Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство». 1 класс ФГОС ОВЗ.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Сорокина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

"Изобразительное искусство"

/предметная область "Искусство"/

1 класс

        

2017 - 2018

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа  по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:

 - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года;

- Базисный учебный план специальных коррекционных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-П

- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:

  • Формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
  • Формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
  • Учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
  • Корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • Развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения.
  • Знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним;
  • Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и  качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и тд);
  • обогащать, уточнять и  закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;

воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.   

Планируемые результаты освоения учебного материала

Личностные результаты:

  • формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш,  краски, кисточка, тампоны и трафареты)
  • формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
  • проявлять интерес к изобразительному искусству
  • развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
  • развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру

Коммуникативные БУД:

  • Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
  • Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)
  • Оформлять свои мысли в устной речи
  • Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
  • Слушать и понимать речь других
  • Уметь работать в паре
  • Умение отвечать на вопросы различного характера

Регулятивные БУД

  • Учить понимать учебную задачу
  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
  • Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя
  • Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
  • Проверять работу,сверяясь с образцом

Познавательные БУД:

  • Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
  • Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя
  • Группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя
  • Формировать приемы работы различными графическими материалами
  • Наблюдать за природой и природными явлениями
  • Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости        

Предметные результаты

Минимально  уровень:

  • Организация  рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
  • Знание  названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • Пользование  материалами для рисования, аппликации, лепки; знание   названий   предметов,   подлежащих   рисованию,   лепке и аппликации;
  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  • узнавать и различать цвета,с помощью учителя  адекватно передавать цвет изображаемого объекта
  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
  • передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
  • в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Достаточный уровень:

  • Знание  названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково)
  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации
  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
  • применение приемов лепки
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
  • применение разных способов лепки;
  • рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
  • различать и называть цвета;
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
  • передавать в рисунках основную форму предметов;
  • в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

 Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

1

Обучение композиционной деятельности.

9

2

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

11

3

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

10

4

Обучение восприятию произведений искусства.

3

Итого

33

Содержание учебной программы

Содержание программы отражено в четырёх разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

      Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.

      Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача  величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

      Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.  

      Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.

Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.

Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.  

      Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.

 «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

      На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года отводить по 10-15 минут времени на уроке для  проверки накопленного лексического материала. Для этого рекомендуется использовать игры типа “Угадай, что у меня есть”, “Угадай, как называется”, “Угадай, какой по цвету”, а также “подвижную» аппликацию с большим количеством изображений предметов, силуэтов разных геометрических форм и размеров, разных по цвету, светлоте и т.д. (вазы, листья, цветы и др.).

      Направления работы

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

  • разминание куска пластилина;
  • отщипывание кусков от целого куска пластилина;
  • размазывание по картону;
  • скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;
  • примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

  • складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
  • совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
  • расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;
  • составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

  • приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);
  • раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над,  под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;
  • приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;
  • приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

  • рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);
  • рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);
  • удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;
  • осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;
  • рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;
  • завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);

Приемы работы красками:

  • примакивание кистью;
  • наращивание массы;

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

  • правила обведения шаблонов;
  • обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.

Программой предусматриваются следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

‒        выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на   изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

‒        проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" на основе ФГОС. 2 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" на основе ФГОС. 3 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" на основе ФГОС. 4 класс. УМК "Школа России"

В программу включены основные виды деятельности учащихся, предметные и метапредметны результаты, УУД....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса.ФГОС УМК "Школа России" под редакцией Б.М.Неменского

   Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" на основе ФГОС. 1 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс ФГОС ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 – 4 класса (ФГОС)

Пояснительная запискаНастоящая   рабочая программа   по предмету «Изобразительное искусство»  для  2 – 4 класса по    адаптированной образоват...