Рисование бабочки в технике монотипия.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Мигунова Евгения Николаевна

Конспект урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_babochki_v_tehnike_monotipiya.rar2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 3 классе

Тема. Рисование бабочки в технике монотипия.

Цель. Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

Задачи урока:

  • Закрепить знания о цветоведении, о теплых и холодных цветах.
  • Дать понятие симметрии как способа гармонизации формы.
  • Учить детей вырезать симметричные формы с использованием одной оси симметрии.
  • Актуализировать знания о правилах работы с шаблоном и ножницами.
  • Ознакомить учащихся с техникой монотипия.
  • Развивать умение видеть богатство цвета в окружающем мире, развивать моторику, образное мышление, зрительную и эмоциональную память.
  • Вызвать желание сохранить красоту окружающего мира – бабочек, творить красоту своими руками.
  • Создать на уроке творческую атмосферу, способствующую развитию культуры детей.
  • Воспитывать аккуратное отношение к материалам и инструментам.

Оборудование.

Для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, экран, видео-ролик «Сохраним красоту. Бабочки.», презентация «Рисуем бабочку».

Для учеников: клеенки, сухие и влажные салфетки, непроливайка для воды, лист бумаги для акварели, шаблоны, простой карандаш, краски-гуашь, кисточки, ножницы, фломастеры, конвертики с тремя фишками в виде бабочек: красный, жёлтый, синий.

План урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Повторение пройденного материала.

II. Введение в тему урока.

1.Вступительное слово учителя.

III. Формулировка темы и целей урока учащимися.

IV.Актуализация знаний учащихся.

1. Бабочки-рекордсмены.

2. Этапы развития бабочки.

V. Работа над новым материалом.

1. Бабочки в произведениях известных художников.

2. Постановка проблемы.

3. Знакомство с новым приёмом в изобразительном искусстве – монотипией: исторические сведения, принцип изображения.

VI. Педагогический рисунок - объяснение.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

И в десять, и в восемь, и в пять.
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё,  что его интересует.

– Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь . Пожелайте мысленно друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Садитесь.

II. Введение в тему урока.

- А чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, послушайте загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я поймать его хотел,

Он вспорхнул, и улетел.(Слайд 2)

III.Формулировка темы урока и целей учащимися.

- Какова же тема сегодняшнего урока? Какие цели мы перед собой поставим? Чему научимся? (Слайд 3)

Японский поэт писал о бабочке так:

«Почему, бабочка, ты меня интересуешь?

Потому, что ты как цветок, только в небе»

Бабочки – необыкновенные создания, они летают по миру и украшают природу разными цветами.

IV.Актуализация знаний учащихся.

1. Бабочки-рекордсмены.

Начнём с самого интересного и познавательного. Жизнь бабочек коротка. Некоторые живут всего несколько дней, а есть те, которые живут 1 год. В среднем же продолжительность жизни бабочки 20-40 дней. Самая благодатная пора для них – лето. Питаются бабочки сладким соком цветов – нектаром, в теплые летние дни перепархивая с цветка на цветок.

В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. Среди бабочек есть свои рекордсмены. 

Самая маленькая бабочка на Земле – ацетозея, размах её крыльев, как и длина тела всего 2 мм. (Слайд 4)

Самая большая бабочка на Земле – павлиний атлас, размах её крыльев достигает 30 см.

Встречается в тропических и субтропических лесах Юго-восточной Азии, Южного Китая и от Таиланда до ИндонезииКалимантана, Явы  (Слайд 5)

2. Этапы развития бабочки. (Слайд 6)

- Как размножаются бабочки?

Они откладывают яйца(Слайд 7), из яиц появляются гусеницы(Слайд 8), они превращаются в куколок(Слайд 9), обматывая себя собственной паутиной . В таком виде они зимуют. Весной, едва пригреет солнышко, куколка начинает шевелиться: так  медленно, как из пеленок, появляется бабочка. Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую расцветку. Если её взять в руки, то на руках останется пыльца: бабочка может погибнуть. Перелетая с цветка на цветок, бабочка переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести.

3. Части тела бабочки.(Слайд 10)

V. Работа над новым материалом.

1. Бабочки в произведениях известных художников.

Бабочка – один из самых любимых образов в изобразительном искусстве.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) является великим русским художником, который написал большое количество уникальных полотен, отражающих жизнь и труд крестьянского народа. (Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, что он впоследствии изобразил в картине «На жатве. Лето.» Середина 1820-х годов. Холст, масло, 60х48 Государственная Третьяковская галерея, Москва.) (Слайд 11)

Великий голландский художник Винсент Ван Гог. На этом полотне Ван Гог изобразил несколько цветков мака и двух бабочек на фоне редкой травы. Манера исполнения картины максимально приближена к японской живописи.(Маки и бабочки. Апрель-май 1890г . Холст, масло 34х25 см.) (Слайд 12)

2. Постановка проблемы.

- Что же для вас является самым трудным в изображении бабочки? ( Повторить одинаковые узоры на обоих крылышках, сделать левую и правую части одинаковыми).

Действительно, самое трудное в изображении бабочки нанести зеркальное отражение рисунка на противоположное крылышко, ведь бабочка – существо симметричное.(Слайд 13)

Симметрия – это расположение одинаковых частей предмета относительно центра.  (Слайд 14)

        Получить зеркальное отображение предмета или его части нам поможет новый приём изобразительного искусства – монотипия.

3. Знакомство с новым приёмом в изобразительном искусстве – монотипией: исторические сведения, принцип изображения.

Монотипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные  кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали. (Слайд 15)

        Изобретение техники монотипии приписывается Джованни Кастильоне   (1607-1665), итальянскому художнику  и гравёру. Правда, его монотипии  смутно напоминали работы

 следующего поколения  художников,  но именно он догадался  соединить  кустарный труд  со станком. (Слайд 16)

Наиболее известными старыми мастерами этого направления считаются Уильям Блейк (1757—1828) и Эдгар Дега (1834—1917), ну а сегодня не пробовали себя в монотипии только ленивые. (Слайд 17)

VI. Педагогический рисунок - объяснение.

1.Этапы выполнения работы. (Слайд 18)

  • Согнуть лист пополам. (Слайд 19)
  • Приложить к сгибу шаблон и обвести его. 
  • Развернуть лист и нанести краски на одну сторону листа. (Слайд 20)
  • Сложить лист опять пополам, оставив отпечаток на противоположной стороне. (Слайд 21)
  • Развернуть лист и подрисовать гуашью и фломастерами детали. (Слайд 22)
  • Вырезать бабочку по нарисованному контуру(по желанию).

2. Повторение очерёдности этапов работы.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

- А работать вы будете под музыку Э.Грига и послушаете пьесу «Бабочка».

VIII. Итог урока. Рефлексия.

1. Подведение итогов.

- Чему научились на уроке? С чем новым познакомились?

2.Выставка работ учащихся.

3. Рефлексия.

- Совсем скоро появятся на наших улицах живые бабочки и будут радовать нас своей красотой. А пока пусть эти бабочки украсят наш класс. Откройте конвертик и возьмите только одну бабочку:

- розовую бабочку - урок очень понравился;

- жёлтую бабочку – урок не очень понравился;

- голубую бабочку – на уроке было скучно.

 

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/675/96675357_large_3.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/675/96675362_large_8.jpg

https://tridevici.com/wp-content/uploads/2013/10/finger-balancing-butterfly-kids-craft1.jpghttps://tridevici.com/wp-content/uploads/2013/10/finger-balancing-butterfly-kids-craft1.jpghttps://tridevici.com/wp-content/uploads/2013/10/finger-balancing-butterfly-kids-craft1.jpghttps://tridevici.com/wp-content/uploads/2013/10/finger-balancing-butterfly-kids-craft1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Морское царство" 2 часа, техника монотипия

Министерство образования и наукиСамарской областиНегосударственное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани      Методическая раз...

Рисование бабочки по представлению

Урок ИЗО в 1 классе по программе Неменского,презентация прилагается...

Рисование с использованием нетрадиционных техник. Монотипия.

Рисование с использованием нетрадиционных техник. Монотипия....

Конспект внеурочного занятия по рисованию "Кораблик в технике Монотипия"

Конспект внеурочного занятия для детей 1-2 классов. Использовался на кружке рисования с использованием нетрадиционной техники (монотипия)....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Три основных цвета. Красивые бабочки из Королевства Цвета» (техника-монотипия, гуашь), 2 класс (УМК «Перспектива»)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умения учащихся работать в технике «монотипия»; знакомство с многообразием бабочек, с вариантами о...

Методическое сопровождение темы «Коты» в технике монотипия,большой формат.Занятие по дополнительной общеобразовательной программе «изобразительное искусство»

Цель: создание изображения кота в технике монотипия.Задачи: познакомить детей с нетрадиционным рисованием на примере выполнения работ в технике "монотипия-большой формат"....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству«Три основных цвета. Красивые бабочки из Королевства Цвета» (техника-монотипия, гуашь)(2 класс)УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умения учащихся работать в технике «монотипия»; знакомство с вариантами оформления крыльев бабочек, используя линию симметрии в построении рисунка.Задачи уро...