Образы и традиции русских народных праздников в рисунке и живописи
проект по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев безвозвратно ушёл в прошлое но утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

Общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам, страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных традиций  и вечных человеческих ценностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_traditsii_russkogo_naroda_v_risunke_i_zhivopisi_.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межшкольная научно-практическая конференция

для детей младшего школьного возраста «Я - исследователь»

Исследовательский проект

«Образы  и традиции русских народных праздников в рисунке и живописи»

Автор: Барышников Александр Борисович,

МБОУ СОШ №26, 3А класс

Научный руководитель: Гумерова Вера Александровна,

МБОУ СОШ №26, учитель ИЗО

2017


Тема данной работы «Образы  и традиции русских народных праздников в рисунке и живописи». Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев безвозвратно ушёл в прошлое но утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

Актуальность данной темы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам, страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных традиций  и вечных человеческих ценностей:

- мира в семье, любви к ближнему, сплочённости,  нравственного добра,  скромности, красоты, истины, патриотизма.

Сейчас, в наше время, важно поддержать свою национальную культуру и сохранять народные традиции России.

Объектом исследования является анализ народных обычаев и традиций России и выявление художественных образов в изображении.

Цель данной работы: определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире, а так же определить основные художественные образы при изображении  русских народных традиций в рисунке.

Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • познакомиться с русскими народными обычаями и обрядами и изучить историю основных русских народных праздников;
  • развивать интерес к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах;
  • развивать нравственные взаимоотношения в коллективе.

- исследовать современное знание обычаев русского народа среди одноклассников;

  • изучить работы художников изображающих основные русские традиции;
  • выполнить художественные работы с передачей образов перечисленных праздников и традиций.

В наш скоростной век, современное поколение постепенно утрачивает связь с традициями и обрядами прежней жизни русского народа, считая традиции пережитком прошлого, которое знать не так обязательно, но русская культура старается сохранять правила, обычаи, традиции для последующих поколений. Но отмечая каждый календарный праздник, люди часто не знают причин, побуждающих их вести себя именно так, а не иначе: почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины, почему вешают на елку золотые шары и маленькие игрушки или почему пекут куличи на Пасху и красят яйца и т.д.

Современные русские люди знают о своих обычаях и традициях до обидного мало, часто их знания о культурах других народов бывают более обширными. «Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», - говорил русский художник Васнецов. Я полностью согласен с этим высказыванием и поэтому поставил перед собой цель - рассмотреть комплекс народных традиций и обрядов; приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков, чтобы помнить свои корни, ведь наши предки - отражение давно минувших дней.

 Я выполнил исследовательскую работу на тему «Образы  и традиции русских народных праздников в живописи». Первоначально, заинтересовался традициями празднования Нового года, но когда начал искать материал, выяснилось, что традиции празднования Нового года очень тесно связаны с традициями Рождества, ведь мы ведём наше летоисчисление от Рождества Христова. Тогда появилась идея узнать и об обычаях других традиционных праздников со времен Руси.

    Я задумался над вопросами: Почему в России празднуют сначала Новый год, а затем Рождество? Почему празднование Рождества и Пасхи в России так отличается от празднования этих праздников в Европе? Почему мы так мало знаем о русских народных праздниках и традициях? Какие традиции известны моим сверстникам?

Для этого, я прочитал материалы множества источников и  провел анкетирование учеников 3-х классов нашей школы. Считаю, что моя работа интересна и актуальна, так как большинство современных подростков относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности. А традиции должны передаваться из поколения в поколение, от отца к сыну.

Праздники существовали всегда, во все времена, изменяясь по содержанию и форме с развитием общества.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней.

С давних времен люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий, а одним из способов этого участия и были календарные народные праздники и корни праздников тесно переплетаются с обрядами и ритуалами.

На уроках изобразительного искусства при изучении тем связанных с историей искусства, мы коснулись обрядовых праздников русского народа и столкнулись с фактом, что если с обрядами, связанными с православной церковью, мы ещё хоть как-то знакомы, то о праздниках, уходящих корнями в язычество, мы не знаем практически ничего. Мы провели анкетирование в своём классе, были заданы следующие вопросы:

-Какие народные праздники вы знаете?

- Какие традиции и обряды, песни, связанные с этими праздниками вы знаете?

- Какие из народных праздников православные, а какие уходят корнями в язычество?

В результате анкетирования выяснили следующее. К народным праздникам (помимо Рождества, Крещения, Пасхи) были отнесены «кутья», «колядки», Великий пост, день мужчин, день женщин.

Только два человека назвали праздник Ивана Купала.

Из праздничных традиций и обрядов известны лишь крашение яиц и приготовление куличей на Пасху, выпекание блинов и сжигание чучела на Масленицу.

Масленица некоторыми учениками была отнесена к православным праздникам, а католический праздник День Святого Валентина причислен к русским языческим.

После просмотренных мною источников информации я выделил основные традиции и обряды русского народа.

Рождество.  Основой Рождественских традиций является:

Украшение жилища Рождественской елью (но мы называем её – Новогодняя ель), праздничный ужин в кругу семьи, подарки (традиция произошла от трёх волхвов, которые принесли Иисусу дары – золото, ладан и смирну);

Традиции, характерные для православного Рождества это Святки и Колядки.

Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались - рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Колядки, согласно преданиям, тени предков, они пускаются в дальний путь проведать потомков и принести из подземного мира залог урожайного года, достатка и благополучия.

Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка. Сейчас накануне этого праздника и старые и молодые – ходят в церковь, чтобы отстоять службу, многие окунаются в прорубь, так как по народным поверьям, окунувшийся в крещенскую воду человек болеть не будет весь год, потому что вода имеет целебные свойства.

Святки. На Святки ходили ряженые, они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия и изобилия, а хозяева готовили для них угощение. Святки считались идеальным временем для гаданий. Для гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

           Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до бытовых и житейских дел,  девушки же старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

  По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые - колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: и в наше время молодые девушки гадают при свечах.

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица — это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась.

Знаменита была Масленица своими кулачными боями. Кульминацией праздника были костры, которые разводили ближе к сумеркам. Едва раздавались звуки вечернего благовеста, веселье прекращалось. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, — Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики.

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца, которые символизируют собой тело Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли всенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или крашенное яйцо которые называли «крашенки» или «писанки» если яйца были с узорами.. Подарки преподносятся со словами: «Христос Воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить в ответ или кулич, или крашеное яйцо. Этот обычай именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их.

Этот обычай свято чтят и наши жители: также ходят в церковь, пекут куличи, красят яйца, при встрече говорят: «Христос Воскресе!» и в ответ получают: «Воистину Воскресе!»

С праздником Пасхи связано множество различных поверий. Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого началом возрождения, обновления жизни. Вся Пасхальная неделя посвящалась развлечениям. В Пасхальную неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Троица.  В основе православного праздника Троицы лежит христианская легенда о сошествии Святого Духа на апостолов. Она рассказывает о событии, происшедшем в Иерусалиме через десять дней после вознесения Иисуса Христа на небо. Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Завивание берёзки – один из главных обрядов суть которого состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы. Обряд совершали девушки, которые отправлялись в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора дерева. Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, то есть скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т. п. После этого вокруг березы водили хороводы  и пели обрядовые песни, а затем расплетали ветки, развязывали ленты и опять водили хороводы и пели песни.

Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русского народа сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале 20 столетия.

Под Старый Новый год соседи, родственники, дети ходят из дома в дом под видом «сеятелей», поздравляют друг друга и желают каждому здоровья и добра, при этом бросают горсть зерна в передний угол и поют-выкрикивают:

Сею-вею, подсеваю,

Счастья, радости желаю!

Чтоб здоровенькие были,

Много-много лет прожили!

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин, хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь о благополучии и здоровье, считает обязательным хорошенько угостить «сеятелей» или дать «пятачок».

Таким образом, я выяснил, какие традиции и обычаи сохранились и соблюдаются в настоящее время. Главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей.

После того как я выполнил основную, теоретическую,  часть проекта, следующей задачей было выполнение мною художественного рисунка  с изображением главных символов народных праздничных традиций. Для этого мне нужно было выяснить,  какие основные художественные образы использовали те или иные художники при создании картин. Мною были рассмотрены художественные произведения таких художников как: Борис Михайлович Кустодиев, Василий Иванович Суриков,  Константин Егорович Маковский, Михаил Андреевич Мохов,  Николай Андреевич Кошелев,  Николай Константинович Рерих и  многие другие, исторические и современные художники изображающие быт, традиции, праздники великого русского народа.

Каждый из вышеперечисленных праздников имеет свои художественные, изобразительные элементы и образы, с помощью которых мы с легкостью можем сказать к какому празднику или к какой традиции относится то или иное произведение.

Художественными изобразительными элементами Рождества является образное и стилизованное изображение святого семейства, Вифлеемской звезды, ангелов, вертепа и т.д.

Художественные изобразительные элементы зимних святок это изображение Вифлеемских звезд, вертепов, масок («личин») ряженых, чучел и пугал;

Художественные элементы празднования масленицы- изображение чучел Масленицы, солнца, масленичных традиций катания с гор и на лошадях, взятия снежных городков и т.д.

Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений это изображение пасхальных яиц, куличей, а так же изображение главных традиций праздника: христосование

Художественные элементы праздника Троицы: Березка является основным«символом» праздника в картинах традиционно изображают украшение березки, соломенной куклы  Троицкие народные гуляния, девичьи хороводы

Художественные элементы праздника Ивана Купалы: Мифологический образ Купалы обряды праздника, связанные с огнем, водой и растениями заплетение венков, ряженье, изготовление кукушки, прыжки через костры девичьи и смешанные хороводы, пляски и вокруг костров

Свою художественную работу я выполнил при помощи приема стилизации,  то есть упрощения изображаемых объектов. При стилизации упрощаются рисунок и форма, объёмные и цветовые соотношения.

Стилизация часто применяется в декоративном искусстве с целью подчёркивания художественно-выразительных качеств предмета.

 Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются – простота форм, их обобщенность, символичность, и красочность, а так же отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта декоративной композиции и одновременной их заменой абстрактными элементами позволяет создавать абстракции (абстрактные стилизации).

Окружающая нас реальность является прекрасным объектом для работы над стилизацией природных форм. Можно достаточно долго рассматривать и изучать, изображать один и тот же природный объект, открывая новые его качества и стороны, в зависимости от поставленной задачи. В процессе освоения навыков стилизации природные объекты имеют неоспоримое преимущество в работе. Они доступны, многовариантны, легко изображаются, понятны для анализа и переработки изображения. можно начать знакомство со стилизацией растительных объектов с изображения цветов, деревьев, травы, мхов, лишайников. Многие из этих объектов настолько выразительны, что практически готовы как декоративные изображения. В работе по стилизации природных форм можно пойти от реалистичных зарисовок выбранных объектов с последующей переработкой формы и графического наполнения изображения. Постепенно выявляя декоративные качества изображаемого, или сразу выполнять стилизованные декоративные зарисовки, отталкиваясь от природных особенностей формы и декора. При работе следует избегать слишком реалистичных изображений и натуралистической трактовки образа.

Работу можно построить по следующей схеме:

  • Выявить наиболее ярко выраженные особенности формы предмета или человека, его обобщенного и упрощенного силуэта, ракурсов .
  • Обратить внимание на пластическую направленность мотивов и использовать направление развития формы для гармоничной компоновки изображения.
  • Обратить внимание на характер линий силуэта и декора изображаемого растения: прямолинейные, обтекаемые, ритмичные – выбрать статичное или динамичное построение изображения.
  • Найти интересный ритм, группировку форм, элементов, отобрать наиболее перспективные в этом смысле детали.
  • Стилизованные изображения объектов растительного и животного мира иногда используются как элементы орнаментов, но чаще они объединяются в общую композицию с различными растительными формами или становятся частью стилизованного пейзажа.
  • Создание декоративного пейзажа следует начинать с осмысления его в целом. Выбранные в качестве мотива формы проходят сложный путь преобразования и трансформации. Как и любая декоративная плоскостная композиция, декоративный пейзаж, обычно выполняется в двухмерном пространстве. Все объекты пейзажа показываются с одинаковой точностью, четкостью, линейная и воздушная перспектива отсутствуют, задний и передний планы сближаются с общим средним. Законы декоративной композиции требуют четко и максимально выразительно передавать картины окружающей среды, отбрасывая все ненужное, второстепенное, все, что мешает выразительно передать состояние природы и конкретных природных явлений. Поэтому, убираем мелкие подробности, упрощаем форму объектов, сглаживаем рельефы гор, холмов, облаков, окружающей местности, обобщаем детали, проводим стилизацию (акцентируя и выделяя самые характерные детали пейзажа). После проделанной работы уточняем степень стилизации объектов композиции и среды, в которой они изображены.

Мною было проведено анкетирование среди учащихся, позволяющее определить, что им известно об обычаях и обрядах. По данным анкеты я получил следующие результаты:

Только 3% не знают никаких народных обычаев и обрядов. Остальные назвали следующие:

Крещение (75%), свадьба (80%), Пасха  (86%), Рождество (77%), проводы в армию (35%), Масленица (82%), Троица (43%), венчание (27%), святки (29%), рождественские подарки (24%). Во многих семьях соблюдают следующие обычаи, обряды, праздники: Пасху  (67%), Рождество (59%), Масленицу (56%), Новый год (98%), день именин (а не день рождения)  (12%). Знают Рождественские обычаи (56%).

         В нашей местности соблюдаются такие обычаи, как Масленица (78%), Пасха (70%), Колядки (32%), венчание – (28%). На вопрос: какую свадьбу вы бы хотели устроить себе - 53% предпочитают современный гражданский обряд, 21% - традиционный обряд с религиозным оформлением брака, 9% - гражданский обряд с элементами народной свадьбы, 7% - без обрядов. Знают ученики и обычаи и обряды, связанные с рождением ребёнка, такие, как крещение (73%), собирание гостей по случаю рождения ребёнка (39%), не показывать ребёнка в первый месяц чужим, т.к. могут сглазить (15%).  

        Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся знают и соблюдают в своих семьях народные обычаи и обряды и, что обычаи и обряды не утратили своего значения в жизни современного человека, несмотря на процесс бурных преобразований, происходящих в последнее время в нашей стране.


Заключение

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня. Сохраняются и атрибуты праздника. В образах праздника люди переживали свою изначальную связь с миром. Ведь человек, выделившись из природы, все больше от нее удалялся. Но в праздник он заново остро и полно переживал свою причастность к ней.

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается путь правильного развития природных способностей, путь к жизненному успеху.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Рождества пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята лучше знакомы с Новогодними традициями, чем с Рождественским.

Считаю, что именно проявление милосердия и доброты должно стать главной Рождественской традицией в нашей стране.

        Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

В процессе работы я сделал для себя немало интересных открытий, связанных со способами, техниками исполнения образов в рисунке, а так же историей праздников на Руси .

Говоря о русских народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур разных народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции России, потому что это часть нашей истории, нашего быта.

Благодаря картинам художников разных времен, до нас дошла образная история наших предков. Есть такая вещь, которая никогда не исчезнет в наших сердцах. Это память. Мы должны помнить свои корни и должны пожить так, чтобы нас помнили…


Список источников и литературы:

  1. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.
  2. Народные праздники на Святой Руси. Н.П.Степанов. М.: Российский раритет. 1992.
  3. Полная энциклопедия быта русского народа. И. А. Панкеев. Тт. 1,2. М.: ОЛма-Пресс, 1998
  4. Исенво С.А. Народное творчество // История в школе. 1986 г., №4.
  5. Большая книга российских праздников/ В. Г. Дмитриева –Москва: Астрель,2010., 160 с.
  6. Популярная художественная энциклопедия / Гл. ред.: В. М. Полевой. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2006. - 23795 стр. [Электронная версия] 
  7.  Русские праздники. Шангина И. И. М: Азбука, 2004 г. 272с.
  8. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post93470027 
  9. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post123903861
  10.  http://ros-vos.net/christian-culture/praz/
  11.  Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл информаций для родителей "Традиции русской народной культуры"

Цикл информаций для родителей  о русских народных традициях размещается в папках-передвижках....

Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"

При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...

Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"

При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. « Традиции забытых народных праздников, обрядов, посиделок».

Описание работы: Материал для учителей и воспитателей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями. Форма: праздничная  программа Возраст: уч...

Православные традиции в народных праздниках. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Христово  — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.В православии входит в число...

Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет клуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры».

Дополнительная образовательная  программа для детей 5-6 летклуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры»....

Русские народные праздники и традиции

Русские народные праздники и традиции...