Программа дополнительного образования " Юный художник"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Кузнецова Наталья Владимировна

Программа дополнительного образования " Юный художник" способствует раскрытию творческих способностей учащихся! Это важный компонент развития личности учащегося!

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №64»

Рассмотрено                                                    Утверждаю:

на заседании ШМО                                       директор МБОУ «Школа №64»

протокол № 1                                                 _____________  Н.А. Меркулова

 от 29.08. 2016 г.                 

                                                                          Приказ от 01.09.2016 № 165/21-о

Принято

на заседании педагогического

 совета

протокол № 1 от 01.09.2016                                     

                                                                                                                                                                                                           

ПРОГРАММА

дополнительного образования  

«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

для внеурочной деятельности младших школьников

(1 - 4 классы)

Нижний Новгород

2016 год

Пояснительная записка

     Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

    Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

     Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

     Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

      Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

     Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

     Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

     Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

     Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Юный художник». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

     В силу специфики школы, индивидуальных особенностей детей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Направленность программы  «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - одногодичной.    Программа  разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

На реализацию программы  отводится 1 час в неделю. Организация образовательного процесса осуществляется на основе «СанПин 2.4.4.1251-03», утвержденные 01.04.2003. Приложение «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля». Продолжительность занятий в начальной школе:

        в 1 классе – 35 минут;

        во 2 – 4 классах – 40 – 45 минут (по решению образовательного учреждения).

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи  эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная  цель  программы:   Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

  Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –  как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

      В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Принцип построения программы:

     На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы:  доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

          Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-9 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения.

. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть   наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Режим занятий

   Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу ( в каждой группе) , количество  часов  в год – 34 ( 68)

   

 Ожидаемые результаты освоения программы:

     Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

            В конце  обучения:

Ученик будет знать:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

-    Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.

•   Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.

• Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы  цветоведения, композиции.

•  Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.

• Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.

• Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.                                        

Ученик будет уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

 - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу  формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние  воздушной перспективы;

- в сюжетных работах передавать движение;

- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

Учебно-тематический план

Темы

Общее количество часов

Теорети-ческие занятия

Практичес-кие занятия

1 группа    

2 группа

1

Чем и на чем рисует художник?  

Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов.

Рисунок куба и шара, глиняной крынки

4

2.09

9.09

16.09

23.09

2.09

9.09

16.09

23.09

1

3

2

Основные и

составные цвета.

Теплые и холодные цвета.

Техника работы

акварелью и гуашью

2

30.09

7.17

30.09

7.17

1

1

3

Жанры живописи

1

14.10

14.10

1

-

4

Натюрморт.

Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко. Ваза с цветами и стакан

4

21.10  11.11

28.10   18.11

21.10  11.11

28.10   18.11

1

3

5

Пейзаж. Изображение пейзажной местности с архитектурными  постройками.

Изображение уголка  леса.

4

25.11  9.12

2.12    16.12

25.11  9.12

2.12    16.12

1

3

6

Мы рисуем своих друзей. Стоящий человек. Человек в движении          

3

23.12  13.01

20.01

23.12  13.01

20.01

1

2

7

Изображаем свое любимое животное        

3    

27.01  3.02

10.02

27.01  3.02

10.02

0,5

2,5

8

Портрет. Портрет с натуры

2    

17.02  24.02  

17.02  24.02  

0,5

1,5

9

Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика.

4  

3.03      10.03

17.03   24.03          

3.03      10.03

17.03   24.03          

1

3

10

Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент.

3    

31.03  7.04

14.04

31.03  7.04

14.04

1

2

11

Мир вокруг нас (коллективная работа)        

2    

21.04  28.04

21.04  28.04

0,5

1,5

12

Экспозиция работ. Обсуждение выставки

2  

5.05   12.05

5.05   12.05

1

1

Итого:

34

10,5

23,5

         

Содержание программы

1. Чем и на чем рисует художник?  Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов. Рисунок куба и шара, глиняной крынки (4 часа).

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.

Знакомство с художественными инструментами и материалами .

Совершенствование графических навыков ( линия, штрих, абрис)

Передача  пространства линией. Нанесение штрихов для выявления формы предмета. Конструирование из простых геометрических фигур более  сложные.

2. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета.

Техника работы акварелью и гуашью. (2 часа)

 Зрительное восприятие цвета. Составление цветов путем  смешения.

Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение  ограниченной  палитрой вариативных возможностей цвета.

Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки  плоскости цветом.

Особенности гуашевых красок.

Отработка приемов работы с гуашью.

      Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета.

      Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

      Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.

      Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

     

3. Жанры живописи. (1 час).

Раскрыть отличительные особенности каждого жанра, исторические сведения.

Обучающий компонент

Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;

С видами и жанрами  искусства, с крупнейшими  художественными музеями и замечательными  художниками.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса.

Практическая часть.

Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

4. Натюрморт. (4 часа).

      Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.

      Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта.

      Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

      Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель.

      Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение, сопоставление теней и полутонов.

5. Пейзаж. (4 часа).

Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений.

Составление пространственной композиции. Работа в живописной технике.

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев,особенности  освещения.

      Обучающий компонент

Красота окружающего мира. Взаимосвязь  литературы и изобразительного искусства.  Произведения живописи русских художников.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям  художественной литературы.

Практическая часть.

Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

      6. Мы рисуем своих друзей. (3 часа)

      Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете. Портрет-шарж.

      Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа.

      Материалы: уголь, сангина, пастель.

      Зрительный ряд: графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.

      7. Изображаем свое любимое животное. (3 часа)

      Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.

      Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.

      Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.

      Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

8. Портрет. Портрет с натуры. (2 часа).

Обучающий компонент

Первичные навыки рисования с натуры человека.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к изобразительному искусству.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

           Практическая работа:

      а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали;

      б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.

      Материалы: бумага, гуашь, кисти.

      Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой

9. Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика. (4часа)

Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации на тему «Весенний вернисаж»

Проект декоративной поздравительной открытки в виде объемной матрешки. Бумагопластика как область искусства предметного мира.  Стилевое единство изображения. Виды работ с бумагой.

Воспитывающий компонент.

Развитие  творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления

Практическая часть.

Рассказ с элементами беседы, практическая работа.

Методическое     обеспечение.

Цветная и белая бумага, клей, трафарет, Цветной и белый картон.

10. Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент. (3часа).

Обучающий компонент

Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок. Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги Стилевое единство изображения и текста. Художники - иллюстраторы. Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.

Воспитывающий компонент.

Развитие  творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному  миру.

Практическая часть.

Дизайнерское оформление работ. Рассказ с элементами беседы, практическая работа.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

      11. Мир вокруг нас (коллективная работа). (2 часа)

      Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.

      Практическая работа

      I этап — выполнение цветного подмалевка (2 ч).

      II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений (2 ч).

      III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно) (4 ч).

      Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.

      Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

      12. Экспозиция работ. Обсуждение выставки. (2 часа)

      Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за прошедший период. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.

      Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего срока обучения.

Методическое обеспечение программы

Способы проверки результатов освоения программы

   Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

   Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников».  

№ п\п

Ф.И. ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

«н» - начало года, «к» – конец года

   

Нетрадиционные техники рисования:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

 Материалы:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Методы:

- беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.

 Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусстваОсобенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография  и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ., Русский музей, Эрмитаж - и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

         Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

          Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.                  

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. 
           Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. 
          Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условии).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты) Как говорит искусство? 
           Композиция. 
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета, Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.           

             Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

              Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

              Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

               Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.), Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи 

 и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Дидактические игры

Дидактическая игра "Укрась дымковским узором игрушку" автор Пищикова Н.Г.

В игре могут принимать участие 6-8 детей.

Цель игры: закрепить знания детей о дымковской росписи, ее цветовой гамме, элементах и особенностях узоров. Закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона. Развивать интерес к народным промыслам.

Активизация словаря детей: "народные промыслы", "дымковская игрушка", "узор".

Игровой материал: шаблоны дымковских игрушек 15Х15, вырезанные элементы узоров. Фишки для победителей.

Ход игры:

Педагог раскладывает перед каждым ребенком подносы с элементами узора (круги, кольца, полоски, волнистые линии, разные по цвету). 

Педагог читает стихотворение:

    Дым валит из труб столбом,

    Точно в дымке все кругом.

    Голубые дали. И село большое

    Дымково назвали.

Педагог обращается к детям: "Как вы думаете, ребята, о каком промысле говорится в стихотворении? Какие поделки делали в этом селе? Давайте и мы сейчас станем народными мастерами и украсим узором шаблоны игрушек! Помните, что для каждой игрушки существует свой узор, поэтому нужно быть очень внимательным при составлении и украшении шаблона".

Дети сами выбирают себе шаблоны. По сигналу учителя - звонок колокольчика - дети приступают к украшению шаблона. На выполнение работы отводится определенное время - 5 минут.

Фишку получает тот ребенок, который первым составит узор, правильно подобрав элементы и правильно расположив их на шаблоне.

Затем дети меняются шаблонами и по сигналу педагога приступают к составлению узоров. Игра может повторяться до 4-х раз.

Дидактическая игра "Волшебный круг" (цветовой круг) автор Пищикова Н.Г.
 В игре могут принимать участие 3-5 детей

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры:

Педагог вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.

Педагог предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Педагог объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

2 вариант игры:

Педагог выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Педагог  вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Педагог может предложить детям по очереди вращать стрелку.

Дидактическая игра "Русский народный костюм"

Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательные способности:

- умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;

- сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;

- классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).

Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".

Ход игры:

Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

Дидактическая игра "Придумай пейзаж" автор Пищикова Н.Г.
 В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.

Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.

Ход игры:

Педагог раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.

    Осень на опушке краски разводила.

    По листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник и зарделись клены.

    В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

    Утешает осень - не жалейте лето!

    Посмотрите - роща золотом одета!

Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем педагог рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.

Затем педагог читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.

Конспект занятия

Тема занятия: Картина - натюрморт

 Цель: Установление связей искусства с повседневной жизнью ребёнка   «искусство вокруг нас».

Задачи занятия:

  1. Создать условия для развития эмоционального восприятия красоты и пластичности мира
  2. Создать условия для творческой интерпретации  знаний  о форме, цвете, объёмно-пространственной композиции
  3. Создание конкретного художественного продукта – постановка натюрморта.

Оборудование: Видеопроектор, презентация.

Репродукции картин – натюрмортов художников. Картины – натюрморты самобытных народных художников посёлка, драпировки, муляжи овощей и фруктов, вазы.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент. Целеполагание

Педагог приветствует учеников и предлагает послушать стихотворение и самим определить тему урока:

« Если видишь на картине чудо-вазу на столе,

   В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,

   Стоит множество посуды, и стеклянной и простой,

   Может чашка или блюдце с золоченою каймой.

   А ещё и так бывает: нарисована там дичь.

   В завершение положим спелых персиков и слив.

   А ещё в картине может нарисованным быть торт.

   И поэтому картина назовется -   …….(натюрморт)».

Педагог пишет тему на доске.

- Как звучит тема урока?

- Какие вопросы вы можете задать, услышав это название?

Дети предлагают варианты:

- Что такое натюрморт?

- О чем расскажет натюрморт?

- По каким признакам мы можем определить, что перед нами – натюрморт?

- Какие знания нужны?

-Как поставить натюрморт?

2.  Работа над осмыслением темы занятия

На экране перед учениками появляются эти слова  и изобразительный ряд – натюрморты.

Как вы думаете, что может быть нарисовано на такой картине? (Цветы, плоды, предметы быта).

Педагог показывает репродукции картин Кончаловского.

Это натюрморты?

  • «Яблоки на ветке»,
  • «Натюрморт с зеленым луком»
  • «Дичь на красном столе»
  • «Яблоки и сливы»

Педагог: О чем рассказывают натюрморты? Дети отвечают.

Педагог: Как нужно составлять натюрморт? Чтобы предметы подходили друг к другу или натюрморт может состоять из случайных предметов?

3.Практикум

 Педагог показывает репродукции. Дети определяют, являются ли они натюрмортами или нет  и какими художественными средствами художник передает красоту предмета. (Цветом)

  1. Повторение. Работа с методической таблицей. «Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета». Физкультминутка.

  1. Расположение натюрморта.

Беседа:

  • Нужно ли выделять главное в натюрморте?
  • Как нужно располагать натюрморт – выше уровня глаз, на уровне глаз или ниже уровня глаз?
  • Играет ли какую-то роль драпировка, т.е. фон?
  1. Практическая работа. Дети делится на  4 группы. Каждая должна поставить свой натюрморт из муляжей овощей и фруктов, вазы, драпировки.

Обсуждение результатов.

  1. Оценки. Рефлексия.

Конспект занятия

Тема занятия:  Жанры в изобразительном искусстве  

Цели:

  • Развивать умение видеть и понимать произведения изобразительного искусства;
  • Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Задачи:

  1. Создать условия для:  
  • воспитания интереса к произведениям искусства;
  • развития мыслительных способностей, связной монологической речи;
  • формирования собственной точки зрения;
  • расширения словарного запаса.
  1. Закрепить знания, полученные при изучении темы;
  2. Учить каждого учащегося самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые помогут обеспечить успешное выполнение творческой деятельности.

Оборудование:

  • Репродукции картин  российских и советских художников: Брюллова, Левитана, Дейнека, Неменского, Пластова, Сурикова, Перова, Пукирева. Петрова-Водкина, Хруцкого, Васильева, Куинджи,  Васнецова, Айвазовского, Венецианова, Фаворского, Б. Пророкова, Малевича,  Кустодиева;
  • Репродукции картин европейских художников: Рембрандта, Дюрера, Мурильо, Босха, Сезанна, Босхарта, С. Дали, Арчимбольдо.
  • Иллюстрации скульптур Родена, Эрнста Барлаха, Донателло;
  •  Произведения ДПИ (вышивка, роспись, скульптура мелкая пластика) жителей посёлка Л. Лихачевой, Г. Бисык, Л. Горбуновой).
  • Плакат – кроссворд (для определения темы).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учеников и предлагает им разгадать кроссворд, чтобы определить тему урока.

Разгадывают кроссворд

п

е

й

з

а

ж

1

2

а

н

и

м

а

л

и

с

т

и

ч

е

с

к

и

й

3

н

а

т

ю

р

м

о

р

т

4

п

о

р

т

р

е

т

  1. Изображение природы
  2. Изображение животных
  3. Изображение неживой природы
  4. Изображение человека

Педагог: - Какое слово мы получили по вертикали?

-А как оно будет звучать во множественном числе?

А что такое жанр?

-Жанры в чём?

Педагог записывает тему на доске

Жанр

Жанры

Общность художественных произведений по предметному смыслу.

В изобразительном искусстве.

Целеполагание

Какие вопросы вы предлагаете задать и решить в течение занятия

Что? (такое жанр)

Какие? (жанры мы знаем)

Как? (определить жанр)

Какие жанры вы знаете?

Пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, батальный, марина, сказочно-мифологический, сатирический.

Актуализация знаний

 Мы с вами изучали виды изобразительного искусства. Назовите их по порядку.

Вспомните типы художественных произведений

Графика (линия, штрих, пятно);

Живопись (цвет);

Скульптура (объем);

ДПИ (предметы быта художественно-украшенные);

Архитектура (постройки).

Перечисляют: Оригинал, копия, эскиз, этюд, репродукция, иллюстрация.

Практическая работа  (устная)

Педагог показывает картины, репродукции, иллюстрации и предметы ДПИ

Показывая картины односельчан, учитель заостряет внимание, что талантливые люди живут рядом с нами.

Ученики определяют вид, жанр, тип художественного произведения.

Физкультминутка

У лягушки дом в пруду,

Дом у Пеночки – в саду.

Эй, цыплёнок! Где твой дом?

Он у мамы под крылом!

Выполняют

Работа по группам

Молодцы! Давайте посмотрим. Где все-таки вы ещё сомневаетесь, а в чем уверены. Для этого сядьте по группам и получите по комплекту репродукций и иллюстраций художественных произведений. Порядок работы в группе определите сами.

Инструкция к работе прилагается.

Ученики распределяют полученные изображения по жанрам и дают характеристику. Вторая группа внимательно слушает, добавляет и характеризует свои иллюстрации.

   

Самооценка.

Рефлексия

-Я узнал новое:

-Мне легче (или нет) стало определять вид, жанр, тип произведения.

-Понравилось (нет) работать сообща

-Мои успехи на уроке

-Я хотел бы узнать подробнее о….

Отвечают

Итог

занятия

Педагог характеризует работу на уроке, соглашается с самооценками

Заводят отметки в дневники

Рекомендуемая литература

1. Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991.

2. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. —

    М., 1961.

3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного

     проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд.–  

    М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4.  Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном  

     искусстве. – сПб.: Питер, 2006.

5. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском

     изобразительном творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.

6. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

7.  Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

8.  Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. –  

     Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

9.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе

      3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Дрофа, 1997.

10.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной  

      школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.:

       Дрофа, 1997.

11. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное

      развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. —

      М., 1987.

12. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма

      усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М., 1981.

13. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Наука,    

      Флинта, 1999.

14. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.:

      Просвещение, 1980.

15.  Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

      школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000

16.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его  

       преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

17.  Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное

       искусство. - М.: Просвещение, 1989.

18.  Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках

       изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

19. Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В.

      Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991.

20.  Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юные умники и умницы"

Проблема реализации ФГОС в образовательном процессе актуальна в первую очередь для начальной школы. В соответствии с требованиями ФГОС мною разработана  дополнительная образовательная прог...

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....

программа дополнительного образования "Юные музееведы"

Данная программа направлена на всестороннее развитие учащихся начальных классов, на формирование у учащихся всех видов УУД ( универсальных учебных действий)....

Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"

Рабочая программа с планированием по курсу" Юный натуралист"...

Программа дополнительного образования "Юный краевед"

Программа по краеведению для начальной школы  "Юный краевед"....

Программа дополнительного образования "Юный читатель"

Программа "Юный читатель" предназначена для учащихся первого класса и расчитана на полгода....

Программа дополнительного образования "Юный художник" новая версия на 5 лет обучения, направленность художественная.

В 2016-2017 учебном году я переработала свою программу на 5 лет обучения. Она включает в себя как обучения основам изобразительного искусства живописи, графике, скульптуре, так и практические навыки в...