Конспект урока изобразительного искусства "Театральные маски" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Карцева Дарья Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_maski.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 20.02.17                                                                                                                                                           Учитель: Митусова Н.П.

Школа:   Долгодеревенская                                                                                                                                    Методист: Подгорская Т.А

Класс:  3б                                                                                                                                                          

Конспект урока изобразительного искусства.

Тема урока:  «Театральные маски».

Цель: Дать представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре.

Планируемые результаты:

- личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно- творческих заданий.

- предметные: учатся выполнять маски из бумаги. Совершенствуют навык работы с бумагой и ножницами (складывание, вырезание).

- метапредметные: развивают фантазию, творческое воображение, любознательность. Воспитание любви к театру, уважение к людям, которые дарят нам чувство радости и праздника в театре.

Основные понятия: маска

Оборудование урока: 

-для учителя: презентация, отрывки из литературных произведений, где дано описание персонажей с гротесковым характером внешности.

-для уч-ся: бумага, ножницы, карандаш простой.

   

Этап урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент.

Словес.: слово учителя.

1мин

Приветствие учителя.

приветствуют  учителя

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2. Мотивационный (актуализация знаний)

Словес.: беседа

 

1мин

 Давайте вспомним, чему посвящена тема третей четверти? (Она посвящена изучению работы художника в создании зрелищных искусств).

Сегодня мы продолжим работу по изучению этой темы и поговорим о театральных масках, о том как они появились, из чего изготовлялись. Научимся сами делать маски.

Ведут диалог с учителем

принимают и усваивают учебную  задачу

 Р: Умение пользоваться полученной информацией, умение  рассказывать по плану

3.

Знакомство с новым материалом.

10мин

Театральное искусство – прежде всего как искусство лицедейства, осуществлённого при помощи фантазии и веры в то, что играешь.

Достаточно вообразить себя кошкой, одеть маску, мяукнуть – и … начался театр.

Через карнавальную игру масок легко и реально осознать смысл понятий: «театр», «актёр», «зритель».

Как вы думаете, что можно назвать маской?

Маска – это специальная накладка с каким-либо изображением (человеческого лица, звериной мордой или головой мифологического существа и др.), надеваемая на лицо человека.

 Как вы думаете, из чего можно изготовить маски? (из бумаги, картона…)

Обычай надевать маски уходит своими корнями в глубокую древность. Ещё первобытные люди использовали маски животных, чтобы представать в их образе. Танцуя в масках перед началом охоты, они надеялись умилостивить добрых духов и отпугнуть злых.

Маска могла использоваться для устрашения не только злых духов, но и противника. Но чаще маска рассматривалась как средство защиты от злых духов.

     Маски изготавливались из разных материалов: глины, ткани, тонкого или толстого дерева, золота и других металлов. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства.

    У папуасов Новой Гвинеи сохранились великолепные маски из перьев, которые они надевали во время ритуальных церемоний. А в наши дни маски с успехом используются во время много-численных фестивалей и карнавалов.

     Самой популярной и самой загадочной вещью во времена античности, когда в лицедействе участвовало всего 2-3 актёра являются, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Так в театрах Древней Греции и Рима с огромными зрительными залами маски стали необходимы для актёра. Изготовлялись они из дерева, гипса, имели преимущественно карикатурные черты, часто передавали портретное сходство, но были тяжелы и неудобны. В спектаклях переодевания были частым явлением, поэтому появились сдвоенные, строенные маски, позволяющие моментально менять один сценический облик на другой из доброго в злого, из старого в молодого, из весёлого в грустного. Актёры играли только в масках с лицами больше головы (маски делались большими, чтобы их было хорошо видно многочисленным зрителям). Маски делались и из холста; с помощью гипса им придавалась различная форма, при этом оставлялись прорези для глаз и рта. Затем маски раскрашивали и сверху крепили парик. Для усиления голоса маски-шлемы снабжались изнутри металлическими резонаторами.

А сейчас мы используем маски? (Да.) Где и когда? (на праздниках, в театре).

Правильно. Когда вы готовитесь к какому-либо празднику – Новому году, Рождеству, школьному балу, то обязательно или покупаете или сами мастерите маскарадную маску Обычай появляться в масках и особых костюмах – исторических, сказочных, этнографических – появился давным-давно. Здесь вновь необходимо упомянуть наших предков, ещё в античные времена наряжавшихся в диковинные костюмы, скрывавших лица масками, когда они отправлялись на ярмарочные представления, масленичные гуляния, земледельческие праздники… Это-то и были первые маскарады, а их наши предки обожали.

С 13-14веков в некоторых европейских странах народ пристрастился к гуляниям под открытым небом. Эти гуляния называются карнавалами. Когда в средневековые времена проходили городские праздники, то представители ремесленных цехов тоже появлялись на них в маскарадных костюмах и масках. И, наконец, маскарадные маски и костюмы с улиц и площадей просочились на придворные празднества. Это уже были театральные зрелища.

    - Теперь в большинстве европейских стран актёры не надевают масок на сцене, но сценический облик актёра в образе конкретного героя, как и в древние времена, определяет художник. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру.

А чем сейчас заменили маски? (гримом).

 Как называется художник накладывающий на актёров грим?(гримёр).

Я уже говорила, что маски готовили из разного материала. Но мы сегодня будем делать маски из бумаги.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Р:Умение самостоятельно определять круг задач

4. Педагогический показ.

Демонстрационный: объяснение, показ.

3мин

- Прежде чем приступить к изготовлению масок, давайте вспомним правила работы с ножницами (передавать ножницы кольцами вперёд…). Сейчас нам понадобится бумага, карандаш и ножницы.

На согнутом пополам листке бумаги вырезаем элементы лица

Чтобы сделать маску. Сложите лист бумаги пополам и на одной стороне нанесите изображение половины лица задуманного персонажа. Чтобы облегчить работу, места, предназначенные для вырезания заштрихуйте. Вырежьте, разверните. Маска готова.

Прежде чем выполнить маску, необходимо представить себе тот образ, который вы хотите изобразить, его характер.

Вспоминают правила работы с ножницами

выполняют работу вместе с учителем.

П: умение следить и усваивать практические приёмы работы.

 5.

Практическая работа.

6.

Итог урока.

20мин

5мин

А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы.

Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте устроим выставку наших масок. Чья маска вам нравится больше всех? Почему? А что можно сделать с нашими масками, чтобы они стали ещё красивее?

Итак, давайте подведём итог:

Какова была тема сегодняшнего урока?

Из чего изготавливали маски?  

Какова роль художника в изготовлении масок?

Чем в современном театре заменены маски?

Понравился ли вам сегодняшний урок? Кто считает, что хорошо поработал сегодня?

Урок окончен. Всем спасибо.

Самостоятельно выполняют задание.

Анализировать продленную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать своё мнение.

Р: умение организовывать свою учебную задачу. Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

Р: самооценка, умение анализировать результаты своего труда и труда других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства «Театральная маска», 3 класс

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока изобразительного искусства "Картина- натюрморт " 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока изобразительного искусства(3 класс)Тема: Картина-натюрморт...

Конспект урока изобразительного искусства "Картина- натюрморт " 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока изобразительного искусства(3 класс)Тема: Картина-натюрморт...

Конспект урока изобразительного искусства, УМК "Перспектива", 3 класс «Жизнь костюма в театре»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с театральными костюмами героев русских народных сказок.Планируемые результаты:Предметные:- знать особенности театрального костюма;- уметь оформлять...