Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Акифьева Ольга Сергеевна

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу "народные промыслы и декаративно-прикладное искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Из таланта из терпения из народного умения»

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «СОШ с. Клинцовка»

Акифьева Ольга Сергеевна

2020-2021 учебный год

Методическая разработка

урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»

на тему:

«Из таланта из терпения из народного умения»

Цель: Познакомить детей с народными промыслами, особенностями данных промыслов, с их историей, а также с особенностями их росписи

.Задачи:

Личностные:

-Развивать внимание, мышление и речь

-развивать эмоциональное отношение к искусству, эстетический взгляд на мир

Предметные:

-учить опираться в работе на полученные знания

- формировать представление о народных промыслах, их истории и особенностях

Метапредметные:

Регулятивные:

-учить определять цель и задачи учебной деятельности

- учить организовывать свое рабочее место

-учить планировать свою деятельность

Познавательные:

-учить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

-развивать умения извлекать информацию из картинок.

Коммуникативные:

-учить излагать свое мнение в диалоге

-учить излагать свои мысли в устной форме

-учить выслушивать мнение другого

Оборудование:

у учителя: компьютер, проектор, экран, заготовки посуды для росписи

у учащихся: кисти, непроливайка, гуашь, акварель

Ход урока:

1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами проведем интересный и увлекательных урок, на котором вы узнайте много интересного о русских умельцах . Посмотрите на экран и попробуйте угадать о чем мы с вами сегодня будем говорить (слайд1).

Наш урок называется «Из таланта из терпения из народного умения», а значит, говорить мы будем о народных промыслах и декоративно-прикладном искусстве.

2. Основной этап.

С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушкукружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.

Художественные народные промыслы - творческая деятельность ремесленников, направленная на создание уникальных и неповторимых предметов с использованием их ручных приспособлений,

навыков, смекалки и внутреннего ощущения красоты.

Соответственно художественные изделия - результат творческой работы ремесленника ( слайд 2)

Филимоново. Зародился этот народный промысел несколько веков назад в небольшом селе Тульской области, жители которого изготавливали глиняную посуду и игрушки. Согласно поверью, местный крестьянин Филимон обнаружил здесь залежи белой глины. Он стал первым гончаром, а село по его имени получило название Филимоново (слайд3)

Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.(слайд 4)

Жостовская роспись. В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.(слайд5)

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе (слайд 6)

Гжель. Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.(слайд7)

Городецкая роспись. Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные  и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери(слайд7)

3.Практическая часть.  

   Ребята, мы рассмотрели одно из направлений народных промыслов – роспись. Как вы видите, расписывали наши предки любой материал: металл, глину, дерево, ткань.

Послушайте загадки и отгадайте, о какой росписи идет речь

Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)

Круглые, железные
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные
Удивительные и прекрасные!
(Жостовские подносы)

Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
Оживки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городец)

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)

 Сегодня мы свами тоже представим себя мастерами народной росписи и попробуем украсить наши  заготовки посуды народной росписью.

У вас на партах  заготовки различной посуды. Выберите себе понравившейся предмет и попробуйте его украсить той росписью, которая вам больше всего понравилась или запомнилась (на доске  показать элементы, которые можно использовать для  росписи).

(Дети выполняют практическую часть)

-Покажите   свои работы

Давайте, сделаем выставку ваших работ.

-Спасибо, у вас получилась замечательная и разнообразная посуда .

- Ребята, а о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?        

-Какие виды народных промыслов вы запомнили?

4 Рефлексия

С каким настроением вы работали сегодня?

-Что нового вы узнали?

-А что вам больше всего понравилось?

Спасибо вам большое за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Морское царство" 2 часа, техника монотипия

Министерство образования и наукиСамарской областиНегосударственное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани      Методическая раз...

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Журавлиная стая на восходе солнца" для 3 класса

На уроке ребята знакомятся с понятием "Воздушная перспектива". Творческая работа на заданную тему развивает творческое начало в детях....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" "Как украшает себя человек"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс «Школа России»...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 2 класс

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ  «сош№1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Украшение и фантазия.Украшаем кокошник и сарафанЦель: предоставить условия для ознакомления с ук...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству с презентацией (2 класс) на тему "Образ человека и его характер"

     Урок по изобразительному искусству на тему "Образ человека и его характер" (мужской образ в объёме) для 2 класса познакомит учащихся со скульптурой, способами пере...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...