Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Морское царство" 2 часа, техника монотипия
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Министерство образования и науки
Самарской области
Негосударственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани
Методическая разработка урока
изобразительного искусства в 1 классе (2 час)
по теме
«Морское царство».
(техника монотипия)
Урок № 6
Урок № 7
Выполнила:
Микоян Анастасия Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
2011 г.
Урок 1. Тема: «Морское царство»
(урок - сказка)
Цель:совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
вырабатывать навыки оценивания своей работы;
Познавательные УУД:
развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Оборудование:
- Литературный ряд:
- отрывки из сказки А.Дюма «Сиреночка» (распечатка у каждого на столе).
- Зрительный ряд:
- фрагмент м/ф студии У. Диснея «Русалочка»;
- Презентация к уроку;
- Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков «Подводное царство», (из оперы «Садко»), спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».
- Для учащихся:
- Альбомный лист,
- Гуашь,
- Кисти
- Стаканчики
- Мольберт с пленкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morskoe_carstvo.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Самарской области
Негосударственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани
Методическая разработка урока
изобразительного искусства в 1 классе (2 час)
по теме
«Морское царство».
(техника монотипия)
Урок № 6
Урок № 7
Выполнила:
Микоян Анастасия Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
2011 г.
Урок 1. Тема: «Морское царство»
(урок - сказка)
Цель: совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
вырабатывать навыки оценивания своей работы;
Познавательные УУД:
развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Оборудование:
- Литературный ряд:
- отрывки из сказки А.Дюма «Сиреночка» (распечатка у каждого на столе).
- Зрительный ряд:
- фрагмент м/ф студии У. Диснея «Русалочка»;
- Презентация к уроку;
- Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков «Подводное царство», (из оперы «Садко»), спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».
- Для учащихся:
- Альбомный лист,
- Гуашь,
- Кисти
- Стаканчики
- Мольберт с пленкой
Содержание урока:
1. Организационный момент
Со звонком ребята входят в класс и звучит музыка «Подводное царство». Все усаживаются на свои места. Проверяю готовность к уроку.
2.Сообщение темы и цели урока.
- Ребята отгадайте загадку и вы узнаете о чем мы будем с вами говорить на уроке.
Без конца и края Лужа
Не страшна ей злая стужа. (Море)
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли.
3. Введение в тему урока.
Правильно, дети, о море
Проведи рукой - засветится,
Словно звёзды в небесах.
Где ещё такое встретится,
Кроме как в красивых снах?
Пусть не верят люди глупые
В сказку из солёных волн,
Пусть всю жизнь проводят с лупою,
Изучая свой планктон.
Только я-то точно видела
В ночку лунную одну:
Ангел с неба тёмно-синего
Звёзды сыпал в глубину.
(заставка моря на доске )
Учитель: Ребята, и сегодня у нас на уроке гость. Это знаменитый царь морских глубин – Нептун.
(Входит мальчик, исполняющий роль Нептуна. В руке у нее трезубец в форме кисти)
Нептун: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Нептун. Я властелин морского царства. А вы знаете, что и кто находиться в моей власти? (Ответы детей)
Откуда вы все знаете? Вы наверное любите сказки смотреть? Это так?
(Ответы детей)
Нептун: Знаете, ребята, я тоже люблю сказки, и сегодня я пришел к вам с сказкой о моем подводном царстве.
(Просмотр фрагмента м/ф «Русалочка», 1,5 мин. Затем звук приглушается)
Нептун: Ребята, а вы знаете, кто создал этот прекрасный подводный мир?
Ответы детей: Художники-мультипликаторы студии Уолта Диснея.
Нептун: А кто написал сказку «Русалочка» вы знаете?
Ответы детей: Г.Х.Андерсен.
(Завершение просмотра видеофрагмента)
Нептун: Ребята, а какие еще сказки о подводном царстве вам известны.
«Садко», «Огонь, вода и медные трубы», «Сиреночка».
Учитель читает, а ребята следят с листа-распечатки на местах.
Отрывки из сказки А. Дюма «Сиреночка»
Посреди самого большого океана, называемого Тихим, находится дворец морского царя. Стены замка сложены из красных, черных и розовых кораллов, крыша покрыта красивыми черными, синими и зелеными ракушками.
Перед дворцом был разбит сад. Стволы у росших там деревьев были коралловыми, а листья изумрудными. Росли на них рубиновые гранаты и золотые апельсины. Дорожки аллей были посыпаны синим песком, подобным сапфировой пыли.
Меж стеблей и листьев морских деревьев скользили рыбы, блестя золотом и серебром в прозрачной лазури водной толщи.
Вообще все в этом морском мире имело лазурный оттенок, как будто небо находилось и под ногами, и над головой.
В тихую погоду было очень хорошо видно солнце. Оно походило на огромный фиолетовый цветок, из чаши которого истекали волны света.
Учитель: Спасибо! Молодцы! Ребята, давайте-ка покажем Нептуну, как мы разбираемся в красках, а заодно проверим, какие вы внимательные. Найдите в тексте прилагательные, которые обозначают цвет.
Ответы детей: Голубой, розовый, зеленый, черный, красный, синий, золотой, коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный.
Когда называются цвета коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный учитель прикрепляет на доску таблички с этими прилагательными.
Учитель: Молодцы, дети! Много прилагательных нашли! А вот что-же это за цвета такие (показывает на доску где расположены таблички)? Помогите-ка мне расставить вот эти разноцветные рыбки напротив прилагательного, обозначающего ее цвет.
Учитель показывает рисунок рыбки, дети называют прилагательное. Если прилагательное соответствует цвету медузы, то она помещается радом с табличкой, обозначающей цвет.
Учитель: (показывая рыбку ярко красного цвета) Какого цвета эта рыбка?
Ответы детей: Кораллового.
Учитель: Верно, кораллового (прикрепляет рыбку рядом с табличкой «коралловый» и показывает рыбку синего цвета). А эта, какого цвета? Ребята, кто внимательно слушал ? Где в тексте была подсказка?
Ответы детей: (дети ищут в тексте соответствующий отрывок) Дорожки были усыпаны синим песком, подобно сапфировой пыли.
Учитель: Так какого же цвета эта рыбка?
Ответы детей: Сапфирового.
Учитель: (показывая бордовую рыбку) А это какой цвет? Где в тексте подсказка?
Ответы детей: Эта рыбка рубиновая. «Рубиновые гранаты».
Учитель: Хорошо! Этой рыбке мы место тоже нашли (ставит медузу против таблички «рубиновый» и показывает изумрудную медузу). А вот эту рыбку, куда мне поставить?
Ответы детей: Изумрудная рыбка.
Учитель: Осталась только одна рыбка. Какого же она цвета?
Ответы детей: Лазурный оттенок, как будто небо.
Нептун: Молодцы, ребята, как много вы знаете о красках, читаете хорошо и рисунки у вас великолепные. Вы ребята сможете изобразить морские глубины во всей их красе?
(Ответы детей)
- Вводный инструктаж и творческая практическая деятельность учащихся.
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.
Расставание
В. Орлов
Учитель: Ребята, вспомните, с какой интересной техникой вы уже знакомы? Когда можно получить неповторимый рисунок.
(Монотипия)
Вспомним с вами технологию выполнения рисунка в технике монотипия.
(Дети отвечают - На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.)
Нептун: Очень интересно. Скорей начинайте работать, а я посмотрю.
Учитель: Ребята, обратите внимание на краски морского дна. Чем глубже, тем краски темнее или светлее?
(Темнее)
А почему?
(Ответы детей)
Вспоминайте отрывок из сказки А. Дюма «Сиреночка» и используйте такие цвета.
Начинайте наносить краски на пленку сверху вниз - от светлого к темному и не забудьте про дно. А чтобы вода была реалистичнее листок необходимо прикладывать несколько раз на эту же краску под разным углом.
Во время работы звучит спокойная музыка.
- Подведение итогов
Нептун: Да, какая красота. У всех так оригинально и интересно. Мне очень понравилось как вы работали. Ребята и я к вам не с пустыми руками пришел (раскрывает доску с изображением морского царства). Вот посмотрите, какое оно, мое Подводное Царство. А главный в этом Царстве знаете кто – конечно, я, Морской Царь Нептун. Но….
Нептун: (Смотрит на рисунок, сердито) Так, так что случилось.
Чего не хватает? (Дети отвечают)
Да, оно же у меня мертвое получилось. Куда все мои подданные подевались. Где рыбки, осьминожки, медузки, коньки морские и звездочки. Я рассердился!!! (топает ногой и стучит трезубцем по полу) Что теперь делать? Какой я царь без Царства?
Учитель: Не волнуйся Морской Царь Нептун. Мы с ребятами поможем тебе оживить твое царство. Но только на следующем уроке. Поможем ему, ребята?
Да?
Домашнее задание: И вашем домашнем задание будет подобрать картинки морских обитателей.
Вот и расставание.
Море, до свидания!
До свиданья, синее!
Не вздыхай, прибой!
Море, ты ведь сильное,
Что это с тобой?
Ветром занесённые,
Капают в песок
Капельки солёные
У меня со щёк.
Что за настроение,
Просто не пойму!
Видно, скрыть волнение
Нелегко ему!
Урок 2. «Морское царство»
(урок – практическая работа)
Цель: совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
вырабатывать навыки оценивания своей работы;
Познавательные УУД:
развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Оборудование:
- Литературный ряд:
- Стихи и загадки о морских обитателях
- Зрительный ряд:
- фрагмент м/ф «В поисках Немо»;
- Иллюстрации подводных обитателей
- Презентация к уроку;
- Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок», «Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»), спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».
- Для учащихся:
- Альбомный лист,
- Гуашь,
- Кисти
- Стаканчики
- Ножницы
Содержание урока:
1. Организационный момент
Со звонком ребята входят в класс и звучит музыка «Пляски обитателей царства подводного». Все усаживаются на свои места по парам, заранее распределенным. Проверяю готовность к уроку.
2.Повторение пройденного материала
Прежде чем приступить к выполнению нового задания, давайте ребята повторим, что было изучено на прошлом уроке.
(Дети отвечают на вопросы)
- Назовите прилагательные, которые обозначают цвет.
- Какой у моря цвет?
- Кто был у нас в гостях?
- Что мы обещали Нептуну? (оживить царство)
- Вы подобрали картинки морских обитателей?
Молодцы!
- Введение в тему урока
В разноцветных баночках
Жила-была гуашь,
И с кисточкой болтала,
Рисуя морской пейзаж.
«Какая вы насыщенная!»
Ей говорила кисть,
Гуляя по альбому
То в сторону, то вниз.
«Вы заходите чаще»-
Гуашь ей отвечала,-
«Белилами и Синей
Вас угощу сначала.
А после нарисуем
Отличнейший плакат.
Пускай наш друг- художник
Сегодня будет рад».
Ребята, посмотрите кто к нам пришел. Гуашь красавица в руках у нее палитра и кисть.
Красавица Гуашь: Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы хотите помочь Нептуну оживить его Морское Царство. Подданных-то у него поди, тысячи Да разве вы справитесь с этой задачей??
(Дети отвечают)
ДА!
Учитель: Ну, что, ребята? Надо помочь и как можно быстрее. А вы уже знаете, что вместе и работа спорится и то, что не под силу одному, вместе легко сделается. Поэтому работать сегодня, вы будете в парах:
А кто вам достанется, узнаете, отгадав загадки:
- Барышня прозрачная
В пышных кружевах
Весело танцует
На морских волнах.
Длинные серёжки
Очень ей идут.
Ими любоваться
Рыбы все плывут.
(медуза)
- Нет у них подковок,
Нет пушистой гривы.
Под водой, в кораллах
Плавают игриво.
Рыжие лошадки
Есть и вороные.
А еще, ребятки,
Есть ….. (коньки морские)
- Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(Морская звезда)
- Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - … (осьминог).
- Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть - не летаю.
(Рыба)
1 пара — медузы;
2 пара — морские коньки;
3 пара — морские звезды;
4 пара — осьминожки;
5 пара — рыбки;
Учитель: Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей? Конечно, жители подводного царства любят такую окраску, которая позволяет им затеряться в окружающем их мире, но ведь тогда Нептун их тоже не увидит. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках! Ведь они все спешат на бал к грозному Нептуну! Давайте подумаем, а все ли цвета мы сможем использовать для раскраски обитателей царства морского?
Ответы детей: Нет синие и зеленые будут сливаться с цветом моря.
Учитель: А кого мы все же сможем окрасить в синий цвет?
Ответы детей: В синий цвет можно раскрасить морскую звезду, потому что она живет на дне, а дно у нас желтого цвета.
Учитель: Верно! Ребята, а как называются цвета, которые усиливают яркость друг друга.
Ответы детей: Такие цвета называются контрастными.
Учитель: А как вы назовете желтый и оранжевый, синий и зеленый?
Ответы детей: Это родственные цвета.
- Творческая практическая деятельность учащихся
Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски, как лежат ножницы. С ножницами обращайтесь аккуратнее.
Мы с вами будем продолжать работать в технике монотипия. Складываем листочек пополам и на одной стороне рисуем двух морских обитателей (у каждой пары свой), а потом лист складываем и у нас их получается четыре. После этого украшаем их .
Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь товарищу. Времени у нас немного. Красавица Гуашь обещала подводному царю, что вы справитесь с заданием. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши фигурки будут сказочными и яркими. А Красавица Гуашь будут руководить и помогать вам по возможности.
Класс работает над рисунками по парам. Учитель подсказывает, помогает. Звучит спокойная музыка.
За 20 мин. до конца урока проводится физкульт-пауза. Включается танец «Рыбок» из оперы «Садко»
Учитель: Ребята, вы напряженно работаете ваши пальчики устали, давайте отдохнем. Закройте глазки и представьте, что вы опустились на морское дно, и превратились в его обитателей.
Один из учащихся проводит физкульт-паузу с места. Класс выполняет движения руками, имитируя поведение морских обитателей)
Ученик:
В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ
По дну морские звезды — ПОЛЗУТ
Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом
А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом
Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.
Когда все морские обитатели нарисованы и вырезаны, начинается работа над композицией.
Учитель: А сейчас, ребята, самая ответственная часть нашей работы Нужно создать общую композицию, т.е. разместить ваши фигурки на панно и не забываем, что и у вас у каждого тоже есть свое морское царство. Выходите по парам и прикрепляете каждый свою фигурку там, где она по-вашему должна быть. А по две у вас останется, поэтому одного морского обитателя вы можете подарить или обменяться с другом.
После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиции.
- Подведение итогов
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке на нашей картине Может быть что-то нужно переставить?
Учащиеся выходят к доске, переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие, и объясняют почему они сделали так. Идет обсуждение и движение фигур по панно.
Учитель: Молодцы, ребята! Красивая картина у нас получилась. А сейчас расскажите-ка мне, все ли хорошо в паре работали, что вызвало у вас большую трудность. Пусть каждый из вас оценит свою работу.
(Ответы детей, оценка работ)
Учитель: А теперь, давайте позовем царя Нептуна, и пусть он оценит получившуюся картину подводного царства.
(Входит Нептун )
Нептун: Ох, и молодец ты. Красавица Гуашь! Царство мое теперь – как живое.
Стучит трезубцем об пол и слуги вносят 5 сундучков и поднос с «дарами морскими». Вот тебе за работу дары морские.
Красавица Гуашь: Погоди, Царь! Я ведь не одна эту работу сделала, мне ребята помогли, поэтому и награду раздели между ними. Спасибо вам, ребята, за помощь, поработали вы отлично, да и доброе дело сделали.
Раздают угощения и уходят (печенье в форме рыбок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Я - художник" (в технике исполнения - монотипия)
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №3» «Я – художник!»(конспект открытого занятия по предмету« ...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Журавлиная стая на восходе солнца" для 3 класса
На уроке ребята знакомятся с понятием "Воздушная перспектива". Творческая работа на заданную тему развивает творческое начало в детях....
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" "Как украшает себя человек"
Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс «Школа России»...
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству «Подготовка к конкурсу рисованных персонажей «Мультенок»
Цель: формировать у детей творческие способности при создании героя мультфильма и написании истории про него средствами изобразительной деятельности и художественного слова....
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 2 класс
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «сош№1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Украшение и фантазия.Украшаем кокошник и сарафанЦель: предоставить условия для ознакомления с ук...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству с презентацией (2 класс) на тему "Образ человека и его характер"
Урок по изобразительному искусству на тему "Образ человека и его характер" (мужской образ в объёме) для 2 класса познакомит учащихся со скульптурой, способами пере...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу "народные промыслы и декаративно-прикладное искусство"...