Рабочая программа по изобразительному искусству (начальное общее образование) 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Мещерякова Галина Викторовна

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  Б.М. Неменского «Изобразительное искусство».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение Новокурлакская средняя общеобразовательная школа

Согласовано.

Протокол методического объединения учителей гуманитарного цикла

№ 1 от  31  августа 2016 г.

Рекомендовано к использованию.

Протокол педагогического совета № 2

от  31  августа 2016 г.

Утверждено.

Директор школы _____________Г.В.Камсарина

Приказ № 112

от  01.09. 2016 г.                                  

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    изобразительному искусству

(начальное общее образование)

3 класс

2016 - 2017 уч. год

Автор программы:

учитель начальных классов

Мещерякова Галина Викторовна,

I К К

I К К

Село Новый Курлак, 2016 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  Б.М. Неменского «Изобразительное искусство».

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных  искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Цели и задачи рабочей программы:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

 - понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

-  понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

- использовать элементарные приемы изображения пространства;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

-  называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

-  сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

-  называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);

-  использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

-  использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

-  использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

-  анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

-  осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

  1. Содержание учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности

ТЕМА «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» (34 ч)

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности учащихся

Искусство в твоем доме (8 ч)

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего села (обобщение темы).

Памятники архитектуры. Парки, скверы , бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего села (обобщение темы).

Художник и зрелище (8 ч)

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, элементы театрально - сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Художник и музей (11 ч)

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.


  1. Тематическое планирование

ТЕМА «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» (34 ч)

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Искусство в твоем доме

8 ч

Искусство на улицах твоего города

7 ч

Художник и зрелище

8 ч

Художник и музей

11 ч

ИТОГО

34 ч



Предварительный просмотр:

Приложение к рабочей программе по изобразительному искусству

ПРОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

 (начальное  общее образование)

на 2016-2017 учебный год

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

3 класс (34  часа, 1 час в неделю)

№ п/п

урока

Дата

Тема урока

Основные виды учебной  деятельности

Понятия

план

факт

Искусство в твоём доме   (8 ч)

1

5.09

«Каждый человек – художник!»

Выразительные средства   в рисунке.

Приёмы рисования кистью.

2

12.09

Твои игрушки

Из чего и для чего делают игрушки?

Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

Цветовой контраст и гармония цветовых оттенков.

3

19.09

Посуда у тебя дома

Выбор и применение выразительных средств  для реализации  замысла в рисунке.

Хохлома. Гжель.

Придумать и  украсить сервиз

4

26.09

Обои и шторы в твоем доме          

Как ритм повторяющихся рисунков создаёт весёлое или спокойное настроение

Ритм. Эстамп

Создание узоров из отпечатков листьев

5

3.10

Мамин платок

Выбор и применение выразительных средств  для реализации с замысла в рисунке.

Орнамент.

Нарисовать платок для своей мамы

6

10.10

Твои книжки

Как правильно скомпоновать сюжетный рисунок

Иллюстрации

Придумать и сделать обложку для книги

7

17.10

Декоративная закладка

Выразительные средства  для реализации замысла в рисунке.

Открытки. Цветовой контраст.

8

24.10

Труд художника для твоего дома

Если бы художником вещей стал ты, какими бы ты их сделал?

Свободное рисование

Искусство на улицах твоего города  (7 ч)

1

7.11

Памятники архитектуры

Как передать настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства

Памятники архитектуры. Изобразить гуашью  проект здания

2

14.11

Парки, скверы, бульвары, города

Как правильно передать в  рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать краски

Парковое искусство.

Нарисовать свой образ весёлого детского парка

3

21.11

В мире народного зодчества

Выразительные средства  для реализации собственного замысла в рисунке.

Создать ажурную ограду в стиле «Квиллинг»

4

28.11

Волшебные фонари

Построение композиции  и рассказ о замысле.

Бумагопластика.

Проект фонарей из белой бумаги в объёме

5

5.12

Витрины

Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая над образом витрины?

Плоский  эскиз витрины способом аппликации

6

12.12

Удивительный транспорт

Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая над образом машины?

Транспорт будущего. Восковые мелки

7

19.12

Труд художника на улицах твоего города

Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая над образом города?

Правила работы с гуашью. Выполнить рисунок цветов.

Художник и зрелище  (8 ч)

1

26.12

Праздник города

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.

Рисование по представлению

2

16.01

Маска

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, материала.

Грим. Изготовление маски из бумаги

3

23.01

Школьный карнавал

Передача настроения в творческой работе

4

30.01

Художник и цирк

Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая в цирке?

Тёплые и холодные тона. Рисуем цирк

5

6.02

Художник в театре

Смысловая связь между предметами в пространстве

Декорации. Макет.

Изготовление  декораций

6

13.02

Театр кукол

Практика в работе с различным материалом, формами;

Конструирование кукол из бумаги

7

20.02

Театр кукол

8

27.02

Афиша и плакат

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.

Нарисовать эскиз плаката-афиши к  спектаклю

Художник и музей   (11 ч)

1

6.03

Музеи и жизнь города

Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей русского народа.

Музеи. Экспозиция. Коллекция.  

2

13.03

Картина – особый мир

Музеи. Изготовление рамок для картин

3

20.03

Музеи

искусства

 Экскурсия.

4

3.04

Картина – пейзаж

Настроение  природы и передача  его на бумаге с помощью холодных и теплых цветов, тихих и звонких

Пейзаж. Изображение пейзажей с помощью гуаши

5

10.04

Картина – портрет

О чем нам может рассказать портрет человека? Чем каждый человек отличается от других людей?

Портрет. Набросок.

Портрет друга

6

17.04

Картина – натюрморт

Как рассказать о человеке, изображая  его вещи? Изучение формы  предметов, характера мазков и передача настроения цветом.

Натюрморт. Гуашь.

Нарисовать картину-натюрморт «Праздничный стол»

7

24.04

Картины исторические и бытовые

Как    нарисовать сюжетный рисунок? Выбор сюжета и построение  композиции

Рисунок на тему «Мой день»

8

15.05

Картины исторические и бытовые

Рисунок на историческую тему

9

22.05

Скульптура в музее и на улице

Как правильно нарисовать силуэт животного? Кто такие анималисты?

Скульптура. Пьедестал.

Рисунок животного

10

Подготовка к художественной выставке

Отличие художественных выставок от музеев. Подведение итогов за год.

Экскурсия.

Выставка.

11

Художественная выставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа за курс начального общего образования по русскому языку 3 класс

Рабочая программаза курс начального общего образованияпо  русскому языку 3 класс Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 го...

Рабочая программа за курс начального общего образования по математике 3 класс

Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной про­граммы начального общего образования по м...

Рабочая программа за курс начального общего образования по изобразительному искусству 3класс

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), При­мерной программы начального общего о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству Уровень общего образования: начальное общее образование (4класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  по изобразительному искусству Уровень общего образования: начальное общее образование (4класс)                    ...

Рабочая программа по шахматам начального общего образования класс / уровень общего образования 1-4 классы

Рабочая программа по шахматам для 1 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Предмет шахматы находится в вариативной части Учебного плана МБОУ Покровская СОШ «НОК...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...