Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Морское царство" 2 часа, техника монотипия
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Министерство образования и науки

Самарской области

Негосударственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

изобразительного искусства в 1 классе (2 час)

по теме

«Морское царство».

(техника монотипия)

Урок № 6

Урок № 7

 

 

 

 

Выполнила:

Микоян Анастасия Сергеевна

Учитель изобразительного искусства

 

 

 

 

2011 г.

Урок 1. Тема: «Морское царство»

(урок - сказка)

Цель:совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;

 

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

 

Личностные УУД:

вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

вырабатывать навыки оценивания своей работы;

Познавательные УУД:

развивать творческую фантазию и чувство гармонии;

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

 

 

Оборудование:

  1. Литературный ряд:
  2. отрывки из сказки А.Дюма «Сиреночка» (распечатка у каждого на столе).

 

  1. Зрительный ряд:
    1. фрагмент м/ф студии У. Диснея «Русалочка»;
    2. Презентация к уроку;

 

  1. Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков  «Подводное царство», (из оперы «Садко»), спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».

 

  1. Для учащихся:
    1. Альбомный лист,
    2. Гуашь,
    3. Кисти
    4. Стаканчики
    5. Мольберт с пленкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskoe_carstvo.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Самарской области

Негосударственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани

Методическая разработка урока

изобразительного искусства в 1 классе (2 час)

по теме

«Морское царство».

(техника монотипия)

Урок № 6

Урок № 7

Выполнила:

Микоян Анастасия Сергеевна

Учитель изобразительного искусства

2011 г.

Урок 1. Тема: «Морское царство»

(урок - сказка)

Цель: совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

вырабатывать навыки оценивания своей работы;

Познавательные УУД:

развивать творческую фантазию и чувство гармонии;

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Оборудование:

  1. Литературный ряд:
  1. отрывки из сказки А.Дюма «Сиреночка» (распечатка у каждого на столе).

  1. Зрительный ряд:
  1. фрагмент м/ф студии У. Диснея «Русалочка»;
  2. Презентация к уроку;

  1. Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков  «Подводное царство», (из оперы «Садко»), спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».

  1. Для учащихся:
  1. Альбомный лист,
  2. Гуашь,
  3. Кисти
  4. Стаканчики
  5. Мольберт с пленкой

Содержание урока:

1. Организационный момент

Со звонком ребята входят в класс и звучит музыка «Подводное царство». Все усаживаются на свои места. Проверяю готовность к уроку.

2.Сообщение темы и цели урока.

 - Ребята отгадайте загадку и вы узнаете о чем мы будем с вами говорить на уроке.

Без конца и края Лужа

Не страшна ей злая стужа.                           (Море)

В Луже ходят корабли,

Далеко им до земли.

3. Введение в тему урока.

Правильно, дети, о море

Проведи рукой - засветится,

Словно звёзды в небесах.

Где ещё такое встретится,

Кроме как в красивых снах?

Пусть не верят люди глупые

В сказку из солёных волн,

Пусть всю жизнь проводят с лупою,

Изучая свой планктон.

Только я-то точно видела

В ночку лунную одну:

Ангел с неба тёмно-синего

Звёзды сыпал в глубину.

 

(заставка моря на доске )

Учитель: Ребята, и сегодня у нас на уроке гость. Это знаменитый  царь морских глубин – Нептун.

(Входит мальчик, исполняющий  роль Нептуна. В руке у нее трезубец в форме  кисти)

Нептун: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Нептун.  Я властелин морского царства. А вы знаете, что  и кто находиться в моей власти? (Ответы детей)

Откуда вы все знаете? Вы наверное любите сказки смотреть?  Это так?

(Ответы детей)

Нептун: Знаете, ребята, я тоже люблю сказки, и сегодня я пришел к вам с сказкой о моем подводном царстве.

(Просмотр фрагмента м/ф «Русалочка», 1,5 мин. Затем звук приглушается)

Нептун: Ребята, а вы знаете, кто создал этот прекрасный подводный мир?

Ответы детей: Художники-мультипликаторы студии Уолта Диснея.

Нептун: А кто написал сказку «Русалочка» вы знаете?

Ответы детей: Г.Х.Андерсен.

(Завершение просмотра видеофрагмента)

Нептун: Ребята, а какие еще сказки о подводном царстве вам известны.

 «Садко», «Огонь, вода и медные трубы», «Сиреночка».

Учитель читает, а ребята следят с листа-распечатки на местах.

Отрывки из сказки А. Дюма «Сиреночка»

Посреди самого большого океана, называемого Тихим, находится дворец морского царя. Стены замка сложены из красных, черных и розовых кораллов, крыша покрыта красивыми черными, синими и зелеными ракушками.

Перед дворцом был разбит сад. Стволы у росших там деревьев были коралловыми, а листья изумрудными. Росли на них рубиновые гранаты и золотые апельсины. Дорожки аллей были посыпаны синим песком, подобным сапфировой пыли.

Меж стеблей и листьев морских деревьев скользили рыбы, блестя золотом и серебром в прозрачной лазури водной толщи.

Вообще все в этом морском мире имело лазурный оттенок, как будто небо находилось и под ногами, и над головой.

В тихую погоду было очень хорошо видно солнце. Оно походило на огромный фиолетовый цветок, из чаши которого истекали волны света.

Учитель: Спасибо! Молодцы! Ребята, давайте-ка покажем Нептуну, как мы разбираемся в красках, а заодно проверим, какие вы внимательные. Найдите в тексте прилагательные, которые обозначают цвет.

Ответы детей: Голубой, розовый, зеленый, черный, красный, синий, золотой, коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный.

Когда называются цвета коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный учитель прикрепляет на доску таблички с этими прилагательными.

Учитель: Молодцы, дети! Много прилагательных нашли! А вот что-же это за цвета такие (показывает на доску где расположены таблички)? Помогите-ка мне расставить вот эти разноцветные рыбки напротив прилагательного, обозначающего ее цвет.

Учитель показывает рисунок рыбки, дети называют прилагательное. Если прилагательное соответствует цвету медузы, то она помещается радом с табличкой, обозначающей цвет.

Учитель: (показывая рыбку ярко красного цвета) Какого цвета эта рыбка?

Ответы детей: Кораллового.

Учитель: Верно, кораллового (прикрепляет рыбку рядом с табличкой «коралловый» и показывает рыбку синего цвета). А эта, какого цвета? Ребята, кто внимательно слушал ? Где в тексте была подсказка?

Ответы детей: (дети ищут в тексте соответствующий отрывок) Дорожки были усыпаны синим песком, подобно сапфировой пыли.

Учитель: Так какого же цвета эта рыбка?

Ответы детей: Сапфирового.

Учитель: (показывая бордовую рыбку) А это какой цвет? Где в тексте подсказка?

Ответы детей: Эта рыбка рубиновая. «Рубиновые гранаты».

Учитель: Хорошо! Этой рыбке мы место тоже нашли (ставит медузу против таблички «рубиновый» и показывает изумрудную медузу). А вот эту рыбку, куда мне поставить?

Ответы детей: Изумрудная рыбка.

Учитель: Осталась только одна рыбка. Какого же она цвета?

Ответы детей: Лазурный оттенок, как будто небо.

Нептун: Молодцы, ребята, как много вы знаете о красках, читаете хорошо и рисунки у вас великолепные. Вы ребята сможете изобразить морские глубины во всей их красе?

(Ответы детей)

  1. Вводный инструктаж и творческая практическая деятельность учащихся.

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая!

Я сижу тихонько

Около прибоя -

Окунаю кисточку

В море голубое.

Расставание

В. Орлов

Учитель: Ребята, вспомните, с какой интересной техникой вы уже знакомы? Когда можно получить неповторимый рисунок.

(Монотипия)

        Вспомним с вами технологию выполнения рисунка в технике монотипия.

(Дети отвечают - На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.)

Нептун: Очень интересно. Скорей начинайте работать, а я посмотрю.

Учитель: Ребята, обратите внимание на краски морского дна. Чем глубже, тем краски темнее или светлее?

(Темнее)

А почему?

(Ответы детей)

Вспоминайте отрывок из сказки А. Дюма «Сиреночка» и используйте такие цвета.

Начинайте наносить краски на пленку сверху вниз - от светлого к темному и не забудьте про дно. А чтобы вода была реалистичнее листок необходимо прикладывать несколько раз  на эту же краску под разным углом.

Во время работы звучит спокойная музыка.

  1. Подведение итогов

Нептун: Да, какая красота. У всех так оригинально и интересно.  Мне очень понравилось как вы работали. Ребята и я к вам не с пустыми руками пришел (раскрывает доску с изображением морского царства). Вот посмотрите, какое оно, мое Подводное Царство. А главный в этом Царстве знаете кто – конечно, я, Морской Царь Нептун. Но….

Нептун: (Смотрит на рисунок, сердито) Так, так что случилось.

Чего не хватает? (Дети отвечают)

Да, оно же у меня мертвое получилось. Куда все мои подданные подевались. Где рыбки, осьминожки, медузки, коньки морские и звездочки. Я рассердился!!! (топает ногой и стучит трезубцем по полу) Что теперь делать? Какой я царь без Царства?

Учитель: Не волнуйся Морской Царь Нептун. Мы с ребятами поможем тебе оживить твое царство. Но только на следующем уроке. Поможем ему, ребята?

Да?

Домашнее задание: И вашем домашнем задание будет подобрать картинки морских обитателей.

Вот и расставание.

Море, до свидания!

До свиданья, синее!

Не вздыхай, прибой!

Море, ты ведь сильное,

Что это с тобой?

Ветром занесённые,

Капают в песок

Капельки солёные

У меня со щёк.

Что за настроение,

Просто не пойму!

Видно, скрыть волнение

Нелегко ему!

Урок 2. «Морское царство»

 (урок – практическая работа)

Цель: совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

вырабатывать навыки оценивания своей работы;

Познавательные УУД:

развивать творческую фантазию и чувство гармонии;

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Оборудование:

  1. Литературный ряд:
  1. Стихи и загадки о морских обитателях

  1. Зрительный ряд:
  1. фрагмент м/ф «В поисках Немо»;
  2. Иллюстрации подводных обитателей
  1. Презентация к уроку;

  1. Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок», «Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»), спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».

  1. Для учащихся:
  1. Альбомный лист,
  2. Гуашь,
  3. Кисти
  4. Стаканчики
  5. Ножницы

Содержание урока:

1. Организационный момент

        Со звонком ребята входят в класс и звучит музыка «Пляски обитателей царства подводного». Все усаживаются на свои места по парам, заранее распределенным. Проверяю готовность к уроку.

2.Повторение пройденного материала

Прежде чем приступить к выполнению нового задания, давайте ребята повторим, что было изучено на прошлом уроке.

(Дети отвечают на вопросы)

  1. Назовите прилагательные, которые обозначают цвет.
  2. Какой у моря цвет?
  3. Кто был у нас в гостях?
  4. Что мы обещали Нептуну? (оживить царство)
  5. Вы подобрали картинки морских обитателей?

Молодцы!

  1. Введение в тему урока

В разноцветных баночках

Жила-была гуашь,

И с кисточкой болтала,

Рисуя  морской пейзаж.

«Какая вы насыщенная!»

Ей говорила кисть,

Гуляя по альбому

То в сторону, то вниз.

«Вы заходите чаще»-

Гуашь ей отвечала,-

«Белилами и Синей

Вас угощу сначала.

А после нарисуем

Отличнейший плакат.

Пускай наш друг- художник

Сегодня будет рад».

Ребята, посмотрите кто к нам пришел. Гуашь красавица в руках у нее палитра и кисть.

Красавица Гуашь: Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы хотите помочь Нептуну оживить его Морское Царство. Подданных-то у него поди, тысячи Да разве вы справитесь с этой задачей??

(Дети отвечают)

ДА!

Учитель: Ну, что, ребята? Надо помочь и как можно быстрее. А вы уже знаете, что вместе и работа спорится и то, что не под силу одному, вместе легко сделается. Поэтому работать сегодня, вы будете в парах:

А кто вам достанется, узнаете, отгадав загадки:

  1. Барышня прозрачная

В пышных кружевах

Весело танцует

На морских волнах.

Длинные серёжки

Очень ей идут.

Ими любоваться

Рыбы все плывут.

(медуза)

  1. Нет у них подковок,

Нет пушистой гривы.

Под водой, в кораллах

Плавают игриво.

Рыжие лошадки

Есть и вороные.

А еще, ребятки,

Есть ….. (коньки морские)

  1. Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

(Морская звезда)

  1. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног –

Вот и весь я - … (осьминог).

  1. Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

(Рыба)

1 пара — медузы;

2 пара — морские коньки;

3 пара — морские звезды;

4 пара — осьминожки;

5 пара — рыбки;

Учитель: Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей? Конечно, жители подводного царства любят такую окраску, которая позволяет им затеряться в окружающем их мире, но ведь тогда Нептун их тоже не увидит. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках! Ведь они все спешат на бал к грозному Нептуну! Давайте подумаем, а все ли цвета мы сможем использовать для раскраски обитателей царства морского?

Ответы детей: Нет синие и зеленые будут сливаться с цветом моря.

Учитель: А кого мы все же сможем окрасить в синий цвет?

Ответы детей: В синий цвет можно раскрасить морскую звезду, потому что она живет на дне, а дно у нас желтого цвета.

Учитель: Верно! Ребята, а как называются цвета, которые усиливают яркость друг друга.

Ответы детей: Такие цвета называются контрастными.

Учитель: А как вы назовете желтый и оранжевый, синий и зеленый?

Ответы детей: Это родственные цвета.

  1. Творческая практическая деятельность учащихся

Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски, как лежат ножницы. С ножницами обращайтесь аккуратнее.

         Мы с вами будем продолжать работать в технике монотипия. Складываем листочек пополам и на одной стороне рисуем двух морских обитателей (у каждой пары свой), а потом лист складываем и у нас их получается четыре. После этого украшаем их .

       Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь товарищу. Времени у нас немного. Красавица Гуашь обещала подводному  царю, что вы справитесь с заданием. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши фигурки будут сказочными и яркими. А Красавица Гуашь будут руководить и помогать вам по возможности.

Класс работает над рисунками по парам. Учитель подсказывает, помогает. Звучит спокойная музыка.

За 20 мин. до конца урока проводится физкульт-пауза. Включается танец «Рыбок» из оперы «Садко»

Учитель: Ребята, вы напряженно работаете ваши пальчики устали, давайте отдохнем. Закройте глазки и представьте, что вы опустились на морское дно, и превратились в его обитателей.

Один из учащихся проводит физкульт-паузу с места. Класс выполняет движения руками, имитируя поведение морских обитателей)

Ученик:

В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ

По дну морские звезды — ПОЛЗУТ

Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом

А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом

Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.

Когда все морские обитатели нарисованы и вырезаны, начинается работа над композицией.

Учитель: А сейчас, ребята, самая ответственная часть нашей работы Нужно создать общую композицию, т.е. разместить ваши фигурки на панно и не забываем, что и у вас у каждого тоже есть свое морское царство. Выходите по парам и прикрепляете каждый свою фигурку там, где она по-вашему должна быть. А по две у вас останется, поэтому одного морского обитателя вы можете подарить или обменяться с  другом.

После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиции.

  1. Подведение итогов

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке на нашей картине Может быть что-то нужно переставить?

Учащиеся выходят к доске, переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие, и объясняют почему они сделали так. Идет обсуждение и движение фигур по панно.

Учитель: Молодцы, ребята! Красивая картина у нас получилась. А сейчас расскажите-ка мне, все ли хорошо в паре работали, что вызвало у вас большую трудность. Пусть каждый из вас оценит свою работу.

(Ответы детей, оценка работ)

Учитель: А теперь, давайте позовем царя Нептуна, и пусть он оценит получившуюся картину подводного царства.

(Входит Нептун )

Нептун: Ох, и молодец ты. Красавица Гуашь! Царство мое теперь – как живое.

Стучит трезубцем об пол и слуги вносят 5 сундучков и поднос с «дарами морскими». Вот тебе за работу дары морские.

Красавица Гуашь: Погоди, Царь! Я ведь не одна эту работу сделала, мне ребята помогли, поэтому и награду раздели между ними. Спасибо вам, ребята, за помощь, поработали вы отлично, да и доброе дело сделали.

Раздают угощения и уходят (печенье в форме рыбок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Я - художник" (в технике исполнения - монотипия)

Муниципальное  образовательное  учреждение  «Гимназия №3»         «Я – художник!»(конспект открытого  занятия  по  предмету« ...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Журавлиная стая на восходе солнца" для 3 класса

На уроке ребята знакомятся с понятием "Воздушная перспектива". Творческая работа на заданную тему развивает творческое начало в детях....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" "Как украшает себя человек"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс «Школа России»...

Методическая разработка занятия по изобразительному искусству «Подготовка к конкурсу рисованных персонажей «Мультенок»

Цель: формировать у детей творческие способности при создании героя мультфильма и написании истории про него средствами изобразительной деятельности и художественного слова....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 2 класс

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ  «сош№1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Украшение и фантазия.Украшаем кокошник и сарафанЦель: предоставить условия для ознакомления с ук...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству с презентацией (2 класс) на тему "Образ человека и его характер"

     Урок по изобразительному искусству на тему "Образ человека и его характер" (мужской образ в объёме) для 2 класса познакомит учащихся со скульптурой, способами пере...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу "народные промыслы и декаративно-прикладное искусство"...