Разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Я - художник" (в технике исполнения - монотипия)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Муниципальное  образовательное  учреждение

  «Гимназия №3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я – художник!»

(конспект открытого  занятия  по  предмету

« Изобразительное искусство») 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Степаниденко Наталья  Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

г. Юбилейный

Московской области

2011-2012 уч. год
Конспект   занятия   по   предмету    «Уроки   искусства»

 

Педагог :  Степаниденко  Наталья  Сергеевна

 

Возраст   детей: 1 класс

 

Тема: «Я – художник!»

(монотипия)

 

Цель:

  1. Расширить  представления  детей о  представителях  фауны  нашей  страны, познакомить  с  жизнью  бабочек,  опыляющих  растения  и  собирающих  нектар.
  2. Обратить  внимание  на  форму,  строение  бабочек,  на  узор  крыльев,  формировать  в  детях  способность «смотреть  и  видеть»
  3. Закрепить   представление, что  предметы,  имеющие  одинаковые  левую и  правую  стороны,  называются  симметричными. Учить  узнавать  предмет  по  его  половине.
  4. Познакомить  с  техникой   монотипии.  Учить  создавать  образ  бабочки  гуашью,  используя  графические  средства  выразительности: пятно, линию
  5. Развивать  у детей  чувство  гармонии  и  красоты,  восприятие  цвета.
  6. Закрепить  знание  ярких  и  нежных  красок.
  7. Развивать  воображение  детей,  поддерживая  проявления  их  фантазии,  смелости  в  изложении  собственных  замыслов.
  8. Развивать  творческую  индивидуальность, свое  творческое «я»  (свободное  творчество).

 

Оборудование

у педагога:

  1. аудиокассеты  с  музыкой

- Э.Григ «Бабочка»

- «Как прекрасен  мир вокруг»

  1. картинки  с  изображением:

- зрительный  ряд (виды  бабочек)

-зрительный  ряд (стадии  превращения  в  бабочку)

- дидактическая  игра  «Найди  свою  пару»

  1. гуашь  для  рисования

у детей:

- гуашь  для  рисования

- кисти (пони, №4)

- лист бумаги, согнутый  пополам

- фартуки

- клеенки


 

 

Основные

этапы занятия

 

Содержание занятия

  1. Орг. момент

 

  1. Сообщение темы и целей занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

создание

проблемной

ситуации

 

 

 

III.   Сообщение нового

 

зрительный ряд (виды бабочек)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зрительный ряд (стадии превращения в бабочку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

игровая ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пластика движений

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.  Повторение  пройденного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Практическая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.  Итог урока

 

выставка

  детских  работ 

вывод

(проверка  готовности  к  занятию.)

 

Прочитаю  вам  загадку, а вы скажите, о ком  здесь  говорится.

Шевелились  у  цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел.

(о бабочке)

  • Как догадались, что это  бабочка?

(по словам вспорхнул и улетел)

  • С чем бабочку  сравнивают  в  загадке?

(с  цветком)

  • Бабочки  летом весело  порхают  в  саду, на  лугу,   в  поле,  радуя  нас  всеми цветами  радуги.

Их  любят  все. Любят-то любят, а вот знают ли? Давайте  проверим …

  • Как появляются  бабочки?
  • И всегда ли они такие красивые?
  • А почему они блекнут, если подержать  их  в  руках?

(ответы  детей)

Жизнь бабочек коротка. Самая благодатная  пора  для них – лето. Питаются   бабочки  сладким  соком  цветов – нектаром, в теплые  летние  дни  перепархивая  с  цветка  на  цветок.

А вот  бабочка  бражник-языкан вечером  и  ночью  порхает  у цветов.  Быстро  трепеща  крыльями,  повиснет  в  воздухе  перед  цветком  и  сосет  нектар  длинным  «языком».  Поэтому  и  прозвали  его – языкан (рис.1) 

Бражник «мертвая  голова»  по  ночам  «бражничает» - грабит пчел!   Крепким  хоботком  проткнет  соты и пьёт  мед.  При  этом  жужжит  по-  пчелиному.  Но  не  всегда  удается  обман: бывает, набросятся  пчелы  на  грабителя  и  закусают  насмерть (рис.2)

Яркая окраска  нужна  бабочкам  для  того,  чтобы  никто  не  смог  увидеть  их  на  цветах  и  причинить  зло.

Дневной  павлиний  глаз.   Красивые    пятна  на  крыльях  этой  бабочки  не  для  украшения, а для  устрашения.  Не  всякая  птица  решится  схватить  «глазастую»  бабочку,  павлиньи  глаза  которой   сами  высматривают  добычу (рис.3)

А вот  медведица.   Пестрые  крылья  этой  бабочки – как сигнальный  флаг!  Предупреждают  всех, кто  захочет  её  съесть,  чтобы  зря  не  хватали.  Кровь у неё  горькая, ядовитая (рис.4)

У бабочки – пестрянки   такой  способ  защиты. Увидев врага, она падает на землю  и лежит  неподвижно, будто умерла.  Но  опасность  исчезнет  и бабочка  взлетит,  сверкнув  яркой  вспышкой.  Недаром  её так  назвали: пестрянка-пёстрая, яркая, весёлая (рис.5)

Часто окраска  бабочек  имеет  сходство  с  окраской  окружающей  их  среды.

Когда бабочка-ленточница  садится  на  дерево, её  и не  видно!

Нижние  яркие  крылья  она  прячет  под  верхними,  серыми – и словно  нет  её!   Невидимкой  сделается: с корой  в  один  цвет  сольётся (рис.6а,6б)

Адмирал – бабочка – путешественник!  Адмиралы  летят  низко  над землей , не спеша:весной – на север, в конце лета  - на юг. На тёмных  крыльях  красные  полосы,  как  лампасы (т.е. полоски) у адмирала (рис.7)

Махаон – самая  большая и самая  красивая  в  наших  краях  бабочка!  Её  иногда  кавалером называют.  Мало стало  махаонов-берегите  их!  Законы, охраняющие  природу, запрещают  ловить  этих  бабочек (рис.8)

Бабочки  откладывают  яйца  на  растениях.  Названия  многих  бабочек  происходят  от  растений,  на  которые  они  откладывают  яйца: крапивница (рис.9а,9б), капустница(рис.10а,10б), репейница (рис.11а,11б)

Существует более 200  видов  бабочек.

Как размножаются  бабочки?

Они  откладывают  яйца (рис.12), из  яиц  появляются  гусеницы (рис.13),  они превращаются  в  куколок,  обматывая  себя  собственной  паутиной (рис.14).  В  таком  виде  они  зимуют.  Весной, едва  пригреет  солнышко,  куколка  начинает  шевелиться: это  медленно, как  из  пеленок,  появляется  бабочка (рис.15).  Крылья  у  бабочки  покрыты мельчайшими  чешуйками,  которые  и  придают  ей  яркую  расцветку.  Если  её  взять  в  руки,  то  на  руках  останется  пыльца: бабочка может  погибнуть.  Перелетая  с  цветка  на  цветок,  бабочка  переносит  на  своих  лапках  пыльцу,  тем  самым  помогая  цветам  цвести.

  • Из каких  частей состоит  бабочка?

(крылья, туловище, головка, усики)

  • Какой формы крылья?

(округлой)

  • Какие  крылья  по  размеру  вверху  и  внизу?

(вверху – крылья  побольше, а внизу – поменьше)

  • Давайте прикроем  левую  часть  бабочки, а теперь -правую. Что вы заметили?

(если бабочку разделить  пополам, то  видно, что  её  левая и правая  стороны  одинаковы, их называют  симметричными)

  • На доске крылья бабочек, найдите и прикрепите парное, одинаковое  крыло (рис.,16,17,18,19,20,21,22)

(дидактическая  игра  «Найди  свою  пару»)

  • Для чего  бабочкам нужны  крылья?

(чтобы  передвигаться)

  • Как они  передвигаются?

(порхают, плавно машут  крыльями,  перелетая  с  цветка  на  цветок)

(быстро  трепещут  крыльями  перед  цветком,  когда  сосут  нектар)

(Показ  движений  педагогом  и детьми  под  музыку  Э.Грига «Бабочка»)

Физкультурная  минутка

-Мы  подпрыгнем  столько  раз, 

сколько  бабочек  у нас. 

Руки  вверх  поднимем  столько, 

крыльев  разных  у  них  сколько. 

Столько  раз  присядем  разом, 

сколько  лапок  видим  сразу.

  • У  бабочек, которые  летают  днем,  более  яркая  окраска,  весёлая, звонкая, звучная.

Какие  краски  вы  возьмете,  рисуя  дневную  бабочку?

(красный, желтый, синий и т.д.)

  • А вот  у  ночных  бабочек  окраска  более  …  какая?

(мягкая, грустная, даже  тусклая,  однотонная)

  • Какие  краски  вы  возьмете,  рисуя  ночную  бабочку?

(голубую, светло-зеленую, серую, розовую и т.д.)

  • Как  получить  такие  цвета?

(в каждую  добавить  немного белой)

  • Но есть и такие  бабочки, в  окраске  которых  сочетаются  и  яркие,  и  тусклые  краски,  например: ленточница.
  • Как вы думаете,  о  каких  бабочках,  дневных  или  ночных, говорится  в  стихотворении.

Бархатные крылышки,

Порхающий  полет

В танце  водят весело

Волшебный  хоровод.

Пестренькие  платьица

Присели  на  листок.

Тронь – и  вновь  закружится

Порхающий  цветок

(о дневной  бабочке)

  • Почему вы  так  думаете?

(пёстренькие  платьица, т.е. яркие)

(порхающий  цветок – сравнивают  бабочку  с  цветком,  т.е.  веселая, яркая  окраска)

  • Давайте  теперь  нарисуем  бабочку
    1. Показ  педагога

- На  половинку  листа  наношу  2  разноцветных  пятна  (одно  большое,  другое  поменьше),  складываю  половинки,  проглаживаю  ладонью.  Теперь  разворачиваю,  что  получилось?

Теперь  нужно  дорисовать   головку,  туловище, усики.

  1. Дети  самостоятельно  рисуют  бабочек.

(звучит музыка  «Как  прекрасен  мир  вокруг»)

  • Посмотрите  на  доску.  Какие  красивые  получились  у  нас  бабочки (рис.,23,24,25)!

(все  работы  прикрепить  на  доску)

 

  • Какие  виды  бабочек  запомнили?
  • Почему  их  так  называют?
  • Какие  цвета  используют, чтобы  создать  образ  дневной бабочки?
  • Какие  краски  нужно  взять,  чтобы  нарисовать  ночную  бабочку?
  • Для  чего  добавляют  в  краски  белый  цвет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_-_babochki.doc65.5 КБ
Microsoft Office document icon kartinki_babochek.doc978 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  учреждение

  «Гимназия №3»

«Я – художник!»

(конспект открытого  занятия  по  предмету

« Изобразительное искусство»)  

Учитель начальных классов:

Степаниденко Наталья  Сергеевна

г. Юбилейный

Московской области

2011-2012 уч. год


Конспект   занятия   по   предмету    «Уроки   искусства»

Педагог :  Степаниденко  Наталья  Сергеевна

Возраст   детей: 1 класс

Тема: «Я – художник!»

(монотипия)

Цель:

  1. Расширить  представления  детей о  представителях  фауны  нашей  страны, познакомить  с  жизнью  бабочек,  опыляющих  растения  и  собирающих  нектар.
  2. Обратить  внимание  на  форму,  строение  бабочек,  на  узор  крыльев,  формировать  в  детях  способность «смотреть  и  видеть»
  3. Закрепить   представление, что  предметы,  имеющие  одинаковые  левую и  правую  стороны,  называются  симметричными. Учить  узнавать  предмет  по  его  половине.
  4. Познакомить  с  техникой   монотипии.  Учить  создавать  образ  бабочки  гуашью,  используя  графические  средства  выразительности: пятно, линию
  5. Развивать  у детей  чувство  гармонии  и  красоты,  восприятие  цвета.
  6. Закрепить  знание  ярких  и  нежных  красок.
  7. Развивать  воображение  детей,  поддерживая  проявления  их  фантазии,  смелости  в  изложении  собственных  замыслов.
  8. Развивать  творческую  индивидуальность, свое  творческое «я»  (свободное  творчество).

Оборудование

у педагога:

  1. аудиокассеты  с  музыкой

- Э.Григ «Бабочка»

- «Как прекрасен  мир вокруг»

  1. картинки  с  изображением:

- зрительный  ряд (виды  бабочек)

-зрительный  ряд (стадии  превращения  в  бабочку)

- дидактическая  игра  «Найди  свою  пару»

  1. гуашь  для  рисования

у детей:

- гуашь  для  рисования

- кисти (пони, №4)

- лист бумаги, согнутый  пополам

- фартуки

- клеенки


Основные

этапы занятия

Содержание занятия

  1. Орг. момент

  1. Сообщение темы и целей занятия.

создание

проблемной

ситуации

III.   Сообщение нового

зрительный ряд (виды бабочек)

зрительный ряд (стадии превращения в бабочку)

игровая ситуация

пластика движений

IV.  Повторение  пройденного

V. Практическая  работа

VI.  Итог урока

выставка

  детских  работ  

вывод

(проверка  готовности  к  занятию.)

Прочитаю  вам  загадку, а вы скажите, о ком  здесь  говорится.

Шевелились  у  цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел.

(о бабочке)

  1. Как догадались, что это  бабочка?

(по словам вспорхнул и улетел)

  1. С чем бабочку  сравнивают  в  загадке?

(с  цветком)

  1. Бабочки  летом весело  порхают  в  саду, на  лугу,   в  поле,  радуя  нас  всеми цветами  радуги.

Их  любят  все. Любят-то любят, а вот знают ли? Давайте  проверим …

  1. Как появляются  бабочки?
  2. И всегда ли они такие красивые?
  3. А почему они блекнут, если подержать  их  в  руках?

(ответы  детей)

Жизнь бабочек коротка. Самая благодатная  пора  для них – лето. Питаются   бабочки  сладким  соком  цветов – нектаром, в теплые  летние  дни  перепархивая  с  цветка  на  цветок.

А вот  бабочка  бражник-языкан вечером  и  ночью  порхает  у цветов.  Быстро  трепеща  крыльями,  повиснет  в  воздухе  перед  цветком  и  сосет  нектар  длинным  «языком».  Поэтому  и  прозвали  его – языкан (рис.1)  

Бражник «мертвая  голова»  по  ночам  «бражничает» - грабит пчел!   Крепким  хоботком  проткнет  соты и пьёт  мед.  При  этом  жужжит  по-  пчелиному.  Но  не  всегда  удается  обман: бывает, набросятся  пчелы  на  грабителя  и  закусают  насмерть (рис.2)

Яркая окраска  нужна  бабочкам  для  того,  чтобы  никто  не  смог  увидеть  их  на  цветах  и  причинить  зло.

Дневной  павлиний  глаз.   Красивые    пятна  на  крыльях  этой  бабочки  не  для  украшения, а для  устрашения.  Не  всякая  птица  решится  схватить  «глазастую»  бабочку,  павлиньи  глаза  которой   сами  высматривают  добычу (рис.3)

А вот  медведица.   Пестрые  крылья  этой  бабочки – как сигнальный  флаг!  Предупреждают  всех, кто  захочет  её  съесть,  чтобы  зря  не  хватали.  Кровь у неё  горькая, ядовитая (рис.4)

У бабочки – пестрянки   такой  способ  защиты. Увидев врага, она падает на землю  и лежит  неподвижно, будто умерла.  Но  опасность  исчезнет  и бабочка  взлетит,  сверкнув  яркой  вспышкой.  Недаром  её так  назвали: пестрянка-пёстрая, яркая, весёлая (рис.5)

Часто окраска  бабочек  имеет  сходство  с  окраской  окружающей  их  среды.

Когда бабочка-ленточница  садится  на  дерево, её  и не  видно!

Нижние  яркие  крылья  она  прячет  под  верхними,  серыми – и словно  нет  её!   Невидимкой  сделается: с корой  в  один  цвет  сольётся (рис.6а,6б)

Адмирал – бабочка – путешественник!  Адмиралы  летят  низко  над землей , не спеша:весной – на север, в конце лета  - на юг. На тёмных  крыльях  красные  полосы,  как  лампасы (т.е. полоски) у адмирала (рис.7)

Махаон – самая  большая и самая  красивая  в  наших  краях  бабочка!  Её  иногда  кавалером называют.  Мало стало  махаонов-берегите  их!  Законы, охраняющие  природу, запрещают  ловить  этих  бабочек (рис.8)

Бабочки  откладывают  яйца  на  растениях.  Названия  многих  бабочек  происходят  от  растений,  на  которые  они  откладывают  яйца: крапивница (рис.9а,9б), капустница(рис.10а,10б), репейница (рис.11а,11б)

Существует более 200  видов  бабочек.

Как размножаются  бабочки?

Они  откладывают  яйца (рис.12), из  яиц  появляются  гусеницы (рис.13),  они превращаются  в  куколок,  обматывая  себя  собственной  паутиной (рис.14).  В  таком  виде  они  зимуют.  Весной, едва  пригреет  солнышко,  куколка  начинает  шевелиться: это  медленно, как  из  пеленок,  появляется  бабочка (рис.15).  Крылья  у  бабочки  покрыты мельчайшими  чешуйками,  которые  и  придают  ей  яркую  расцветку.  Если  её  взять  в  руки,  то  на  руках  останется  пыльца: бабочка может  погибнуть.  Перелетая  с  цветка  на  цветок,  бабочка  переносит  на  своих  лапках  пыльцу,  тем  самым  помогая  цветам  цвести.

  1. Из каких  частей состоит  бабочка?

(крылья, туловище, головка, усики)

  1. Какой формы крылья?

(округлой)

  1. Какие  крылья  по  размеру  вверху  и  внизу?

(вверху – крылья  побольше, а внизу – поменьше)

  1. Давайте прикроем  левую  часть  бабочки, а теперь -правую. Что вы заметили?

(если бабочку разделить  пополам, то  видно, что  её  левая и правая  стороны  одинаковы, их называют  симметричными)

  1. На доске крылья бабочек, найдите и прикрепите парное, одинаковое  крыло (рис.,16,17,18,19,20,21,22)

(дидактическая  игра  «Найди  свою  пару»)

  1. Для чего  бабочкам нужны  крылья?

(чтобы  передвигаться)

  1. Как они  передвигаются?

(порхают, плавно машут  крыльями,  перелетая  с  цветка  на  цветок)

(быстро  трепещут  крыльями  перед  цветком,  когда  сосут  нектар)

(Показ  движений  педагогом  и детьми  под  музыку  Э.Грига «Бабочка»)

Физкультурная  минутка

-Мы  подпрыгнем  столько  раз,  

сколько  бабочек  у нас.  

Руки  вверх  поднимем  столько,  

крыльев  разных  у  них  сколько.  

Столько  раз  присядем  разом,  

сколько  лапок  видим  сразу.

  1. У  бабочек, которые  летают  днем,  более  яркая  окраска,  весёлая, звонкая, звучная.

Какие  краски  вы  возьмете,  рисуя  дневную  бабочку?

(красный, желтый, синий и т.д.)

  1. А вот  у  ночных  бабочек  окраска  более  …  какая?

(мягкая, грустная, даже  тусклая,  однотонная)

  1. Какие  краски  вы  возьмете,  рисуя  ночную  бабочку?

(голубую, светло-зеленую, серую, розовую и т.д.)

  1. Как  получить  такие  цвета?

(в каждую  добавить  немного белой)

  1. Но есть и такие  бабочки, в  окраске  которых  сочетаются  и  яркие,  и  тусклые  краски,  например: ленточница.
  2. Как вы думаете,  о  каких  бабочках,  дневных  или  ночных, говорится  в  стихотворении.

Бархатные крылышки,

Порхающий  полет

В танце  водят весело

Волшебный  хоровод.

Пестренькие  платьица

Присели  на  листок.

Тронь – и  вновь  закружится

Порхающий  цветок

(о дневной  бабочке)

  1. Почему вы  так  думаете?

(пёстренькие  платьица, т.е. яркие)

(порхающий  цветок – сравнивают  бабочку  с  цветком,  т.е.  веселая, яркая  окраска)

  1. Давайте  теперь  нарисуем  бабочку
  1. Показ  педагога

- На  половинку  листа  наношу  2  разноцветных  пятна  (одно  большое,  другое  поменьше),  складываю  половинки,  проглаживаю  ладонью.  Теперь  разворачиваю,  что  получилось?

Теперь  нужно  дорисовать   головку,  туловище, усики.

  1. Дети  самостоятельно  рисуют  бабочек.

(звучит музыка  «Как  прекрасен  мир  вокруг»)

  1. Посмотрите  на  доску.  Какие  красивые  получились  у  нас  бабочки (рис.,23,24,25)!

(все  работы  прикрепить  на  доску)

  1. Какие  виды  бабочек  запомнили?
  2. Почему  их  так  называют?
  3. Какие  цвета  используют, чтобы  создать  образ  дневной бабочки?
  4. Какие  краски  нужно  взять,  чтобы  нарисовать  ночную  бабочку?
  5. Для  чего  добавляют  в  краски  белый  цвет?



Предварительный просмотр:













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Морское царство" 2 часа, техника монотипия

Министерство образования и наукиСамарской областиНегосударственное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани      Методическая раз...

Урок по изобразительному искусству 2 класс "Художники-анималисты"

АннотацияУрок разработан по программе В. С. Кузина, М. Просвещения, 2009г.  На уроке учащиеся  получают начальные сведения о жанровом направлении в изобразительном искусстве. Урок – презента...

Разработка урока по изобразительному искусству Тема: «Архитектура Древней Греции»

Цель: способствовать формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции.Задачи:Знакомство обучающихся с памятниками архитектуры Древ...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Художник и фантазия. Изображение несуществующего животного" 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Художник и фантазия. Изображение несуществующего животного" 1 класс...

Разработки уроков по изобразительному искусству для 3 и 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Предлагаемые разработки уроков по изобразительному искусству для 3 и  4 класса  составлены по программе «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакци...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу "народные промыслы и декаративно-прикладное искусство"...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Наталья Сергеевна, огромное спасибо за новую для меня технику исполнения бабочки!