изоискусство

Класс: 3 «б»

Тема: «Маска»

Цели деятельности учителя:

- совершенствование изобразительной деятельности учащихся и развитие их творческого воображения при изображении различных масок .

предметные:

- формировать представление об истории возникновения маски, назначении маски в театре; о роли художника в создании маски;

- развивать навыки работы с ножницами, бумагой, развитие умения выбирать материалы и инструменты, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы.

личностные: 

- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать успешность при изучении темы.

Тип урока: урок - импровизация.

Оборудование урока:  для учителя: презентация к уроку, образец маски.

                                        для учащихся: бумага, фломастеры, гуашь, ножницы.

Этап, время

Методы, приёмы

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Огр.момент

0,5мин.

словесный

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

Приветствовать учителя

Настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

2.Мотивационный

2 мин.

словесный

фронтальный опрос

Актуализация знания и опыта

- Вспомните, над какой темой мы работаем в этой четверти? (Художник и зрелище)

- Прочитайте  слова (актер, режиссёр, занавес, сценарий, афиша, маска)

 и подумайте, какую тему мы  сегодня будем изучать, куда мы мысленно отправимся сегодня?

Верно, и сегодня мы будем пристально рассматривать одну деталь, относящуюся к театральному миру.

Отгадайте загадку:

Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.

- Верно, это маска!

активно слушать,

отвечать  на вопросы, оценивать  свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

2 мин.

эвристический вопрос

схема-опора

Подведение к определению темы урока.

- Предположите, какую тему мы будем изучать? («Маска»)

- Какое задание выполним? Что будем рисовать? (выполним маску)

Схема-опора – на слайде.

Познакомимся _________________________________________  

 Выполним_____________________________________________

- Молодцы!

самостоятельно или с помощью опоры  формулировать  тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг  учебных задач

4.Решение учебной задачи

35 мин.

эвристический полилог, наглядный

наглядный, словесное пояснение

демонстрационный,

практический 

инструктаж

самостоятельная работа

4.1).  Знакомство с новым материалом.

Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. 

Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа.

Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.

 У каждого народа были свои маски. Их делали из различных материалов: камня, дерева, пластмассы, бумаги и даже из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями,   вырезали  на них орнамент и   узоры, раскрашивали и украшали перьями.

На родине театра - в Древней Греции - во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни. Кстати, маска Дионисия впоследствии стала символом театрального искусства. В зависимости от содержания маски меняли грустные на весёлые, гневные на радостные и так далее. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса. В Европе трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей.

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле.

Маски Японии: важнейшие атрибуты традиционного японского театра - кабуки: маски и танцы. Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска). В Японии древние маски театра  Но превратились в предмет массовой культуры. Их, как и эту маску лисицы, охотно надевают молодые люди.

Ритуальные маски: в глубокой древности маски (от латинского слова “личина”) были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов. Маски издревле широко используются в различных ритуалах с целью добиться благосклонности предков или хорошего урожая, избавиться от опасностей и болезней, похоронить усопших. Обильный урожай и, как следствие, выживание всей общины зависели от щедрости растительных божеств, а помочь умершим предкам - священный долг.

Карнавальные маски: великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли. В 2001 году восстановлено проведение карнавалов в Венгеции.

И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в разные костюмы и маски, и поэтому их называли ряжеными.   Рядились в птиц и зверей — коня, быка, медведя, козу, курицу и журавля.

Маска козы – плодородие.

Затем праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.

4.2). Анализ изделий (образов, композиций)

- Ребята, а каких форм бывают маски, как вы думаете?

Маски в виде овала, они повторяют овал лица человека, маски, которые закрывают только часть лица – полумаска и маски, которые закрывают только глаза.
Сделаем выводы:

- маски изготавливают из различных материалов,

- формой они повторяют лицо или морду героя, которого изображают,

- маски могут быть разных цветов и оформляются разными деталями, которые придают им схожесть с героями, которых они изображают.

4.3). Педагогический показ приёмов выполнения задания

- Сегодня мы с вами выполним карнавальную маску.

- Для начала вам нужно по шаблону нарисовать основу маски.

- Далее украсьте маску деталями по своему усмотрению.

Маску можно сначала раскрасить красками или обклеить тканью.

Далее добавляется аппликация (кружевами, фатином, гофрокартоном, цветной бумагой, фольгой), приклеиваются перья, дождик по контуру, наносится слой блёсток, бусин или страз. Главное в нашей работе использовать воображение и фантазию.

4.4). Постановка творческой задачи- 1 мин.

- А сейчас вы должны нарисовать шаблоны этих масок. 

  Затем придумать и украсить свою карнавальную маску.

- Ориентируйтесь на работы, показанные на слайде.

4.5). Самостоятельная практическая работа учащихся-25-30мин.

наблюдать  за объектами;

высказываться по теме;

аргументировать  свое мнение;

анализировать особенности объекта;

под руководством учителя или самостоятельно выявлять особенности композиции, характеристик объекта

наблюдать, запоминать порядок выполнения задания

слушать,

воспринимать задание;

выполнять задание соблюдать требования, проявлять творчество

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в  объекте  

умение следить и усваивать практические приёмы работы

умение принимать учебную задачу

умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания

5. Итог урока

Рефлексия

5 мин.

Словесный

демонстрационный

- Ребята, время работы подходит к концу. Заканчивайте свои работы, мы проведём демонстрацию работ и оценим их аплодисментами.

(Ученики наводят порядок на рабочем столе и демонстрируют свои маски у доски по одному, остальные оценивают работу одноклассников аплодисментами).

- Молодцы, ребята! У всех получились оригинальные украшения.

Все работы выполнены очень необычно и разнообразно. Мне очень понравилось, как вы сегодня на уроке работали.

- Вас, мои дорогие ученики, я благодарю за творчество и старание. Урок окончен.

осматривать  выставку,

анализировать качество выполнения задания;

умение анализировать результаты труда своего и одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Театральные маски»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Театральные маски»...

Конспект урока по изобразительному искусству" Театральные маски"(УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству" "(УМК "Школа России", 3 класс)...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Театральная маска" 3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Театральная маска" 3 класс...

Конспект урока по технологии. "Театральная маска" 3 класс "Перспектива"

Конспект урока по технологии. "Театральная маска" 3 класс "Перспектива"...

Конспект урока по изобразительному искусству «Искусство театра. Театральная маска (роспись гуашью на готовой форме)», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представлений об истоках возникновения масок, формирование навыков работы в конструировании масок, в их декоративном оформлении; совершенствование умение в...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Театральные маски" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об истории возникновения маски; формировать умения создавать театральную маску в технике аппликация; развитие воображения, внимания, аккуратности...