Рабочая программа по предмету " Изобразительное искусство" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

В рабочую программу входит: пояснительная записка и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_izo.docx60.25 КБ
Microsoft Office document icon ktp_izo_4_kl.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по предмету  «Изобразительное искусство» для 4 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский  составлена на  основе:

- Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

-общей образовательной программы ФГОС НОО МАОУ СОШ п.Новониколаевский;

-учебного плана МАОУ СОШ п.Новониколаевский;

-примерного тематического планирования примерной программы по изобразительному искусству  и авторской программы «Программа по изобразительному искусству» И.Э. Кашекова, А. Л. Кашеков УМК «Перспективная начальная школа».  

        Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

Концепция(основная идея) программы

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.

Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.

Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.

Искусство является одной из форм познания окружающего мира. Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира.

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

На уроках изобразительного искусства проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

Общая характеристика учебного процесса

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по предмету «Изобразительное искусство» И. Э. Кашековой (Программы по учебным предметам,  М., Академкнига/ учебник, 2013).

Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих основам языка художественной выразительности.

В структурировании художественного материала нашел свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе. Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников.

Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Ка говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно-творческой деятельности».

Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную.

Программа нацеливает на знакомство с изобразительным искусством от витагенного (жизненного) опыта ребенка. В таком контексте искусство, станет ближе и понятнее, приобретет для ученика личностный смысл, т.к. хорошо знакомые понятия выглядят убедительнее, чем нечто новое, неизведанное, а искусство дает возможность взглянуть на известные явления другими глазами.

Главная цель и смысл любого искусства – художественный образ. Поэтому уже с первого класса при восприятии произведения искусства и в художественной деятельности необходимо стремиться к пониманию ребенком этой специфики искусства. Однако знакомство с понятием «художественный образ», так же как и с языком («азбукой») искусства, начнется со второго класса. Содержание освоения искусства в первом классе – пропедевтическое. В рамках программы ребенок готовится к этому, постепенно входя в искусство через свой собственный небольшой, но очень яркий и важный для него жизненный опыт.

Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностей как жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений – все это становится объектом внимания больших и маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем происходящие.

Содержание учебного материала второго класса акцентирует основное внимание на художественной грамоте: осознании художественного образа – как основы и цели любого искусства, языке художественной выразительности пластических искусств, художественных материалах и техниках. Это очень важный год с точки зрения художественной грамоты и осмысления сути искусства. Сведения и навыки, полученные во втором классе, будут углубляться и отрабатываться в следующие годы обучения.

С целью научить ребенка пониманию сложности, многомерности и в то же время выразительности и лаконичности художественного образа, особое внимание уделяется процессу работы художника над его созданием в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла.

Учащиеся начинают понимать, что для создания художественного образа необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который по ассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделать эту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средства художественной выразительности изобразительных искусств – композиция, ритм, пропорции, фактура, симметрия-асимметрия. Они определяют выразительность и саму сущность художественного образа в любом произведении искусства.

Следующая задача обучения изобразительному искусству – научить ребенка интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности реализуется как доминирующая в содержании учебного материала 3 и 4 классов. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры - они учат человека жить и побеждать неприятности.

Древние представления живут в сознании современного человека, в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, литература, музыка, декоративно-прикладное, архитектура, танец). Знакомство с ними поможет ученику понять любое произведение искусства прошлого и современности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств - живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Различные виды изображений: скульптурные, живописные и графические (идеограммы, пиктограммы); абстрактные, геометрические и фигуративные представляли знаковые и символические коды, использующиеся древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. С помощью изображения человек научился останавливать время. В предыдущих классах дети косвенно прикоснулись к таким значимым первообразам культуры как Солнце, Древо, Птица, Конь, к символике цвета и линии. Теперь они знакомятся с другими важными образами народной культуры, вошедшими в архетипические универсалии символического языка человечества.

Ребенок впервые целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов.

В содержании материала 3 класса искусство предстает как генератор культуры, кратко рассматриваются его функции: формирование эстетического восприятия мира; художественное познание окружающего мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи религии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев; способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание. Формирование специфики городов, запечатлённой в памятниках архитектуры.

В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений и верований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве.

Художественные образы мирового искусства предстают на примере искусства античной Греции, средневековой Европы и нескольких регионов Востока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются архитектура и природа, определяющая характер построек; образы человека и его одежда, а также наиболее значимые для каждой культуры образы и традиции. Благодаря их естественному разнообразию на примере разных культур учащиеся знакомятся с изобразительной культурой театра (маски, театральный костюм, декорации), архитектурой и скульптурой, декоративно-прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметы быта – часы, зеркало, лампа, восточные амулеты и т.п.).

Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтнических образов-представлений формировалось искусство, ими оно питалось на протяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их интерпретировать в искусстве любого народа, любой эпохи. Причем интерпретация может происходить как в устной литературной, так и в художественно-творческой форме.

Особенности изучаемого курса:

- опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;

- понимание основной специфики искусства – художественного образа;

- акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаково-символических кодов искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;

- вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;

- постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.

Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса – уроком – в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Методы обучения:

   В основе методики преподавания предмета лежит проблемно - поисковый подход, информационно - коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно - рецептивный: рассказ,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, мультимедиа

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод.

Формы организации процесса обучения:

  1. Индивидуальная
  2. Парная
  3. Групповая
  4. Фронтальная

Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

На   изучение   учебного материала по  предмету «Изобразительное искусство» в  планировании отводится 34 часа    (1ч в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

- в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;

- в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору

в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:

- получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

- имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;

- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.

Содержание учебного предмета

                 Искусство и художественное творчество в культурном развитии человечества. Функции искусства: искусство формирует эстетическое восприятие мира; искусство – одна из форм познания окружающего мира; искусство является универсальным способом общения; искусство воплощает в зримых образах идеи религии и власти, прославляет и увековечивает правителей и героев; искусство способно внушать определенные идеи; искусство в состоянии пробудить чувства и сознание, оно способно к пророчеству; искусство придает каждому городу своё собственное лицо, запечатлённое в памятниках его архитектуры, в специфике современной планировки и строительства.

Художественный мир, сотворенный по законам сказки (2 часа)

Сказочные сюжеты. Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение.

Сюжеты жизни и сюжеты сказки. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Временные и пространственные искусства. Произведения изобразительного искусства, посвященные темам реальной жизни. О чём рассказывают эти произведения. Общее и особенное в сказочных сюжетах и событиях реальной жизни, воспроизведенных художниками (на примере картин Б. Неменский. Тишина. М. Шагал. Купание ребёнка. Т. Яблонская Хлеб. В. Васнецов. После побоища В. Перов. Тройка). Построение любого произведения искусства (литературного, музыкального, изобразительного) на конфликте двух противоположностей. В сказке – это начало пути - конец пути, живая вода - мёртвая вода, налево пойти или направо, верхний небесный мир – нижний подземный или подводный мир, светлые помыслы - чёрные мысли и т.п. Восприятие каждой пары противопоставлений как хорошее – плохое. Понятия: добро - зло, верх - низ, прошлое - будущее, лево - право и т.д. в жизни. Рождение сказки из реальной жизни. Произведения изобразительного искусства созданы художниками тоже на основе наблюдения реальной жизни.

Средства художественной выразительности, раскрывающие замысел произведения. Изображение художниками разных явлений окружающего мира. Использование средств художественной выразительности для раскрытия замысла художественного произведения (композиция картины, ритм, колорит, характер линий, формы предметов, местоположение героев в композиции и их костюмы, фон). Сочетание цветов в картине называется колорит. В произведении изобразительного искусства художник в зависимости от замысла сталкивает противоположные по звучанию цвета, линии, формы для того, чтобы создать выразительный образ.

Сравнение или противопоставление в картине: маленького и большого, высокого и низкого, света и тени. Натюрморт - изображение предметов, цветов, фруктов, овощей. Пейзаж - изображение природы.

Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды.

Использование пейзажа для раскрытия состояния и помыслов персонажей картины (М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», В.Васнецов иллюстрация к поэме А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Сравнить характер природы, окружающей героев. Определить, какое она создаёт настроение, как образы героев вписываются в пространство, художник сравнивает или противопоставляет героев, изображает начало пути или конец пути, какой путь будет у героев долгий или короткий, трудный или лёгкий, светлый или мрачный.

Образы стихий (6 часов)

Ожившие стихии.

Стихия - это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека. Мифы, а вслед за ними и сказки посвященные стихиям. Древние символы, обозначающие стихии. Стихии в картинах художников И.Левитана, К.Айвазовского, Н.Рериха. Помощь пейзажа в раскрытии величия и трагизма события (на примере фрагмента картины А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием»). Стихии, встретившиеся в картине. Смысл и значение древнего декора с символикой стихий.

Образ земли в искусстве.

Почтение человека к земле. Соотнесение образа Земли в искусстве с представлениями о родной земле, о родном крае, о Родине. Соотнесение образа земли в поэзии и в изобразительном искусстве.

Многозначность значений земли в искусстве: прочная твердая и непоколебимая опора; пространство земли, располагающееся вокруг – спереди и сзади, слева и справа и расходится на четыре стороны – север и юг, запад и восток. Ассоциация земли с фигурой прямоугольника или квадрата.

Качества свойственные прямоугольнику, их соответствие представлениям древних о качествах земли. Качества, свойственные земле в представлении древних – твёрдость, постоянство, надёжность, уверенность.

Земля – символ плодородия и богатства во многих мифах мира. Образ Земли как Матери-Кормилицы в представлениях древних. Земля – символ трудолюбия, учит, что любые преграды можно снести упорным несгибаемым трудом. Земля – символ жизни, здравого смысла, стабильности, веры в настоящее и в традиции. Слово «ЗЕМЛЯ» синоним слова «МИР».

Ключ Земли - сказы Бажова.

Связь древних обрядов с Землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный людям светлые перемены в жизни открыть. Ключ – символ открытия тайн, нового знания и мудрости. Сказки, в которых ключ играл решающее значение («Буратино или Золотой ключик», «Королевство кривых зеркал» и др.). Зависимость формы и декора ключа в сказке от его предназначения.

Образ воздуха в искусстве.

Связь для человека воздуха с восприятием неба. Величественность, огромность и недосягаемость воздушной стихии. Небо – источник влаги и тепла: держатель светящего и греющего солнца, податель воды, поящей всё живое. Поклонение небу, ожидание от него помощи или наказания. Страх перед небом. Небо – место обитания милостивых и карающих богов в мифах. Мать-Земля, Небо-отец в представлении древних.

Противопоставление воздуха земле, наделение его противоположными качествами. Олицетворение воздухом движения, стремления к открытию нового: новых знаний, новых возможностей; непредсказуемость. В мифах Царство ветров — это священный центр воздуха. Воздух – символ свободы и перемен, воображения и полёта фантазии. Связь со стихией воздуха Воздушных замков – символа прекрасной, недосягаемой мечты. Воздух – среда обитания сказочных существ: эльфов, сильфид и фей в сказках.

Символы воздуха в искусстве – птицы, облака, крылья, воздушный змей или образы лёгких эльфов. Отождествление воздуха с дыханием или порывом ветра в древних народных верованиях. Значение воздушной стихии (Ветра) в сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Изображение эмоционально выразительных состояний природы (Н. Рерих «Небесный бой», И. Левитан «Над вечным покоем», У.Тернер «Метель», А. Рылов «В голубом просторе» и др.).

Образ огня в искусстве.

Завораживающее впечатление от горящего пламени, костра или свечи. Огонь – символом власти и победы света и жизни над мраком и смертью. Огонь с древнейших времён священное явление для человека. Значение огня и света в жизни человека и природы. Символика огня – треугольник, направленный остриём вверх; пламя, факел, солнечные лучи. Огонь союзник человека. Горящий очаг – символ семейного благополучия. Огонь – символ справедливости, праведного гнева, который может покарать виновного и обогреть нуждающегося. Огненный меч – символ справедливости, карающий тех, кто сеет мрак.

Огонь – враг человека. Огонь как символ зла, коварства и жестокости. Он наделен хитростью и безграничной силой, не щадит никого, пожирая и превращая в пепел всё, что находится на его пути. Огненная карающая безжалостная бездна – ад – в мифах многих народов. Образ древнегреческого героя мифа Прометея, добывшего огонь для людей и жестоко наказанного за это богами. Прометей – символ героического несения света, истины, открытия людям нового знания. Вместе с огнём к людям пришли сокровенные знания, скрываемые богами. Образ Прометея воплощает смелость и мужество, любовь к свободе и к людям. Все искусства – дар Прометея человечеству. Ежегодные празднества в честь Прометея в древних Афинах. Традиция зажигать на празднике факел. Олимпийские игры и Олимпийский огонь. Образ Прометея в произведениях поэтов и художников, скульпторов и композиторов.

Образ воды в искусстве.

Предания мифов многих народов о том, что мир создавался из тёмной воды – символа первозданного хаоса. Двойственность Воды по своему значению: океаны, моря быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами, озёра и пруды несут пользу, но и таят опасность для человека. Враждебность воды, стихийные бедствия. Коварность и непостоянство воды, переменчивость, способность принять форму сосуда, легко обтекать препятствия, но при этом сама не изменяется. Тайна воды: её видимая мягкость и податливость скрывают упорство и силу. Народная мудрость: «Капля камень точит». Образ потока – символ трудностей и непреодолимых преград. Спокойна текущая вода – «живая вода», символ неумолимого хода времени, невозможности его вернуть. Река – символ забвения. Разделение рекой в мифологии многих народов мира живых и мира умерших. Вода – источник жизни, не возможность живым существам жить без воды. Вода – символ обновления, очищения, здоровья долголетия. В мифах славян реки и ручьи – это сосуды, по которым течет кровь Земли. В христианстве чистая вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Символ воды, водной стихии трезубец бога морей Посейдона. Древнее изображение воды – волнистая линия. Символы Солнца, Земли и Воды («косички», «змейки») в деревянной резьбе, украшающей избу.

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции (4 часа)

Культура Древней Греции.

В основе греческой культуры, также как и любой другой лежат мифы и легенды о богах и героях. Культура Древней Греции - одна из самых замечательных в истории человечества. Эпоха Античности. Значение культуры Древней Греции для развития последующей культуры Европы: театр, математика, спортивные состязания, мифология, храмы, скульптура, новый взгляд на человека. Жизнь, мечты и героические подвиги народа в мифологии античности. Греческие боги – Зевс, Посейдон, Аид, и таинственные силы природы.

Образ природы и построек Древней Греции.

Архитектура - это искусство проектирования и строительства зданий. Храмы древней Греции. Главный храм Афинского Акрополя – Парфенон – вершина античной архитектуры. Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города.

Театр в Древней Греции.

Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Особенности греческого театра. Рождение греческого театра из древнего ритуала, посвященного богу виноделия Дионису – символу умирающей и возрождающейся природы. Красочное зрелище праздника, торжественная процессия, состязания драматургов, поэтов, хоров. Трагедия – спектакль с печальным концом. Комедия – весёлое, смешное представление. Костюм и маска актера. Передача с помощью маски характера или настроения персонажа: хохота, горести, испуга, умиротворения. Значение цвета маски: багровый означал раздражённого человека, рыжий - хитрого и коварного. Двойные маски с разными выражениями лица. Античные маски. Использование масок в более поздние эпохи.

Образ человека Древней Греции.

Человек наряду с богами центральная фигура изобразительного искусства. Основные качества достойного человека: мужество, отвага, доблесть, решительность – черты, способные подчеркнуть в нём в первую очередь гражданина – защитника своей страны.

Лучшие черты характера человека облачены в прекрасную, гармоничную форму – физически развитое, сильное, соразмерное тело. Искусство скульптуры. Образы скульптуры. Выражение свободолюбивого духа греков в соразмерности мира и человека. Образы богов и людей в искусстве древней Греции: Одежда человека древней Греции: хитон и гиматий. Хитон – мужская и женская нижняя одежда наподобие рубашки, чаще без рукавов. Гиматий - верхняя мужская и женская одежда. Сравнение образов античной архитектуры и человека.

Одухотворённые Образы Средневековья (7 часов)

Идеалы Средневековья.

Образ Великого Бога – милостивого и карающего, знающего всё о каждом человеке и воздающего по заслугам – в центре культуры и искусства Европы в Средние века. Строительство града Божьего на Земле. Возвышенные представления людей о Космосе и величественные, устремлённые к небу, соборы, воплотившие идеалы эпохи. Переплетение реальности и фантазии в искусстве готики. Значение эмоций человека. Искусство дарит человеку ощущение просветлённой радости, покоя и умиления или заставляет страдать, испытывать чувство страха и безысходности. Украшение соборов скульптурами фигур святых или жуткими чудовищами, словно только что вышедшие из страшной сказки. Культура Средневековой Европы получила название – готика.

Величественные соборы и неприступные замки.

Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора. Неприступные, мощные замки-крепости, в которых жили семьи рыцарей.

Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков.

Декоративное оформление соборов и его воспитательная роль. Архитектурный облик собора и скульптурные образы святых, символические образы заморских чудищ: чертей и обезьян, химер, горгулий и пр. Народные сказания и образы чудищ в живописи средневековья. Сочетания в одном образе зверя и человека, рогатых коней и птиц на звериных лапах, монстров.

Образ человека в искусстве Средних веков.

Многочисленные скульптуры персонажей Священного писания, святых, королей при входе в готический храм. Создание ими огромного эмоционального напряжения. Устремлённость вверх формы зданий и вытянутых фигур святых, как призыв человеку забыть о земных невзгодах и устремиться душой ввысь, к Богу. Устремлённость к возвышенному и недосягаемому небу в образе человека. Яркие цветные витражи на окнах готических соборов. Витраж - это орнамент или декоративная композиция, созданная из кусочков цветного стекла. Декоративные орнаменты и композиции с фигурами людей в витражах. Вертикаль - знак эпохи средневековья - она подчиняет себе не только архитектуру, но и костюм, обувь, все прикладное и станковое искусство. Внешний вид человека, его соответствие главной идее времени. Высокие головные уборы конусообразной формы. Остроугольной формы костюма и завышенная линия талии, придающие женской фигуре стройность и утонченность, удлинение пропорций. Силуэт наполняется движением, также как силуэт готического храма.

Знаки и символы времени.

Человек живёт в мире знаков. Знаками являются: буквы и цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена и медали. Знаки помогают человеку лучше понимать окружающий мир и ориентироваться в нём. Знаки дорожного движения, знаки Зодиака. Знаки разных наук и искусств.

Родовой герб над входом в замок.

Вера древними в неразрывную связь знака и предмета, которого знак обозначает. Рисунки на стенах пещер знаков животных и проведение ритуала охоты. Вера, что если во время ритуала «убит» знак зверя, охота будет удачной. Изображения, которые можно рассматривать как знак и как символ. Древнейшие знаки и символы – основа развития письменности.

Знак Средневековья – вертикаль, передающая общий строй архитектуры, одежды, предметов. Рождение в ХI веке возник яркого, образного языка геральдики. Геральдика - это одновременно наука о правилах составления и искусство художественного оформления герба. Герб как отличительный знак в Средние века. Украшение гербами знамен, городских построек, карет и щитов рыцарей, одежды господ и их слуг. Соответствие изображения на гербе роду занятий, характеру, устремлениям их владельцев. Язык геральдики раскрывает смысл многих средневековых изображений. Смысл изображения: лев – сила, власть, царственность; ворон - мудрость и долголетие; орёл - высота духа, благородство и прозорливость; волк - бесстрашие, собака - преданность, птица феникс - бессмертие и возрождение, мех горностая - чистоту и королевское достоинство. Формы гербов. Изображения и цвета герба. Общее в построении разных гербов. Герб может иметь простую или сложную композицию. Простые и сложные композиции гербов. Этапы работы над гербом. Знак Венеры – женское начало. Знак Марса – мужское начало.

Символика цвета.

Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Важность языка геральдики для рыцарей. Язык геральдики в турнирных рыцарских доспехах. Рыцарские турниры — боевые состязания, облечённые в праздничную форму. Изображение герба на щите каждого рыцаря.

Образы сказочных персонажей. Спящая красавица. Таинственный замок.

Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица»

(А. Зик, Э.Булатов, О.Васильев и др.). Черты средневековой культуры в иллюстрациях к сказке «Спящая красавица». Старинный французский замок Юссо – прообраз замка из сказки. Мощные стены и башни, высокие конусообразные крыши, острые шпили, маленькие таинственные окошки.

Образ времени в сказках.

Течение времени в сказках: «Жили старик со старухой тридцать лет и три года...», «долго ли коротко ли...», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ночь простоять, да день продержаться». Часы – как символ идущего, навсегда проходящего времени и даже жизни. Солнечные часы. Песочные часы. Пословицы о времени. Смысл часов на картинах художников. Натюрморты голландских художников. Роль часов в сказках. Иллюстрации к сказке Шарля Перро «Золушка». Образ Золушки в иллюстрациях разных художников.

Бег времени на эскизах декораций. Оформление спектакля. Подготовительная работа художника: эскизы костюмов героев, эскизы и макеты декораций.

Сказочные образы Востока (5 часов)

Чудесный мир сказок народов Востока.

Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Символические образы героев сказок – важные и коварные султаны, бедные и смекалистые рыбаки, хитрые торговцы и мудрые женщины, звери и птицы. Особые черты искусства каждой страны Востока (Турция, Иран, Индия, Корея, Китай, Япония). Отражение в искусстве сложившегося веками уклада жизни, понимания красоты человека и его гармонии с окружающим миром. Вековая мудрость Востока, сокрытая в искусстве. Значение жаркого, засушливого климата для характера искусства стран Востока.

Образы искусства арабского мира.

Собрание старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Образы сказок «Волшебная лампа Алладина», «Али Баба и сорок разбойников», «Рассказ о царевиче и семи визирях», «Сказка о Синдбаде-мореходе» и др. Отражение в сказках культуры многих стран Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки.

Образ природы.

Разнообразие природы на Востоке. Цветущие сады при роскошных дворцах, узкие глинобитные улочки в бедных районах города, испепеляющая жаром пустыня, штормовые волны моря, мрачные подземелья, пещеры. Краски и цветовые сочетания в природе Востока. Обобщённые образы Востока в живописи армянского художника Мартироса Сарьяна.

Образы архитектуры.

Голубая мечеть в Стамбуле – одно из самых красивых сооружений восточного мира. Богатство декора архитектурных сооружений Востока содержат геометрический и растительный орнамент изразцов. Мечеть - это мусульманский храм. Высокие башни - колокольни по углам мечети – минареты. Медресе - религиозное учебное заведение.

Художественное оформление волшебных предметов.

Представления людей Арабского Востока во многом определялось мифологией. Образы мифологии: джины-демоны, сотворенные из чистого огня. Фантастические возможности джинов: умели летать, пробираться глубоко под землю и воду, становиться невидимыми, превращаться в людей, зверей, птиц и растения. Местом их обитания могли служить волшебная лампа, закупоренная бутылка или древний кувшин. Джин – защитник, помощник и джин – враг. Защитный амулет Востока «Ладонь Фатимы» или «Рука Фатимы».

Образ человека в искусстве арабского Востока

Мужской образ. Богатые фольклорные традиции – дающие образ человека. Отсутствие живописи на арабском Востоке. Книжная миниатюра Персии – иллюстрации к произведениям поэтов. Образ человека, запечатлённый в миниатюре, его одежда, окружающие предметы. Качествами настоящего мужчины: великодушие, щедрость, доблесть, стойкость, верность данному слову. Постоянное утверждение мужчиной своего превосходства перед противником, забота о семье, почтение старикам. Элементы одежды, дополняющие образ мужчины.

Женский образ. Жизнь восточных женщин полна тайн и загадок. Истории об образованных восточных девушках, одетых в яркие нарядные одежды, расшитые золотыми узорами, живших в роскошных дворцах. Другие женщины – нежные жёны, хорошие хозяйки и заботливые матери, главное качество – спокойная покорность судьбе, молчаливость, достоинство, плавная и величавая походка. Длинная, свободная одежда, закрывающая женщину с головы до пят. Надвинутый на лоб платок, кроткий, выразительный взгляд.

Яркие образы Индии (4 часа)

Образы архитектуры Индии.

Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Мусульманская архитектура в Индии. Мраморный мавзолей Тадж-Махал. Образы традиционного искусства Индии. Отличия в силуэтах индийских храмов - мусульманского и традиционного.

Ступа - символ природы и ума.

Архитектурное сооружение Ступа - древнейший символ индийской культуры («вершина», «верхушка»). Ступа - символ мудрости Будды – человека, основавшего одну из мировых религий – буддизм. Ступа как вертикальная модель Вселенной. Символические формы ступы: квадрат в основании постройки – символ порядка и устойчивости, круглая, убывающая по спирали форма колокола – символ движения и развития. В Индии в отличие от арабского Востока очень распространена скульптура. Скульптурные образы индийских богов в виде человека и животных богато украшают храмы снаружи и внутри.

Один из центральных образов в Индии - Будда. Его изображение помещают даже на крыши храмов!

Слон — символ мудрости, величия и непобедимой мощи.

Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры. Слоны в современной Индии.

Фестиваль слонов. Слоны – персонажи древних и современных росписей. Слон в Индии – символом мудрых правителей. Значение росписи в искусстве Индии. Настенная живопись в древних храмах, украшение панно и расписанными яркими узорами тканями современных помещений.

Образ человека в искусстве Индии.

Отражение в живописи и в миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке. Герои мифов, правители, танцовщицы, музыканты, гуляющие юноши и девушки, воспроизведенные среди яркого многоцветия мелких декоративных деталей. Замедленность плавных и грациозных движений. Условность лиц, эмоциональность.

Изображение фигур на фоне пышного тропического пейзажа: густых крон и лиан, обвивающих стволы деревьев. Характерные черты: смуглые лица изогнутые дугой тёмные брови, большие выразительные глаза, чёрные, разделённые прямым пробором, волосы свободно спадают на плечи или собраны в пучок на затылке. Одежда – сари из легких тканей. Использование многочисленных украшений: серьги, бусы, кольца, браслеты, гирлянды из цветов. Традиционная одежда мужчин (тюрбан, длинная рубаха, легкие брюки). Роль декоративного фона в живописи. Заполнение яркими и сочными красками линейного рисунка.

Основные темы изображений в миниатюре – божества, мифологические сказания, сцены из известных поэм, звери, птицы, растения, люди в красочной и тонко выписанной одежде. Интерьер - это внутреннее пространство здания, а также убранство помещений. Древние и современные изображения индийских женщин.

Добрые образы Китая (4 часа)

Образы архитектуры Китая.

Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая.

Связь с природой. Высокие многоярусные пагоды своими очертаниями напоминают горы, изображениями которых богата китайская живопись. Значение художника в древнем Китае: «Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца». Любовь к изображению пейзажей с облаками и деревьями, острыми вершинами гор и округлыми очертания холмов, пещерами и ущельями, ветвями дорог, ведущих в горы и деревьями у изгибов дорог. Размещение на небольшом листе сотни тысяч верст: «Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью». Изображение деревьев.

Искусство выбирать главное.

Одухотворённые и поэтичные пейзажи в искусстве Китая. Художественные материалы: тушь или акварель на вертикальных свитках. Дополнение рисунков надписями в виде иероглифов. Вертикальное расположение строки. Сравнение рисунка со сновидением: краски и телесность изображаемого тают в пустоте листа.

Два вида пейзажа в Китае. Обобщенный образ ландшафта в работах придворных китайских художников. Изображение природы через детали: не целый лес, а одно дерево или ветка, не букет цветов, а один цветок в работах художников-самоучек за стенами императорского дворца. Каждый предмет - символ. Переход этой традиции в японское искусство. Пространство в пейзаже – символ бесконечности мира, включающего в себя необъятную мощь и величие природы. Символическое значение предметов.

Дракон - символ добра и защиты.

Центральное место Дракона в китайской мифологии. Дракон - существо доброе и милостивое, объединяет в себе 4 стихии – вода и огонь, земля и воздух. С действиями Дракона соотносят времена года. Внешний облик дракона: «У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза черта, шея змеи, живот напоминает раковину, когти орлиные, лапы тигра, уши быка». Облик Дракона говорит о его первенстве среди всех земных обитателей. Дракон – защитник от зла и нечистой силы, символ счастья и благоденствия. Украшение фигурами драконов императорских дворцов Воздушные змеи и китайские фонарики в форме Дракона.

Образ человека в искусстве Китая.

Соединение реального образа человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, различных духов. Женщины, изображённые на свитках, являются частью пышного, цветущего мира. Многоцветие садов, заросли бамбука, бабочки и диковинные птицы. Одежда женщин из ярких шёлковых тканей, расписанных орнаментами с изображениями пионов, лотоса, тростника, бабочек, драконов, пагод, рыбок, мотивов пейзажа. Огромные причёски, украшенные замысловатыми заколками и бусинами. Головы на тонких, затянутых воротниками-стойками шейках уподобляются хрупким фарфорофым изделиям. Значение веера в древнем Китае как признака достатка и авторитетности его владельца. На веере изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, иногда портреты.

Музеи и выставки (2ч)

Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в различных музеях мира. Главные музеи России в Москве и в Санкт-Петербурге.

Музеи искусства в родном городе, районе, области. Произведения известных художников и скульпторов в музеях родного города. Художественные выставки.

Художественная деятельность. Устроить с одноклассниками художественную выставку работ, созданных за учебный год. Проанализировать, чему научились за год, что узнали нового в области искусства.

Характеристика деятельности учащихся. Знать ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Знать основные жанры и виды изобразительного искусства. Участвовать в выставке художественных работ, созданных за учебный год. Сравнивать свои работы с работами одноклассников, видеть и объяснять, чему научились за год, что узнали нового в области искусства.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» к концу 4-ого года обучения

Личностные результаты.

Выпускник научится:

· положительно относится  к урокам изобразительного искусства.

Выпускник получит возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

 Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Выпускник научится:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

 (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД

Выпускник научится:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Выпускник получит возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Выпускник научится:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Выпускник получит возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты.

Выпускник научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой  деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона;

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной  формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий  и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

 • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

1.Закон «Об образовании в РФ»

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.        

3Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2009

4.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост.Н.В.Лободина. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

5.Учебник И.Э. Кашековой, А.Л. Кашекова  Изобразительное искусство 4 кл.  М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Образовательные диски:

1.http://www.openclass.ru,

2.http://fcior.edu.ru,

3.http://files.scool-collection.edu.ru,

4.http://festival.1september.ru,

5.http://www.viki.rdf.ru,

6.http://www.uchportal.ru,



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДАТА

РАЗДЕЛ, ТЕМА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

ФОРМА КОНТРОЛЯ

КОРРЕКТ

ПРИЧИНА

КОРРЕКТ

Художественный мир, сотворённый по законам сказки (2ч)

1

Вводный урок. Сюжеты жизни и сюжеты сказки

Выясняют, чему посвящены и чему учат сказочные сюжеты. Находят в разных источниках иллюстрации к сказкам и произведения живописи на темы реальной жизни с похожими сюжетами

Познавательные: осуществлять поиск  зрительных материалов о колорите в произведениях живописи (репродукциях); самостоятельно выполнять творческое задание.

Регулятивные: учиться работать самостоятельно над рисунком в определённой последовательности; уметь анализировать собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные: расширение навыков общения; умение обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Личностные: развивать эстетические чувства на основе знакомства с выдающимися произведениями изобразительного искусства.

Беседа, устный опрос

2

Выразительные образы. Образ осени

Сравнивают и противопоставляют элементы картины, чтобы понять ее содержание

Устный опрос, готовый рисунок

Образы стихий (6ч)

3

Ожившие стихии - земля, огонь, воздух, вода. Декоративная композиция

Определяют доминирующие стихии на картинах художников. Объясняют смысл и значение древнего декора. Создают декоративную композицию, в которой сойдутся все четыре стихии

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: находить информацию в предметах окружающей действительности; учиться анализировать пропорции, форму и объём предметов.

Регулятивные: 

определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность.

Коммуникативные: 

уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях академического рисунка.

Личностные: 

развивать способность эмоционально-ценностного отношения к искусству  и окружающему миру; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач.

Устный опрос, готовый рисунок

4

Образ земли в искусстве. Украшение предмета в декоративной манере символами земли

Сравнивают образ земли в поэзии и в изобразительном искусстве. Создают графическими средствами выразительные образы предметов в декоративной манере, украшать их древними символами земли, объяснять связь предмета с выбранными символами

Устный опрос, готовый рисунок

5

Ключ Земли - сказы Бажова. Образ волшебного Ключа Земли

Разбирают символические смыслы «ключа» и объясняют с этой позиции сказки и произведения изобразительного искусства. Придумывают и рисуют образ волшебного Ключа Земли

Устный опрос, готовый рисунок

6

Образ воздуха в искусстве

Находят символы воздуха и неба в произведениях древнего искусства. Создают образ ветра

Устный опрос, готовый рисунок

7

Образ огня в искусстве

Знакомятся с символикой огня и мифами о его происхождении. Создают средствами живописи эмоционально выразительные образы огня, явлений природы, связанных с огнем, сказочных героев

Устный опрос, готовый рисунок

8

Образ воды в искусстве

Определяют роль воды в жизни людей. Знакомятся с символикой воды, мифами и сказками с ней связанные. Создают средствами живописи эмоционально выразительные образы воды, явлений природы, связанных с огнем, сказочных героев.

Устный опрос, готовый рисунок

Художественные образы мирового искусства.

Героические образы Древней Греции (4ч)

9

Культура Древней Греции

Находят в справочниках, энциклопедии, Интернете, книгах с античными мифами, альбомах по искусству, рассказы о богах Древней Греции и их изображения

Познавательные:

овладеть приёмами механического смешения цветов; осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов.

Регулятивные: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия.

Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства.

Личностные:

эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; понимать значение красоты природы и произведений искусства для человека

Беседа, устный опрос

10

Образ природы и построек Древней Греции

Узнают, что архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий. Выполняют художественно-творческое задание

Устный опрос, готовый рисунок

11

Театр в Древней Греции. Рисование маски

Узнают, каким был первый театр, откуда и как он появился. Определяют функции маски в античном театре и в более поздние эпохи

Устный опрос, готовый рисунок

12

Образ человека Древней Греции

Находят общие черты в различных изображениях человека в скульптуре Древней Греции. Создают образ человека древней Греции

Устный опрос, готовый рисунок

Одухотворённые образы Средневековья (7ч)

13

Величественные соборы и неприступные замки

Узнают об образе Средневековой Европы, ее верований и архитектуре, посвященной религии. Различают готические соборы среди других построек

Познавательные:

овладение приёмами работы различными графическими материалами. Наблюдение, сравнение, анализ и сопоставление предметов и их геометрической формы.

Регулятивные:

понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, определять последовательность выполнения рисунка;

Коммуникативные: 

уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; анализировать творческие работы одноклассников.

Личностные:

развитие умения эстетически и эмоционально воспринимать окружающий мир, произведения искусства; развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев; развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком

Устный опрос, готовый рисунок

14

Образы мифологических персонажей в искусстве Средневековья

Размышляют о роли народной культуры в создании образа собора, о реальности и вымысле в скульптурных изображениях. Создают в объёме образ фантастического существа

Устный опрос, готовый рисунок

15

Образ человека в искусстве эпохи Средневековья

Размышляют о характере скульптурных образов средневековья. Создают образ человека Средневековья

Устный опрос, готовый рисунок

16

Знаки и символы времени

Осознают, что знаки помогают человеку лучше понимать окружающий мир и ориентироваться в нём. Изображают и интерпретируют свой знак зодиака

Устный опрос, готовый рисунок

17

Родовой герб над входом в замок. Символика цвета

Знакомятся с геральдикой. Осваивают знаки средневековья. Понимают символику цвета и значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Создают свой герб или герб своей семьи

Устный опрос, готовый рисунок

18

Образы сказочных персонажей. Спящая красавица. Таинственный замок

Наблюдают, сравнивают, сопоставляют, дают характеристику образам героя, созданным в иллюстрациях разных художников. Создают изображение в технике граттаж

Устный опрос, готовый рисунок

19

Образ времени в сказках

Объясняют значение пословиц и поговорок о времени. Различают знаки и символы хода времени в произведениях изобразительного искусства, в театральных декорациях. Выполняют эскиз и макет декорации

Устный опрос, готовый рисунок

Сказочные образы Востока (5ч)

20

Роскошные образы арабского мира

Выясняют, что искусство любого народа рассказывает об укладе жизни и устремлениях людей. Рассматривают иллюстрации к сказкам народов арабского Востока. Осмысливают образы героев арабских сказок

Познавательные:

овладение приёмами работы различными графическими материалами. Наблюдение, сравнение, анализ формы.

Регулятивные:

понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел и последовательность выполнения рисунка.

Коммуникативные:

уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; анализировать творческие работы одноклассников.

Личностные: развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски; развитие умения сравнивать цвет и форму образца с выполняемым рисунком

Беседа, устный опрос

21

Образ природы Востока

Обсуждают разнообразие природы Востока в живописи армянского художника Мартироса Сарьяна. Создают образ природы, передавая колорит Востока

Устный опрос, готовый рисунок

22

Архитектура Востока

Рассматривают и анализируют геометрический и растительный орнамент на изразцах в оформлении дворцов. Создают обобщённый образ храмовой архитектуры Востока

Устный опрос, готовый рисунок

23

Художественное оформление волшебных предметов

Рассуждают о мифологических героях восточных сказок. Соотносят фантастические умения героев восточных сказок с чудесными явлениями из русских волшебных сказок. Изображают волшебную лампу или кувшин. Создают волшебный амулет в форме «Ладони Фатимы»

Устный опрос, готовый рисунок

24

Образ человека в искусстве Арабского Востока

Сравнивают образ идеального человека на Востоке и в отечественной традиции. Создают образ мужчины и женщины средневекового Востока

Устный опрос, готовый рисунок

Яркие образы Индии (4ч)

25

Архитектура Индии

Знакомятся с многообразием культуры Индии. Различают образы мусульманской архитектуры и традиционной архитектуры Индии. Рисуют схемы-силуэты индийских храмов – мусульманского и традиционного

Познавательные:

уметь сравнивать произведения искусства по изобразительным средствам; учиться анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов.

Регулятивные:

определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность.

Коммуникативные:

уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей.

Личностные:

овладеть новыми приёмами и техникой изобразительной деятельности; развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач

Устный опрос, готовый рисунок

26

Ступа- символ природы и ума

Знакомятся с символами индийской культуры. Используя символику индийского искусства, придумывают и создают амулет, который по верованиям индусов сможет оказать человеку помощь в учебе и познании мира

Устный опрос, готовый рисунок

27

Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи

Выясняют роль слона в жизни индусов и использование символики слона в искусстве Индии. Выполняют эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей

Устный опрос, готовый рисунок

28

Образ человека в искусстве Индии

Размышляют по отражениям в живописи и в миниатюре о представлении жителей Индии о прекрасном человеке. Создают образы индийского мужчины и женщины в традициях индийского искусства

Устный опрос, готовый рисунок

Добрые образы Китая (4ч)

29

Архитектура Китая

Знакомятся с искусством и культурой Китая. Осознают связь с природой искусства средневекового Китая. Изображают пагоду в традициях искусства Китая

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, пользуются учебником и рабочей тетрадью при выполнении задания.

Регулятивные:

определяют

последовательность действий при работе над рисунком; умеют работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные: 

умеют формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях произведений искусства.

Личностные: 

развитие самостоятельности в поиске решения поставленных изобразительных задач

Устный опрос, готовый рисунок

30

Искусство выбирать главное

Создают образ природы, какой её видели китайские художники. Делают надпись, поясняющую смысл рисунка

Устный опрос, готовый рисунок

31

Дракон – символ добра и защиты

Узнают, почему дракон объединяет в себе четыре стихии, о традициях в Китае, связанных с образом дракона. Конструируют из бумаги воздушного змея и украшают его

Устный опрос, готовый рисунок

32

Образ человека в искусстве Китая

Рассматривают связь человека с природой по женским портретам в китайской живописи. Понимают и объясняют разницу в отношении к женскому и мужскому образу в искусстве Китая. Создают образ человека в традициях искусства Китая

Устный опрос, готовый рисунок

Музеи и выставки (2ч)

33

Музеи и выставки

Знакомятся с ведущими художественными музеями России и художественными музеями своего региона. Повторяют основные жанры и виды изобразительного искусства

Познавательные: осуществление анализа художественных произведений, выделение жанровых признаков.

Регулятивные: 

учатся давать эмоциональную оценку деятельности класса; умеют работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные: 

умеют пользоваться языком изобразительного искусства; умеют слушать и понимать высказывания собеседника.

Личностные: духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к лучшим образцам русского изобразительного искусства

Беседа

34

Итоговый урок - выставка

Устраивают с одноклассниками художественную выставку работ, созданных за учебный год. Анализируют, чему научились за год, что узнали нового в области искусства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

В данном разделе помещёна рабочая программа по  предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"3 класс...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4".  Программа включает в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для начального общего образования Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Изобразительное искусство»для начального общего образованияСрок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)​Данная рабочая программа разработана в...