Древнерусские воины-защитники
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

По программе Б. М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnerusskie_voiny-zashchitniki.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  изобразительное искусство

Тема урока: Древнерусский воин - защитник

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • способствовать пробуждению гражданственного и патриотического самосознания учащихся;
  • развить творческое воображение;
  • развитие эстетического вкуса.

Метапредметные:

-    умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

-   зазвить у детей зрительную компетентность, умение высказать своё суждение о замысле художника.

Предметные:

  • освоить технику рисования фигуры богатыря.

Оборудование урока:  

     -   для учащихся: альбомный лист   А4,  акварель,   кисть, фломастеры и цветные карандаши

    -   для учителя : бумага формата А-4, акварель, кисть, фломастеры и цветные карандаши.

Словарная работа: Держава, Родина.

Этап урока

Методы,

 приемы

Содержание урока

Деятель-ность учащихся

Метапред-метные результаты

1. Орг. момент.

Приготовьте к уроку все необходимое, проверьте. Садитесь.

приветствуют  учителя

2. Мотивационный

 Обобщаю-щий опрос

работа по опоре

-Послушайте песню и определите тему нашего урока. (прослушивание аудиозаписи)

- О чем мы сегодня будем говорить? (о богатырях, защитниках Руси)

-Верно. Тема наша звучит так: (слайд)

- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы.

 История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Её просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков.

Но на их пути всегда вставали защитники земли русской.   Именно тогда сложились в русском народе представления о русских богатырях, воспетых в былинах.

- Кто же такие богатыри? (ответы детей)  (слайд)

- Значение слова "богатырь" лучше всего даст словарь

слайд:   Богатыри (от др.-тюрк. багатур-храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

- Да, богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек.

-Какие это черты? (невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.).)

активно слушают,

отвечают на вопросы,

оценивают  

 Умение пользоваться полученной информацией, умение  рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

Эвристический поиск

Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова  «Богатыри». Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

 - Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера , 4,5 метра на 3 метра– фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину.

Воины возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность образов.

-Обратите внимание, как выглядят богатыри, как одеты.

- Дайте словесный портрет богатыря.

- Что можно сказать о характере воинов?    ( непоколебимый, сильный духом, отважный).

- Какая у них внешность?    ( крепкое телосложение , строгое лицо, длинные волосы, усы, борода).

- Как они одеты?   ( Кольчуга, шлем, щит, меч, копьё) .

 Знакомство с  воинским снаряжением. 

Павел Корин «Александр Невский».

 - Что вы можете сказать про этого героя? (слайд)

       Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский.

       Его фигура на картине занимает всё полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развивается древнее русское знамя.

Лицо князя – решительное, взгляд – неколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа.

- Давайте посмотрим, во что же одевались воины в то время? (слайд)

Первое это шлем:

- Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову.

- Рассмотрите шлема. Что вы можете о них сказать?  (некоторые на половину прикрывали лицо, некоторые только переносица, а есть и такие которые защищали только голову).

- Бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря.

- Кольчуга – имела вид рубашки, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет.

-Обратите внимание, что кольчуга здесь изображена в  2х вариантах. Это кольчуга их маленьких металлических колец и кольчуга из стальных пластин.

-Какую обувь носили богатыри? (сапоги)

- Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря.

- Поножи – одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги.

-А каким же оружием пользовался богатырь в битвах?  (Меч, лук со стрелами, топор, копьё, щит).

-Посмотрите на слайд. Здесь представлены различные виды оружия: мечи, топоры, копья, лук со стрелами, щиты.

- Особое внимание, стоит уделить щиту.

 Они были разнообразной формы, цветов. С различными, всевозможными рисунками: герб рода, герб города или же русская символика.

- Посмотрите внимательно. Какого цвета больше всего? (красного)

Но большее значение придавали щитам красного цвета. Воины использовали их как оберег.

Самостоятельно формулируют    тему, принимают и усваивают учебную  задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

4 и 5. Педагогический показ +

Постановка творческой задачи

Практическая работа – повтор за учителем

- Сегодня мы с вами будем выполнять образ воина-защитника, русского богатыря. Мы работаем как древние художники-миниатюристы, без предварительного рисунка простым карандашом. Работаем на листе вертикально расположенном, внимательно рассмотрев образцы миниатюр.

Использование  технологии  активного  обучения:

  1. Вертикальное  расположение  листа.
  2. Подготовить фон (сверху – вниз)
  3. Наметить  лицо, шею, тело богатыря.
  4. Показать детали костюма.
  5.  Прорисовывание черт лица.
  6. Окончательное создание образа воина-защитника.

Самостоятельное сочинение формы цветов

6. Практическая работа

Помощь ученикам в работе.

Ответы на вопросы учащихся.

 7. Подведение итогов урока

Демонстрационный ,  Обобщающий опрос

- А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему?

- Как вы считаете, есть богатыри в наше время?

-  Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Где их можно встретить? ( Пограничники, пожарники, космонавты, врачи и т.д.)

- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. 

Осматривают выставку, оценивают достижения свои и других ,

Поведенчексие умения корректно рассмативать работы других учеников,

умение анализировать результаты труда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Древнерусские воины-защитники". Урок ИЗО в 4 классе.

Урок ИЗО в 4 классе задачи которого : Узнать, как выглядели и одевались древнерусские дружинники-богатыри на примере репродукций картин известных художников и миниатюр из р...

Презентация "Древнерусские воины-защитники", изобразительное искусство в 4 классе по программе Б.М. Неменского

Раскрывается представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); о вооружении древнерусских воинов-защитников....

Древнерусские воины-защитники

Образ жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); вооружение древнерусских воинов-защитников; произведение А. Мартоса - памятником Минину и Пожарскому; развитие навыков изображения человека, эмоц...

Технологическая карта изучения темы "Древнерусские воины - защитники"

Технологическая карта изучения темы урока "Древнерусские - воины защтники"...

урок ИЗО 4 класс "Древнерусские воины-защитники"

урок ИЗО для 4 класса по ФГОС с УУД...

Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»

Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»...